Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИМХО. Argentum Agata. Человек раскрывается в сказке
Люди сочиняют и слушают сказки едва ли не столько, сколько существует само человечество. И как скрывается в глубине веков и седой мгле наша давняя история, так и в сказках под вуалью волшебства и тайны исследователю может открыться кладезь знаний о человеке, его обычаях, привычках, психологии, страхах и надеждах. Мировоззрение человеческого общества полностью отображается в сказках. Все знания о мире и вопросы зафиксированы в этих историях, где в облачении невероятного, придуманного, небывалого закодированы механизмы отношений людей, их деятельность, восприятие, мышление. И чтобы понять это, стоит только внимательнее присмотреться к основным персонажам, появляющимся в сказках совершенно разных народов. Например, ведьма в сказке — это та, что ведает, знает больше других персонажей, может обладать даром пророчества, и не проявляет нормальных человеческих чувств. Нередко образ ведьмы, колдуньи связан с ее нахождением в некой непривычной для проживания, странной местности — в болотах или льдах. Если провести параллель с психоаналитической теорией, ведьма, колдунья персонифицирует измененное состояние сознание человека, его эмоциональное оцепенение, «замораживание изнутри». А вспоминая времена средневековых гонений на ведьм, мы видим, что женщин проверяли именно на физическую нечувствительность к боли, пытая их уколами и огнем. То есть, знания, зафиксированные в сказках, напрямую отображают воззрения общества. Еще один небезынтересный персонаж, появляющийся в сказках разных народов — Трикстер, он же шут, — зачастую воплощенный в таких героях, как Иванушка-дурачок (в русских народных сказках; в сказках других народов существуют прямые аналоги данного образа) или же спутник главного героя сказки (нередко сам выступающий на первый план) в виде фантастического или реального животного, например — Кот-в-Сапогах. Подобный персонаж как бы связывает мир обыденного, разумного с миром непривычного, курьезного, сказочного и даже безумного. Трикстер легко преодолевает любую границу, даже между людьми и высшими, неведомыми им, силами, божествами, помогая найти помощь и спасение вне пределов привычного, обыденного. Да и по мнению психологов трикстеры, шуты, юродивые всегда несли некую терапевтическую для общества роль, громко заявляя о его болезнях и проблемах, напрямую высказывая все королям, давая всем повод посмеяться над собой и исцелиться смехом над своими же пороками. Также в сказках встречаются персонажи, ставить которых в одни ряд с первого взгляда кажется неуместным — покровители добрые (добрая фея, ангел, крестная или крестный) и злые (классический общеизвестный пример — Синяя Борода). Что же общего между добрыми и злыми покровителями главного героя сказки? По мнению психоаналитиков, основная функция этих персонажей — защита и сохранение травмированного Эго. Заметьте, что все эти покровители появляются в судьбе героя испуганного, перенесшего те или иные потрясения, изменения в жизни, часто — весьма горестные (утрата дома, кого-то из родни и т.д.), и так или иначе берут его под свою опеку. Притом, добрые покровители помогают главному герою решить проблемы и выйти на новый уровень, а злые — ограничивают волю героя, буквально консервируя его на одном уровне. Эти и другие общие для многих сказок архетипические персонажи одновременно раскрывают как особенности жизни общества, так и работу психики отдельного человека, демонстрируя его интересы, страхи, желания. И хотя в современных сказках серого волка заменил изумрудный дракон, а доброго или злого крестного (фею) — директор магической академии — очевидно, что человек так и не вырос из своих страхов, и очень мало изменился в своем мировосприятии.
Поэзия
NeAmina Когда завершается год
Когда оседает на землю туман, когда завершается год, приходят в селение о́ ма-тима́, невзрачные люди-с-болот. Какие-то тряпки на тощих плечах, почти до колен борода. Но в каждой избе, где не гаснет очаг, им искренне рады всегда. Встречают хозяева гостя вдвоём. а дети глядят из окна, зерна насыпают в мешок до краёв и катят бочонок вина. На лучшее место сажают за стол, где тускло блестит серебро. У о́ ма-тима́ есть обычай простой: “спасибо” сказать за добро. Коль честен хозяин, хозяйка мила, обиды на отпрысков нет, зола в теплой печке уже не зола, а россыпь блестящих монет. За каждое зернышко, каждый глоток расплатятся о́ ма-тима́. А после, беззвучно шагнув за порог, растают, как будто туман.
NeAmina Про Ивана дурака
За морями — горы, облака и лес, пыльная дорога, сонная река, камни возле сосен, почерневший крест. Помяни, прохожий, Ваньку-дурака.
Сказки только в книжках, пиво там да мёд, свадебные пляски и хмельной базар. Ванька разве думал, что вот так помрёт? Был уверен парень, что придет назад.
С девицей-красоткой, вороным конём, в кошельке бездонном золотом звеня. Братец Ваньку встретил дымом да огнём: со спины ударил среди бела дня.
А потом — а как же! — христианский долг, выкопал могилу и поставил крест, взял сундук на плечи, хоть поднял с трудом, и ушел подальше из опасных мест.
Мертвым сном остался Ванька спать в лесу. Брат шагал неспешно, жаркий день кляня, девица роняла за слезой слезу, цокали копыта резвого коня.
В сумерках на небе выпал звездный снег, и луна соткалась в синеве ночной. Подошел к могилке странный человек с белоснежной пеной крыльев за спиной.
Повздыхал печально, что-то говоря, лес совиным криком дал ему ответ. А когда над лесом занялась заря, две крылатых тени унеслись в рассвет.
Время не жалеет ничего окрест. Только неизменны горы да река, камни возле сосен, почерневший крест. Помяни, прохожий, Ваньку-дурака...
NeAmina Циркачи
В городе ярмарка, цирк выгибает купол, шум не смолкает даже в седой ночи, дети глазеют на представленье кукол, дряхлый старик в большой барабан стучит. Фокусник, клоун, жонглеры и люди-змеи — здесь оживает сказка, зовет мечта. Мимо пройти разве кто-то сейчас сумеет? Пара монет, калитка, и ты уж там. Шаг за ограду, и город остался в прошлом: ты погружаешься в новый волшебный мир. Все, что казалось, в принципе, невозможным, воплощено загадочными людьми: брызжет салют, в поднебесье взлетают кони, ровная поступь стремительна и легка, смуглый мальчишка держит огонь в ладони, пламя ласкает пальцы и льнет к рукам, змеи, танцуя, сплетаются, как лианы.… А у гимнастов, кажется, нет костей — здесь чудеса естественны и не странны ни для хозяев, ни даже для их гостей. Вот темноликий парень блеснул ножами… Серый дракон ехидно сощурил глаз… Эй, торопитесь, добрые горожане, в сказку пожаловать мы приглашаем вас… В нашем трактире под вечер обычно людно: гости гуляют, старается менестрель, сестры таскают в зале большие блюда — сочное мясо и крепкий янтарный эль, батюшка гордо сидит за дубовой стойкой, матушка ведает кассой под звон монет, роль недотепы-золушки-и-поломойки мне достается — бездельников в доме нет. Целыми днями приходится мне трудиться, зал убирая, стены и пол скобля. Это лишь в сказках в трактиры приходят принцы, только лишь в сказках обувь из хрусталя. Добрые феи, прекрасный и верный рыцарь — глупая вера нищих и слабаков. Но все равно сегодня мечтаю смыться: лишь отвернутся сестры, и был таков. Хлопает дверь, из трактира я вылетаю, не обращая вниманья, что вслед кричат. Крепко зажат в ладони заветный талер, я тороплюсь на ярмарку к циркачам. Птицами снова парят в небесах гимнасты, от фейерверков ночью светло, как днем. Скалится хитро жаркой зубастой пастью серый дракончик, метко плюясь огнем. Сочные краски, ткани, шелка и кожа, яркие блузы с юбками до земли. Грустная леди карты на стол положит…. Что ей нашепчут дамы и короли? Я покатался на каждой из каруселек, очаровашку дракона держал в руках. Все я облазил, достигнув заветной цели, деньги спустил — до последнего медяка. Время застыло, никак не кончался вечер, он растекался, словно тягучий мед. И мне казалось, что кто-то беззвучно шепчет, просит как будто, тянет, манит, зовет: “Слышишь…останься…Ты тоже почуял сердцем, что не чужой здесь. Пойми, твое место тут.” Я оглянулся у полуоткрытой дверцы: замерли люди, как будто чего-то ждут, все циркачи здесь от мала и до велика. И в каждом взгляде вижу вопрос немой. Но, отвернувшись, я быстро нырнул в калитку: так захотелось внезапно сбежать домой. Город меня не встретил привычным гамом — мрачная пустошь открылась моим глазам, остовы зданий, все в серо-черной гамме. И, испугавшись, я резко шагнул назад. Что там случилось, кто мне сейчас ответит? Нет ничего, только серая пыль вокруг. Смуглый мальчишка тихо шепнул: “Столетья там пролетели. Такое бывает, друг. Их не вернешь. Ты останься, прими разлуку… Это тебе, я чувствую, по плечу…” Серый дракончик доверчиво ткнулся в руку: “Хочешь, плеваться искрами научу?..”
Александрина Сороковая Сундучок сказок
Украду я звезды с неба, украду. Соскользнут они в ладони, словно в бездну. Я губами жадно к звездам припаду, Выпью свет волшебный быстро и исчезну. Расплескавшись в темном небе серебром, Выплетая кружевные паутины, Я укрою ночь серебряным ковром, Разметав осколки сердца древней льдины. Поцелуем вспыхнут блики на воде, Тени дышат, тени чувствуют, танцуют. Где-то там, за гранью снов, в стране Нигде, Звезды падают так нежно и чаруют. Зажигают колдовские огоньки, Озаряют ночь чудесным светом, И стремятся вдаль посланцы — мотыльки, Разнося фонарики с секретом.
Александрина Сороковая Не сходи с дороги
Стелется сладкою дымкой туман, Звезды на небе мигают и пляшут. Скрип на дороге. И встал караван. Ели ветвями таинственно машут. Белую пену вздымает река. Брызги взлетают, в ночи растворяясь. С флягой отправили лишь дурака. Чудится, елка смеется, качаясь. Вдруг замерцали вдали огоньки. Чудища? Леший? Сейчас растерзают. Старый дурак рассказал: «У реки В доме лесном на столы накрывают». Бросились путники, слюнки текут. Скользко. Запнулись о корни. Упали. А из домишки к котлу волокут Зверя мохнатого: «Вы опоздали! » Плачет тихонько понурый зверёк, Лапки с надеждой к гостям протянул. Вьётся над варевом чёрный дымок. Старый дурак всех бесстыдно надул. «Братцы, спасайтесь! » Но в небе луна Зло рассмеялась, клыки обнажая. Крик оборвался. И лишь тишина Чащу лесную накрыла, вздыхая.
Александрина Сороковая Шоколадный поцелуй
Так нежна шоколадная ночь, Вытекает по капле ликёр. Как заблудшая в сумерках дочь, Разжигает на небе костёр. Красным цветом зарделась луна, Оголила застенчиво бок. И стекает на землю слюна, Сладость тьмы превращается в сок. Карамелью искрится река В тусклом свете загадочных звёзд, И набухли её берега Сладким хворостом тысячи гнёзд. На ладонях кружится туман, Леденцы покатились с цветов — Ночь защёлкнула дивный капкан В шоколадной долине из снов.
Проза. Сказка. Сороковая Александрина (Kartusha). На неведомых дорожках
Хрустнула веточка чёрной полыни, и ведьма довольно поцокола языком: — Ну, теперь всё в порядке! Горькое крошево посыпалось в кипящий котёл. Забурлило жёлтым, зелёным, красным. Ещё миг и поверхность варева застыла. Заискрилась. И в колдовском зеркале появилось изображение. — Дымок, только попробуй всё испортить! — Ядвига склонилась над котлом, едва не задев крючковатым носом Лесное Око. Зрение-то уже не то! Серый пушистый котяра с необыкновенно голубыми глазищами тихонько подкрался к хозяйке и цапнул лапой за подол кружевной юбки. Но старуха не обратила внимания на кота — разглядывала паутину неведомых дорожек и тропинок. Какого труда стоило приглядывать за ними и вовремя возвращать на место, а иногда помогать заблудшим путникам. Или наоборот, губить их. Дорожки и тропинки жили своей жизнью — порой сами искривлялись или попросту меняли направление, разводя хаос в Дремучем лесу. — Ох, беда! Леший опять забрёл в Гнилое болото и еле выскользнул из лап Чудозыра. Тот ведь глупый и не разбирает своих и чужих. Ядвига плеснула в зеркало кленовую выжимку и прошептала заклинание. — Мяу, — Дымок коснулся лапой котла. Удивительно, что не обжёгся. — Да исправила, исправила. Одна вредная тропинка, почти невидимая, принялась за старое. Уж как её только Ядвига ни стирала, как ни выкручивала! А та всё норовила указать путь прямиком к домику ведьмы. Как здесь спрячешься от нежелательных гостей? Ведьма давно разочаровалась и в людях, и в героях, и в нечисти. Пусть лучше в объятья мавок прыгают. А эта плутовка вздумала играть! Когда терпение Ядвиги закончилось, а магические силы в погоне за тропинкой практически истощились, ведьма махнула рукой. И лишь временами сворачивала вредину в клубочек или отправляла в сторону иных лесных обитателей. — А вот завяжу тебя сегодня бантиком! Ха-ха-ха! — цветок дурмана растворился в зеркале, а ведьма принялась выплетать колдовскую паутину. — Мяяяяу! — Дымок поддержал хозяйку и лениво побрёл к веранде домика, чтобы погреться на тёплом солнышке. — Да, мой милый. И никого мне, кроме тебя, не надо, — Ядвига улыбнулась голубоглазому лежебоке. Лёгкий ветерок теребил травинки, среди которых красовались россыпи лесной земляники. Они манили спелостью и сладостью. Кряхтя и ругаясь, ведьма наклонилась и сорвала самые крупные ягоды. — Ох, не для меня эта забава, — покачала головой старуха, потирая свободной рукой поясницу. Но ягоды съела с удовольствием. Дымок распушился и зажмурился на крылечке. — Ленивый хитрюга! Неожиданный всплеск в котле насторожил ведьму: — Что ещё за шуточки? Опять кто-то пожаловал? Морщинистые руки взметнулись над Оком. Высокий мужчина с острой бородкой, одетый в серое. Он вышагивал по дикому лесу как ни в чём не бывало! Ни усталости, ни беспокойства, одни смешинки в глазах. Будто у себя дома! Вот нахал! Но симпатичный… Ядвига усмехнулась и решила проучить незнакомца. Щепотка коры дуба и знак ворона — и дорожка выкрутилась в сторону озера Забвения. Ох, мавки сейчас обрадуются! — И вообще, пора бы им меня поблагодарить. Столько добра им в руки прибыло! Ведьма недоумённо сдвинула седые брови. Он смеётся? Не доходя до озера пары вёрст, бродяга шагнул на полузаросшую узенькую тропку. Как смог? — Дымок, ты только погляди! Но кот даже не пошевелился, а лишь тихонько промурчал: — К тебе идёт… — Ну, надо же! Заговорил, нечисть плешивая! А то всё «мур» и «мур», — покачала головой Ядвига, но сразу уставилась в Лесное Око. Шустрый какой! — Не может он ко мне идти. Кто ж про меня ведает? Да и не дойдёт сюда. Искривлённые пальцы старухи выписали замысловатые узоры — дорожки и тропинки сливались, переплетались и замыкались. А путник шёл себе, продираясь сквозь чащу, будто всего этого не замечал. Находил тайные лазейки. И умудрился обнаружить проход через дупло древней берёзы. — А ведь и правда, что в мою сторону двигается, — закусила Ядвига губу и почувствовала необычное волнение. Кто же ты, незваный? Скорее из страха, старуха напустила на бродягу Чёрного медведя, свирепого и кровожадного. Медведя однажды проклял злой упырь, случайно забравшийся в эти края. Ведьма справилась с кровопивцем, а вот озлобленного зверя излечить не получилось. Незнакомец не испугался, а спокойно вытащил добротный меч со сверкающими самоцветами на рукояти и атаковал лютого зверя. Рычание медведя донеслось и до Дымка. Аж шерсть на загривке поднялась. Смертоносные когти-кинжалы пронеслись над головой бродяги. Ядвига затаила дыхание — увидела, что на листья папоротника алыми каплями брызнула кровь. Но это косматое чудище дёрнулось и рухнуло в заросли кустарника. А через пару минут поднялся удивлённый мишка и удрал в чащу. Ещё долго по лесу разносился треск сминаемых медведем кустов. — Смелый! Не зная, как теперь быть, чувствуя, как в груди нарастает давно забытый трепет, старуха стиснула кулаки. Лесное Око — лишь зеркало и ничем не могло помочь. Ни дать совет, ни подкинуть нужное заклинание. А незнакомец взял да исчез! Пропал с паутины неведомых тропинок-дорожек. И как Ядвига ни вглядывалась, сколько бы порошков и трав ни закидывала в котёл, так и не смогла его обнаружить. В бессилии разбила колдовское зеркало, метнув в Око тушку летучей мыши. — Чтоб ты сгинул! — прошептала она и направилась в дом за успокоительной настойкой. Дубовый стол был заставлен свежими порошками-зельями. В эту ночь ведьме удалось вывести новые рецепты. Пахло пряным и кисло-сладким, а также малиной и мёдом. Распахнув резной сундук, старуха потянулась за пыльной глиняной бутылью. — Плохо встречаешь, хозяюшка! — никаких сомнений, что низкий бархатный голос принадлежал исчезнувшему бродяге. Ядвига выронила снадобье и обернулась. Но долго не могла вымолвить и слова. Разглядывала потрепанную одежду гостя, крепкую фигуру и упрямое мужественное лицо. — Кто ты? И зачем явился? — настороженно спросила ведьма и опустилась на лавку у печи. Дымок спокойно лежал на крылечке и, казалось, ничуть не удивился посетителю. Бродяга загадочно улыбнулся и уселся рядом с хозяйкой дома. — Хватит уже прятать свою молодость и красоту, — сказал он и с нежностью посмотрел в глаза Ядвиги. Ведьма смутилась и отвела взгляд. Как прознал? Да, она намеренно выбрала такое обличье, чтоб отпугнуть ненужные взоры и сомнительных поклонников. А незнакомец продолжил: — Я ведь давно тебя заметил. И полюбил. Я — колдун. И больше не смог ждать. Отправился к тебе… — А почему так? — обличье ведьмы подёрнулось мерцанием, и Ядвига превратилась в темноволосую девушку с зелёными глазами. Расправив складку на синем сарафане, она вздохнула и улыбнулась колдуну. — Но я ведь должен был тебя завоевать! Ядвига не успела и пискнуть, как он подхватил её и закружил в чёрном вихре. — А Дымок? — взвизгнула ведьма и рассмеялась. — И его заберём!
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы