Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Подходы к изучению представлений в отечественной и зарубежной психологии



Существуют ряд многочисленных определений понятия социального представления в современной психологии, которые выявлены благодаря исследованиям в этой области.

В психологии термин «представление» чаще всего используется в двух смыслах. В широком и узком:

В широком смысле, представление — это психический процесс, в котором происходит отражение предметов или явлений, но в такой момент времени они могут не воспринимаются, но при этом воссоздаются полагаясь на прошлый опыт [37; 291].

В узком смысле, представление является образом явления, события или предмета, их чувственная составляющая. В этот момент они не оказывают влияния на органы чувств человека. Такие образы возникают в результате воспроизведения прошлого опыта субъекта (результатов ощущений и восприятий) в памяти или воображении [39; 358].

Другие определения этого понятия приведем ниже. Они также раскрывают суть понятия.

Представление - это наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе припоминания или же продуктивного воображения, на основе имевших место ощущений и восприятия [5; 422].

Представления – это изменчивое образование, а никак не механическая репродукция образов восприятия. Образ представления определяется как целями и задачами создания этого образа, так и индивидуальными особенностями человека, его интересами, направленностью.

Социальное представление – скорее ежедневно используемое, обыденное понятие какой-либо категории тех либо иных социальных явлениях, т.е. метод интерпретации и осмысления ежедневной действительности. Иначе ее называют повседневная реальность. При поддержки социальных представлений любая категория сооружает установленный образ общественного мира, социального окружения, его ВУЗов, власти, законов, общепризнанных моралей, норм и правил. Социальные представления - аппарат не личного, а конкретно массового общественного знания, так как " понятие" вырабатывается на базе опыта, деятельности категорий и групп [11].

Социальноепредставление- система ценностей, идей и практик, предназначенная для ориентировки индивидов в социальном и материальном мирах, а также для облегчения интрагрупповых коммуникаций между индивидами. Это понятие рассматривают [7; 467]:

1. как продукты социального мышления;

2. как процессы, посредством которых конструируется реальность.

Представление это конструирование и непосредственно само создание конкретных образов явлений и предметов, которые мы когда-нибудь воспринимали и они оказывали воздействие на наши органы чувств [9; 116].

Стоит отметить одну из основных особенностей представления, которая заключается в образе предмета, который воспроизводится в отсутствие предмета на основе сенсорного воздействия, предшествовавшего ему. Существует явное отличие представлений в сравнении с образами восприятия: они отличаются меньшей яркостью, фрагментарностью, обобщенностью и динамичностью.

Истоки формирования изучений в направленности социальных представлений выпадают на начало прошедшего века. Основы концепции общественного, социального мышления в отечественной психологии были заложены С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, с группой «социальные представления» смыкается группа «житейские понятия», созданная в отечественной эмоциональной науке Л.С. Выготским. Вместо группы «социальное представление» в обороте применялось подобные группы: «мнение», «суждение». В будущем исследованием социальных представлений в отечественной психологии занимались Г.М. Андреева, К.А. Абульханова - Славская, В.Н. Брушлинский.

Л.С. Выготский направил интерес на так именуемые «житейские понятия», противоположные научным. Первые создаются ранее других и возникают на базе личного опыта, вторые - на базе взаимосвязей с другими мнениями. Изучая формирование мнений в детском, более раннем возрасте, Л. С. Выготский писал о жизненных (неожиданных) и научных мнениях в труде «Мышление и речь». Житейские понятия - покупаемые и применяемые в обиходе, в ежедневном общении слова. Научные мнения - это слова, которые ребенок выяснит в школе, определения, интегрированные в систему познаний, связанные с иными определениями.

Л. С. Выготский предполагал, что формирование неожиданных и научных понятий идёт в других направленностях: неожиданных - к постепенному осознанию их смысла, научных - в обратном направленности. Анализ спонтанного мышления малыша уверяет нас, что ребенок в еще большей степени понял объект, нежели понятие само по себе. Анализ научного понятия уверяет нас, будто ребенок в самом истоке еще лучше понимает понятие, нежели изображённый в нём объект» [10; 288].

Согласно теории сознания С.Л. Рубинштейна, социальные представления - это составляющие индивидуального сознания личности, в котором отражены представления о других и о себе.

Ученый характеризовал представления следующим образом: «представление образно-наглядно и связано более или менее непосредственно с наглядной единичностью, отражает явление в его более или менее непосредственной данности…» [33; 329]. По мнению С.Л. Рубинштейна, «в понятии преодолевается ограниченность явления и раскрываются его существенные стороны в их взаимосвязи. Суждения же - «это некоторое действие субъекта, которое исходит из определенных целей и мотивов, побуждающих его высказать или принять. Оно является результатом мыслительной деятельности, приводящей к установлению определенного отношения мыслящего субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете, установившимся в окружении индивида». Таким образом, категория «суждение» оказывается достаточно близкой по смыслу категории «социальное представление».

К.А. Абульханова - Славская, рассматривая социальные представления как механизм сознания личности, отмечает, что при таком понимании социальных представлений необходимо изучать роль личностных особенностей в функционировании и содержании представлений.

К.А. Абульханова - Славская делает акцент на том, что социальные представления личностны, т.е. они принадлежат личности и несут в себе личностную специфику [3; 96].

Согласно Г.М. Андреевой [4; 7], человек никак не в состоянии узнать социальный мир в одиночку: он непрерывно соотносит свое познание с познанием иного (либо остальных), то есть процесс коммуникации подключен тут органично в сам процесс знания. Однако поскольку быстро коммуникация постоянно исполняется при поддержки языка, крайний играет итоговую роль в том, каким образом интерпретируется находящийся вокруг человека мир. С самых первых шагов социализации кто-то «иной» дает человеку находящийся вокруг его мир – информацию о нем, следственно, ребенок воспринимает мир в некой данной рамке, в которую он заключен. Другими словами для индивидуума появляется, наравне с беспристрастной реальностью, некая субъективная действительность – образ находящегося вокруг него. В данном значении человек никак не просто «снимает» мир – «фотографирует», однако при все этом конструирует его. Перед «конструированием» понимается сведение в систему информации о мире, организация данной информации в связные текстуры, с целью постижения ее значения. Именно это и дозволяет выстроить «картину» беспристрастной действительности, значимость которой выступает почти самым существенным для человека, нежели действительность беспристрастная – объективная реальность.

У различных людей, в зависимости от их личных особенностей – отличий от других людей, представления имеют все шансы существенно различаться по яркости, отчетливости, стойкости, полноты либо бледноты, неустойчивости, фрагментарности, схематичности и т.д. Фактически в процессе определенной деятельности в особенности немаловажны личные отличия, связанные с возможностью активизировать представления и видоизменять их. Нужная для деятельности (к примеру, художественной, музыкальной), данная способность в процессе соответственной деятельности и вырабатывается.

Т.П.Емельянова описывает социальные представления как составляющие публичного сознания, в каких на уровне здорового значения взаимодействуют разные идеологические взоры, убеждения, познания, которые в совокупности сочиняют и разъясняют общественную действительность [16; 39].

По Т.П. Емельяновой, более важной функцией социальных представлений считается познание. Социальные представления гарантируют отображение, классификацию и разъяснение общественной действительности, которая воспринимается человеком через призму личных желаний и интересов. Иная функция содержится в привыкания совершающихся социальных прецедентов, явлений политического, научного намерения к теснее сформировавшимся, раньше существовавшим взглядам, мнениям и оценкам. Еще одна функция социальных представлений состоит в опосредовании, регуляции поведения [17; 43].

Теория социальных представлений была разработана представителем французской психологической школы С.Московичи, который рассматривал социальные представления как систему знаний, помогающих человеку осмыслить и понять окружающую социальную действительность. Главные составляющие структуры социальных представлений – это информация, поле представления и установка, а приспособлениями формирования и укрепления социальных представлений выступают категоризация и наименование, язык и память. Социальные представления содействуют формированию общественной идентичности, восприятию себя составляющей общественной системы, у членов которой сплошное миропонимание, совместный взор на мир [35; 147].

Социальные представления, по мнению С. Московичи, - это «универсальный социально-психологический феномен, включающий все формы познания», объединяющий «идеи, мысли, образы и знание, которыми совместно пользуются члены коллектива (общности)» С. Московичи, объясняя природу социальных представлений, считает их рядом «понятий, высказываний и объяснений, возникающих в повседневной жизни в процессе межличностного общения. В нашем обществе они эквивалентны мифам и системам религиозных убеждений в традиционных обществах: их можно было бы даже назвать современным вариантом здравого смысла» Данное определение С. Московичи считается классическим [32; 28].

В рамках теории социальных представлений С.Московичи выделяет «три основные функции социального представления в общественной жизни: охранение стабильности, устойчивости индивидуальной или групповой когнитивной структуры; детерминация поведения и, наконец, адаптация внешних социальных фактов, введение их в строй духовной жизни коллективного субъекта» [34; 14].

Одна из важнейших функций – функция поддержания стабильности психологической жизнедеятельности субъекта: «Содержание, логика представления укрепляют внутреннюю структуру группы или индивида, воспроизводят и актуализируют ее, устанавливая внешние связи» [32; 16]. Регуляция поведения индивидуального и группового субъекта – вторая важная функция социального представления. С.Московичи отмечает, что когда субъект реагирует на систему внешних стимулов, он непременно обращается к своему прошлому перцептивному опыту. Третья функция носит адаптивный характер и представляет собой «приспособление вновь поступающей информации к уже сложившимся в социальной общности нормам, оценкам, представлениям». Основная задача индивидуального познания, по Московичи, сводится к овладению непонятным и превращению его в «свое», обычное, банальное.

С. Московичи считает социальные представления всепригодными приспособлением общественного знания и поэтому – главным предметом изучения. Еще Московичи считает социальные представления приспособлением личного и публичного сознания, т.е. разглядывает дилемму в контексте пропорции сознаний. Несмотря на заметное родство между доктринами С. Московичи и Э. Дюркгейма, каждый из них не имел в виду бессознательного возникновения и функции социальных представлений. С. Московичи разглядывает социальные представления общества в целом, тогда как, по-видимому, необходимо размежевать социальную действительность и ту сферу общественной реальности, которую предоставленная личность обхватывает собственным сознанием и действием, в которой проходят рубежи ее жизненного пути, самоосуществления, общения с иными людьми. Личность с собственным сознанием как оказалось пропорциональна (либо никак не пропорциональна) той сфере, в которой она проживает, и это определяет не только лишь «мост» между личным и общественным сознанием, который имеет в виду Московичи, но и разные «барьеры», мешающие вольному вторжению в личный рассудок социальных представлений. Одни представления усваиваются автоматически, другие же требуют определенных усилий. Одни остаются для личности умозрительными абстракциями, другие – выражают позиции и отвечают ей, открываются как опора. Одни представления, требуют усилий, другие усваиваются автоматически.

Структура социального представления по Московичи содержит три компонента [34; 12]:

1. информацию — сумму знаний о представляемом объекте;

2. поле представления, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны (смысловое поле и картину мира индивида). Оно присутствует там, где представлено «иерархизованное единство элементов», более или менее выражено богатство содержания, и существуют образные и смысловые свойства представлений.

3. установка - отношение субъекта к объекту представления.

В. Дуазом описываются результаты анализа явления анкеровки в исследовании социальных представлений [13; 172].

Дуаз отталкивается от мысли Московичи о том, будто существует две взаимодействующие когнитивные системы: – операциональная, трудящаяся на базе ассоциаций, розыска отличий и т.п., а иная – нормативная, которая осуществляет контроль, верифицирует, отбирает основываясь на правилах. То имеется речь идет о какой-никакой-то «метасистеме», которая перерабатывает материал, рождаемый первой.

«Объяснять социальные представления, говорит Московичи, - также значит объяснять, почему некоторые когнитивные убеждения, подвергающиеся обсуждению и обдумыванию, изменяют свою природу и становятся нормативными или экстраординарными, как это случилось с правами человека около двадцати лет назад» [31; 167]. Развивая эту мысль С. Московичи,

В. Дуаз вводит понятие «организующих принципов метасистемы». Эти принципы могут предъявлять различные требования к организации материала: например, в случае научной деятельности, это требование применения строгих логических правил, а в ситуации конфликта группы с другой группой – направленность на защиту ее единства.

В. Дуаз связывает понятие организующих принципов с социальных представлениях: «Важной проблемой в изучении социальной психологии является то, что их материя, состоит из собрания человеческих мнений, аттитюдов или предрассудков, из которых нужно реконструировать общие для человеческих групп, организующие принципы» [14]. В этой связи Дуаз большие надежды возлагает на статистический анализ данных, где организующие принципы проявляются как принципы общности, которые можно обнаружить в индивидуальных различиях.

В ходе изучения было определено 3 фактора. В первую причину попали суждения, отражающие общественные и финансовые предпосылки делинквентности (эксплуатация, социальное неравенство, рецидивизм как последствие санкции в тюрьме и проч.). Вторая причина отражала биологические разъяснения происхождения делинквентного поведения (болезни органического нрава, гомозиготность, психические странности). Третья причина говорит о психологических разъяснениях данного действа (упадок подросткового возраста, неблагополучные межличностные дела и др.). Последующий вопрос, который задавали респондентам, состоял в том, какие необходимо воспринимать меры публичного регулировки, чтоб совладать с вариантами нарушения общепризнанных мерок общественного поведения. Все ответы распределились сообразно 3 причинам;

1. проведение и постоянное использование психотерапевтической работы с делинквентом,

2. тюремное заключение,

3. отрицание психотерапевтической работы, и решения заключения в тюрьму.

Анкеровка состоит в том, будто общественные представления - действительно имеющиеся действа, отражающиеся в беспристрастной реальности, в определенных вариантах делинквентности.

Колин Фрэйзер считает, будто понятие социальные представления совсем недалеки к понятию аттитюдов, однако не в их современном облике, а в том категориальном наполнении, которое им вначале придавали Томас и Знанецкий, трактуя их как точки зрения на мир, делимые социальными группами. При данном, Фрэйзер считает, будто многообещающим было бы изучение социальных представлений как структурированных систем аттитюдов, то есть исследование того, как люди понимают уже обширно известные и принимаемые общественные представления [44; 17].

Также одной из известных выступает теория социальной идентичности Г. Тежфела [40]. Согласно этой концепции:

1. индивидум, полагая себя членом какой-либо категории, устремляется поставить ее позитивно, поднимая статус категории и самомнение;

2. свойство и смысл идентичности ориентируется с поддержкою категоризации (закономерных операций) и сопоставления собственной категории с наружными группами сообразно ряду характеристик; категоризация и сопоставление считаются когнитивными методами самоопределения индивидуума;

3. положительная социальная тождественность достигается на базе сопоставлений в выгоду себя, собственной категории и именуется массовым фаворитизмом;

4. когнитивный составляющую связан с психологическим, в каком месте крайний описывается как переживание прецедента собственной приспособления к группе в форме разных эмоций - любви, нелюбви, обиды и др.

Направленность, объявленное Жан-Клодом Абриком и его работниками еще в 80-х годах и деятельно развивавшееся в 90-х, сообразно праву разрешает полагать себя не разработанным до конца, однако и породившим огромное численность эмпирических дел. Изыскателей завлекает бесспорность операционализации мнения общественного представления, предложенной Ж.-К. Абриком.

Есть центральное ядро, которое соединено с коллективной памятью и ситуацией категории, оно описывает однородность категории чрез консенсус, оно прочно, стройно и стабильно, никак не совсем щепетильно к наличному контексту, исполняет функцию порождения смысла общественного представления и описывает его компанию. В собственную очередность, периферическая система гарантирует интеграцию личного эксперимента и летописи всякого члена категории, поддерживает неоднородность категории, она подвижна, несет в себе противоречия, нежна к наличному контексту, исполняет функцию привыкания к определенной действительности, дозволяет дифференциацию содержания, сохраняет центральное ядро [1; 76].

Ивана Маркова дает систему взглядов, которая призвана более точно определить эпистемологический статус концепции, связывая ее с разными доктринами познания, а еще записать парадокс социальных представлений в панораму имеющихся взоров на социальное мышление. Маркова указывает, каким образом социокультурные доктрины познания трактуют формирование рефлексивного мышления, которое возникает из когнитивной Я-дифференциации, и как в эту логику вписывается парадокс социальных представлений. Главными мнениями, вводимыми Марковой в данной взаимосвязи, считаются мнения когнитивной дифференциации и когнитивной глобализации.

Социокультурные теории, как считает Маркова, акцентируют в большей степени формирование рефлексивного мышления, основанного на когнитивной дифференциации. Данные доктрины предполагают, будто для того, чтоб стать независящим мыслителем, ребенок либо ученый обязаны концептуально избавиться от ограничений, творимых их социальным окружением. В антагонистичность им, теория общественного представления фокусируется в первую очередность на тех формах мышления, которые считаются упрощенными, автоматизированными, наименее рефлексивными. Это мышление, которое как раз и появляется из ограничений, воздвигаемых социальным окружением и препятствующих человеку думать самостоятельно. Это мышление, инкорпорируясь в символическое социальное окружение, осваивается в механической деятельности людей. Маркова именует это действием когнитивной глобализации [29; 187].

Вольфганг Вагнер, знатный теоретик концепции, дает собственный взор на мнение социальных представлений. Вагнер считается одним из тех методологов, которые ратуют из-за методичное разграничение парадигмы общественного представления с обычным социальным когнитивизмом. В логике данного размежевания, он дает терминологически распознавать «представления» и «понятие» [8; 248].

Вывод:

Социальные представления – это система ценностей, идей и практик, предназначенная для ориентировки индивидов в социальном и материальном мирах, а также для облегчения интрагрупповых коммуникаций между индивидами.

Понятие социального представлений было введено С. Московичи. Он писал, что социальные представления о каком либо явлении, являются способом обыденного познания действительности. Им разработана теория социальных представлений, которая выступает ведущей и на данный момент. Он считает, что представления - ведущая и единственная характеристика и общественного, и индивидуального сознания. Московичи утверждает, что любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку, являются социальными представлениями.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. ФЕТАЛЬНАЯ ДРАМА ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ТЕОРИИ ФЕТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  2. PAGE7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  3. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
  4. Автор программы доцент кафедры общей психологии Терещенко В.В.
  5. Административный договор в зарубежной административно-правовой теории
  6. Б послевоенные годы оказала победа Советской страны в Отечественной войне. Военная тема
  7. Биологические подходы к возникновению и поддержанию панического расстройства
  8. В отечественной и зарубежной историографии (8 ч.)
  9. В советской и современной отечественной историографии (8 ч.)
  10. В соответствии с каким законодательством определяются условия труда российского гражданина, если он осуществляет трудовую деятельность в зарубежной командировке?
  11. ВНЕЛИТЕРАТУРНАЯ ЛЕКСИКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
  12. Вопрос 9. В чем проявляется взаимосвязь юридической психологии с криминологией?


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 4609; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь