Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 3. Политические и правовые учения Античного мира



Учебные вопросы:

Политико-правовая мысль Древней Греции

Политические и правовые учения Древнего Рима

 

Политико-правовая мысль Древней Греции

 

В середине I тыс. до н.э. в Греции завершается переход к рабовладельческому строю. На характер и сроки этого перехода решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у греков морская торговля – ее развитие стимулировало рост городов и создание греческих колоний вокруг Средиземного моря, ускорило имущественное расслоение общества.

Социально-политический строй Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов, т.е. небольших, иногда даже крошечных государств.

Общей чертой полисной жизни VII–V вв. до н.э. являлась борьба между родовой аристократией, перераставшей в рабовладельческую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, образовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии.

 

 


Ранний период

XI – VI вв. до н.э.

 

 
 


Философский

Период

V – IV вв. до н.э.

 
 

 


Период эллинизма

IV – II вв. до н.э.

 

 

В ранний период развития древнегреческой политико-правовой мысли все более отчетливо, особенно в поэмах Гомера и Гесиода (VIII – VII вв. до н.э.), мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации.

 

 

 

 
 

 

 


Все они выступали за господство в полисе справедливых законов. Но в реальной политике участвовали не многие.

 

           
   
 
   

 


Углублению философского и социального анализа проблем общества, государства и права содействовало бурное развитие и расцвет политико-правовой мысли в V – IV вв. до н.э.

У Демокрита (460-370 гг. до н.э.) одним из первых пытается рассмотреть возникновение и становление человека и общества как части естественного процесса мирового развития.

 

Ø цель создания государства – обеспечение своим гражданам спокойной и безопасной жизни;

Ø идеальной является смешанная форма правления, т.е. демократия с правлением аристократии духа;

Ø разделение всего населения на толпу и мудрецов;

Ø приоритет законов морали, которые понимают мудрецы, достигшие эвтюмии – спокойствия и равновесия духа;

Ø закон – это предписание для толпы для сдерживания зависти и злобы людей.

 

 

В V в. до н.э. в круг широкого обсуждения политико-правовой проблематики включились софисты (мудрецы). Они не составляли какой-либо одной школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды.


Различалось два поколения софистов:

§ старшие – Протогор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.;

§ младшие – Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.

Старшие

Протогор (481 – 411 гг. до н.э.). Основной труд «Миф о Прометее»:

Ø любой человек изначально обладает гражданскими добродетелями (стыдом и правдой), поэтому должен участвовать в делах государства;

Ø каждый гражданин должен изучать законы и выполнять их;

Ø преступивший закон человек подвергается наказанию с целью исправления и раскаяния.

Горгий (483 – 375 гг. до н.э.) различал:

Ø писанные законы, которые устанавливаются самими людьми;

Ø неписанные законы (мировой закон, справедливость), которые стояли выше законов людей.

Гиппий (460 – 400 гг. до н.э.):

Ø одним из первых провозгласил различия между естественными и позитивными законами;

Антифонт (IV ‑ III вв. до н.э.):

Ø естественное (природное) равенство всех людей;

Ø неравными граждан сделали человеческие законы, которые зачастую приносят лишь вред.

 

Младшие

Фрасимах:

Ø любые законы установлены для пользы сильнейшего;

Ø любая государственная власть носит насильственный характер;

Ø в политике не властны законы нравственности.

Критий:

Ø отрицал мысль о божественном создании правовых институтов;

Ø государство, законы и религию создали сами люди;

Алкидам, Ликофрон:

Ø противопоставляли законы природы и законы государства;

Ø выдвигали идею о всеобщем равенстве для всех свободных людей.

 

 

Впоследствии «софисты» стали заниматься уже не философско-правовыми проблемами, разработкой психологических методов давления на противника в споре с целью выиграть у него любыми способами.

В связи с этим Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) выступил с резкой критикой идей софистов и выдвинул свою политико-правовую концепцию.


 
 

 

 


Ø государственным управлением должны заниматься граждане, обладающие специальными знаниями в этой сфере;

Ø цель государства и его правителей – достижение справедливости;

Ø справедливость едина для всех и воплощается в хороших законах;

Ø эти законы должен знать и соблюдать все граждане государства;

Ø умеренная форма правления наиболее подходит к идеальному государству;

Ø законность и правопорядок занимают в государстве первое место.

 

Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов аристократической верхушки пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, способные противостоять идеям демократического лагеря.

Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля.

Платон (427–347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа, знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Содержание этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, которые обычно выделяют в особую группу так называемых сократических диалогов.

Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона “ Государств о” и “ Законы ”.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь