Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ад Беспрерывного Воскрешения
Ад Беспрерывного Воскрешения – это раскаленная местность, где поверхность как раскалённый металл, у вас нет обуви, вы не можете никуда деться от этой обжигающей поверхности. Но это только полбеды. Внезапно возникает множество оружий. Поскольку ваш ум привык к гневу, то вы хватаетесь за оружие и начинаете бороться с другими существами ада, которых вы считаете виновниками ваших страданий. Так существа ада начинают резать друг друга на куски. Когда вас режут на куски, вы продолжаете чувствовать каждый кусочек вашей плоти, пока не потеряете сознание и не погрузитесь в состояние, подобное смерти. В это время в пространстве раздается голос, который приказывает вам ожить вновь. Так проходит не один день, а многие кальпы. Представьте: «Завтра я умру. Если я приму рождение в этом аду, то буду испытывать такие же страдания». Постарайтесь вообразить – каково будет тогда вам, если сейчас вы не можете выдержать даже зубную боль. В этом аду существа испытывают ещё относительно лёгкие страдания в сравнении со страданиями, которые испытывают существа в других формах ада. Вообще в любом аду нельзя принять какие-либо лекарства или регулировать температуру жары или мороза, чтобы унять боль. Наоборот, боль становится ещё сильнее. Причина, ведущая к рождению в аду – это негативная карма гнева и убийства. Сколько раз в предыдущих жизнях вы сражались на поле боя, убивали друг друга! Кармические отпечатки всех этих ваших действий присутствуют в вашем уме. Осознайте: «Если сегодня я не очищусь от них, а завтра – не проснусь, то меня ожидает весь этот адский ужас». Вы ведь можете после очередного выдоха не суметь сделать новый вдох, и тогда ваше рождение в этом аду предопределено. Размышляйте так: «Существует много причин, для того чтобы я созерцал участь существ низших миров. Первая причина заключается в том, что благодаря этому я смогу породить чистое Прибежище. Вторая причина заключается в том, что от того, насколько интенсивно я медитирую о страданиях существ низших миров, зависит сила моего отречения. Третья причина заключается в том, что от того, насколько точно я представляю страдания низших миров, зависит то, насколько сильное сострадание я смогу взрастить в своем сердце». Лучший способ для развития сострадания и бодхичитты – это открытие для себя все более тяжких видов страдания. Поэтому для развития сострадания важно подробно рассматривать различные виды страданий. Именно развитие сострадания и бодхичитты – это та цель, ради которой вы должны размышлять и медитировать о страданиях. Далеко не случайно в сутрах даётся описание ста восьми видов страданий. Когда Будда давал Учение, то начал он с изложения Четырёх Благородных Истин, из которых первая – это Истина Страдания, которая охватывает полное учение о страдании.
Лекция № 11 Как обычно породите правильную мотивацию: вы получаете наставления для укрощения ума. Вообще говоря, в зависимости от кармического механизма проявления различают два вида ада: 1) ад, являющийся результатом проявления коллективной кармы; 2) ад, являющийся результатом проявления индивидуальной кармы. Ад второго вида перестаёт существовать, когда истощаются индивидуальные кармические отпечатки. Наш мир не является результатом индивидуальных отпечатков. Наш мир – результат кармических коллективных отпечатков живых существ, населявших его в прошлом, населяющих его сегодня и тех, что будут населять в будущем. Так же и ад, – если говорить о нем как об определенном мире, – он тоже является результатом проявления коллективной кармы и имеет длительное существование во времени. Он может находиться в нашем мире, но – в другом измерении, поэтому люди не могут его видеть. В нашем мире вообще есть много явлений, которые мы не в состоянии увидеть. Глядя на гору, мы видим лишь гору, а духи, живущие в другом измерении, видят там дворец духа-хозяина местности. В науке изучаются эти явления, как например, феномен Бермудского треугольника, и выдвигаются различные гипотезы, в том числе и о том, что существуют другие измерения. Буддизм и наука сходятся во мнении, что объект не может исчезнуть бесследно. В Бермудском треугольнике морские и воздушные суда исчезают целиком, после их исчезновения не находят даже их обломков. Поскольку они не могут исчезнуть полностью, учёные выдвигают версии о том, что они находятся в другом измерении[68]. Аналогичным образом многие другие вещи существуют в нашем мире, но – в другом измерении. Если ваш духовный наставник является высоко реализованным мастером, то его обитель – это огромная, красивая мандала, которая размещается в пространстве обычного дома. Вы не можете её видеть. Это – феномен, точно такой же скрытый, как и то, что однажды увидел Речунгва. Речунгва, ученик Миларепы, однажды увидел, как во время дождя Миларепа спрятался в рог яка, при этом Миларепа не стал меньше размером, а рог – не увеличился, но Миларепа поместился в роге. Мандала духовного наставника не становится меньше, но, тем не менее, она находится в обычном доме. Существует много феноменов, которые находятся за пределами восприятия и понимания обычных людей. Поэтому, например, если наш, человеческий, глаз не воспринимает какого-то цвета, мы не вправе утверждать, что и животные тоже не видят его. Мы, люди, воспринимаем цвет не так, как другие существа. Каждый вид существ воспринимает цвет _ и вообще все вещи – в зависимости от своих кармических отпечатков. Скажите себе: «Возможно, существует то, чего я не знаю, не воспринимаю. Если я не вижу какого-то явления, это вовсе не означает, что оно не существует. Отрицать его существование только на основании того, что я этого не вижу, было бы признаком умственной ограниченности. Поэтому определенно ад существует ». В том, что вы верите в ад, нет ничего опасного. Если вы верите в существование ада, то не будете совершать вредоносных действий, и ад вам не грозит. Если он существует, а вы полагаете, что его нет, тогда это намного опаснее. Вы не предпринимаете никаких мер, чтобы спастись. Врачи предупреждают об угрозе заражения некоторыми очень опасными вирусами, распространенными в определенных местах, и предостерегают от поездок в эти места, и мы доверяем им и принимаем меры по профилактике, хотя не видим никаких вирусов. Было бы глупо, если бы вы отказывались от профилактики опасного заболевания, говоря, что раз не видите вируса, то, следовательно, его нет. Подобно врачам, Будды и бодхисаттвы, а также буддийские ученые исследовали опасные для живых существ весьма скрытые феномены и из сострадания дали учение, призванное нас защитить. Из сострадания они дали учение о том, что ад реально существует. Ад относится к категории очень скрытых феноменов, в познании которых следует положиться на авторитет Будд и бодхисаттв. Их речь является безобманной, и они не говорят пустых слов. Если бы вы попытались самостоятельно доказать существование ада, то потратили бы на это всю свою жизнь, а когда убедились бы в этом самостоятельно, то оказались бы на пороге смерти. Это аналогично тому, как если бы вы, будучи тяжело больным, стали бы долго исследовать лекарство от своей болезни – вместо того чтобы немедленно его начать принимать. А когда вы, наконец-то, поймете механизм его действия, будет слишком поздно, чтобы применять его – вашему телу оно уже не поможет. Придерживайтесь срединного пути: не будьте легковерными, но и слишком подробные исследования тут ни к чему, потому что у вас не хватит времени для практики Дхармы. От того, чтобы поверить в существование ада, вреда не будет. Надо придерживаться здравомыслия, Благодаря тому общему учению об аде, которое я даю на основе авторитетных источников, вам следует обрести веру: «Ад существует. Я должен быть осторожен! »
Ад Чёрных Линий В этом аду страдания схожи с теми страданиями, которые есть в Аду Беспрерывного Воскрешения. Там тоже очень жарко, тело горит. Однако помимо жары там присутствуют помощники Ямы, или стражи ада. Там есть существа, именуемые ава, они имеют тело человека, а голову буйвола, и есть другие существа, якши, имеющие на человеческом туловище голову свиньи. Их великое множество, кроме них есть и другие стражи ада. Если вы попадете туда, то стражи ада толпой будут шумно гоняться за вами. Представьте, что вы вместе с другими существами убегаете в ужасе от них, но бежать некуда, вы падаете, всё тело горит. А огромные авы и якши, издавая ужасающие кличи: «Убей! Ударь! », настигают вас, хватают, бросают ваше огромное тело на раскаленный металлический пол и раскаленными железными прутами рисуют черные линии на вашем теле, доставляя вам невыносимую боль. Существа испытывают в этом аду – в отличие от предыдущего ада – не только телесные страдания, но также невыразимые чувства ужаса и страха. После того как на ваше тело нанесены черные линии, слуги ада начинают ваше тело распиливать и рубить вдоль этих черных линий. Вы кричите и плачете от боли, но помочь вам некому, когда проявляется ваша карма. Когда ваше тело полностью распилено и разрезано, и отделенные друг от друга кусочки вашей плоти и капли крови падают на раскаленное железо, они все еще связаны с вашим сознанием, и вы испытываете безмерные муки. Затем вы теряете сознание в подобии смерти. Затем – снова оживаете. Любой может оказаться в этой ситуации, поэтому, когда вы слышите об адах, то не думайте, что описываются чьи-то чужие страдания – это ваши собственные страдания, которых вам не миновать, ибо у вас есть все причины для рождения там. Проявление вашей негативной кармы – это дело времени, на данный момент вы стоите в очереди, ведущей в ад. Если вы не очиститесь от негативной кармы, то дождетесь своей очереди. Вместо того чтобы бояться рождения в мире ада, мире голодных духов, мире животных, вы боитесь того, чего не следует бояться: критики, плохой репутации, старости и всего того, что не ведёт к рождению в аду. Постарайтесь осознать реальность тех адских страданий, которые у вас впереди, и которые непременно настигнут вас, если вы не примете меры.
Раздавливающий Ад
Те, кто раздавливает руками или ногами насекомых, испытает точно такие же страдания, которые терпят они под вашими руками. С очень большой вероятностью вы попадаете туда. Каким образом вы убивали насекомых, таким же образом этот ад проявляется для вас. В этом аду очень горячо, кроме того, вы попадаете между двух гор, имеющих форму огромных голов насекомых или животных, которых вы убивали. Эти горы быстро движутся навстречу друг другу и раздавливают вас. Вы словно маленькое зерно, которое толкут в ступе. Кругом очень горячо, вы убегаете, но бежать некуда, вокруг шумно, сверху на вас что-то падает и давит вас, вы падаете и умираете, затем оживаете, и снова всё повторяется. Перед вами предстают видения животных, которых вы убивали – быки, овцы, свиньи. Они гонятся за вами, настигают и давят вас. У вас нет ни мгновения покоя. Вы беспрерывно ощущаете боль. Все это – результат вашей кармы и продолжается до тех пор, пока соответствующая карма не истощится и не прекратится действие естественного закона причины и следствия.
Ад Плача Ад Великого Плача Здесь огонь ещё более интенсивный, чем в предыдущих трёх адах. Вся поверхность земли в этом аду охвачена огнём, на ней стоит наглухо закрытый небольшой дом, в нем находитесь вы. Дом охвачен огнём, страдания от жары невыносимы. Вы думаете только о том, как спастись, выбравшись из этого дома, у вас только одно желание – скорее покинуть этот дом. Вы не способны думать ни о чем кроме этого – ни о еде, ни даже о том, чтобы дышать. Вы только плачете, взывая о помощи, но никто не может вам помочь. Там много таких же металлических домов, где заключены живые существа и точно так же стенают от боли. Если этот ад существует в нашем мире, то он может быть совсем небольшим местом, но для тех живых существ, которые там обитают, он огромен. В «Абхидхарме» говорится, что Ад Плача находится в Бодхгайе, глубоко под землей. Чтобы получить хоть какое-то представление об этом месте страданий, можно привести, в качестве примера, раскаленную вулканическую лаву: хоть это и не ад, но в первом приближении отражает действительность в Аду Плача. Но есть еще более сильные страдания, которые испытывают существа в Аду Великого Плача. В тексте говорится, что если вылить ведро вулканической лавы с поверхности земли на живое существо, страдающее там, то для него оно будет восприниматься как холодный душ. Когда я учился в Варанаси, то недоумевал, как горячая лава может восприниматься как холодный душ. Впоследствиии я понял, что это происходит в силу взаимозависимого возникновения. Так, например, после сауны, тёплая вода кажется прохладной. Живые существа находятся там очень долго.
Горячий Ад Все вышеперечисленные виды ада являются горячими, но этот ад называется Горячим Адом, потому что он – очень горячий в сравнении с ними. Если предыдущие четыре ада можно сравнить с финской сауной, то Горячий Ад – это как русская баня " Сандуны" в сравнении с сауной. Горячий Ад – это настоящий ад. Если в отношении холода есть предел понижения температуры, – как говорят ученые, это 270°C, – то у жара предела нет: огонь может становиться всё более и более интенсивным. Я заметил, что в текстах, где описываются горячие ады, говорится, что они становятся всё горячее и горячее, а когда идёт описание холодных адов, то не говорится, что есть более холодные ады. Почему у жара нет предела? По-видимому, по той причине, что скорость движения может все более и более возрастать[69]. Разница между Горячим Адом и предыдущими видами адов проявляется в том, что когда существо, страдающее в предыдущих видах ада, отрывает ногу от раскаленного пола, то его нога ощущает некоторую прохладу. В Горячем же Аду этого не происходит, и пылает каждая клеточка тела страдающего здесь существа. Якшы, авы ловят страдальцев и льют им в рот адскую лаву, от этого все внутренности вытекают наружу. Это крайний вид страданий. Если вы окажетесь там, то в этот момент ваше тело разваливается, вы теряете сознание, но через некоторое время снова оживаете для продолжения своих мучений.
Ад Экстремальной Жары Это еще более горячий ад. Здесь также вся местность объята огнем, и вы ещё больше страдаете от жары. Вам не только заливают лаву в рот, но и заворачивают ваше тело в горячие листы железа, затем отдирают эти листы, разрывая тело на части. При этом каждая часть тела испытывает боль от жара. Перед вами может лежать большой лист железа и стражи ада заворачивают вас в эти листы, как будто вы являетесь книжным текстом, который заворачивают в обложку. Такие страдания есть результат того, что вы относились к текстам Дхармы и священным предметам (статуям и т.д.) с неправильной мотивацией, распространяя её не для блага живых существ, а ради своего собственного пропитания и обогащения, то есть какую причину вы создали, такой результат вы получаете. Если вы, продав духовную литературу, снова вкладываете вырученные средства в её издание и распространение, продолжая помогать живым существам в их практике, то тогда это станет примером правильного отношения к книгам и предметам Дхармы. Есть одна очень поучительная история. Как-то раз один йогин спустился с гор, чтобы прочитать молитву для одной семьи по просьбе её главы. Он пришёл к ним, прочёл молитву, принял их угощение. Когда он вернулся обратно в горы, у него начались сильные боли в желудке. Он вошел в медитативный транс, чтобы понять причину этой боли, и увидел слог «А», который перемещался в его желудке, вызывая нестерпимую боль. Поскольку он обладал прямым видением Манджушри, то спросил у него, почему в его желудке перемещается слог «А», причиняя боль. Манджушри ответил: «Сегодня ты посетил место, где поселилась беда. Семья, для которой ты читал молитву, занимается бизнесом, торгуя духовной литературой ради своего пропитания. Сегодня эти люди сделали тебе угощение на деньги, вырученные от продажи «Праджняпарамиты». Из-за съеденного тобою угощения ты обрел определенную кармическую связь с этим их бизнесом, но, поскольку у тебя высокие духовные заслуги, то созданная негативная карма проявилась тут же, а вот эти люди будут впоследствии в результате проявления их кармы испытывать мучения в аду в течение долгого времени». Так что будьте очень осторожны с духовной литературой, статуями, особенно, если они старинные.
Ад Авичи Есть предание о том, как в прошлом один йогин отправился в горячий ад и принёс оттуда небольшую головню адского огня. На земле стало невыносимо жарко, и его гуру попросил вернуть адский огонь обратно. Так что, если бы горячие ады располагались под землей Бодхгайи, как это описывается в текстах, то, наверное, в Бодхгайе было бы невыносимо жарко, поэтому, я думаю, всё-таки они находятся в другом измерении. Иначе мы ощущали бы эту жару. Но подобных рассказов существует множество. Слушая их, вы поймёте, что горячие Ады все-таки реально существуют. Но нет хуже ада, чем Ад Авичи. В нём нет ни одного мгновения, когда вы могли бы расслабиться. Каждое мгновение вы испытываете крайний вид страдания, крайнюю боль. Есть сходство с тем, как металл, закаляемый в огне, становится раскаленным настолько, что сливается с огнем: ваше тело в этом аду сливается с огнём и горит каждое мгновение. Длится это очень долго. Ум наполнен страхом. Невозможно объяснить, насколько сильна боль. В сансаре нет хуже этого места, немыслимо даже представить худшие, чем эти, страдания. Невероятно грустно, что вы обречены там находитесь многие и многие эоны. Все причины, чтобы родиться в этом аду, у вас есть, и пока они не проявились, вам необходимо очиститься от них. Предположим, что кто-то вам сообщил, что у вас обнаружили опасный вирус, и что его можно вылечить. Разве не примете вы все необходимые меры? Вы будете готовы заплатить любые деньги, чтобы избавиться от страшного вируса. После того как вы на основе этих наставлений осознаете, какие мучения вам придется испытать в аду, вы не сможете больше бездействовать. Надо сразу же начать устранение причин рождения в аду, очищать негативную карму. Для тех, кто ленится и откладывает практику Дхармы, медитативное созерцание своих собственных страданий в аду оказывается очень эффективным. У Будды было два племянника. Будучи царевичами, они были очень ленивы. По просьбе Будды его ученик Маудгальяяна взялся их наставлять. Но сколько бы он ни пытался, они не хотели заниматься практикой Дхармы. Тогда Маудгальяяна задумался: «Каким же способом вдохновить их на практику Дхармы? » И с помощью своих сиддхи он перенёс их в ад, правда, не настоящий, а вторичный. Если бы он перенес их в один из горячих или холодных адов, то они умерли бы, не выдержав зрелища пыток, которым подвергаются там существа. Итак, они увидели, как в огромном котле варилось живое существо, которое очень сильно кричало. Царевичи спросили: – Что сделало это существо, что так мучается? – В прошлой жизни это был плохой практик Дхармы, создавший много негативной кармы. – Ответил Маудгальяяна. Неподалёку стояли два котла с кипящей водой, в которых никого не было. Царевичи поинтересовались: – Почему котлы пустые? – Спросите у стражей, – ответил Маудгальяна. Когда царевичи спросили у стражей, те ответили, что эти котлы приготовлены для двух нерадивых племянников Будды, которые полагают, что если они родственники Будды, то им необязательно практиковать Дхарму. Между тем, когда проявляется карма, для неё нет никаких племянников. Царевичи, устрашившись перспективы быть заживо сваренными, стали по возвращении с этой экскурсии в ад искренне практиковать Дхарму, причем особенно рьяно – при упоминании об аде. Впрочем, тот ад не был настоящим, а был лишь видением ада, которое устроил для племянников Будды Маудгальяяна при помощи своих чудодейственных сил. Почему полезно размышлять о страданиях в аду? Потому что в результате таких размышлений появляется вдохновение к практике Дхармы. Если вы боитесь ада, то это лучший вид страха. Только глупцы не боятся ничего – ни наркомании, ни алкоголизма. Мудрые люди должны избегать всего этого. Это очень глупо – не бояться этих вещей. И точно так же глупо не бояться негативной кармы и ада. Некоторые глупцы заявляют: «Я совершил убийство. И где вы видите негативные последствия, которые, по вашим словам, должны наступить в результате действия закона кармы? » Но ведь часто яд не действует тут же, а медленно отравляет организм и, в конце концов, приводит к летальному исходу. Мудрые должны бояться того, чего следует бояться, и принимать меры по своей защите. Поэтому в первую очередь наша практика должна выполнять защитные функции. Не стремитесь достичь рождения в Чистой Земле, обрести тантрические реализации, результаты в йоге божества, иначе у вас возникнет привязанность к духовной практике на том основании, что это модно. В первую очередь бойтесь того, чего необходимо бояться. Именно по этой причине мастера прошлого, как, например, Арья Нагарджуна, акцентировали своё внимание на страданиях низших миров. Когда у вас возникнет страх перед низшими мирами, вы будете искренне практиковать Дхарму. Точно так же как племянники Будды, вы будете не в состоянии принимать пищу, когда вспомните об адах. Между тем, чтобы племянники Будды не находились в состоянии постоянной тревоги и страха, Маудгальяяна с помощью чудодейственных сил перенёс их в рай. Они увидели там роскошный бассейн, где плавал человек, которого окружали дакини, подносившие ему яства, омывали его тело. – Что он совершил такого, что позволяет ему испытывать такие наслаждения? – спросили царевичи. – Он искренне практиковал Дхарму, – ответил Маудгальяяна. После этого они увидели два пустых бассейна, рядом с ними в ожидании стояли по пять дакинь. – Почему в этих бассейнах нет никого? – спросили принцы. – Спросите у дакинь, – ответил Маудгальяяна. Племянники с большим удовольствием побежали спрашивать у дакинь, почему пусты бассейны. Дакини им ответили, что в мире людей есть два племянника Будды, которые успешно занимаются практикой Дхармы. Когда они умрут, то примут рождение в этом невероятно красивом месте с великолепным домом. Окрылённые приятным известием, царевичи едва удержались, чтобы не похвастаться, что они и есть эти самые племянники Будды. После этого происшествия, когда они вернулись обратно в мир людей, их практика стала уравновешенной: когда, размышляя об участи в аду, они испытывали слишком сильный страх и панику, то вспоминали о рае, а когда они увлекались мирскими радостями, то Маудгальяяна напоминал им об аде. Этот пример учит нас ровно относиться к практике, не впадая ни в одну из крайностей, когда мы забываем о существовании ада или, наоборот, постоянно сконцентрированы только на страданиях ада. Я, зная об этих особенностях человеческой психики, использую этот метод. Когда мой ум слишком расслаблен, я вспоминаю об адских страданиях, и у меня поднимается паника, что я не защитился от падения вниз, и я интенсивно практикую. А если много думать обо всех этих видах ада, то ум становится напряжённым, у вас пропадает желание общаться с людьми, исчезает любовь к ним, вы даже можете лишиться аппетита. В этот момент вы должны вспомнить о Чистой Земле, о том, как там существа счастливы. Раз уж с вами рядом нет Маудгальяяны, чтобы постоянно напоминать вам об аде и рае, вы должны воспользоваться его техникой и соблюдать баланс в своей практике. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы