Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политические и правовые учения Древней Индии и Древнего Китая



 

Повсюду и на Востоке и на Западе политико-правовая мысль в своем возникновении восходит к мифологическим представлениям о месте и роли человека в мире.

Заметную связующую роль между мифологией и рациональными политико-правовыми воззрениями сыграла религия.

Под этим влиянием сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии.

С этим связано и то, что длительное время доминирующее положение в индийском обществе занимали жрецы (брахманы).


В истории Древней Индии можно выделить следующие периоды:

 
 

 


На основе религиозно-мифологических представлений брахманы создали новую идеологию — брахманизм . Она была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах. В частности уже в Ведах (древнеиндийский сборник религиозных и ритуальных текстов) говорится о делении общества на четыре варны, которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа): «…брахманов стали его уста, руки – кшатрием, его бёдра стали вайшией, из ног возник шудра».

Варны представляли собой сословия с четко очерченными границами.

     
 
 
 
 
   

 

 


Принадлежность к варне переходила по наследству. Образ жизни каждой из этих сословий был сформулирован в специальных законах – дхармах. Переход из одной варны в другую строго запрещался, ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалась разная уголовная ответственность.

Внутри варн возникали касты – мелкие замкнутые группы. Вне варн находились чандалы и парии, выполнявшие работы могильщиков, мусорщиков и палачей, а также рабы.

Брахманизм получил свое дальнейшее развитие и конкретизацию в Упанишадах, которые возникли в IX – VI вв. до н.э. Идеологией брахманизма пронизаны правовые сборники – дхармасутры и дхармашастры, которые создавались различными брахманистскими школами.

Основными идеями брахманизма была вера в перевоплощение души, божественное создание мира и общественного строя.

Смысл постулата о перевоплощении души состоял в том, что:

1) человек состоит из смертного тела и вечной души;

2) душа после гибели тела переселяется в другое тело;

3) выбор тела зависит от следования умершего человека при жизни своей дхарме.

Божественное создание мира раскрывала легенда о сотворении мира богом Индрой (Пурушей). Именно он определил изначальный порядок, нарушение которого влекло божественную кару.

Ко II в. относится письменное оформление на основе более древних источников «Архашастр», «Законов Ману». В них развивались рационалистские идеи о праве, государстве, политике.

 

 


Альтернативой брахманизму в Древней Индии в V в. до н.э. стал буддизм. Основателем этого философско-религиозного течения был принц Сидхартха Гаутама (623 – 544 гг. до н.э.).


 

 

 


Однако вытеснить брахманизм из общественной жизни Древней Индии буддистам не удалось Большей частью он закрепился в соседних странах Юго ‑ Восточной Азии.

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—III вв. до н.э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю.

Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис.

В поисках выхода из него идеологи противоборствующих классов выдвигают программы мероприятий, которые позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить политическую стабильность.

В общественно-политической мысли складываются различные направления и школы. Развивавшиеся на основе предшествующей религиозной мифологии, они нередко использовали одни и те же представления (например, о божественной природе неба, о законе дао), изменяя их соответственно своим программам.

Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

Фундаментальную роль в политико-правовой мысли Китая сыграло учение Конфуция (Кун Фу-цзы), возникшее в VI – V вв. до н.э. Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. По своей сути это учение являлось патриархально-патерналистской концепцией государства и было направлено на защиту интересов новой аристократии.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь