Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция «Типология государств»



План

 

1. Понятие типологии государства и типа государства.

2. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.

3. Исторические типы государства.

4. Переходный тип государства.

 

Типология исторически известных видов права и государства – это их классификация по единому критерию, их деление на однотипные группы.

Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, системе их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой.

Важно отметить, что в основу типологии государства положены такие важнейшие критерии, как сущность и характер государственной власти, уровень развития общества, принципы организации и функционирования государства и права.

Категория «тип государства» позволяет наиболее полно отразить изменяющуюся сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть естественно-исторический прогресс в развитии общества.

Следует обратить внимание, что в научной литературе имеются различные подходы к типологии государств: в античных концепциях Платона и Аристотеля, в теории общественно-духовных формаций Гегеля, в попытках типизировать государства в зависимости от размеров и численности населения Л.Гумпловича, в классификации идеальных типов государств Г.Еллинека, в делении государств на демократические и антидемократические Р.Дарендорфа и т.д.

Студентам необходимо при подготовке к семинару более подробно изучить перечисленные теории, проанализировать их сильные и слабые стороны.

В настоящее время в юридической науке применяются два наиболее распространенных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.

 

Формационный подход основывается на объединении государств в рамках конкретной общественно - экономической формации, основывающейся на определенном способе производства. Каждой общественно – экономической формации соответствует определенный тип производственных отношений и определенный исторический тип государства и права – рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве, которое устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально экономических отношений той или иной формации. С точки зрения марксизма конфликт между быстро изменяющимися производительными силами и устаревающими производственными отношениями разрешается социальной революцией, что ведет к перестройке производственных отношений, к смене типов государства и общественно – экономических формаций. Развитие правовых государств наглядно продемонстрировало уязвимость марксистской теории.

Во – первых, теория общественно – экономических формаций разработана на историческом материале европейских стран и не учитывает специфику государственной организации восточных государств.

Во – вторых, запрограммированная на длительную перспективу однолинейная конструкция движения истории не подтвердилась социальной практикой.

Прогнозы марксизма по поводу социалистического государства не оправдались. Теория научного коммунизма, в рамках которой разрабатывалась идея отмирания общенародного государства и перерастания его в коммунистическое самоуправление является разновидностью утопического социализма.

Следует отметить, что слабые стороны формационного подхода не означает полный отказ от него, он может быть полезен в изучении ранних типов государства.

Наряду с формационным широко применяется и цивилизационный подход в типологии государств. Он учитывает не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы: мировоззрение, религию, психологию, обычаи, традиции, а также историческое развитие, географическое положение государства.

Следует обратить особое внимание на вклад в развитие цивилизационного подхода английского историка А.Тойнби, который выделил более двадцати цивилизаций, не связанных общими закономерностями развития, а существующими подобно ветвям дерева.

В настоящее время в цивилизационном подходе преобладает «технологическое направление», согласно которому тип государства связывается с какой-либо стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения. Особого внимания заслуживает теория У.Ростоу - стадии экономического роста, в которой он выделяет пять последовательно сменяющих друг друга стадий:

1) традиционное общество, основанное на сельском хозяйстве.

2) переходное общество, в котором закладываются основы обрабатывающей промышленности,

3) «процесс сдвига» – взлет научно-технического развития в промышленности и сельском хозяйстве,

4) созревающее общество с высоким ростом национального дохода, с превышением выпуска товаров над ростом населения,

5) общество высокого уровня, в котором ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления и услуг.

Цивилизационный подход позволяет объединить многовариантность исторического развития, объясняет причастность государств к той или иной цивилизации.

Подводя итоги, следует отметить необходимость использования и формационного и цивилизационного подхода, не допуская их противопоставления. Современные подходы к типологии государства Вы можете изучить в учебнике В.И. Власова Теория государства и права, Ростов-на-Дону. 2002 год, глава VII.

Позитивные стороны их, взятые в единстве, позволяют более глубоко и конкретно охарактеризовать тип государства, с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.

Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии. При подготовке к семинару студентам необходимо изучить отличительные черты светского, клерикального, теократического, атеистического государств. (см. В.К. Бабаев, Теория государства и права, М. 2002 г. глава III).

 

Рассматривая вопрос об исторических типах государства следует обратить внимание на то, что первым историческим типом является город-государство, который впоследствии эволюционирует в государство азиатского типа, античного типа и в феодальное государство. Важно отметить, что в государстве азиатского типа также существовало рабовладение, но господствующей являлась государственная форма собственности, основной производительной силой были не рабы, а общинники и земледельцы. Этот типичный путь формирования государства не укладывается в рамки формационной теории, и тем самым опровергает ее универсальность.

При подготовке к семинару необходимо рассмотреть отличительные признаки азиатского, античного, феодального, буржуазного, тоталитарного типа государств (см. А.Б. Венгеров «Теория государства и права», глава 4, В.И. Власов «Теория государства и права», глава 7).

 

В типологии государств выделяют, так называемые переходные государства, находящиеся в процессе перехода от одного типа государства к другому (от рабовладельческого к феодальному, от феодального к буржуазному и, наоборот, от социалистического к буржуазному).

Спорным является вопрос, составляет ли переходное государство самостоятельный тип. Для решения этой проблемы следует рассмотреть такие важнейшие основания, как длительность переходного периода, смену формы государства, изменение качественного состояния общества, изменение духовных ценностей, а также изучить ряд характерных особенностей, присущих переходным государствам (см. М. Н. Марченко «Теория государства и права», М. 2001 г., тема № 5).

 

 

Лекция «Форма государства»

План

 

1. Понятие формы государства.

2. Формы государственного правления: понятие и виды.

3. Соотношение типа и формы государства.

4. Формы государственного устройства.

5. Понятие режима. Соотношение государственного и политического режимов.

6. Межгосударственные объединения.

7. Понятие и структура политической системы

8. Типология политических систем

9. Роль государства в политической системе

 

Изучив темы «Сущность государства», «Функции государства», можно перейти к анализу тех форм, в которых функционирует государство. Необходимо познакомиться с философскими понятиями «форма» и « содержание » и основными философскими концепциями, касающимися их соотношения. Рассматривая форму государства, важно иметь в виду, что форма государства под влиянием социально-экономических, политических, духовных факторов изменялась и развивалась. Это положение находит свое подтверждение в десятках различных теорий о форме государства (Платон, Аристотель, Цицерон, Л.Гумплович, Г.Ф.Шершеневич, Н.М.Коркунов).

В научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Категория «форма государства» отвечает на вопросы: кто и как правит государством, как устроены государственно-властные структуры, как объединено население, каким образом оно связано через территориальные и государственные образования с государством, каковы приемы и методы осуществления политической власти.

Методически важно иметь в виду, что форма государства в любых ее проявлениях всегда имеет самую непосредственную связь с государственной властью. (С.А. Котляревский).

Характеризуя причины многообразия форм государства, следует отметить их зависимость от типа государства, от соотношения политических сил, от конкретно-исторических условий, от национального состава страны, традиций, от идеологического фактора.

 

Форма государственного правления характеризует способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением.

Исторически первой и самой общей классификацией форм правления является их подразделение на монархию и республику. Эта классификация определяется зависимостью формы правления от количества стоящих у власти. Такой количественный критерий не является абсолютно совершенным, так как не всегда дает возможность провести четкую грань в ряде случаев между монархической и республиканской формой правления. Вот почему, наряду с количественным критерием, А.Коркунов видит различие форм правления в юридическом положении правящих. Ф.Костяковский и ряд других авторов критерий различия форм правления видит:

1) в выборности (в условиях республики) и наследственности в условиях монархии высших органов государства

2) в ответственности их перед народом (в условиях республики) и полной безответственности (в условиях монархии)

3) в принципах коллегиальности (в условиях республики) и единоначалия (в условиях монархии).

Вопрос о формах правления подробно изложен в учебном пособии М.Н. Марченко «Теория государства и права» М. 2003 г. Тема № 6.

При подготовке к семинару студенту необходимо изучить особенности форм правления в азиатском и античном государствах, отличие монархии Древнего Рима от восточной деспотии, отличие рабовладельческой аристократической республики Рима и рабовладельческой демократической республики в Афинах.

При рассмотрении форм правления феодального государства следует обратить внимание на то, что наиболее распространенной формой правления являлась монархия реже аристократическая республика, что связано с иерархическим характером феодальной собственности. Необходимо подробнее остановиться на признаках раннефеодальной монархии (с VI – по IX в.), сеньориальной монархии, сословно – представительной монархии (с X по XV в.) и абсолютной монархии (с XIV по XIX в.).

Своеобразной формой правления федерального государства была аристократическая республика (Венеция, Флоренция, Генуя, Великий Новгород). Высшими органами власти в них являлись городские Советы, в которые входили представители городской знати, либо вече – собрание всех свободных горожан. Но решающее слово принадлежало феодальной аристократии.

Характеризуя формы правления современных государств, следует отметить преемственную формально-юридическую связь с ранее существующими государствами, то - есть с монархией и республикой, а точнее с их разновидностями, на формирование которых оказали влияние уровень развития экономики, культуры, исторические и национальные традиции. Следует подробнее рассмотреть характерные особенности современных монархий: абсолютной, дуалистической и парламентарной, изучить отличительные признаки парламентарной, президентской и полупрезидентской (смешанной) республик.

 

Переходя к вопросу о соотношении типа и формы государства, следует обратить внимание на то, что государства каждого типа облекаются во множество форм. Для античного типа характерны как монархии, так и республики. Для азиатского типа государств характерны деспотические монархии. Для феодального типа характерны и монархи и городские республики. Для буржуазного типа характерны демократические республики и конституционные монархии.

С другой стороны, государства определенного типа имеют формы, присущие только им (сословно-представительные монархии соответствуют только феодальному типу государства, а демократические республики встречаются только в буржуазном типе государства).

 

Под формой государственного устройства понимается способ территориальной и (национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти.

По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные. В качестве особой формы рассматривается конфедерация.

Наиболее распространенной формой является унитарное государство – простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью.

Федерация – это сложное союзной государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.

Следует отметить, что каждое из них имеет свое собственное административно-территориальное деление. Имеет наряду с федеральными свои собственные высшие органы власти и управления, имеет свою конституцию и текущее законодательство.

При подготовке к семинарскому занятию студентам необходимо изучить основополагающие принципы образования и функционирования федеративной системы: добровольность объединения, равноправие субъектов федерации, плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами, принцип законности и конституционализма, принцип четкого разграничения сферы деятельности и компетенции центральных и местных органов государственной власти.

Конфедерация – это постоянный союз суверенных государств, добровольно объединившихся для удовлетворения определенных общих интересов и целей экономического, политического и оборонного характера. Следует обратить внимание на сходство и различие федерации и конфедерации. Сходство заключается в наличии суверенитета их субъектов, а различие – в степени и уровне наличиствующего суверенитета. (Ф.Кистяковский).

В истории имели место и такие формы государственного устройства, как империя – насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического), протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, потеря суверенитета и даже оккупация.

Межгосударственные образования знают и такие формы, как сообщество государств, содружество государств, политические, военно-политические, экономические и другие союзы и блоки.

Студентам необходимо подробнее познакомиться с характеристикой таких образований в учебной литературе, и привести примеры подобных союзов, блоков, объединений.

 

Государственный режим – характеризует совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

Государственный режим связан с соответствующей формой правления.

Для абсолютной монархии характерен полуфеодально-теократический политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.

Для дуалистической монархии типичен авторитарный политический режим, а государственный режим можно характеризовать как ограниченный дуализм власти. В условиях парламентской монархии и парламентской республики возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм.

В президентской и смешанной республиках государственный режим характеризуется как дуалистический.

В условиях советской республики действует партократический государственный режим (Вьетнам, Китай, Северная Корея и Куба).

Понятие «государственный режим» и «политический режим» не являются тождественными.

«Политический режим» - понятие более широкое, так как включает в себя методы и приемы осуществления политической власти со стороны не только государства, но и политических партий, движений, организаций.

Именно «политический режим» позволяет судить о подлинных возможностях человека в его взаимоотношении с государственной властью.

Таким образом, «политический режим» – это совокупность форм жизнедеятельности институтов и организаций политической системы, методов господства и основных направлений политической активности общества в рамках данной системы.

Политический режим характеризует систему власти, организацию политического устройства общества, политический климат.

Более подробно с признаками политического режима студенты могут познакомиться в учебном пособии С.А. Комарова и А.В. Малько «Теория государства и права» М.1999 г. стр.229-230.

Межгосударственные объединения - это союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников. Примерами межгосударственных объединений являются: Содружество Наций (до 1947 г. – Британское Содружество Наций), Европейский Союз(до 1993 ЕЭС), Совет Европы, пленом которого является с 1996 г. и Россия, а также СНГ, Белоруссия.

Межгосударственные объединения во многом сходны с конфедерацией, хотя степень их интеграции различна. Так, согласно ст. 79 Конституция РФ Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами.

Организационная структура межгосударственного объединения представлена:

  1. высшим органом (Совет глав Правительства)
  2. исполнительным органом
  3. административным органом (секретариатом)
  4. комитетами и комиссиями по специальным вопросам

Иногда создаются спец. Структуры (например, Европейский суд в составе Совета Европы)

Политическая система общества – это сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов и организаций, социально-политических общностей и групп, форм взаимодействий, нормативной базы и политико-правовой культуры.

При помощи этих механизмов разрешаются противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гарантируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.

Благодаря этим механизмам общество в целом или правящая элита в частности оказывают сопротивление деструктивным социальным силам, отражают посягательства на принципы и устои общественного строя.

Политическая система общества представляет собой определенную структуру, элементы которой взаимосвязаны и образуют устойчивое единство.

Центральным элементом, стрежнем политической системы является политическая власть, подобно тому, как в экономической системе таким элементом является собственность.

Структурно политическая система состоит из институциональной, нормативной, коммуникативной и культурной подсистем.

Институциональная подсистема представляет собой совокупность социальных институтов и организаций, связанных с функционированием политической власти.

Нормативная подсистема состоит из политических и правовых норм регулирующих политическую жизнь общества. Это нормы права, нормы деятельности общественных организаций, обычаи и традиции, этико-моральные нормы.

Совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными слоями, этносами, индивидами по поводу из участия в организации и осуществлении политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики является коммуникативной подсистемой.

В качестве интегрирующего фактора политической системы выступает культурная подсистема, представляющая собой комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентацией и политического поведения. Значительность политической культуры состоит в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы. В этом смысле доминирующая политическая культура играет охранную роль. Хотя в социально разнородном обществе неизбежно существование и контркультуры, которая направлена против существующей системы публичной власти и грает дестабилизирующую разрушительную роль.

Таким образом, политическая система отношений, действий, идей, институтов, связанных с формированием и практическим осуществлением политики, т.е. власти и управления в обществе.

Основу политической системы общества образует государство, поскольку оно является главной объединяющей и принуждающей силой в обществе, тем самым только государство, объединяющее все население страны, может осуществлять всеобщую волю, власть всего общества. Государство – это универсальная политическая организация политической системы, поскольку оно берет на себя выполнение самых важных дел и функций жизнедеятельности общества.

Об особом положении государства в политической системе свидетельствует также и то, что центральный аппарат государственной власти образует внешний уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, определяющие правовое положение и механизм действия всех элементов политической системы. Аппараты управления и другие органы власти на местах образуют средний уровень политической системы. Структуры среднего уровня служат связующим звеном между высшим уровнем политической системы и гражданским обществом, которое и составляет третий массовый уровень.

Взаимоотношения государства с гражданским обществом раскрывают суть государства, его назначение и форму. На современных условиях государство и гражданское общество существуют как две стороны одного целого: они тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Государство имеет тенденцию приобретать те формы, которые соответствуют уровню развития и характеристику гражданского общества.

Гражданское общество своими ассоциациями и организациями контролирует государство и представляет собой некое самодостаточное целое. Пока оно сохраняет такое органическое единство, государственная власть всегда в состоянии найти в нем надежную опору в условиях любых политических потрясений.

К сказанному следует добавить, что государство и по вертикали, и по горизонтали находится в постоянном и многообразном взаимодействии со всеми элементами политической системы общества. Всеохватывающий характер государства, с одной стороны, и особенности присущие остальным элементам, влекут многообразие форм и методов политического взаимодействия.

Это позволяет сделать вывод о том, что политическая система общества представляет собой органичное единство государства и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединенных вокруг господствующих в данном обществе целей и идеалов.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1936; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь