Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Коран о воспроизводстве человеческого рода



Не очень просто понять сразу, что именно говорится в Коране на этот счет. Первая сложность обусловлена той же причиной, которая упоминалась ранее — тем, что положения, касающиеся данного вопроса, содержатся в самых разных местах Писания. Однако, проблема не только в этом. В данном случае дотошного читателя скорее всего введет в заблуждение терминология, использованная при переводе. В наши дни распространено много переводов и комментариев, из которых современные ученые могут получить совершенно неверное представление о том, что говорится в Откровении Корана о воспроизводстве человеческого рода. В большинстве переводов, к примеру, сказано, что человек происходит из " сгустка крови" или " липкого кусочка" [87]. Подобные положения совершенно неприемлемы для ученых-специалистов в данной области. В параграфе, касающемся имплантации яйцеклетки в материнской утробе, мы укажем причины, в силу которых выдающиеся специалисты по арабистике, не обладающие специальным образованием, допустили такие грубые ошибки.

Это показывает сколь важна взаимодополняемость языковых и научных знаний там, где необходимо проникнуть в суть положений Корана о процессе воспроизводства.

Коран приступает к рассмотрению данного вопроса, отмечая ряд последовательных видоизменений, претерпеваемых зародышем, пока он не успел занять " положенного ему" места в материнской утробе.

"... Который сотворил тебя, выровнял и соразмерил, в таком виде, как пожелал, тебя устроил! "

(Коран: Сура 82, Аяты 7-8)

" Он сотворил вас по периодам"

(Коран: Сура 71, Аят 14)

Наряду с этими положениями общего плана текст Корана обращает наше внимание на ряд конкретных моментов, касающихся воспроизводства:

1) для оплодотворения достаточно малого количества жидкости;
2) семенная жидкость состоит из разных компонентов;
3)важное значение имеет имплантация оплодотворенного яйца;

4) развитие зародыша происходит поэтапно.

1. Для оплодотворения достаточно ничтожно малого количества жидкости

В Коране это положение повторяется одиннадцать раз. Вот пример того, как это излагается:

" Он сотворил человека из капли..."

(Коран: Сура 16, Аят 4)

Арабское слово " нутфа" было переведено словом " капля" (спермы, семенной жидкости), поскольку в нашем языке нет слов, способных передать его точный смысл. Это слово является производным от глагола, означающего " капать", " течь тонкой струйкой". Кроме того, оно может употребляться, например, тогда, когда речь идет об остатках на дне корзины после того, как из нее вынули все, что в ней было. Следовательно, это слово означает ничтожное количество жидкости. Это ни что иное, как сперма, поскольку в другом Аяте речь идет лишь о ней и ни о чем другом.

" Разве не был он каплей из семени источаемого? "

(Коран: Сура 75, Аят 37)

Употребляемое в данном случае арабское слово " мании" означает сперму.

Из следующего Аята понятно, что это " ничтожно малое количество", " капля", помещается в " надежном месте", под которым очевидно подразумеваются репродуктивные органы.

Далее, Аллах говорит:

" потом поместили Мы его каплей в надежном месте"

(Коран: Сура 23, Аят 13)

Необходимо добавить, что прилагательное, которое в данном отрывке означает " надежное место" — " макиин", по-моему, вряд ли можно точно перевести на другой язык. Его значение можно примерно передать словами " надежное и уважаемое место". Но как бы там ни было, это слово подразумевает то место в материнском организме, где формируется и развивается человек. Здесь же важно отметить, что понятие о ничтожно малом количестве жидкости, необходимом для оплодотворения, полностью сообразуется с тем, что нам известно об этом сегодня.

2. Семенная жидкость состоит из разных компонентов

В Коране семенная жидкость описывается словами, на которых интересно остановиться подробнее:

а) " семя", слово, точно передающее название основного компонента жидкости:

" Разве не был он каплей из семени источаемого? "

(Коран: Сура 75, Аят 37)

б) " жидкость изливающаяся"

" Создан из воды (жидкости) изливающейся"

(Коран: Сура 86, Аят 6)

в) " ничтожная жидкость":

"... из капли ничтожной воды (жидкости)"

(Коран: Сура 32, Аят 8)

" Разве Мы не создали вас из воды (жидкости) ничтожной"

(Коран: Сура 77, Аят 20)

Прилагательное " ничтожный" (" махиин" ), скорее всего, употреблено в образном, переносном смысле, а вовсе не для того, чтобы охарактеризовать происхождение и свойства самой жидкости. Его употребление может быть обусловлено тем, что она выделяется из мочевого канала, проходит по тем же протокам, что и моча.

г) " смесь" (" амшадж" [88]):

" Мы ведь создали человека из капли, смеси..."

(Коран: Сура 76, Аят 2)

Многие комментаторы, подобно профессору Хамидулле, считают, что жидкость, о которой идет речь — это носитель мужских и женских половых клеток. Точно так же считали и комментаторы предыдущих эпох, которые даже представить себе не могли физиологической картины оплодотворения, в особенности биологического строения половых органов женщины и условий протекания процесса. Им казалось, что это слово означает лишь соединение двух элементов.

Однако современные авторы, такие, например, как комментатор книги " Мунтакаб", изданной в Каире Высшим Советом по делам Ислама, опроверг эту точку зрения, отметив, что в " ничтожно малом количестве" (" капле" ) спермы содержатся самые различные компоненты. Этот комментатор не углубляется в подробности, но, мне кажется, его замечание вполне законно и обоснованно.

Какие же компоненты содержатся в сперме? Сперма (семенная жидкость) — это результат выделения веществ следующими железами внутренней секреции:

а) семенниками — секреция мужской половой железы содержит в себе сперматозоиды, представляющие собой продолговатые клетки с длинными хвостиками (flagellum); они плавают в сероватой вязкотекучей жидкости;

б) семенными придатками — это органы, где накапливаются сперматозоиды; они располагаются возле семенников и также выделяют жидкость, но в ней не содержится оплодотворяющих элементов;

в) предстательной железой — она выделяет жидкость, разжижающую сперму, и придает ей характерный запах;

г) железами вдоль мочеполового канала — это Куперовы железы, выделяющие волокнистую жидкость и железы Литтре, выделяющие слизь.

Вот таково происхождение " жалкой воды", о которой, по всей вероятности, говорится в Коране.

Это, однако, еще не все. Рассказывая об оплодотворяющей жидкости, состоящей из разных компонентов, Коран также сообщает нам, что потомство человека происходит не из жидкости как таковой, а из того, что в ней содержится и может быть из нее извлечено; в этом заключается смысл Аята 8 Суры 32:

" потом сделал потомство его из содержимого ничтожной жидкости"

В данном случае арабское слово " сулала" переведено словом " содержимое". Оно означает " нечто, что можно извлечь"; " нечто, проистекающее из чего-либо иного, являющееся его результатом"; " самая лучшая часть чего-либо". Но как бы это слово ни было переведено, оно означает одну из частей целого.

Оплодотворение яйцеклетки и воспроизводственный процесс возможны лишь при участии мужской клетки, которая непременно должна иметь характерную продолговатую форму; ее размер находится в пределах одной десятитысячной доли миллиметра. В нормальных условиях в яйцеклетку проникает лишь одна-единственная клетка из десятков миллионов, образующихся в мужских половых органах[89]. Огромное их количество так и не преодолевает путь, ведущий из влагалища через матку и фаллопиевы трубы к яйцеклетке. Следовательно, уготованную природой функцию исполняет бесконечно малая частица жидкости, состав которой необычайно сложен.

Трудно не поражаться полной гармонии между текстом Корана и современными знаниями об этом явлении.

3. Имплантация яйцеклетки в женских половых органах

Как только в фаллопиевой трубе происходит оплодотворение яйцеклетки, она спускается вниз, в матку и размещается в ней. После этого продолжается дальнейший процесс. Размещение оплодотворенной яйцеклетки внутри матки носит название " имплантации яйцеклетки". В Коране место размещения оплодотворенного яйца названо утробой:

" … И помещаем в утробах, насколько захотим, до определенного срока..." [90]

(Коран: Сура 22, Аят 5)

Имплантация яйцеклетки в матке (утробе) происходит благодаря так называемым " ворсинкам", своеобразным продолговатым отросткам яйцеклетки. Эти отростки берут необходимые для ее роста питательные вещества из толщи стенок матки, точь-в-точь, как корни растения из почвы. Ими яйцеклетка в буквальном смысле цепляется к стенкам матки. Это явление было открыто лишь в наше время.

Удивительно, но факт " прицепления" упомянут в Коране в пяти различных местах. Это, прежде всего, Аяты 1-2 Суры 96:

" Читай! Во имя Господа твоего, Который сотворил — сотворил человека из того, что прицепляется"

" То, что прицепляется" — это перевод арабского слова " алак". Таково исходное значение этого слова. Оно может иметь также оттенки: " приклеивается", " прилипает". В переводах часто встречаются производные его значения — " сгусток", " сгусток крови". Это ошибка, которую следует не упустить из виду. Ведь человек в процессе своего развития никогда не проходит стадию, на которой он пребывает в виде " сгустка крови". То же самое касается и другого варианта перевода этого слова — " липкий кусочек", который тоже не отражает Истины. Твердо установленную Истину отражает именно первоначальный смысл этого слова — " то, что прицепляется".

Это понятие (" то, что прицепляется" ), повторяется в четырех других Аятах, где говорится о последовательном ряде видоизменений, в результате которых из капли спермы возникает человек:

" … Мы создали вас из… того, что прицепляется[91] …"

(Коран: Сура 22, Аят 5)

" потом преобразовали каплю (спермы) в то, что прицепляется …"

(Коран: Сура 23, Аят 14)

" Он — Тот, Который сотворил вас из … капли (спермы), потом из того, что прицепляется…"

(Коран: Сура 40, Аят 67)

" Разве не был он (человек) каплей из семени источаемого? Потом стал тем, что прицепляется, и сотворил Он его и устроил"

(Коран: Сура 75, Аяты 37-38)

Орган, в котором протекает процесс беременности, в Коране обозначен словом, которое и поныне употребляется в арабском языке для обозначения матки. В некоторых Сурах он назван " надежным местом" (Сура 23, Аят 13), " прочным местом" (Сура 77, Аят 21)[92].

4. Развитие зародыша внутри матки

Описание Кораном ряда стадий развития зародыша в точности соответствует тому, что нам об этом известно сегодня. И в Коране не содержится ни одного положения, поддающегося критике со стороны современной науки.

После того, как зародыш представлял собой " нечто, цепляющееся" (как мы уже увидели, это выражение прекрасно обосновано), Коран сообщает нам, что зародыш проходит стадию " куска мяса", затем появляются кости, которые обрастают мясом. Причем здесь " мясо" обозначено другим, отличным от предыдущего, арабским словом, означающим " кусок мяса" как одно целое:

" … (Мы) преобразовали то, что цепляется в кусок мяса[93] (как пережеванного[94]), создали из этого куска мяса (как пережеванного[95]) кости и снова облекли кости мясом (как из свежего мяса[96]) …"

(Коран: Сура 23, Аят 14)

Первоначальный " кусок мяса", т.е. самая ранняя стадия зародыша, — это перевод слова " мудга", а мясо, которое на костях, по-арабски обозначается словом " лахм". Это различие необходимо отметить. Ведь зародыш сначала был маленькой массой. На определенном этапе своего развития он выглядит для невооруженного глаза подобно " пережеванному" куску мяса. Это так называемая мезенхима[97], из которой развивается костная система. Образовавшиеся таким образом кости покрываются мышечной массой. Именно для обозначения последней и употреблено слово " лахм".

Известно, что в процессе развития зародыша некоторые его части имеют непропорциональные размеры, в то время как пропорциональность других частей не нарушается.

Именно это явление и обозначено словом " мукаллак", означающим " сформированный" (слово с противоположным смыслом — " бесформенный" ):

" … Мы вас преобразовали из … того, что прицепляется, потом из куска мяса, пропорционального и непропорционального …"

(Коран: Сура 22, Аят 5)

В Коране также сказано о возникновении органов чувств и внутренних органов:

" потом выровнял его и вдул в него от Своего духа и устроил вам слух, зрение и сердце[98]"

(Коран: Сура 32, Аят 9)

О разделении полов в Коране говорится:

" и что Он создал супругов — мужа и жену — из капли, когда она извергается"

(Коран: Сура 53, Аяты 45-46)

" Аллах сотворил вас из праха, потом из капли, потом сделал вас парами …"

(Коран: Сура 35, Аят 11)

" и сделал из него пару: мужчину и женщину"

(Коран: Сура 75, Аят 39)

Как уже отмечалось, все положения Корана подвергнуты сравнению с твердо установленными в наше время понятиями. Непротиворечивость первых и вторых бесспорна. Однако, очень важно еще и сравнивать их с представлениями и верованиями на этот счет, бытовавшими во времена ниспослания Корана. Это позволит понять, сколь широка была пропасть между тогдашними представлениями людей и сведениями, содержащимися в Коране. Несомненно, что люди были не в состоянии истолковать это Откровение таким же образом, как мы это делаем сегодня — ведь мы опираемся на данные науки. Люди смогли понемногу начать прояснение своих представлений лишь в девятнадцатом веке.

В эпоху Средневековья возникали самые разнообразные теории, пытавшиеся объяснить процесс развития зародыша. Проистекавшие из вымысла и пустословных рассуждений, они не исчезли и через несколько веков после окончания этой эпохи. Краеугольным камнем в истории эмбриологии явилось заявление Гарвея (1651), гласившее, что " вся жизнь берет свое начало из яйцеклетки". Однако даже тогда, когда наука уже могла воспользоваться огромными преимуществами микроскопа, люди все еще продолжали сомневаться в той роли, которую играют в данном процессе яйцеклетка и сперматозоид. Великий натуралист Буффон принадлежал к числу сторонников теории яйцеклетки, в то время как Боннэ поддерживал теорию " сложенных (уложенных) вместе семян". Считалось, что в яичниках Евы, матери человеческого рода, были сложены вместе семена всех людей. Эта гипотеза получила распространение в восемнадцатом веке.

Люди узнали Коран более тысячи лет назад, в период, когда царили вымышленные теории. Однако в нем доходчиво отражены Истины первостепенной важности, которые человек смог открыть и научно доказать лишь спустя века.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь