Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные политико-правовые воззрения Конфуция
Противоположные конфуцианству идеи представлял « даосизм». Он возник как реакция патриархальной знати против новой аристократии. Основателем этого течения считается Лао-цзы (VI в. до н.э.). Его взгляды изложены в произведении « Дао дэ цзин » ‑ «Книга о Дао и Дэ». В основе учения лежит понятие « Дао » (буквально —путь). Оно было заимствовано из традиционных китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба. Переосмысливая это понятие, основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о " небесной воле" и " государе — сыне неба", дарующих законы Дао народу. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало. Оно предшествует небесному владыке и превосходит его своей мощью. Дао — источник всего существующего, бесконечный поток естественного возникновения и смены всех явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рождения и смерти. Человеку оно предстает в виде сверхъестественного закона, управляющего миром. Перед лицом этой всепроникающей силы человеку остается лишь осознать свое ничтожество и попытаться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь. Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с Дао к развитию его способностей и знаниям. Решить эти социальные проблемы даосы предлагали следующим образом: Ø следовать Дао; Ø жить в согласии с природой, полностью растворяясь в ней; Ø вести как можно более уединенный образ жизни; Ø отказаться от всех благ цивилизации; Ø проявлять бережливость, сострадание, смирение, умеренность и воздаяние добром за зло.
В политической сфере недостатком, с точки зрения даосов, было излишнее вмешательство правителей в государственные дела. Решение проблем в сфере управления государством заключалось в: Ø установлении принципа недеяния как основной концепции управления; Ø восстановлении естественного состояния человека; Ø возвращении всего общества на путь Дао; Ø достижении гармонии.
В правовой сфере недостатком являлось отклоняющееся от Дао законодательство, т.к. оно было создано людьми. Способ решения правовых проблем заключался в необходимости: Ø отрицать позитивный закон; Ø отдавать предпочтение обычаям и традициям. По своей сути даосизм являлся одной из первых анархистских теорий, отрицающей государство и законы. С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (приблизительно 479—400 гг. до н.э.) — основатель школы моистов. Его учение изложено последователями в книге « Мо-цзы ». Моизм выражал интересы мелких собственников — свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво и противоречиво. Основу политической теории Мао-цзы составляет рационалистическое объяснение воли Неба: Ø Небо – одно для всех, поэтому все равны между собой и изначально свободны; Ø Небо выступает за мир и взаимопомощь, порядок и справедливость, и его примеру должны следовать все правители.
Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в. до н.э. « Шан цзюнь шу » («Книга правителя области Шан»). Ряд глав трактата написан самим Гунсунь Яном (390 – 338 гг. до н.э.), известным под именем Шан Ян. Данное течение отражало интересы имущественной и служилой знати. Доктрина легизма была основана на утверждении о заведомо порочной природе человека.
В целом ко II в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения легизма и конфуцианства.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы