Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные политико-правовые идеи Платона



 
 

 

 


Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни. “Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать.., до тех пор государствам не избавиться от зол”.

В проекте идеальной организации власти Платон отходит от принципов “аристократии крови” и заменяет ее “аристократией духа”. Обосновывая эту идею, он наделил философов-правителей качествами духовной элиты – интеллектуальной исключительностью, нравственным совершенством и т.п.

Механизму осуществления власти (ее устройству, роли закона) Платон не придавал в диалоге “ Государство ” особого значения. В частности, по поводу формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет несколько.

Основное внимание здесь уделяется проблемам воспитания и образа жизни граждан, чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта.

Образ жизни третьего сословия Платон освещал под углом зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п.

Производственную деятельность земледельцев и ремесленников предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исключить возможность возвышения богатых над стражами.

Характеризуя извращенные формы государства, Платон располагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом.

Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных земледельцев из третьего сословия. Так возникает критско-спартанский тип государства, или тимократия (от “тиме” – честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать.

Следующий вид государственного устройства – олигархия – появляется в результате скопления богатства у частных лиц. Этот строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.

Победа бедняков приводит к установлению демократии власти народа. Общественные должности при демократии замещаются по жребию, вследствие чего государство опьяняется свободой в неразбавленном виде, сверх всякой меры. В демократии царят своеволие и безначалие.

Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противоположность – чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии. Тиранический строй – это самое тяжелое заболевание государства, полное отсутствие в нем каких бы то ни было добродетелей.

Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю – правлению мудрых.

Диалог “ Законы ” является последним сочинением Платона. Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реализовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проект наилучшего государства. В “Законах” Платон изображает “второй по достоинству” государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов.

Основные отличия диалога “Законы” от диалога “Государство” таковы.

Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограничены.

Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов. Все вместе граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий в собственном хозяйстве, им вменяются в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т.п.

В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда. Ремесленное производство, как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию положение.

В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта, здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми.

Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству).

В диалоге “ Политика ” Платон выделил формы государства, основанные на законе. По его словам, монархия, аристократия и демократия опираются на закон, тогда как тирания, олигархия и извращенная демократия управляются вопреки существующим в них законам и обычаям.

Однако все перечисленные формы правления, как подчеркивалось в диалоге, являются отступлениями от идеального, “подлинного” государства, где политик единолично осуществляет власть, “руководствуясь знанием”.

Развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона с именем великий древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.).

Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах “ Политика ” и “ Никомахова этика ”. К ним примыкает сочинение “ Афинская полития ”, содержащее исторический очерк развития государственного устройства Афин.

Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, существующие от природы.

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению:

Ø первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья;

Ø из нескольких семей возникает селение, или род;

Ø объединение нескольких селений составляет государство – высшую форму человеческого общежития.

 

В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, “по природе своей есть существо политическое”.

Аристотель дает государству следующее определение:

государство – это “общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни”.

 

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов.

В зависимости от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства.

В зависимости осуществляемой в государстве цели выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды.

Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства.

       
   

 


В олигархии власть принадлежит богатым, в демократиинеимущим. Коренная причина политической неустойчивости, мятежей и смены форм государства заключается в отсутствии надлежащего равенства.

Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ.

В своих рассуждениях о демократии и олигархии Аристотель вплотную подходит к пониманию социальных противоречий, определявших развитие рабовладельческого государства.

Политические симпатии Аристотеля – на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.

Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью.

Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Хотя землепашцы, ремесленники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его частями являются воины и правители.

Политически этот строй характеризуется сочетанием демократических и олигархических методов осуществления власти.

Аристотель различает в связи с этим два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.

Уравнивающая справедливость, принципом которой является “арифметическая пропорция”, затрагивает отношения обмена, возмещения ущерба, назначение наказаний за имущественные преступления и т.п.

Напротив, при распределяющей справедливости учитывается положение человека в обществе. Ее принципом служит “геометрическая пропорция” – воздаяние по достоинству и заслугам.

Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению идеального государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они “знали друг друга”.

Концепция Аристотеля служила теоретическим оправданием привилегий и власти землевладельческой аристократии.

Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами.

Политическое право делится на естественное и условное (установленное). “Естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено (это безразличие прекращается)”.

Под условным правом он понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае.

Политико-правовая мысль периода эллинизма нашли свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) был продолжателем учения Демокрита. Он считал, что формирование человека является частью естественного процесса всеобщего развития.


 

       
 
Теоретические взгляды Эпикура
 
   

 

 


Оппозиционно к Эпикуру был настроен основатель стоицизма, последователь Платона и Аристотеля Зенон Китионский (336 – 264 гг. до н.э.). Он основывал свою теорию на существовании судьбы , которая управляет всем мирозданием и представляет собой универсальный закон, которому всё подчиняется.

 


В политической сфере

v развивали естественно-правовую теорию происхождения государства;

v высказывались за единое мировое государство, основанного на единстве для всех людей законов природы;

v считали лучшими формами правления аристократию и монархию.

В правовой сфере

v естественное право – это «закон судьбы»;

v общественные установления в виде обычаев и законов.

Дальнейшее свое развитие стоицизм получил в политико-правых доктринах Древнего Рима.

Учение стоиков оказало заметное влияние и на взгляды Полибия (210 – 123 гг. до н.э.). Его главным произведением является «История в сорока книгах».

Формы государственного устройства по Полибию:

v монархия;

v тирания;

v аристократия;

v олигархия;

v демократия;

v охлократия.

Все эти формы последовательно сменяют друг друга. У каждой из них есть свои недостатки, которые являются причиной смены режима. Поэтому Полибий предлагает смешанную форму правления, в которой будут заключены все лучшие признаки каждой из представленных форм.

В правовой сфере Полибий выдвигал идеи:

ü о естественно-правовой природе государства и права;

ü придание большего значения законам и обычаям.

Законы и обычаи должны соответствовать судьбе как единому универсальному закону мироздания.

В последующем его идеи использовались при разработке теории разделения властей.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Delphi. Основные характеристики и терминология
  2. I. Основные профессиональные способности людей (Уровень 4)
  3. II. ОСНОВНЫЕ ЖАЛОБЫ БОЛЬНОГО
  4. II. Основные расчетные величины индивидуального пожарного риска
  5. VIII. Основные направления просветительской, популяризаторской и коммуникативной деятельности библиотек
  6. XVI. Основные правовые системы современности.
  7. А. Жизненный цикл продукта и его основные стадии. Оценка конкурентоспособности продукта
  8. Авторитарный режим: основные черты и виды
  9. АДАПТАЦИИ К ПАРАЗИТИЧЕСКОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
  10. Анатомо-физиологические особенности кроветворения, классификация, основные синдромы.
  11. Анатомо-физиологические особенности, основные синдромы и классификация
  12. Архитектура Возрождения. Классические традиции. Центрические храмы, базилики. Городские дворцы и виллы. Основные мастера. Скульптура эпохи Возрождения.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 956; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь