Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИМХО. Михалевская Анна. Новогодняя сказка. Связь миров и поколений
Терпкий запах хвои и сладкий — мандаринов, присыпанные колючими иголками подарки, разрывающие небо фейерверки и разлитое в морозном воздухе ожидание чуда — мы делаем шаг в новый год, как в сказку, разрешая своему внутреннему ребенку снова поверить в невероятное. Но не будем спешить списывать это ощущение на игру воображения. Зачастую именно такая вера позволяет совершить невозможное. Так в чем же секрет новогодней сказки? Чтобы избежать ехидных улыбочек логиков — мол, каких-таких истин ждать от неприземленных фантазеров, предлагаю подойти к феномену волшебства со всей серьезностью и воспользоваться старым добрым методом анализа и синтеза. Сперва препарируем саму сказку и ее структуру. Фольклористы, посвятившие чуть ли не всю жизнь изучению этого вопроса, считают, что сказки всех времен и народов сводятся к ОДНОЙ истории. Это обряд инициации, который проходило юношество при наступлении половой зрелости. Раньше форма обряда сводилась к тому, что родитель отводил ребенка в отдаленное от дома место, где и оставлял для прохождения суровых, связанных с ограничениями, испытаний. Ритуально подростка проводили через смерть и возрождение, и возвращался к миру он уже совершенно новым человеком. Но сейчас юношеством дело не ограничивается. Современный человек, активно участвующий в жизни социума, проходит «инициацию», то есть обновляется, подстраиваясь под меняющиеся условия, постоянно! А теперь давайте посмотрим на период Нового года с точки зрения идеи всеобщей «инициации». И мы сразу увидим, что на новый виток жизни переходят не только все люди Земли, но и целая планета! Самая долгая ночь в году, зимнее солнцестояние, и есть символическая смерть для всего живого. Это время не может не быть особенным. Человек вместе с природой переживает условную смерть и возрождение. И что самое важное — творит себя и мир заново. И эти мотивы, конечно же, находят отражение в ритуале празднования Нового года. Казалось бы, что может быть естественней, чем купить под Новый год елку, надеть маскарадный костюм, одарить родных и близких подарками? Но не все так просто. Обратимся к исследованиям славянской новогодней традиции. Фольклористы утверждают, что красавица-елка, которая делает дом таким уютным, олицетворяет не что иное, как Мировую Ось — понятие, существующее в мифах практически всех народов. Иногда Ось предстает в образе Мирового Древа, что соединяет землю, небеса и преисподнюю. До России, кстати, обычай наряжать елку дошел только после революции, так как ель в славянской культуре была неразрывно связана с миром мертвых (вспомним и современные похоронные венки). Елочные украшения тоже имеют свое назначение и смысл. Те же стеклянные шары символизировали плоды Древа Жизни, дающие вечную молодость — молодильные яблоки из русских сказок, яблоки Гесперид из греческого мифа, яблоко из библейского сказания о грехопадении. А игрушки в виде сказочных персонажей — это благие духи, к которым наши предки обращались в момент перехода и ждали от них помощи в будущем году. Блестки серебряного дождика — не просто элемент дизайна, это именно дождь, струящийся от вершины Мирового Древа до его подножия, образ границы, защиты мироздания от внешнего хаоса. У славян этот образ воплощался в уборе знатной женщины — от венца, символизировавшего небо, на грудь, украшенную знаками земли, спускались цепи-рясны, на их звеньях были знаки дождевых капель и семян, летящих с неба на землю. Украшая свой дом елкой, мы символически соединяем с ее помощью все миры — здешний и потусторонний, миры прошлого и будущего, — проходы в них остаются открытыми. А значит, человек не просто имеет возможность, а вынужден контактировать со сверхъестественными силами. Раньше это выражалось в виде святочных гаданий, ряжения. Сейчас популярны карнавалы, переодевания. Смена наряда суть знак лишения человеческого лица (шире — человеческой личности) на время разгула потусторонних сил. И заодно шанс опробовать новую роль, измениться. И наконец, мы добрались до главного героя новогоднего ритуала — Деда Мороза. Перед нами одна из ипостасей владыки Нижнего мира, мира смерти. Это не ад, обрисованный в христианской литературе, и не инфернальный кошмар, размноженный американским кино. Мир смерти — это обитель ушедших родственников, подобие мира живых, мир изобилия. Его владыка властвует над несметными богатствами, властен над временем, над мудростью. Любопытно, что в сани Деда Мороза запряжены олени — по мифологическому архетипу они выступают проводниками между мирами. А обычай одаривать друг друга на Новый год является элементом продуцирующей магии: дары в праздничную ночь магически обеспечивают изобилие жизненных благ, которые мы надеемся обрести в новом году… Рассматривая праздник в таком символическом контексте, понимаешь, насколько глубоки истоки каждого элемента новогоднего ритуала. Раз за разом, на протяжении многих веков во всех культурах происходит одно и то же — человек собирает мозаику мира заново, возводит в своем жилище ось, соединяет миры, открывает двери, отказывается от себя, ищет новый лик, черпает силы и мудрость у предков, легко отдает и получает взамен, ибо нет ничего невозможного в изобильном волшебном мире! Вот так из года в год мы, сами того не замечая, творим сказку, в которую мало кто верит, но тем не менее уже давно в ней живет.
В статье использованы материалы из книги В.Я. Проппа «Морфология волшебной сказки» и статьи А.Л. Барковой «Новый год: символика современного ритуала». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы