Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политические и правовые учения Древнего Рима
Учения о политике и праве Древнего Рима имеют много общих черт с политико-правовыми концепциями Древней Греции. Это объясняется культурным влиянием эллинистической культуры. Новизна и оригинальность политических идей римских мыслителей объясняется иными формами политического и экономического устройства.
что было обусловлено:
Развитие политико-правовых концепций проходило в рамках основных периодов истории Древнего Рима.
В римском рабовладельческом обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. По мере укрепления своих позиций она оттесняла, как старую наследственную знать, так и зажиточную верхушку торгово-промышленных слоев. С утверждением частной собственности на землю, решающим становится противоборство крупных и мелких земельных собственников. Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах “ О государстве ” и “ О законах ”. Некоторые аспекты государственно-правовой проблематики затрагиваются им также в сочинениях по этике (например, в трактате “ Об обязанностях ”) и в многочисленных речах. Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства. Следуя Аристотелю и стоикам, он утверждал, что гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению.
Основными представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3 – 65 гг.), Эпиктет (50 – 140 гг.) и Марк Аврелий Антонин (121 – 180 гг.).
Помимо мирового государства стоики выделяли «малое государство» ‑ конкретное государство, гражданином которого является тот или иной человек. Политико-правовой строй в любом из этих видов государств должен отвечать принципам: ü равноправия; ü равенства; ü подчинение единым для всех законам. Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II – III вв.), Павел (II – III вв.), Модестин (II – III вв.), Ульпиан (II – III вв.). Специальным законом (426 г.) императора Валентиана III о цитировании юристов их трудам была придана законная сила. При разногласии предпочтение отдавалось Папинаину. По их мнению право – это мера добра и справедливости. Оно делилось на: ü публичное право – регулировало отношения, связанные с общественной пользой. Основной источник – решения принцепса; ü частное право – регулировала отношения, связанные с пользой частных лиц, представляло совокупность норм: естественного права, права народов и цивильного права.
В I векенашей эры в Римской империи сложилась и стала быстро распространяться новая религия – христианство. В развитии организации христиан обычно различаются два этапа: 1) «апостольская церковь» (примерно I – II вв.) 2) «епископальная церковь» (примерно во второй половине II в.). Эволюция церковной организации сопровождалась, очевидно, изменением политико-правовой идеологии христиан, однако в книгах Нового завета содержатся как первоначальные, так и последующие идеи христианства I–XI вв.
Признание христианства государственной религией не исключало того, что между императорской властью и церковью временами возникали трения: v с одной стороны, императоры не были чужды взгляда на священников как на своих чиновников, обязанных исполнять императорские веления; порой императоры притязали на авторитарные решения даже и чисто религиозных вопросов. v с другой стороны, духовенство, сильное своей организацией и идейным влиянием, отнюдь не желало превращаться в послушных исполнителей велений светской власти. Более того, церковь притязала не только на полную независимость в религиозных делах, но и на участие в политической власти, требуя помощи государства в насаждении христианства, в борьбе с ересями, в умножении и охране церковных богатств. Притязания церкви на участие в государственной власти обосновывались так называемыми теократическими теориями . Одним из первых теоретиков теократии был константинопольский епископ Иоанн Златоуст (345–407 гг.). Из слов апостола «всякая власть от бога», рассуждал Златоуст, не следует, что каждый князь лично ставится богом – богом дан лишь общий принцип власти. Библейские сказания свидетельствуют, что цари, вмешивавшиеся в дела церкви, – не истинные цари, они несли наказания за такое вмешательство. Из этого следует назидание: «Оставайся в своих границах – одни пределы царства, другие священства. Однако последнее больше первого... Царю вверено земное, мне небесное, царю поручены тела, священнику души... Последнего княжество выше; поэтому царь преклоняет голову под руку священника». Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии христианской церкви в эпоху рабовладения было учение гиппонского (Северная Африка) епископа Аврелия Августина (354–430 гг.), прозванного православной церковью “Блаженный”, а католической – признанного святым и учителем церкви. Его политико-правовая раннехристианская доктрина представлена в работах « О Граде Божьем », « Исповедь », « О природе и благодати » и др. Он представлял сущность государства, права, общества как следствие греховности человека (Адам и Ева), которая предопределена Богом. Он провозгласил существование Божьего и Земного Градов.
Теологическая концепция Августина включала в себя следующие постулаты христианской церкви: во-первых, примат Церкви над государством; во-вторых, верховенство религиозных норм над правовыми; в-третьих, примат Божественного духа над материальными страстями. Таким образом, политико-правовая идеология Древнего Рима, складывавшаяся под сильным влиянием идей греческих мыслителей, разработала ряд своеобразных конструкций, оставивших заметный след в истории политических и правовых учений. Среди них – знаменитое определение государства (“дело народное”), данное Цицероном, а также его идея о праве (законе) как связи, основе общества. Значительное влияние на обособление теории права от философии оказали логико-правовые конструкции римских юристов, разработка ими догмы права.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы