Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА В ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Дет-ое ИЗО творчество – отражение р-ком окр. действительности в рисунках, аппликационных работах, постройках, через работу своего воображения под влиянием своих наблюдений, впечатлений получ. от окр. мира через слово, картинку и др; д-сть в рез-те которой созд. новый оригинальн. продукт имеющий общ. значение. Психологическая готовность к творчеству: 1)накопление опыта - связь с реальностью (чем больше пережил, увидел, тем богаче опыт). 2)приобретение умений - расширение опыта по чужому рассказу или описанию, образец. 3)развитие воображения- как умеет воображать. 4)зрительная память-как запоминаются образы реальности. Этапы творческой д-сти р-ка: С начало познание окружающего в ИЗО д-сти р-ка не связано с творческими проявлениями и закл-ся в познании свойств материала, с помощью которого действует р-к: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить. Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его д-сть приобретает уже изобраз-ный характер. У р-ка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить. 1 этап творческого процесса - возникновение замысла. Но если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького р-ка этот период чаще всего отсутствует (2 этап – вынашивание замысла). Чем меньше р-к, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного (3 этап – реализация замысла). Он еще не может предвидеть рез-т работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, план-ние работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творч-ве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включ. в рисунок не относящихся к образу деталей. Степень выразительности зависит от развития образного видения р-ка, запаса впечатлений и от уровня развития ИЗО сп-стей. Bзаимосвязь творчества и обучения: обуч. способствует развитию природных данных; при обучении ИЗО д-сти, учет индив. худ. возможностей; создание условий для развит. каждого р-ка; правильно подобранные пед. приёмы (с учетом психо-физ. особен. детей); самостоятельность детей в д-сти, сознательные худ. проявления, положительные эмоции, разв-е сп-стей; возникнов. интереса к д-сти во время занятия, стремление к самост-ной д-сти. Обучение отвечает своему назначению, если носит воспитывающий и развивающий характер. Методы: система действий направленная на усвоение содержания материала по ИЗО: наглядный - показ способов действия, словесные- рассказ, беседа практические- игры, игровой- сюрпризный момент, игровое общение. Критерии оценки: Bсе молодцы- мл и ранний, ср - адекватный, ст.-анализ своих работ, что понравилось, что нет, ошибки.
ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТ. ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УДО. Занятие - спец-но организ-ная д-сть педагога по передаче детям знаний, умений и навыков. Все занятия проводятся в опред. время согласно режиму дня детей. Занятия строятся на основе учебной программы дошк-го обр-ния. Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной д-сти детей, сформулированной в задачах: - занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения; - занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений (повторение, упражнение); - занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую д-сть, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Безусловно, процесс творчества включает и репродуктивную д-сть, но она подчинена творчеству и входит в структуру творческого процесса. Виды занятий по изобразительной д-сти (одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения): - по содержанию изображения: предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация). - по методу (способу) изображения: по представлению, по памяти, с натуры (рисование, лепка, аппликация). - по характеру выбора темы: на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу»). - по источнику тем замыслов: занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения); на музыкальные темы; на темы окружающей действительности. Структура типового занятия: 1.вводная часть (создание у детей мотивов д-сти, анализ натуры, показ или напоминание техники работы) 2.основная часть (выполнение детьми задания, этап творчества детей) 3. заключительная (итог занятия и анализ детских работ - необх. орг-ть выставку. В мл. гр. работы анализирует воспитатель и только с полож. стороны, в сред.гр – начинает приобщать к анализу детей и может указать на недостатки, в старшей – анализ должны проводить дети при помощи воспитателя) Кроме того на занятии должны проводится физкультминутки, игры. Интегрированное занятие вкл. в себя несколько методик и они переплетены друг с другом (напр, когда дети рисуют – слушают музыку, отвечают на вопросы)
КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В д/с на занятиях по изобразительной д-сти используются разнообразные методы и приемы. Клас-ция традиц-ная: наглядные, словесные, практическ. Классификация методов (Лернер, Скаткин): 1)информационно-рецептивные (наглядно-иллюстрат): - наблюдение (– осн. метод системы обуч. ИЗО искусству), рассматр-ние предмета, иллюстрации, картины (когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некотор. приемами изоб-ния на плоскости); - обследование предметов предлагаемых для изображения; - показ способов действия - показ жестом и показ приемов изображения (формообразующие движения: дети рисуют сухой кистью по бумаге, в воздухе передают очерчивающие движения); - словесные м-ды (беседа (для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения), объяснение, указание (в связи с разъяснением поставленных учебных задач), напоминание, чтение худ. произведений (творческое настроение)) 2)репродуктивные методы (д-сть педагога направ-ная на закрепление знаний и выраб-ку у детей навыков и умений.) - повторение - метод, направ. на закрепление получ-го материала, исп-ся когда р-к учится опред. д-сти, напр, рисует однотипный узор на полоске бумаги; наклеивает одинаковые формы в аппликации. - упражнение - занятие опред-ой д-стью, отлич-ся от повторения тем, что в опред. временной отрезок оно проводится однократно, помощь в упражнении необх-мо оказывать если р-к просит о ней, так же необх-мо осущ-ть индивид. подход к замкнутым и слабоусп-щим детям. 3)исслед-кие методы (поиск решения) - осуществляется когда дети уже хорошо знакомы с ИЗО материалом, знают его особ-ти и хар-ки; реализуется, когда детям даётся натура для изображения, а выбор средств они осущ-ют сами; 4)эвристические методы (синтез задумок, нахождение решения) – р-к понял как и что он будет изображать; 5)метод проблемного изложения (для школьников). Игровые методы: относится к наглядно-действенным приемам обучения. Способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче. Напр, в мл.гр. в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар. В ср. гр. дети рисуют плюшевого мишку с натуры. Можно обыграть: Мишка стучится в дверь, здоровается, просит нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ. С детьми 6 лет - во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают дерево, животных, «делают снимки», придя в д/с, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке. Выбор тех или иных методов и приемов зависит от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач ИЗО де-сти, от возраста детей и их развития, от вида изобрази. материалов, с которыми действуют дети.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы