Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДЕТСКОЕ УВЛЕЧЕНИЕ АРХИТЕКТУРОЙ СТАЛО ДЕЛОМ ЖИЗНИ



Бó льшую часть жизни Фостер провёл в Манчестере. Местная архитектура, в которой были представлены стили от венецианской готики до неоклассицизма, оказала заметное влияние на его творчество.

Отец Нормана работал в компании, изготавливавшей генераторы, паровые турбины и т. д. Благодаря этому Фостер познакомился с инженерным ремеслом и уже тогда заинтересовался проектированием зданий и самолётов.

В 16 лет Норман по настоянию отца устроился работать в городское казначейство. Офисная работа ему не нравилась. Во время обеденных перерывов он часто прогуливался по городу, любуясь местной архитектурой.

 

Фостер часто делал наброски зданий, привлекших его внимание. Один из служащих казначейства, знавший об увлечении юноши, посоветовал ему заняться архитектурой профессионально.

После службы в армии Норман отказался от работы в казначействе. Пройдя собеседование в архитектурном бюро, Фостер получил должность помощника руководителя отдела контрактов.

Однако целью Нормана было проектирование зданий, поэтому в 1956 он поступил в Манчестерский университет. Оплачивать учёбу пришлось самостоятельно: получить грант не удалось, а родительских денег было недостаточно. Поэтому Фостер подрабатывал продавцом мороженого, пекарем и даже вышибалой в ночном клубе.

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ НА АРХИТЕКТУРНОМ ПОПРИЩЕ

В 1963 Фостер основал фирму Team 4, после изменений в кадровом составе переименованную в Foster+Partners. Изначально архитекторы занимались проектированием промышленных зданий, а позже взялись за офисы.

В 1974 Фостер совершил прорыв в архитектуре Великобритании. Для страховой компании Willis Faber & Dumas был предложен проект офиса с открытой планировкой: места служащих не были разделены стенами или перекрытиями. В здании с полностью застеклённым фасадом также был открыт 25-метровый бассейн, спортивный зал, на крыше был разбит сад.

Позднее Фостер разработал проект здания для компании HSBC в Гонконге. Как отмечает сам архитектор, если бы не этот заказ, его фирма могла бы обанкротиться.

 

Здание высотой 180 м состоит из пяти стальных блоков, которые были изготовлены в Великобритании и переправлены морем в Гонконг. Внутри небоскрёба нет несущих конструкций. Пол сделан из лёгких съёмных панелей, под которыми проложены телекоммуникации и система кондиционирования.

Передвигаться между этажами зданий можно по эскалаторам и лестницам. Лифт останавливается только на нескольких этажах. Основной источник освещения в небоскрёбе — солнечный свет, проникающий сквозь стеклянный фасад и далее направляемый с помощью системы зеркал вглубь помещений.

СЕМЬ ЧУДЕС НОРМАНА ФОСТЕРА

St Mary Axe — 40-этажный небоскрёб в Лондоне. За необычную форму и зеленоватый цвет остекления башня получила прозвище «Огурец» (англ. The Gherkin). В здании расположена штаб-квартира компании Swiss Re, предоставляющей услуги вторичного страхования.

 

Небоскрёб был построен за 3 года и сдан в эксплуатацию в мае 2004. При остеклении St Mary Axe были использованы 745 панелей. Все они плоские, и только та, что установлена на вершине, имеет округлую форму. Небоскрёб потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем здания аналогичного размера, отвечающие экологическим стандартам.

Высота башни — 180 м. Последние этажи открыты для посетителей. Здесь расположен бар и ресторан с панорамным видом на Лондон. Здание St Mary Axe не раз появлялось фильмах, среди которых «Гарри Поттер», «28 недель спустя» и «Основной инстинкт 2».

Hearst Tower — один из символов Нью-Йорка. Небоскрёб высотой 182 м в стиле хай-тек вырос из фасада старого монолитного здания, которое появилось на Манхэттене в 30-х годах XIX века. В 2006 по проекту Нормана Фостера были надстроены ещё 40 этажей.

 

В облицовке фасада мэтр применил сетчатую оболочку из бронированного стекла, которое способно задерживать тепловое инфракрасное солнечное излучение и не допускать перегрева внутренних помещений. Стальные конструкции, суммарным весом около 10, 5 тыс. тонн, делят фасад на треугольные сектора, что зрительно увеличивает высоту небоскрёба.

Виадук Мийо — вантовый мост, проходящий через долину реки Тарн во Франции. Виадук знаменит тем, что одна из его опор признана самой высокой в мире — 341 м. Это немного выше, чем Эйфелева башня, и на 40 м ниже, чем Эмпайр-Стейт-Билдинг в Нью-Йорке.

 

Сооружению принадлежит ещё один рекорд. Виадук в Мийо — автомобильный мост с самым высокорасположенным дорожным полотном в мире (270 м в самой удалённой от земли точке). Несмотря на внушительные размеры, виадук был построен за 3 года.

В 2007 году в Лондоне открылся стадион «Уэмбли». До 2003 на участке располагался старый стадион, который был снесён. Новый «Уэмбли», вмещающий 90 тыс. зрителей, спроектировала фирмами Foster+Partners и Populous. Примечательной чертой объекта стала арочная конструкция, служащая опорой для раздвижной крыши стадиона.

 

На строительство «Уэмбли» было потрачено 798 млн фунтов стерлингов, ещё 200 млн ушли на реконструкцию транспортной инфраструктуры. Стадион предназначен для проведения футбольных матчей. Первыми людьми, которым посчастливилось сыграть на поле «Уэмбли», стали сотрудники компании Multiplex, построившей объект. Кроме того, на стадионе регулярно проходят концерты. Здесь уже выступили Джордж Майкл, Muse, Metallica, AC/DC, U2, Мадонна и другие.

В 1999 году над Рейхстагом появился новый купол из стекла и стали диаметром 40 м и высотой 23, 5 м. На вершине прозрачной конструкции расположена смотровая площадка, куда по спирали поднимаются 2 галереи протяжённостью около 230 м.

 

Купол облицован стеклянными панелями со встроенными световыми фильтрами, позволяющими в зависимости от времени года и погодных условий поддерживать оптимальный уровень освещения. В середине сооружения установлена воронка, которую покрывают 360 зеркальных пластин.

В столице Казахстана в 2010 был открыт «Хан-Шатыр» (в переводе с казахского означает «Ханский шатёр»), торгово-развлекательный комплекс общей площадью 127 тыс. м². Сооружение представляет собой шатёр высотой 150 м. Конструкцию образует сеть стальных тросов, на которых закреплено прозрачное полимерное покрытие ETFE. Такой же материал использовался в строительстве Национального плавательного комплекса в Пекине. ETFE стоек к изменению температур и не выпускает тепло наружу.

 

В «Хан-Шатыре» разместился супермаркет, парк, кафе, рестораны, кинотеатры, спортивные залы. Кроме того, в здании находится аквапарк с бассейнами и искусственным пляжем, песок для которого был привезён с Мальдив.

City Hall — здание для Администрации Большого Лондона на берегу Темзы у Тауэрского моста. Открытый в 2003 City Hall высотой 45 м (10 этажей) имеет искривлённую форму, напоминающую нарезанное яйцо. Такой подход позволяет снизить поверхность сооружения и, как следствие, тратить меньше денег на его обогрев.

 

На строительство City Hall ушло 65 млн фунтов стерлингов. Для облицовки здания было использовано около 4 тыс. стеклянных панелей. На верхний этаж ведёт массивная винтовая лестница, протяжённость которой равна 0, 5 км. На крыше работает галерея и смотровая площадка.

* * *

Немало проектов мэтра так и не были реализованы. В их числе — высотное здание «Хрустальный остров», который планировалось возвести в Москве. Небоскрёб высотой 450 м и площадью 2, 5 млн м² должен был иметь форму конуса с вогнутой боковой поверхностью. В здании собирались разместить гостиницы, торгово-развлекательные и спортивные комплексы, а также 900 элитных квартир и международную школу на 500 учащихся.

Творения Нормана Фостера известны во всём мире и отмечены высочайшими наградами на его родине. В 1990 Фостер получил рыцарский титул, а в 1997 был награждён британским орденом «За заслуги» (The Order of Merit). Спустя ещё два года он стал пожизненным пэром с титулом Baron Foster of Thames Bank. Архитектор представляет всё новые проекты, среди которых несколько аэропортов и даже модель Лунной базы Европейского космического агентства.

Максим Любимов, Tranio.Ru

 

 

52Интернациональная архитектура

Интернациональный стиль

Интернациональный стиль (англ. international style) — направление в архитектуре периода 1930—1960-х гг., для которого характерны строгие геометрические формы, прямые линии, широкие открытые пространства, использование стекла и бетона в качестве строительных материалов. Данный стиль предполагает игнорирование исторической застройки и отказ от национальных культурных особенностей местности.

Термин «интернациональный стиль» был введен американским архитектором Филиппом Джонсоном и архитектурным критиком Генри-Расселлом Хичкоком в 1932году в книге «Интернациональный стиль: архитектура, начиная с 1922 года» (The International Style: Architecture Since 1922). Были сформулированы три основных принципа новой архитектуры:

1. «Архитектура как объем» в противовес работе с массой здания.

2. Регулярность вместо симметрии.

3. Отказ от неконструктивного декора.

Концепция, в основе которой лежали данные принципы, быстро распространилась по всему миру. Впоследствии она была воспринята в «Баухаузе». Пионерами интернационального стиля считаются Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп(Германия). Наиболее яркие представители — Ле Корбюзье (Франция), Людвиг Мис ван дер Роэ (Германия—США) и Якобус Ауд (Нидерланды). Экономия и подчеркнутый практицизм ставились мастерами во главу угла, а неофициальным девизом архитекторов, не признававших в строительстве зданий никаких излишеств был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («чем меньше — тем больше»).

После Второй мировой войны интернациональный стиль оказался вне конкуренции — огромный объем послевоенного строительства требовал простоты и использования сборных конструкций. Массовое многоэтажное строительство являлось решением ряда социальных и экономических проблем.

Примерами зданий, выполненных в интернациональном стиле, могут служить имеющие четкую геометрию небоскребы Людвига Мис ван дер Роэ, Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Ле Корбюзье придал направлению скульптурный подход, подчеркивая грубую фактуру бетона (так называемый брутализм). Архитектурная тема высотной стеклянной башни была активно подхвачена архитекторами и заказчиками и очень быстро распространилась по всему миру — от Лондона до Токио. Даже в таких архитектурно консервативных странах как Италия и Бразилия появились свои мэтры интернационального стиля — Пьер Луиджи Нерви и Оскар Нимейер.

Критика скучности и ограниченности интернационального стиля прозвучала лишь в 1950—е годы и явилась важнейшим стимулом формирования архитектурного постмодернизма, основоположником которого считается американский архитектор Роберт Вентури.

Интернациональный стиль стал ведущим направлением архитектуры модерна в тридцатых-шестидесятых годах прошлого столетия. Характерными особенностями этого стиля можно считать строгие геометрические линии, открытые и свободные пространства, в качестве строительных материалов и материалов отделки используются бетон и стекло. Интернациональный стиль предполагает отказ от национальных культурных особенностей определенной территории, а также практически полностью игнорирует историческую застройку.

Родоначальниками интернационального стиля и ведущими архитекторами этого стиля в Германии стали Гропиус Вальтер, Ханс Хопп и Петер Беренс. В Нидерландах представителем этого архитектурного стиля стал Якобус Ауд, во Франции – Ле Корбюзье, В Соединенных Штатах – Мис ванн дер Роэ.

Интернациональный стиль требовал особой эстетики, а это означало полный отказ от культурных и национальных особенностей, никакого исторического декора, а также его разновидностей. Стиль предусматривает легкие металлические поверхности, поверхности из металла и стекла, геометрические формы в их чистом проявлении. Одним из самых «любимых» материалов интернационального стиля стал железобетон, а интерьеры должны были отличаться открытыми пространствами, которые должны быть широкими и свободными.

Именно от этого стиля пошло крылатое выражение – из стекла и бетона. Расширяя пространства, интернациональный стиль открывал индустриальному обществу другую эпоху, эпоху, которая отличалась простыми, но вместе с тем гениальными скоростями. Для людей стал близок и понятен парадокс «чем меньше – тем больше». Человек, который устал от яркости витрин и вывесок, мог почувствовать себя свободно и расслаблено, находясь в понятной и свободной архитектуре.

Индустриальная архитектура стала архитектурой индустриального общества, она и не думала прятать или скрывать за различными элементами своего утилитарного предназначения. Архитектура имела высокую способность делать значительную экономию на излишествах в архитектуре.

Критика в адрес интернационального стиля о том, что он скучен и ограничен, стала звучать в пятидесятые годы, именно она стала основным стимулом к формированию нового архитектурного стиля – постомдернизма.

Ива́ н Ильи́ ч Леони́ дов (9 февраля 1902 — 6 ноября 1959), русский архитектор, представитель русского авангарда, конструктивизма, мастер «бумажной архитектуры».

Биография[править | править исходный текст]

Родился 9 февраля 1902 года на хуторе Власиха Старицкого уезда Тверской губернии в семье сторожа-лесника. Окончил четырёхклассную сельскую школу. Некоторое время был учеником у деревенского иконописца. Часто выезжал вПетроград, где работал сезонным рабочим.

В 1921 году был направлен для продолжения учёбы в Москву на живописный факультет ВХУТЕМАСа. Через год перешёл в архитектурную мастерскую Александра Веснина.

В 1925—1926 был премирован за конкурсные проекты улучшенной крестьянской избы, жилых домов Гостекстильтреста в Иванове, здания Государственного Белорусского университета в Минске, типовых рабочих клубов на 500 и 1000 человек. В 1926 году начал издавать свои проекты в журнале «Современная архитектура»(СА). 1927—1930 годы — время самой плодотворной и творческой активности архитектора. Он активно участвует в деятельности «Объединения современных архитекторов» (ОСА), выступает на дискуссиях, выполняет множество конкурсных проектов, а с 1928 года начинает преподавательскую деятельность.

В 1929—1930 годах творчество русского архитектора Ивана Леонидова было подвергнуто резкой критике. В журнале «Искусство в массы» (№ 12, 1930) была опубликована статья «Леонидовщина и ее вред», где архитектора обвиняли во вредительстве. Ответ на критику был опубликован в журнале «Современная архитектура» (№ 5, 1930), в котором Леонидов возглавлял редакционную коллегию. Журнал был закрыт, а Леонидов был вынужден уйти из института.В 1931 году поступает на работу в Государственный институт по проектированию городов (Гипрогор), и на полгода уезжает в Игарку на строительство. После возвращения разрабатывает проект-предложение реконструкции Москвы вместе со своими бывшими учениками. В 1932—1933 годах возглавляет одну из мастерских Моспроекта. В 1934 году переходит на работу в мастерскую Моисея Гинзбурга, где возглавляет творческую бригаду.

В 1941 году был призван в армию. На фронте в составе саперного батальона участвовал в оборонительных боях под Воронежем. В 1943 годубыл контужен и демобилизован из армии.

После войны вынужденно занимался оформлением выставок. Под впечатлением ужаса войны архитектор работает над проектом Города Солнца, где главная тема — счастье людей.

Иван Леонидов скончался 6 ноября 1959 года от острой сердечной недостаточности на лестнице знаменитого московского универмага Военторг[1]. Похоронен на сельском кладбище около санатория «Мцыри» на станции Фирсановка. На надгробном памятнике в форме куба написано: «Архитектор Иван Леонидов».

Основные архитектурные работы[править | править исходный текст]

1925[править | править исходный текст]

· Конкурсный проект улучшенной крестьянской избы (третья премия)

· Конкурсный проект жилых домов для рабочих и служащих Гостекстильтреста в Иванове (третья премия)

1926[править | править исходный текст]

· Конкурсный проект здания Государственного Белорусского университета в Минске (рекомендован к приобретению)

· Конкурсный проект больницы в Самарканде

· Типовой проект рабочего клуба на 500 человек

· Типовой проект рабочего клуба на 1000 человек

· Преддипломный проект типографии газеты «Известия» в Москве

Проект типографии вполне определенно передает черты индивидуальности молодого архитектора. Динамичный остекленный фасад пропорционален и выразителен. Впервые используется прием вынесения наружу несущих неметаллических конструкций. Тем не менее имеет место некая ограниченность, свойственная раннемуконструктивизму.

1927[править | править исходный текст]

· Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах

Проект был показан на Первой выставке современной архитектуры в Москве в 1927 г. Он произвел на публику огромное впечатление. Этот проект считается творческим кредо архитектора и своеобразным манифестом всей советской архитектуры конца 20-х годов XX века.

Проект имеет сложную объемно-пространственную композицию. Шарообразный объём большой аудитории на 4000 человек и вертикально поставленный параллелепипед книгохранилища вознесены над плоскостью стилобата. Одноэтажные корпуса уходят в трех направлениях от центрального объёма в парковую зону. Здание и статично и динамично одновременно. В проекте использовались все новые достижения того времени. Шар стоит на одной опоре, но опора не спрятана в фундамент, а запроектирована шарнирной, что снимает дополнительные напряжения. опора принимает вертикальные нагрузки от шара, а все остальные напряжения передаются на ванты. Стены книгохранилища максимально тонкие, что достигается путем введения в конструкцию металлических ферм, соединенных растяжками с вершиной и основанием.

Проект института Ленина обошёл архитектурные издания многих стран и продолжает печататься в различных альманахах и обзорах об архитектуре XX века. Он оказал влияние на многие проекты и постройки, например на проект памятника КолумбуАлексея Щусева (1929), центральный ансамбль всемирной выставки в Нью-Йорке (1939), проект ратуши в Торонто Вильо Ревелла (1958—1965), правительственный центр в Бразилиа Оскара Нимейера (1959—1960).

· Конкурсный проект кинофабрики в Москве на Ленинских горах

Состав помещений — ателье, правление, гараж, мастерские, подстанция. В основе проекта лежит функция — технология кинопроизводства. Размещая проект на участке архитектор располагает здания между двумя парками, одного вытянутого в направлении север-юг, второго — с большими площадками для размещения декораций. Главное здание фабрики — ателье. Одна сторона открывается, для проведения съемок. Все корпуса фабрики создают единое пространство. В отдельности их представить нельзя. Очень гармонична прорисовка генплана. Все на своих местах, ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. Это законченное произведение, напоминающее композиции Казимира Малевича.

1928[править | править исходный текст]

· Проект клуба нового социального типа (варианты А и Б)

Эти проекты Леонидов выполнил по собственной инициативе для иллюстрации доклада о новом типе клуба на Первом съезде ОСА в 1929 году. Вообще тема клубов и их архитектуры была одной из любимых тем Леонидова. По его мнению клуб в условиях социалистического строительства должен предоставить максимальные возможности для всестороннего развития человека, а отдых должен иметь активный, а не пассивный характер. Поэтому вместо традиционного театрального зала он ввел новый тип зала, который предоставлял возможность трансформации для проведения любых действ (лекции, кино, собрания, и другие), а также использовать в качестве планетария. Состав помещений — большой зимний сад научного типа, спортзал, детские клубные комнаты. Обязательное устройство большого парка, спортивных площадок и большого демонстрационного поля.

· Конкурсный проект Дома правительства в Алма-Ате

· Конкурсный проект Дома Центросоюза в Москве

1929[править | править исходный текст]

· Конкурсный проект Дома промышленности в Москве

· Конкурсный проект памятника Колумбу в Санто-Доминго

· Проект Института статистики

1930[править | править исходный текст]

· Проект социалистического расселения при Магнитогорском химико-металлургическом комбинате

· Конкурсный проект Дворца культуры на месте бывшего Симонова монастыря в Москве (I—II туры)

1931—1933[править | править исходный текст]

· Проект планировки и застройки площади Серпуховской заставы в Москве

· Проект планировки и застройки г. Игарки

· Проект клуба комбината газеты «Правда» в Москве

· Оформление интерьеров Центрального дома инженеров в Москве

· Конкурсный проект реконструкции Москвы

· Проект перепланировки сада «Эрмитаж» в Москве

1934—1936[править | править исходный текст]

· Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади

· Проект планировки и застройки жилого комплекса «Ключики» в Нижнем Тагиле

· Проект планировки и застройки поселка Усолье но Урале

· Проект планировки и застройки поселка Лазоревское под Москвой

· Проект Тверского бульвара в Москве (перепланировка и озеленение)

· Конкурсный проект типового колхозного клуба на 180 человек

· Интерьеры Московского дома пионеров и октябрят (осуществлено)

· Интерьер парткабинета Комакадемии в Москве (осуществлено)

· Проект санатория «Чайгрузия»

· Экспериментальный проект колхозного Дворца культуры с залом на 800 человек

· Проект клуба Военпроекта в Москве

1937—1941[править | править исходный текст]

· Проект планировки и застройки Южного берега Крыма

· Проект Большого Артека в Крыму

· Лестница и ряд интерьеров санатория им. Серго Орджоникидзе в Кисловодске (осуществлено)

· Конкурсный проект комбината «Известия» в Москве

· Проект фонтана «Кристалл»

· Интерьеры Дворца пионеров в Калинине (осуществлено)

· Проект парка отдыха Наркомцветмета

Яков Георгиевич Чернихов (5 (17) декабря 1889, Павлоград, Екатеринославская губерния, Российская империя — 9 мая 1951, Москва) — советский архитектор, художник, график, живописец, теоретик архитектуры.

Содержание

[убрать]

· 1 Жизненный путь

· 2 Проекты и постройки

· 3 Основные книги, научные труды и графические циклы

· 4 См. также

· 5 Ссылки

· 6 Галерея

Жизненный путь[править | править исходный текст]

Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье. В 1904—1914 гг. проживает в Одессе и обучается в Одесском Художественном училище (в те годы — филиалИмператорской Академии Художеств). В этот период будущий зодчий зарабатывает себе на жизнь, трудясь разнорабочим. В Одессе начинается увлечение Якова Георгиевича графикой, он много рисует, работает над выработкой индивидуального графического языка.

В 1912 г. Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург.

В Петербурге он поступает на Живописный факультет Академии Художеств, а также на Высшие Педагогические курсы. В 1916 г. переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа.

После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком — это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства.

Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. — ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928—1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП — курс фабрично-заводского строительства (1930—1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им.И. В. Сталина (1930—1932), в институте инженеров водного транспорта (1929—1931 гг.) и других крупных учебных заведениях.

На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929—1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.).

Непревзойдённые графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 г. Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х—1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х—1930-х гг. — советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами какКлод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Антонио Сант'Элиа, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.

В 1930-е—1940-е гг. Яков Чернихов выполняет несколько циклов графических работ среди которых такие как «Дворцы коммунизма», «Архитектура будущего», «Архитектурные ансамбли» и др.

Последние годы жизни архитектор проживал и работал в Москве. Чернихов скончался 9 мая 1951 г.

Проекты и постройки[править | править исходный текст]

· Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный Гвоздильщик», Ленинград, (1931 г.) (реализован)

· Проект дома отдыха для рабочих «Северолес». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, гражд. инж. А. П. Арешевым.

· Проект здания научно-исследовательского института «Механобр». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, арх. С. В. Малиновским.

Никола́ й Алекса́ ндрович Ладо́ вский (1881—1941) — советский архитектор, творческий лидер рационализма, педагог.

Содержание

[убрать]

· 1 Биография

· 2 Подход к образованию

· 3 Парабола Ладовского

· 4 Постройки

· 5 Примечания

· 6 Литература

Биография[править | править исходный текст]

В 1914 году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Получил диплом об окончании училища в 36-летнем возрасте. До поступления в училище уже имел архитектурно-строительную практику — был лауреатом нескольких архитектурных конкурсов, заведовал технической стороной построек в Петербурге[1]. С 1918 года работал в архитектурной мастерской Моссовета, возглавляемой «старшим зодчим»И. В. Жолтовским и «главным мастером» А. В. Щусевым[2]. К 1919 году Ладовский, не удовлетворённый направленностью работы мастерской, возглавил творческую оппозицию против Жолтовского[3]. В мае 1919 года вошёл в созданную при отделе ИЗО Наркомпроса Комиссию по разработке вопросов скульптурно-архитектурного синтеза (Синскульптарх, с ноября того же года — Живскульптарх)[4]. В Комиссии участвовал в дискуссиях на темы развития архитектуры и искусства, общих проблем формообразования, пространственных аспектов архитектуры, создавал многочисленные проекты, в которых экспериментировал с динамической композицией[5]. В 1920 году состоялась выставка работ членов Живскульптарха, которая стала первой публичной демонстрацией новаторских направлений архитектуры; наибольшее впечатление на участников и посетителй выставки произвели проекты Ладовского. С этого времени Ладовского, до этого практически не известного в архитектурных кругах, стали воспринимать как лидера нового направления архитектуры — своеобразного антипода другому направлению (неоклассическому), возглавляемому Жолтовским[6].

С 1920 г. — преподаватель ВХУТЕИН / ВХУТЕМАС, а далее, после расформирования — МАРХИ. Создатель АСНОВА(1923) и Объединения архитекторов-урбанистов АРУ (1928). В основе творчества лежит принцип изобретения новых, свободных от стилистики предыдущих эпох форм. Разработал планировочную схему «развивающегося города» (1929), рассчитанную на его эволюционный рост и последовательную реконструкцию, так называемую «параболу Ладовского».

Подход к образованию[править | править исходный текст]

Специфика образовательной системы Ладовского:

1. Создание учениками индивидуальных произведений (не стилизованных под Ладовского), спровоцированными его формообразующими идеями, причем уровень проектов в школе Ладовского меньше зависел от таланта ученика, чем в других творческих школах (что свидетельствует о максимальном обострении и стимулировании творческой потенции ученика).

2. При консультации учеников Ладовский не эскизировал сам, он только говорил и оценивал их эскизы.

3. При консультациях никогда не советовал смотреть образцы, чтобы ученик не переходил на копирование, а создавал свое новое; учил пониманию основных принципов архитектуры не на анализе прошлого опыта и новой техники и материалов, а на логическом анализе формы.

4. Формирование рационализма (как нового в искусстве направления), путем прививания ученикам понимания таких основ формообразования, которые присущи архитектуре всех веков и не зависят от смены стилей и вкусов, а также суровая и логическая критика необоснованных эскизов.

5. Ладовский ставил творческие задачи, устно излагая задания, для решения которых необходимо было создать совершенно своеобразную объемно-пространственную композицию; постановка задания была, как правило, такой, что, направляя мысль ученика, она не стимулировала поисков аналогий в прошлом.

Парабола Ладовского[править | править исходный текст]

Ладовскому принадлежит один из ранних планов развития Москвы, предшественник Генерального плана реконструкции Москвы. По Ладовскому, при традиционном развитии в радиально-кольцевом городе кольца вынуждены расти одно за счёт другого, что не может не привести к конфликту. Ладовский предложил разомкнуть одно из колец и дать городу возможность динамического развития в заданном направлении (вдоль «оси»). Москва должна была принять форму параболы или кометы с историческим центром города в качестве ядра; осью должна была служить Тверская улица. Со временем Москва, развиваясь в северо-западном направлении, могла слиться с Ленинградом.

Постройки[править | править исходный текст]

· Жилой дом (1928—31, Москва, Тверская улица, дом 6 строения 3 и 5), совместно с В. С. Колбиным

· Наземный вестибюль станции метро «Красные ворота» (1935, Москва, Площадь Красные Ворота)

· Перронный зал станции метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка») (1934—35, Москва).

55 Интернациональный стиль

· Интернациональный стиль стал ведущим направлением архитектуры модерна в тридцатых-шестидесятых годах прошлого столетия. Характерными особенностями этого стиля можно считать строгие геометрические линии, открытые и свободные пространства, в качестве строительных материалов и материалов отделки используются бетон и стекло. Интернациональный стиль предполагает отказ от национальных культурных особенностей определенной территории, а также практически полностью игнорирует историческую застройку.

· Родоначальниками интернационального стиля и ведущими архитекторами этого стиля в Германии стали Гропиус Вальтер, Ханс Хопп и Петер Беренс. В Нидерландах представителем этого архитектурного стиля стал Якобус Ауд, во Франции – Ле Корбюзье, В Соединенных Штатах – Мис ванн дер Роэ.

· Интернациональный стиль требовал особой эстетики, а это означало полный отказ от культурных и национальных особенностей, никакого исторического декора, а также его разновидностей. Стиль предусматривает легкие металлические поверхности, поверхности из металла и стекла, геометрические формы в их чистом проявлении. Одним из самых «любимых» материалов интернационального стиля стал железобетон, а интерьеры должны были отличаться открытыми пространствами, которые должны быть широкими и свободными.

· Именно от этого стиля пошло крылатое выражение – из стекла и бетона. Расширяя пространства, интернациональный стиль открывал индустриальному обществу другую эпоху, эпоху, которая отличалась простыми, но вместе с тем гениальными скоростями. Для людей стал близок и понятен парадокс «чем меньше – тем больше». Человек, который устал от яркости витрин и вывесок, мог почувствовать себя свободно и расслаблено, находясь в понятной и свободной архитектуре.

· Индустриальная архитектура стала архитектурой индустриального общества, она и не думала прятать или скрывать за различными элементами своего утилитарного предназначения. Архитектура имела высокую способность делать значительную экономию на излишествах в архитектуре.

· Критика в адрес интернационального стиля о том, что он скучен и ограничен, стала звучать в пятидесятые годы, именно она стала основным стимулом к формированию нового архитектурного стиля – постомдернизма.

 

56Инженерные новации в работах Нерви

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.098 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь