Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Историческая школа «Анналов»



Одним из авторитетнейших направлений в историографии XX в. стала школа «Анналов», совершившая, по выражению Питера Берка, «подлинную историографическую революцию современности». Их отказ от позитивизма привёл к гораздо более плодотворным результатам. Напомню, что позитивисты увлекались фактографией, факту придавали самодостаточность, изучали исторические события, т. е. у них была событийно-описательная история. Но они не могли подняться с эмпирического уровня исследований до теоретического обобщения.

Против стереотипов позитивизма ещё в начале XX в. выступил французский социолог Анри Берр (1872-1954). В 1900 г. он основал журнал «Ревю де синтез истории», с которым часто связывают начало школы «Анналов», но это ещё пока были только предпосылки. На страницах этого журнала Берр и другие авторы критиковали позитивистов за их эмпиризм и историописание, а также субъективистские взгляды на историю, развивавшиеся критическим направлением. Задачу истории как науки Берр видел в синтезе, основанном на критическом и научном анализе исторических фактов, что возможно при взаимодействии истории и социологии. Историю Берр рассматривал как науку, способную не только открывать новые факты, но и объяснять их.

Подлинное же начало исторической школы «Анналов» связывают с началом издания в 1929 г. французскими историками Марком Блоком и Люсьеном Февром журнала «Анналы экономической и социальной истории» (менял название – с 1939 г. – «Анналы социальной истории», с 1945 г. – «Анналы. Экономика. Общество. Цивилизации», с 1994 г. - «Анналы. История. Социальные науки»), а также манифестом Блока и Февра, в котором они выступили против поклонения трём идолам – событийной истории (прежде всего политической), биографической истории «героев», исторического повествования (т. е. истории как беспроблемного повествования).

Что же было предложено ими взамен?!

- глобальная (тотальная) история – социальные проблемы могут быть поняты только в глобальной перспективе. Поэтому надо не исключать ни один подход, стремиться к многообразию ракурса.

- проблемность (мыслить проблемами! )

- мультидисциплинарность истории, мультидетерминированность – т. е. использовать данные и естественных наук (физики, географии), и общественных (социологии, демографии, психологии)

- главное – не история государственной жизни, а история повседневной жизни людей, история человека во времени. Гораздо больше внимания анналисты стали уделять экономике, которой ранее пренебрегали.

Марк Блок (1886-1944) – «Короли –чудотворцы» (1924) – исследовал возникновение в истории веры населения Франции в чудодейственную силу монархов; «Феодальное общество» (1939) – особенности чувств и образа мыслей людей раннего средневековья, отношение человека к природе, ко времени, коллективную религиозность, память. Эпос, язык; «Апология истории» (1941) – характерные черты французской аграрной истории на протяжении 12 веков.

Люсьен Февр (1878-1956) – по его мнению, главное – это уметь задавать вопросы источнику, т. е. постановка проблемы. Главным предметом исследования должен быть человек во всём богатстве жизненных проявлений. Задача историка – не собирать факты, а понять людей при комплексном подходе к источнику. Произведения – «Судьба: Мартин Лютер» (1928), «Проблема неверия в XVI веке: религия Рабле» (1942) – надо обнаруживать архетипы сознания, которые были присущи людям и они не отдавали в них отчёта.

В 1950-1960-е гг. в школе «Анналов» наступил броделевский этап (1956-1969), связанный с деятельностью знаменитого историка Фернана Броделя (1902-? ) – «Средиземноморье и средиземноморский мир во время Филиппа II» (1949), «Материальная цивилизация и капитализм XV-XVIII вв.» (1967-1979). Он разработал схему трёх уровней длительности – короткую длительность (события), среднюю длительность (конъюнктура) и время большой длительности (структура), которое позволяет вскрыть тенденции развития общества.

В годы руководства журналом Броделем больше внимания уделялось экономической истории, геоистории, количественным (квантитативным) исследованиям, раннему новому времени.

В 1969-1989 гг. – третьи «Анналы» – во главе- конгломерат Жак Ле Гофф, Эммануэль Ле Руа Ладюри, Марк Ферро.

С именем Жака Ле Гоффа связано дальнейшее углубление понятия ментальности, впервые применённое ещё в начале XX в. французским этнологом Леви-Брюлем. Термин «ментальность» трудно перевести однозначно. Ментальность – образ мысли, коллективные представления, видение мира (по Гуревичу – социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, представления людей, принадлежащих к тому или иному слою общества. Они по большей части не осознаются их носителями, а проявляются в поведении, высказываниях, независимо от намерений человека). Изучая ментальность можно придти к тому, как складывались и изменялись общественные структуры, т. е. к целостному пониманию исторического прошлого. В сочинениях историков социальная история становится не историей абстракций (собственность, производство, эксплуатация), а историей людей. Изменяется и тематика работ – содержанием их становится изучение брака, любви, детства, семейной жизни, смерти, страха, веры (например, в чистилище), насилия и чести и т. д. Характерным здесь стал сборник, изданный под редакцией Ж. Ле Гоффа в 1985 г. «Мир воображаемого в средние века», где авторы предприняли попытку проникнуть в мир воображаемого средневекового человека, проникнуть вглубь коллективного сознания общества – статьи о ведьмах, снах, чудесном.

Перу самого Ле Гоффа принадлежат «Цивилизация средневекового Запада», «Людовик Святой» (1990) и т. д.

В это же время произошёл поворот к нарративу – Ле Руа Ладюри «Монтайю» (1975) – на основе актов изучал менталитет и повседневную жизнь одной из пиренейских деревень XIII-XIV вв. Книга написана как связное повествование, как роман, и, что удивительно для исторического повествования, стала бестселлером. К такому же нарративному направлению можно отнести труд итальянского историка Карло Гинзбурга «Сыр и черви» (1975).

Из других трудов анналистов следует отметить Ж. Дюби «Трёхчастная модель, или Представления средневекового общества о самом себе», «Другое средневековье. Время, труд и культура Запада» и Ф. Арьеса «Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке», «Человек перед лицом смерти».

С 1989 г. – современный этап истории школы «Анналов», во главе 5 человек. Больше стали применять методы микроистории к политической, экономической и др. истории., пытаются вскрывать инакость каждой эпохи.

Школа «Анналов» оказала огромное влияние на современную медиевистику. К источникам надо подходить «изнутри».

*Выяснили, что средневековье резко отличалось от Нового времени. Ментальность людей той эпохи, их социальное поведение, культура, проникнутая религиозностью и магическими представлениями, корпоративизм. Они экзотичны, поэтому часто подвергаются модернизации, чего допускать нельзя.

*Для средневековья характерно большое богатство и разнообразие источников. В новое время – избыток этих источников, все их охватить невозможно, следовательно, возникает фрагментарность представлений, а средневековую картину, картину средневековой культуры легче рассмотреть как целостную.

*Средневековье становится привлекательнее для людей, чем античность и Ренессанс. Обычно к предыдущей эпохе люди питают отрицательные чувства, и лишь когда утихают страсти, побуждающие односторонне относиться к той эпохе, её рассматривают лучше и спокойнее.

Были и другие исследователи – Франко Кардини занимался проблемами формирования и эволюции рыцарства, Робер Амбелен прославился новыми гипотезами и версиями о важнейших исторических явлениях средневековья, о частной жизни монархов, психологическими характеристиками исторических деятелей.

М.Л.В. Лестнер. Комплекс работ об интеллекту­альном наследии поздней античности. М. Штёкли. Изучение фор­мирования феодальной этики. Исследование нравственного идеала женщин раннего средневековья (VII-X вв.) - Мюнхен, 1957. Л. Ровелли. Концепция непрерывного развития индивидуаль­ности, свободы и личной активности. Р. Шпрандель об элементах культуры в средние века. Изучение социальной психологии, вос­приятия времени, природы, понимания причинности, соотноше­ния чувственного мира со сверхчувственным. Аспекты народной культуры в трудах П. Больони (директор Института средневеко­вья при Монреальском университете в Канаде). Исследования по проблемам эпохи Возрождения в Европе. Противоречивые оценки исторического значения и места Ренес­санса в истории культуры средних веков. Концепция непрерыв­ности культурно-исторического развития средневековой Европы (эпоха Возрождения как продолжение средних веков - И. Хёйзинга, Нордстрём). Концепция Ренессанса XII в. (Мак Айлуэйн). Концепция упадка средневековой культуры в эпоху Возрожде­ния в связи с утратой религиозности (Маритен, Жильсон, Торндейк). Философско-историческая трактовка гуманизма как но­вой идеологии в трудах Э. Гарэна. Теория гражданского гуманиз­ма и его кризиса во второй половине XV в.

Таким образом, во многом благодаря исторической школе «Анналов», преодолев кризис начала XX в., историческая наука обратилась к новым темам исследований – истории повседневности, истории ментальности.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 3484; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь