Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политический роман США. Уоррен «ВКР».



Политический роман США. Уоррен «ВКР».

 

1947 г. – речь У.Черчилля, премьер-министра Англии, в Фултоне (фултонская речь). Во время 2 мировой войны союзники – США и Англия – признавали безукоснительный приоритет США. Русский коммунист – главный положительный герой для зарубежной литературы после 1945 года. Резкое изменение отношения к бывшему союзнику происходит после речи Черчилля: это новая опасность – СССР со сталинским режимом. В оборот постепенно входит понятие «тоталитарное гос-во», и Черчилль объявляет войну с коммунизмом. В начале 50-х гг. в США сенатор Маккарти вводит поправку к конституции: теперь можно преследовать человека за его коммунистические убеждения. Поправка действовала всего 2 года, но смогла изменить общественно-политический климат в стране. Начинается так называемая «охота за ведьмами» и борьба с инакомыслящими за их коммунистические убеждения. Гонениям подвергались и голливудские режиссёры, и преподаватели вузов, которые читали политэкономию. Локальные войны США. 50-е гг. – война в Корее, становящейся на социалистический путь развития. Война во Вьетнаме. «Корпус мира» Дж. Кеннеди: страны высокой цивилизации должны нести помощь неразвитым странам, поэтому армия США отправляется во Вьетнам.

Впоследствии на этой почве появляется жанр политического романа. Послевоенная литература США ничуть не уступает довоенной. Война стала проверкой ценностей. Наша литература о войне трагедийна, позитивна, не бессмысленна, гибель героя не абсурдна. Американцы изображают войну как абсурд, переносят акцент на бессмысленную дисциплину и неразбериху.

Человек, воюющий со смыслом, либо фанатик, либо сумасшедший. Цели войны ничего общего не имеют с человеческой жизнью. Эта литература более индивидуалистична. Первые годы после войны – самое мрачное время для интеллектуалов: холодная война карибский кризис, война во Вьетнаме. Комиссия (1953) по расследованию антиамериканской деятельности, многие деятели кино и литературы привлекались к проверке на благонадежность. Экономика страны росла, страна становилась пошлой и циничной. Интеллектуалы бунтовали против прагматизма (Д.Стейнбек, А.Миллер, Д.Гарднер, Н. Миллер), против бездуховности и тоталитаризма. Они попытались играть роль духовных вождей, нонконформистов (буддизм, новое христианство). Русский коммунист – главный положительный герой для зарубежной литературы после 1945 года. Но ситуация радикально меняется в 1947 г., когда Черчилль произносит речь, объединяющую понятия фашизма и сталинизма. 1953, США – сенатор Маккартни предлагает поправку к Конституции, согласно которой американцы преследуются за коммунистические убеждения («маккартизм») – «охота на ведьм». Арестовали голливудских режиссеров, преподавателей высших школ (особенно экономики). Всё это подрывало основы демократии. Маккартизм длился около 4-х лет. Локальные войны США. 50-е гг. – война в Корее, становящейся на социалистический путь развития. Война во Вьетнаме. «Корпус мира» Дж. Кеннеди: страны высокой цивилизации должны нести помощь неразвитым странам, поэтому армия США отправляется во Вьетнам. В 1972 США капитулирует. Фактор общества потребления. Воссозданная после «великой депрессии» экономика потребления. Общество становится богаче, а люди беднее. Начало упадка США.

^ Роббер Пенн Уоррен «Вся королевская рать». Начинается с истории строительства школы, за которое отвечает главный герой – как казначей штата и еще ряд подрядчиков (история с плохими кирпичами, Стар знал, никто не слушает, обвал, ве поняли что бвл прав). Главное содержание – губернаторство Вилли Старка. Он строит «светлое будущее» своего штата. Главная мысль романа: политику нельзя делать чистыми руками, это грязное дело. Средствами Старка становятся подкуп, шантаж и т.п. Шантаж – основа политической линии. «Человек начинает свой путь от смердящей пеленки до смердящего савана» (т.е. человек изначально в грязи). Вопрос: оправдывает ли цель средства? Жанр романа коридоров власти бурно развивается. К концу века он переходит в политический детектив. Главный герой романа — политик Вилли Старк. Поднявшийся из низов общества прирожденный лидер верил, что может сделать мир лучше. Однако открывшаяся перед ним правда жизни превращает его в жестокого беспринципного политика. Его девиз —«Добро можно делать только из зла, потому что больше его просто не из чего делать». Действие происходит в США в 1930-е годы.

Энергичный, амбициозный Вилли Старк становится губернаторомштата. Со своими противниками Старк борется с помощью демагогии, шантажа, подкупа и угроз; те пользуются такими же средствами. Вице-губернатором Старк делает Крошку Дафи — беспринципного авантюриста, перебежавшего на сторону Старка из лагеря его главного политического конкурента Мак-Мерфи. Следующим этапом карьеры Старка должно стать выдвижение в сенат. Чтобы устранить препятствия на этом пути, он намерен скомпрометировать одного из самых влиятельных своих оппонентов — судью Ирвина. Найти порочащие Ирвина сведения Старк поручает своему помощнику Джеку Бёрдену. Бёрден — один из немногих в окружении Старка, кто еще сохранил остатки порядочности. Судья — старый друг семьи Бёрденов, и для Джека он является образцом честности и благородства. Джек принимается за работу, уверенный, что она не даст никаких результатов.

Ради укрепления собственной популярности Старк затевает грандиозный проект — строительство крупнейшей бесплатной больницы. Заведовать будущей больницей Старк приглашает доктора Адама Стентона. Стентон крайне антипатично относится к Старку (считает выскочкой), но губернатора это не волнует. Ему необходимо связать свое имя с честным и уважаемым человеком, каким является хирург Стентон. Стентон и его сестра — друзья детства Джека Бёрдена. Джек неожиданно для себя обнаруживает в биографии судьи Ирвина крайне неприглядный эпизод. Стремясь дать судье шанс оправдаться, Джек добивается от Старка права поговорить с судьёй, прежде чем предать дело огласке. Выслушав Джека, Ирвин совершает самоубийство.

Подряд на строительство больницы Старк обещает — стараниями Крошки Дафи — отдать компании, финансирующей Мак-Мерфи. Предполагается, что таким образом Старк сможет окончательно подавить своего противника. Но вскоре Старк отменяет своё решение. Борьба Мак-Мерфи и Старка заканчивается трагически: Адам Стентон стреляет в Старка и тут же гибнет сам от пули телохранителя. Джек проводит своё расследование и легко выясняет, что убийство Старка организовал Дафи. Он и любовница Старка Сэди Берк спровоцировали Адама Стентона на этот шаг. Дафи, как вице-губернатор, автоматически садится в губернаторское кресло. Осознавая долю своей вины в происшедшем, Бёрден ничего не предпринимает против Дафи.

 

Литература молодежного движения

1) 1947 г. – речь У.Черчилля, премьер-министра Англии, в Фултоне (фултонская речь). Во время 2 мировой войны союзники – США и Англия – признавали безукоснительный приоритет США. Русский коммунист – главный положительный герой для зарубежной литературы после 1945 года. Резкое изменение отношения к бывшему союзнику происходит после речи Черчилля: это новая опасность – СССР со сталинским режимом. В оборот постепенно входит понятие «тоталитарное гос-во», и Черчилль объявляет войну с коммунизмом. В начале 50-х гг. в США сенатор Маккарти вводит поправку к конституции: теперь можно преследовать человека за его коммунистические убеждения. Поправка действовала всего 2 года, но смогла изменить общественно-политический климат в стране. Начинается так называемая «охота за ведьмами» и борьба с инакомыслящими за их коммунистические убеждения. Гонениям подвергались и голливудские режиссёры, и преподаватели вузов, которые читали политэкономию. Молодые люди были несогласны с политической ситуацией в стране.

2) Вторая причина их недовольства - войны США. США стремится иметь влияние в др.странах, прежде всего азиатских.. 50-е гг. – война в Корее, становящейся на социалистический путь развития. 60-е гг. - война во Вьетнаме. «Корпус мира» Дж. Кеннеди: страны высокой цивилизации должны нести помощь неразвитым странам, поэтому армия США отправляется во Вьетнам. Внедрение цивилизации с обязат.применением насилия.

3) США приходят к экономическому изобилию, экономика страны ориентируется исключительно на потребление. Послевоенная эйфория не одобряется молодым поколением.

Среди литературной молодежи того времени выделялась группа тех, чей протест выразился в крайних формах, кто взбунтовался против " тирании отцов" и программно порвал с ними. Они называли себя " бит-поколением"; критика заговорила о " битом (или " разбитом" ) поколении", хотя " апостол" битничества Джек Керуак, придумавший в 1952 году это определение, вкладывал в него иной смысл: " Бит означает ритм, пульсацию, не разбитость". Битничество было стихийным нонконформистским движением творческой молодежи и ее единомышленников за создание новой культуры, нового образа жизни.
Началось все спонтанно. Еще в середине 40-х годов на Западном побережье, в особенности, в Сан-Франциско, штат Калифорния, и его окрестностях, исключительно активизировалась творческая жизнь - музыка, живопись, поэзия. В 1944 в Биг Сюр переселилась скандальная знаменитость, едва ли не единственный в ту пору аморалист американской литературы, экспатриант 20-30-х Генри Миллер (1891-1980). Он как бы проторил дорогу другим - как в буквальном, физическом, так и в духовном плане. Калифорния стала местом паломничества творческой молодежи.
Из городов Новой Англии, из города Нью-Йорка, где родилось и обитало большинство битников, через весь континент эти нестандартные, неприкаянные американцы двинулись к Тихому Океану. С конца 40-х до середины 50-х туда переселились поэт и прозаик Джек Керуак, поэты Лоренс Ферлингетти, Ален Гинзберг, Грегори Корсо и Питер Орловски, которые примкнули к богеме западного побережья - художникам, музыкантам, поэтам. Они-то, да еще старший их всех годами прозаик Уильям Берроуз, и составили ядро битнического движения. Пик движения пришелся на середину 50-х, затем наступил постепенный спад (в начале 60-х почти все " чужаки" покинули Калифорнию), но резонанс ощущался на протяжении всего последующего десятилетия. Битничество было возведено в своего рода национальную нонконформистскую религию. Оно представляло собой новое, антиакадемическое искусство открытых форм, стремившееся к непосредственному контакту с аудиторией. Оно предполагало и особый стиль жизни, отвергавший урбанистическую цивилизацию, комфорт потребительского общества, буржуазные представления о браке, любви и дружбе, принятые в Америке критерии ценности человеческой личности - уровень материального благосостояния и образовательный ценз.
Главное в битничестве, однако, это то, что и искусство, и образ жизни мыслились как способ приобщения к Богу - минуя традиционный институт церкви, путем непосредственного " узрения", через ритмический транс, усиленный употреблением наркотиков и раскрепощающий сознание. Несмотря на программный вызов современной американской культуре, это очень американское явление: оно по-своему развивает специфически национальные духовные традиции. Истоки битничества - это трансцендентальный интерес к восточной философии и к тайнам природы, чувство " открытой дороги", самосознание человека, который полагается лишь на себя и стремится к общению с Землей, природой и другими людьми - ради взаимной радости. В литературе битничество раскрылось в новой, спонтанной поэзии свободной формы (поэма " Вопль", 1955 А. Гинзберга и т.д.); в прозе же оно ассоциируется, прежде всего, с именами Уильяма Берроуза (" Нарк", 1953; " Голый завтрак", 1959) и Джека Керуака (1922-1969), чей автобиографический роман " На дороге" (1958) явился своего рода каноническим текстом битничества.

В романе изображена программно кочевая, бездомная, полунищая жизнь Сала Пэрадайза и его друзей-единомышленников, которые отказались от карьеры и денег - от идеалов буржуазного преуспеяния и сбежали прочь из технологических городов к свободе собственной стихийной натуры. Эта свобода достигается героями через джаз, наркотики, секс и чистое движение - путешествие по дорогам Америки. Оно выступает у Керуака метафорой странствия по дорогам жизни, ведущего к истине, к Богу.
Керуак публиковал по роману ежегодно, а в некоторые годы и по два-три романа вплоть до своей безвременной смерти в 1969 году. Он считал себя создателем некоего " спонтанного метода", при котором мысли записываются в том виде и в том порядке, в каком они впервые пришли в голову, без последующей обработки. По идее автора, таким образом достигается максимальная психологическая правдивость, устраняющая различие между жизнью и искусством. Лучшими романами Керуака остались " На дороге" и " Бродяги Дхармы" (1958). Стихийный протест литературной молодежи 50-х против мира, доставшегося ей в наследство, не всегда принимал столь демонстративные формы, как в творчестве битников, и порой это давало более весомые художественные результаты. Так, в повестях Трумэна Капоте (1924-1984) " Лесная арфа" (1951) и " Завтрак у Тиффани" (1958) и особенно в произведениях Джерома Дэвида Сэлинджера (род. в 1919), написанных в русле того, что крупнейший английский американист М. Брэдбери назвал " встревоженным реализмом", страх перед ядерной угрозой, потеря исторического оптимизма, отчуждение личности, чувство " неправильности", " фальшивости" американской жизни того времени переданы с поразительной отчетливостью и силой. Наиболее ярок в этом плане единственный роман Сэлинджера " Над пропастью во ржи" (1951), " библия" послевоенных юнцов. Очень интересны, хотя и не столь цельны, сэлинджеровские новеллы и повести так называемого " цикла о Глассах", также созданные в 50-е годы.

 

Сэлинджер

родился в 1919 г. в Нью-Йорке, в семье торговца. Он - участник Второй мировой войны. Первый рассказ опубликован в 1940 г., затем написан цикл романов и повестей, составивших эпическое полотно о семье Гласс. Её представители, сверхчувствительные, легко ранимые люди, живут среди пошлости, страдают от своей беспомощности, ищут забвения и спасения в мире искусства.
В 1951 г. Сэлинджер написал повесть " Над пропастью во ржи". Открывает по сути эпоху литературы о подростках, где ставит проблему конформизма. Конформизм – основа тоталитарности, стремление подчиняться идеям большинства ради самосохранения. Конформизм – признак усреднённой личности. Таким образом, в основе этой проблемы лежит конфликт массового сознания и личности. Так вот молодёжное движение интуитивно против конформизма, оно ему сопротивляется. В романе писатель передал моральные искания 16-летнего парня из состоятельной семьи Холдена Колфилда. Сам роман написан языком 16-летнего не очень образованного подростка – отсюда жаргон и сленг. Для героя конформизм воплощается в виде лицемерия (идея маски). Он не принимает законов своей семьи, полных застоя и косности; отвергает моральный климат колледжа, откуда его, способного юношу, исключают за неуспеваемость. Холдену неприятна мимикрия директора колледжа, который с малосостоятельными родителями своих учеников здоровается, протягивая " два пальца", с отцами богаче - " полчаса разливается". " Не выношу я этого - злость берёт. Так злюсь, что с ума можно спятить", - говорит герой. Он презирает фарисейство главы похоронного бюро, предлагающего всем молиться и обращаться к Христу, " как к приятелю. Колфилд негодует: " Я чуть не сдох. Воображаю, как этот сукин сын переводит машину на первую скорость, а сам просит Христа послать ему побольше покойничков". Юноша готов бежать из колледжа, из родительского дома хоть в ад: " В общем я рад, что изобрели атомную бомбу. Если когда-нибудь начнётся война, я сяду прямо на эту бомбу. Добровольно сяду, честное благородное слово".
Холден не понимает рассуждений своего лучшего учителя, предостерегающего о бездне, разверзшейся перед молодёжью: " Пропасть, в которую ты летишь, - ужасная пропасть, опасная. Тот, кто в неё падает, никогда не почувствует дна. Он падает, падает без конца. Это бывает с людьми, которые в какой-то момент жизни стали искать, чего им не может дать их привычное окружение". Колфилд - чувствительный юноша, поэтому его цинизм и бузотерство - только способ, с помощью которого он стремится отгородиться от окружающих лицемеров. Он не терпит фальши окружающего общества, тянется к хорошим людям, но не находит их.
В повести поставлена проблема человеческого общения, соотношения индивида и общества, сделана попытка объяснить одиночество хороших людей в обществе. Холден не принимает мир взрослых за его снобизм и фальш. К чему придёт Холден - неизвестно. Книга заканчивается словами героя: " Знаю только, что мне как-то не хватает тех, о ком я рассказываю". Сопротивление в романе есть, но нет цели. Образ будущего – цветущий луг, играющие дети, которых охраняет Холден от падения в овраг (именно овраг в оригинале, а не пропасть). Это воплощает трагедию времени – нет модели идеального будущего.
Сэлинжер обратил внимание читателя на тот возраст человека, в котором отсутствуют компромиссные решения, живут гуманистические идеалы, сохраняются верные оценки духовных качеств общества. Творчество Сэлинджера вызывает постоянную полемику в США. Писателя упрекают за замкнутость персонажей, их отмежевание от общественных проблем, за скепсис и богоискательство.

 

Этот мир и гнетёт его, и притягивает. С людьми ему тяжело, без них — невыносимо.

Объясняясь в нелюбви ко всему, что его окружает: «Я ненавижу... Господи, до чего я все это ненавижу! И не только школу, все ненавижу. Такси ненавижу, автобусы, где кондуктор орёт на тебя, чтобы ты выходил через заднюю площадку, ненавижу знакомиться с ломаками, которые называют Лантов „ангелами“, ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу, ненавижу мерить костюмы у Брукса...»

До этого он уже бросил Элктон-хилл, поскольку, по его убеждению, «там была одна сплошная липа». Впрочем, ощущение того, что вокруг него «липа» — фальшь, притворство и показуха, — не отпускает Колфилда на протяжении всего романа. И взрослые, и сверстники, с которыми он встречается, вызывают в нем раздражение, но и одному ему оставаться невмоготу.

 

понятен и максимализм Х, его жажда справедливости и открытости в человеческих отношениях. То, что больше всего угнетает Холдена и о чем он судит вполне «по-взрослому», заключается в ощущении безысходности, обреченности всех его попыток устроить свою жизнь в этом мире. Вглядываясь в будущее, он не видит ничего, кроме той серой обыденности, что уже стала уделом подавляющего большинства его соотечественников. возникает вопрос, чего же он хочет, как он мыслит будущее, вопрос тем более важный, что мы уже хорошо знаем, какие вещи ему не нравятся. Оказывается, ничего реально положительного Х себе представить не может. Отсюда наивная мечта о несложной механической работе, дающей возможность вести тихую жизнь с глухонемой женой. При этом Холден и сам хотел бы притвориться глухонемым, чтобы, насколько это возможно, порвать все связи с миром, в котором живется так неуютно. К концу романа становится особенно ясно, что большому миру Холден может противопоставить только мир детей, которых к тому же нужно охранять от взрослых. Дети еще не испорчены. Но за внешней грубостью Х скрывается душевная чистота, деликатность, и легкая, ранимость. Холден тяжело страдает от безысходности, обреченности всех его попыток построить свою жизнь на справедливости и искренности человеческих отношений, от невозможности сделать ее осмысленной и содержательной.

 

Керуак

Книга была написана в 1951 году, и в то время, когда рукопись неоднократно отвергалась издателями, Керуак активно редактировал и дополнял роман вплоть до его публикации в 1957 году. Несмотря на негативную реакцию критиков, роман стал бестселлером и принёс Керуаку признание в качестве автора, впоследствии утвердившись в статусе классики американской прозы[3]. Произведение, наравне с «Голым завтраком»Уильяма Берроуза и «Воплем» Аллена Гинзберга, считается важнейшим образцом литературы бит-поколения, «библией битников». В заглавии романа уже упоминается архетипический образ дороги, связанный в мировой литературе прежде всего с путём поиска себя. Этот путь поиска воплощается в романе как реальное путешествие по Америке. Роман автобиографичен и представляет собой художественное описание путешествия двух друзей — Сала Парадайза (Джек Керуак) и Дина Мориарти (Нил Кэссиди) — по Соединённым Штатам и Мексике. Дин Мориарти – молодой пышущий жизнью парень, угонщик машин и тот еще сорванец. Отсидев в колонии, он хватается за каждый момент свободы: жадно знакомится с людьми, спонтанно женится на молодой Мэрилу, разводится, женится на другой, срывается с места на место, мечтает научиться писать книги, как его близкие друзья – рассказчик Сэл Пэрэдайз (прототип — Керуак, в ролях — Сэм Райли) и поэт Карло Маркс. Его одержимость жизнью пленяет окружающих. Для Сала знакомство с Дином становится толчком к пробуждению от депрессии после смерти отца(развод с женой и болезнь), Дин для него – вдохновение. Путь к самому себе. Вдохновленный безумием друга, он отправляется с котомкой автостопом на Запад США, в Денвер, и дальше-дальше… Там, в американских прериях, на хлопковых полях, в барах маленьких городов, в бродяжках и свободных фермерах, в безумных танцах, в подпольных джазовых концертах, в мексиканской экзотике, Сэл разыскивает себя.

В романе Керуак объясняет, что дорога является самой жизнью. В мире писателя дорога уводит от символической смерти в городской черте — мира работы, брака и школы. Мориарти выводится в книге пророком, поскольку он может открыть настоящую метафизическую значимость дороги. Дин, саморазрушитель и святой, становится воплощением инаковости, разрывающей традиционную ткань общества, выводящего индивидуума на новый уровень существования. Даже сама подчёркнутая сексуальность этого персонажа, по мнению Шварца, имеет свой смысл — это протест и вызов устоявшимся нормам, ломка их и поиск себя. Если Сал, альтер-эго автора, и далее блуждал бы в кругу повседневности, добиваясь для себя мелких побед и уступок, ничего не меняющих в окружающей его реальности, Дин есть его гуру, духовный учитель, превращающий асфальтовую дорогу в духовный поиск. Странствие по дорогам жизни, ведущее к истине, к богу.

Керуак искренне верил, что настоящее искусство может появиться лишь тогда, когда оно черпается напрямую из опыта. Форма романа – культивация автоматического письма, «спонтанной прозы», которую автор уподобляет джазовой музыке и подразумевая, что процесс письма не должен быть полностью осознаваемым действием, а должен направляться исключительно потоком впечатлений от происходящего вокруг. Текст по сути не обработан. В связи с этим существует легенда, будто Керуак печатал роман на своей печатной машинке не отрываясь и не перепечатывая всего за 3 недели. Отсюда ассоциативное сцепление рядов в романе. Стиль книги, замечает Шварц, определяется стиранием границ между сущностью вещей и непосредственно переживаемым опытом. Писательская манера Керуака высвобождает целый поток сознания, изливающийся на бумагу, наполненный воспоминаниями, медитациями и всяческими ассоциациями. Он был сторонником именно спонтанной, импровизационной техники написания текста, по его мнению, в этом есть что-то от дзен-буддизма. Восточная философия - это вообще для Керуака своеобразный символ благополучия и полного просветления, он стремится к нему. Отсылка к русскому странничеству (отказ от материального ради достижения духовного). Идеи Ницше, Горького, Достоевского.

 

Литература рассерженных. Проблемы, жанры, тип героя.

После второй мировой войны начался процесс стремительного распада британской колониальной империи. Демократические массы Великобритании, возлагавшие надежды на лейбористов, пришедших к власти в 1945 году, скоро испытали тяжелое разочарование в социальных реформах: политика лейбористов оказалась продолжением политики имущих классов. Осложнившаяся политическая обстановка ощутимо воздействовала на настроения интеллигенции и получила отражение в английской литературе 50-х годов. В 60-х годах общественно-политическая обстановка еще больше осложнилась: техническое перевооружение английской промышленности, относительное повышение жизненного уровня населения после новой победы лейбористов (1956) не решили пробле­мы противоречий внутри страны. Угроза атомной войны, тесное сотрудничество с США. Английская литература — бесперспективность, скепсис и растерянность. Подлинным бедствием стало распространение псевдолитературы. Богатейшие владельцы издательских фирм рекламируют, финансируют и распространяют тот вид «фикшн», который разжигает «холодную» войну, поддерживает легенду о «советской опасности» или героизирует убийц, насильников, расистов. В начале 50-х годов в английскую литературу вошли молодые про­заики и поэты, которых назвали писателями «рассерженной молодежи» (angry young men). Отличительной чертой всего написанного ими было острейшее недовольство окружающим, отвращение к современной буржуазной Англии. Недовольство перерастало у «рассерженных» в шумный, анархический бунт без какой-либо положительной программы. Литература «рассерженной молодежи» родилась в первых книгах Кингсли Эмиса (род. в 1922 г.) «Счастливчик Джим» (1953) и «Это неопределенное чувство» (1955) и Джона Узина (род. в 1925 г.) «Спеши вниз» (1953) и «Живя в настоящем» (1955), но ее приметы наиболее концентрированно выразились в пьесе Дж. Осборна «Оглянись во гневе» (1956). К движению «рассерженных» критики без достаточных оснований причисляли Джона Брейна, Томаса Хайнда, Колина Уилсона и даже Айрис Мердок. Герои Эмиса Джимми Диксон («Счастливчик Джим») или Джон Льюис («Это неопределенное чувство»), герои Узина Ламли («Спеши вниз») или Эдгар Бэнкс («Живя в настоящем»), наконец, Джимми Портер — герой пьесы Осборна — проклинают и общественное устрой­ство страны, и традиционную мораль, и систему образования, не открывающую путей в жизнь, и самых различных людей.

Бунт «рассерженных» был реакцией буржуазно-демократической молодежи на те порядки, которые установились в стране после второй мировой войны. Объективно это был облеченный в своеобразную форму протест против лейбористов. Первые произведения «рассерженных» содержали едкий сарказм, смелую и громкую инвективу против «тех, что наверху». Сила протеста в их произведениях была велика, но бунт их оказался бесперспективным, сводясь к одному отрицанию. Характерной чертой всего, что они писали, было отрицание одновременно и отжившего, реакционного, антигуманного, и передового, революционного.

Джон Брейн «Путь наверх» и «Жизнь наверху». Главный герой Джо Лемптон – представитель рабочей среды, потерявший в войну родителей. Воспитан родственниками. Стал бухгалтером, переехал на работу в другой город. Там начинается его путь наверх. Эти молодые люди не хотят быть как все. Но мы не мыслим своей уникальности вне потребления, т.к. в мире уже есть своя сложившаяся система ценностей. Джо хочет вырваться из среды, чтобы изменить условия своей жизни. Переезжая в другой город, снимает квартиру, которая устраивает его во всем. И он уже не хочет быть квартирантом в этой жизни. Появляется тема театра, где играют непрофессионалы, молодые люди, с которыми знакомится Джо. Он заводит аристократку-любовницу. Считается, что восхождение по социальной лестнице должно происходить именно так. Социальная иерархия – очень английская черта. Уэйн - герой романа «Спеши вниз» — молодой человек, окончивший университет, но бросивший вызов профессии «белого воротничка», — проклинает и бездушных дельцов, и пошлых ограниченных мещан, и литераторов, прячущих свою бездарность под маской авангардизма, и снобистскую интеллигенцию, но одновременно открещивается и от боевых революционных традиций 30-х годов и простого народа, с которым не ощущает ни общих целей, ни общих интересов. Джимми Портер в «Оглянись во гневе» осыпает проклятиями все и вся, но не произносит ни одной конструктивной мысли и обнаруживает полнейшую беззащитность перед ненавистным и угрожающим ему миром, который наступает на него со всех сторон и с которым он не в силах бороться. В обличениях «рассерженных» героев звучала боль и даже отчаяние, но эта боль вытекала из бессилия, определялась упрямым индивидуализмом, который они и не могли и не хотели преодолеть. Им нравилось быть рассерженными. Однако выступления «рассерженных» привлекли внимание к застою и рутине мещанского мира, обнажили многие неприглядные стороны быта и общественных отношении, лицемерие и фальшь. Кризис в развитии литературы «рассерженных» был предрешен заранее; ее представители должны были либо сделать какие-то конструктивные выводы из своей критики, либо капитулировать перед буржуазным миром. И кризис наступил. Течение «рассерженных», если о таковом можно говорить, прекратилось в конце 50-х годов. Общность настроений, наметившаяся в творчестве нескольких авторов и так или иначе прозвучавшая у других, не породила ни единой эстетики, ни единой творческой программы.

Творчество А. Мердок

Наибольшее воздействие философская теория Ж.-П. Сартра оказала на А. Мёрдок, которая сочетала литературную деятельность с преподаванием в Оксфорде философии экзистенциализма. Своими наставниками она называла Сартра и Кьеркегора. Однако нельзя рассматривать её творчество как некую художественную иллюстрацию философских тезисов, её талант не укладывается в жёсткие рамки «философии отчаяния», хотя мысль о безысходном одиночестве человека была близка не только Мёрдок, но и Голдингу, и Фаулзу. С другой стороны, мотив одиночества не приобретал у Мёрдок таких вселенских и трагических размеров, какие мы видим у Кафки. «Любой опыт приемлем, лишь бы он был результатом свободного выбора», – писала Мёрдок. Этот принцип экзистенциальной свободы выбора окрашивает все произведения писательницы. Её герои не ничтожны, напротив, они самостоятельны в своих действиях и исполнены глубоких душевных переживаний. Для Мёрдок характерен всепоглощающий интерес к внутреннему миру человека, к тому, что делает человека неповторимой личностью, что заставляет его сделать тот, а не иной выбор. Внутренний мир героев Мёрдок представляет собой арену борьбы разума и тёмных страстей, человеческого и животного начал, поэтому они ежеминутно стоят перед проблемой выбора того или иного пути. Писательница часто рисует человека игрушкой в руках тёмных роковых сил. Судьбой человека распоряжается Фатум из античной трагедии, и свобода выбора нередко оборачивается для её героев злой насмешкой, игрой случая, но при этом её герой остаётся человеком, он стоически сопротивляется обстоятельствам, сохраняя трезвость ума и доброту чувств. В отличие от Кафки Мердок в большинстве своих романов сохраняет надежду и веру в здоровую основу бытия. Таковы её ранние произведения: «Под сетью» (1954), «Бегство от волшебника» (1955), «Замок на песке» (1957), «Колокол» (1958), «Отрубленная голова» (1961), «Дикая роза» (1962), «Единорог» (1963) и другие. Одно из лучших произведений позднего периода творчества А. Мердок – роман «Чёрный принц» (1977), само название которого заключает в себе символический смысл. В самом общем смысле о творчестве, о самопознании художника. Вновь тема раскрывается в двух аспектах – искусство и любовь, правда в искусстве и любви. Через исповедь главного героя, писателя Бредли Пирсона, человека серьёзного и взыскательного, писательница во многом передаёт свой творческий опыт, своё видение искусства. Центральная проблема романа – вопрос о «степени свободы» человеческой личности, художника в его стремлении воплотить правду в искусстве. Перед нами вновь череда «состояний сознания» героя, серии его «озарений». Исповедь Бредли Пирсона ставит своей целью проникнуть в тайны сознания, понять глубины человеческой личности и творчества. Свою задачу художника он видит в том, чтобы с предельной четкостью воспроизвести уникальную, неповторимую человеческую личность со всеми свойственными только ей особенностями. Внешне сюжетная линия романа весьма проста: немолодой уже писатель Бредли неожиданно не только для своих друзей, Рейчел и Арнольда, но и для самого себя влюбляется в их дочь, ещё не оформившегося голенастого подростка Джулиан. Эта любовь, мучительная, трагическая, стихийная, затмевающая разум и одновременно прекрасная в своей чистоте и силе, пронзающая сознание героя, открывает ему такие тайны бытия, о существовании которых он только догадывался; любовь, которая дает мощный импульс к творчеству, к пониманию истинного назначения искусства. Параллельно с основной сюжетной линией –

любовью героя и его взаимоотношениями с Джулиан, её родителями (своими друзьями) – в романе проходит побочная линия сестры Бредли, Присциллы, и взаимоотношений героя с ней. Обстановка, в которой происходят события в романе, реальна и предметна. Это мир, полный вещей, предметов. Они ощутимы, осязаемы. Писательница подробно описывает каждую деталь обстановки дома Бредли или комнаты Присциллы. Но за всеми этими внешними сюжетными действиями и внешним миром возникает ещё один уровень – мифологический. Когда он вдруг открывается, каждая деталь, кажущаяся второстепенной, неожиданно обретает глубокий смысл, скрытый подтекст. «Чёрный принц» может быть осмыслен как «князь тьмы» или «повелитель мух» (здесь возникает аналогия с романом У. Голдинга «Повелитель мух»), с которым ведёт диалог герой. Однако в романе возникает аналогия и с мифом об Аполлоне и Эроте, причём античных

мифологических мотивов гораздо больше.Роман начинается с предисловия издателя Бредли, некоего Ф. Локсия. Именно к нему на протяжении всей книги обращается герой

как к любимому другу и наставнику, ему поверяет свои самые сокровенные мысли и ему посвящает свое сочинение. Локсий и завершает повествование, рассказывая о последних днях писателя Бредли Пирсона, нашедшего успокоение в монастыре. «Локсий» – одно из имён греческого бога-покровителя искусств Аполлона, имя которого, кстати, ни разу не

упоминается в романе, но образ которого присутствует в целой системе символов. «Локсий» в переводе – «тёмный», «неясный». Но у Аполлона было ещё одно имя – Феб – «светлый», «чистый», оно присутствует у издателя в качестве инициала. Таким образом, в имени издателя соединены обе сущности Аполлона – светозарность и мрак. Двойственность натуры Аполлона как бы отражает двуединую сущность человека. Она лежит в основе сюжета и композиции романа. Стрелы Эрота несут герою счастье и радость, но они же становятся источником муки и гибели. Множество намёков, деталей, мотивов дают возможность именно такого прочтения истории Бредли Пирсона. Роман «Чёрный принц» глубоко метафоричен, потому сложен и многозначен. Метафора здесь становится универсальной формой мышления. Она заложена в самой структуре произведения, которое строится по принципу зазеркалья: что казалось истинным, становится ложным, и наоборот. Рассказ героя начинается с сообщения об убийстве –

мнимом – его другом Арнольдом своей жены; он заканчивается убийством – настоящим – Арнольда его женой. Сестра Бредли, Присцилла, в первый раз кончает с собой ложно, второй раз – реально. Число подобных примеров бесконечно, приём опрокинутого, зеркального отражения становится универсальным. Какую роль он выполняет? Писательница не даёт прямого ответа на этот вопрос, предоставляя читателю самому найти его. Может, это свидетельство амбивалентности жизни и самого человека

или один из приёмов обнажения работы человеческого сознания, постигающего себя и окружающий мир.

Принципы «новой драмы».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 1610; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь