Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ



Н.Н. ДИМИТРОВ

Л.В. ВАЖЕНИН

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Москва


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

Н.Н. ДИМИТРОВ

Л.В. ВАЖЕНИН

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Москва


Рекомендовано

Учебно-методическим советом юридического факультета

для использования в учебном процессе

 

 

Рецензенты:  
Ю.Г. КИСЛОВСКИЙ   профессор кафедры гуманитарных дисциплин РТА, док-р. ист. наук, профессор
И.В. ЗАИКИНА, заведующая кафедрой права Института мировых цивилизаций, канд. юрид. наук, доцент

 

Димитров Н.Н., Важенин Л.В. История политических и правовых учений: Курс лекций /Н.Н. Димитров. – М.: РИО РТА, 2009. 154 с.

 

 

В учебном пособии в виде определений, тезисов, блок-схем и комментариев раскрываются основные темы по дисциплине «История политических и правовых учений». Оно призвано способствовать лучшему освоению политико-правовых знаний, их систематизации, более свободному владению информацией курса.

Благодаря удачно выбранной формы подачи учебного материала, он усваивается достаточно легко, задействуя зрительную память.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», преподавателей теоретико-правовых дисциплин.

 

© Российская таможенная академия. 2011.

© Н.Н. Димитров, Л.В. Важенин. 2011


Оглавление

 

Введение ……………………………………………………
Лекция 1. Введение в историю политических и правовых учений ……………………………………………………….  
Раздел I. Политико-правовые учения зарубежных стран ………………………………………………………...  
Лекция 2. Политические и правовые учения Древнего Востока ……………………………………………………...  
Лекция 3. Политические и правовые учения Античного мира ………………………………………………………….  
Лекция 4. Политические и правовые учения в Западной Европе в период возникновения и становления феодализма ………………………………………………….    
Лекция 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации ……………..  
Лекция 6. Политико-правовые учения в период ранних буржуазных революций ……………………………………  
Лекция 7. Политико-правовые учения эпохи Просвещения и Великой французской революции ………  
Лекция 8. Политико-правовые учения в США и Англии в XVII – XVIII вв. …………………………………………….  
Лекция 9. Западно-Европейские политико-правовые учения в конце XVIII – начале XX вв. …………………….  
Лекция 10. Современные политико-правовые учения в Западной Европе и США …………………………………..  
Раздел II. Политические и правовые учения в России
Лекция 11. Политические и правовые идеи в период возникновения и развития государственности в России (IX – XVI вв.) ……………………………………………….    
Лекция 12. Политические и правовые учения в России в период абсолютизма ………………………………………..  
Лекции 13. Политико-правовые учения в России в период кризиса самодержавия и крепостнического строя  
Лекция 14. Политико-правовые концепции в России во второй половине XIX в. – XX в. …………………………..  
Заключение ………………………………………………..
Список литературы………………………………………

Введение

История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины — на конкретном историческом материале показать закономерности развития политико-правовой идеологии, познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох.

Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий.

Изучение истории политических и правовых учений уже в прошлом веке было составной частью высшего юридического образования. На юридических факультетах университетов эта дисциплина сначала называлась " История политических учений" (общий курс под таким названием был подготовлен и издан профессором Московского университета Б.Н. Чичериным), затем — " История философии права" (курсы лекций в Москве профессора Г.Ф. Шершеневича, в Санкт-Петербурге профессора Н.М. Коркунова).

После 1917 года эта дисциплина называлась по-разному: " История политических учений", " История учений о государстве и праве", " История политических и правовых учений".

Задачей учебного курса является формирование теоретического мышления и исторического сознания студента-юриста, воспитание умения сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины современности.

Изучение истории политических и правовых учений актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, праву, политике, неоднократно обсуждался в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем.

В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, политики и морали, демократии и технократии, реформы и революции и др. Знания о различных вариантах решения этих проблем и об обоснованиях этих решений — необходимая часть современного политического и правового сознания.

В настоящее время резко возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах.

Особенность нашего времени - становление идеологического плюрализма, признание различных вариантов мышления в научном, профессиональном, обыденном сознании. Соревнование идейных течений, обмен доводами, проблемами дают возможность изжить узость и одномерность идеологически деформированного сознания, строго ориентированного на господствовавшее официальное мировоззрение.

При изложении политико-правовых доктрин используются понятия и категории, многие из которых студентами изучены в курсе теории государства и права.

Политические и правовые учения возникали и развивались в органической связи с историей государства и права, отражая современные им политические и правовые учреждения. Поэтому история политических и правовых учений изучается после того, как студенты изучили историю государства и права.

Исходя из потребностей и запросов отечественного правоведения, учебный курс строится преимущественно на материалах истории России и стран Западной Европы.

В учебной программе и в учебниках учитываются специфика высшего юридического образования, необходимость максимально экономного изложения тем, проблем, дат, имен.

Настоящее издание носит вспомогательный характер. Материал в нем приведен в виде блок-схем, определений, тезисов. Оно может быть использовано студентами для быстрой систематизации и конкретизации знаний, приобретенных в процессе изучения данной дисциплины.

Курс лекций не является альтернативой учебников, которые дают фундаментальное знание, он служит пособием для успешной подготовки и сдачи экзаменов.


Лекция 1. Введение в «Историю политических и правовых учений»

Учебные вопросы:

Предмет и методология Истории политических и правовых учений (ИППУ)

Функции, доктрины и парадигмы ИППУ

Периодизация ИППУ

       
 
 
   
Отличительные черты науки ИППУ: ü находится на стыке исторических, философских и юридических наук ü изучает не сами правовые институты, а формы их теоретического познания ü изучает сложившиеся и четко выраженные взгляды на условия зарождения и развития представлений человека о государстве и праве.

 


 


Методология ИППУ – это совокупность определенных способов и приемов (методов) исследования предмета науки.

 

2. Функции, доктрины и парадигмы ИППУ

 

ИППУ как наука имеет определенное назначение в обществе, что проявляется в её функциях. Наиболее важными из них являются:

Ø познавательная (гносеологическая) – дает объяснение существовавшим ранее политико-правовым явлениям, выявляет закономерности их появления и исчезновения;

Ø оценочная (аксиологическая) – соотносит уровень развития правовой мысли, государственного строя и т.д. с уровнем общечеловеческих ценностей;

Ø мотивационно-регулятивная – процесс превращения теоретических правовых представлений в реальные институты государства и права;

Ø рационализация политико-правовых отношений – постоянный поиск наиболее оптимальных институтов государства и права, эффективных норм поведения, регулирующих взаимоотношения как между людьми, так и между человеком и государством;

Ø политической и правовой социализации – процесс полного и адекватного восприятия последующими поколениями позитивного политико-правового опыта предыдущего поколения.

Понятие и структура политико-правовых доктрин. Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.

За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин.

Созданные различными мыслителями концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции и т. п.) столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества.

Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения).

Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента:

1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу;

2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.;

3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

 
 

 

 

 


Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим, связывающим воедино ее элементы началом, придающим политико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на идеологической основе.

Логика организации знаний в различные исторические периоды, совокупность познавательных принципов и приемов отражения правовых явлений выражается в парадигме.

 
 

 

Периодизация ИППУ

 

 

       
   
 
 

 

 


 

 


 

 


 


 

 

Раздел I.

Месопотамии

 

Одним из первых государственных образований в истории человечества был Древний Египет. Именно там сложилось представление о государстве и праве.

 

 


Ранний период

XI – VI вв. до н.э.

 

 
 


Философский

Период

V – IV вв. до н.э.

 
 

 


Период эллинизма

IV – II вв. до н.э.

 

 

В ранний период развития древнегреческой политико-правовой мысли все более отчетливо, особенно в поэмах Гомера и Гесиода (VIII – VII вв. до н.э.), мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации.

 

 

 

 
 

 

 


Все они выступали за господство в полисе справедливых законов. Но в реальной политике участвовали не многие.

 

           
   
 
   

 


Углублению философского и социального анализа проблем общества, государства и права содействовало бурное развитие и расцвет политико-правовой мысли в V – IV вв. до н.э.

У Демокрита (460-370 гг. до н.э.) одним из первых пытается рассмотреть возникновение и становление человека и общества как части естественного процесса мирового развития.

 

Ø цель создания государства – обеспечение своим гражданам спокойной и безопасной жизни;

Ø идеальной является смешанная форма правления, т.е. демократия с правлением аристократии духа;

Ø разделение всего населения на толпу и мудрецов;

Ø приоритет законов морали, которые понимают мудрецы, достигшие эвтюмии – спокойствия и равновесия духа;

Ø закон – это предписание для толпы для сдерживания зависти и злобы людей.

 

 

В V в. до н.э. в круг широкого обсуждения политико-правовой проблематики включились софисты (мудрецы). Они не составляли какой-либо одной школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды.


Различалось два поколения софистов:

§ старшие – Протогор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.;

§ младшие – Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.

Старшие

Протогор (481 – 411 гг. до н.э.). Основной труд «Миф о Прометее»:

Ø любой человек изначально обладает гражданскими добродетелями (стыдом и правдой), поэтому должен участвовать в делах государства;

Ø каждый гражданин должен изучать законы и выполнять их;

Ø преступивший закон человек подвергается наказанию с целью исправления и раскаяния.

Горгий (483 – 375 гг. до н.э.) различал:

Ø писанные законы, которые устанавливаются самими людьми;

Ø неписанные законы (мировой закон, справедливость), которые стояли выше законов людей.

Гиппий (460 – 400 гг. до н.э.):

Ø одним из первых провозгласил различия между естественными и позитивными законами;

Антифонт (IV ‑ III вв. до н.э.):

Ø естественное (природное) равенство всех людей;

Ø неравными граждан сделали человеческие законы, которые зачастую приносят лишь вред.

 

Младшие

Фрасимах:

Ø любые законы установлены для пользы сильнейшего;

Ø любая государственная власть носит насильственный характер;

Ø в политике не властны законы нравственности.

Критий:

Ø отрицал мысль о божественном создании правовых институтов;

Ø государство, законы и религию создали сами люди;

Алкидам, Ликофрон:

Ø противопоставляли законы природы и законы государства;

Ø выдвигали идею о всеобщем равенстве для всех свободных людей.

 

 

Впоследствии «софисты» стали заниматься уже не философско-правовыми проблемами, разработкой психологических методов давления на противника в споре с целью выиграть у него любыми способами.

В связи с этим Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) выступил с резкой критикой идей софистов и выдвинул свою политико-правовую концепцию.


 
 

 

 


Ø государственным управлением должны заниматься граждане, обладающие специальными знаниями в этой сфере;

Ø цель государства и его правителей – достижение справедливости;

Ø справедливость едина для всех и воплощается в хороших законах;

Ø эти законы должен знать и соблюдать все граждане государства;

Ø умеренная форма правления наиболее подходит к идеальному государству;

Ø законность и правопорядок занимают в государстве первое место.

 

Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов аристократической верхушки пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, способные противостоять идеям демократического лагеря.

Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля.

Платон (427–347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа, знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Содержание этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, которые обычно выделяют в особую группу так называемых сократических диалогов.

Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона “ Государств о” и “ Законы ”.

Раннефеодальный период

 

 

 
 

 


сер. XI – кон. XV вв.

Расцвет феодализма

 

 

 
 

 


кон. XV – нач. XVII вв.

упадок феодализма

 

Суть этих теорий сводилась к тому, что государство занимает подчиненное по отношению к церкви положение, из чего следует, что светские правители должны быть подчинены церкви не только как простые верующие, но и в ряде отношений по осуществлению политической власти.

С теоретической поддержкой королевской власти в ее борьбе с феодальной раздробленностью и попытками церкви вмешиваться в дела светской власти с XII в. выступали средневековые юристы (легисты).

В XI–XIII вв. по всей Европе прокатилась первая волна еретических движений, серьезно пошатнувшая веру в святость и незыблемость сословно-феодальных устоев. Резкая критика сословного строя и его идеологии со стороны еретиков потребовала нового идеологического обоснования феодализма. Эту задачу стремился осуществить крупнейший идеолог католицизма доминиканский монах Фома Аквинский (Томас Аквинат) (1225 или 1226-1274 гг.).

В Западной Европе

Возрождение и Реформация – самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского средневековья. По своей социально-исторической сути они представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывающие устои старого феодального мира.

 

 


 

 

 

           
   
   
Плебейское течение Томас Мюнцер (1490-1526) Выступали за интересы городских низов, крестьян, за переустройство государственного порядка. v введение выборности и сменяемости духовных лиц общинами; v отмена крепостного права; v уменьшение размеров податей и налогов; v насильственная смена власти; v передача народу направляющих, охраняющих и контролирующих функций.

 


На основе положения Ж.Кальвина о том, что «народ вправе свергнуть монархию, нарушающую божественные законы», развилось течение тираноборцев. Его идеологами были писатели Э. де ла Боэсси, Ф. Готман, Ю. Брут, Т. Беза, Дж. Бьюкенен и др. Они защищали интересы феодального дворянства, выступая против укрепления абсолютной монархической власти.

 

Ø ограничение власти правителя и его выборы народом;

Ø разработка понятия «суверенитет народа»;

Ø договорной характер государства;

Ø обязанность народа и правителя следовать положениям этого договора

Реформации

 

С обоснованием абсолютизма и критикой тираноборцев в период религиозных войн выступил Жан Боден (1530–1596 гг.). Юрист по образованию, депутат третьего сословия в Генеральных штатах из Блуа, Боден выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма.

В сочинении “ Шесть книг о государстве ” (издано на французском языке в 1576 г., по латыни для всей Европы в 1584 г.) Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: “Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными”.

Власть государства постоянна и абсолютна; это – высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти – только бог и законы природы.

Суверенитет, по Бодену, означает прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства.

Суверенитет как верховная власть включает право:

· издавать и отменять законы,

· объявлять войну и заключать мир,

· назначать высших должностных лиц,

· осуществлять верховный суд,

· помилования,

· чеканить монету,

· устанавливать меры и веса,

· взимать подати.

   
 
Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти.
 
 
Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство – совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает.

 


Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений:

ü супружеские,

ü родительские,

ü господские.

К д емократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке; толпа, народ – “зверь многоглавый и лишенный рассудка” – не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.

Наилучшей формой государства Боден считал монархию. Монарх так же естественно, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по собственному праву (вначале приобретенному силой, затем передаваемому по праву наследования). “Кроме бога нет никого, более высокого на земле, чем суверенные монархи. Они поставлены самим богом как его наместники, дабы править другими”.

Начало развитию теории политики положили исследования Николо Макиавелли (1469 – 1527 гг.), изложенные в произведениях «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «История Флоренции».

 
 

Суть теории политики по Макиавелли можно свести к следующему:

Ø разграничена с правом и моралью;

Ø предмет политики – власть во всех её проявлениях;

Ø метод политики – совокупность средств, которые необходимы, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать её;

Ø причина возникновения политики – стремление человека к превосходству и получению благ.

Закономерности политики

Ø объективная необходимость – она исходит из общего исторического процесса;

Ø субъективная необходимость – набор личных качеств индивида.

 

Задачи политики ‑ выявление:

Ø закономерностей развития форм государства;

Ø факторов их устойчивости;

Ø связи форм государства с расстановкой политических сил;

Ø её обусловленности экономическими, военными, географическими и психологическими факторами

 


 

Право

Ø право – это средство реализации власти;

Ø опору права составляют сила и добрые обычаи;

Ø религия, состоящая на службе государства, также может являться средством регулирования общественных отношений

Государство

Ø понятия «государство» и «общество» не тождественны;

Ø причина возникновения государства – потребность человека в безопасности и гарантии неприкосновенности частной собственности;

Ø формы государства бывают:

v «дурные во всех отношениях»: тирания, олигархия, охлократия;

v «хорошие сами по себе»: аристократия, демократия, монархия.

 

Содержание «Утопии»

 

 


 

 


Автор “Утопии” одним из первых подчеркнул и то, что сложность и запутанность законодательства, охрана его жесточайшими наказаниями отвечают интересам богачей и направлены против трудящихся.

Новы и оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.

“У утопийцев законоведом является всякий, ведь... у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование... Утопийцы считают в высшей степени несправедливым связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых превосходит возможность их прочтения или темнота – доступность понимания для всякого”.

 

Очень своеобразно для своего времени Мор решает проблему наказания. Протестуя против применения смертной казни за кражу, Мор противопоставлял жестокому законодательству современной ему Англии законы живущего где-то на востоке народа, по которым преступников не казнят, а присуждают к общественным работам. Аналогичное законодательство существует в Утопии; утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращаются в “рабство”.

Мор был казнен по обвинению в государственной измене за отказ присягнуть королю как главе англиканской церкви. Получилось, что Мор пострадал за веру. Это было использовано католической церковью, канонизировавшей автора “Утопии” (1886 г.).

Последующие теоретики раннего социализма испытали на себе сильное влияние “Утопии”, в том числе и новых идей о государстве и праве.

Эти идеи получили дальнейшее развитие в произведениях доминиканского монаха Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы (1568–1639 гг.). В тюрьмах, где он провел около 27 лет, Кампанелла написал, в числе других произведений, “ Город Солнца ” (издано в 1623 г.).

При описании общественного строя Города Солнца Кампанелла во многом следует “Утопии” Томаса Мора. Город находится где-то на острове около экватора. Он основан народом, решившим “вести философский образ жизни общиной”. Здесь нет частной собственности, все трудятся в соответствии со своими природными склонностями, труд почетен. Воспитание и обучение связаны с производительным трудом, организуются и регулируются государством.

Мысли Кампанеллы о наилучшем общественном строе отличаются от взглядов Мора тем, что Кампанелла, подобно Платону, пытался распространить принцип общности на брачно-семейные отношения; соответственно этому производственной ячейкой в Городе Солнца является не семья, а мастерская или бригада.

Таким образом, новое политико-правовое мышление наметило тенденцию перехода от сословного к гражданскому обществу в общеевропейском масштабе. В XVI в. обозначились правовые и политические основы гражданского общества. Во-первых, утверждалась идея природного, морального, правового, религиозного равенства людей, идея, лежащая в основе и новых политико-правовых концепций, и массовых религиозно-политических движений. Во-вторых, после почти полуторатысячелетнего перерыва государство рассматривалось как общественное явление, не только самостоятельное по отношению к религии и церкви, но и даже имеющее превосходство над ними.

Новая политико-правовая идеология основывалась на рационалистической методологии и изучении государственно-правовой практики.

Буржуазных революций

 

В XVII в. в Западной Европе началось революционное низвержение сословно-феодального строя. От начала революции в Англии исчисляется Новое время – период истории, сменивший средневековье.

Идеологическим знаменем антифеодальных движений в Голландии, Англии и в других странах было протестантство.

На основе кальвинизма сформировался особый тип личности – носитель новой протестантской этики, предписывающей личный аскетизм, трудолюбие и деловую честность. Сосредоточившись в городах, труженики-кальвинисты, объединенные религией, общностью интересов и деловыми связями, стремились освободиться от гнета и посягательств на их жизнь и свободу католической церкви и дворянско-монархических государств.

Первой страной, успешно осуществившей революцию, была Голландия (Нидерланды, Республика Соединенных провинций), выдержавшая многолетнюю (1565–1609 гг.) освободительную войну против феодальной Испании, пытавшейся мечом и огнем искоренить распространившийся в Нидерландах кальвинизм.

Вторая буржуазная революция произошла в Англии (“Великий мятеж” 1642–1649 гг. и “Славная революция” 1688–1689 гг.). Идеологическим знаменем этих революций был кальвинизм, но их концептуальным выражением и итогом стали теории естественного права и общественного договора, основанные на рационализме.

Рационализм, т.е. оценка общественных отношений с позиций “здравого разума”, применение к ним правил логики (типа: если все люди равны по природе, в чем смысл и оправдание сословных привилегий? ) были могучим орудием критики феодальных отношений, несправедливость которых становилась очевидной, когда к ним прилагалась мерка природного равенства людей.

Социальной основой революций XVII в. были горожане (растущая буржуазия) и угнетенное феодалами крестьянство.

Классическим воплощением нового мировоззрения явилась теория естественного права. Эта теория стала складываться в XVII в. и сразу же получила широкое распространение.

Теория естественного права основана на признании всех людей равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными страстями, стремлениями, разумом.

Законы природы определяют предписания естественного права, которому должно соответствовать положительное (позитивное, волеустановленное) право.

Антифеодальный характер теории естественного права состоял уже в том, что все люди признавались равными, и это (естественное равенство людей) было возведено в обязательный принцип положительного, т.е. действующего, права.

 

Правовая теория Ч. Беккариа


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1666; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.172 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь