Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Некоторые принципиальные ориентиры практики совершенствования общения



К определению стратегических ориентиров в практической работе психолога по совершенствованию общения можно под­ходить с разных точек зрения. Одна из них в качестве ориен­тира выделяет обогащение, полноту, полифоничность. В этом случае основным в развитии компетентного общения являет­ся направленность на обретение богатой, многообразной па­литры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения (самоподачи) партнеров, всем гра­ням их адекватности — перцептивной, коммуникативной, ин­терактивной.


442 Раздел VII. Прикладная социальная психология

В целом компетентность в общении обычно связана с овла­дением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Умение вовлекать, использовать всю палитру возможностей, как бы играя на всех психологических инструментах, — один из возможных пока­зателей психологической зрелости. Существует много класси­фикаций возможных позиций в общении. Например, известен следующий перечень: пристройка к партнеру свысока, при­стройка к нему на равных («пристройка наравне»), пристрой­ка снизу и отстраненная от партнера позиция1. Естественно, ни одна из названных позиций не является заведомо хорошей или плохой. Суждение о продуктивности той или иной из них можно составить только на основе ее соотнесения с возник­шей ситуацией, поставленной задачей, репертуаром возмож­ностей партнеров. Вот как об этом пишет, например, П. М. Ер­шов: «" Пристраивается" ли данный человек для воздействия на данного партнера, с данной целью и в данных конкретных условиях " сверху", " снизу" или " наравне" — это определяется его представлением в данный момент о соотношении сил его и партнера»2.

Возможны издержки крайностей той или иной позиции. Так, пристройка «снизу», уместная в некоторых случаях, на­пример когда необходимо принести извинения, может транс­формироваться в неискреннюю угодливость; а невмешатель­ство, адекватное, когда умение оставаться в стороне оказывает­ся единственным уместным, может в крайнем его выражении становится отчуждением. И неизменная позиция равенства мо­жет вызывать неудовлетворенность. Например, дочь не удов­летворена неизменной позицией матери как подруги — ей в этом случае недостает позиции родительского авторитета.

Сегодня по большей части речь идет о смене преобладаю­щей авторитарно-манипулятивной тенденции повседневных контактов, о ее замене диалогом, предполагающим равное парт­нерство. При этом имеется в виду основная, стратегическая

' Первые три из названных позиций воспроизведены по книгам П. М. Ер­шова «Режиссура как практическая психология» (М., 1972) и «Техноло­гия актерского искусства». Они, кстати, созвучны с выделяемыми Э. Бер­ном состояниями «Я» — родитель, взрослый, ребенок.

2 Ершов П. М. Технология актерского искусства. — М., 1992. — С. 93.


? Л. А. Петровская. Развитие компетентного общения... 443

направленность контакта, что вовсе не исключает богатства палитры позиций, а, напротив, предполагает ее. Гибкость в адекватной смене психологических позиций — один из суще­ственных показателей компетентного, зрелого общения.

Примеры можно умножить, обратившись к сфере конфликт­ных ситуаций. Известны такие возможные стратегии поведения сторон в конфликтной ситуации, как уход, сотрудничество, со­перничество, приспособление, компромисс (по К. У. Томасу). В качестве основания здесь берутся характер, степень следо­вания участника собственным интересам и учета интереса дру­гой стороны. Опять же априори невозможно говорить о един­ственно правильно, как и единственно ошибочной линии по­ведения в конфликтной ситуации. Это определяется анализом комплекса составляющих, поэтому желательно владеть набо­ром возможностей в данном отношении. Сотрудничающее партнерство — наиболее адекватно гуманистической ориента­ции контакта, однако богатство реального общения вряд ли можно исчерпать одной-единственной позицией. Конфликт­ная компетентность сегодня — это прежде всего освоение по­зиции партнерства, сотрудничества на фоне владения, конечно, и другими поведенческими стратегиями тоже. В этом смысле можно обратить внимание на развитие потенциала плюрализ­ма, сопутствующее приобщению к практической психологи­ческой культуре, столь актуальному в современных условиях социальной нестабильности.

В психологическом понимании природы общения могут быть выделены разные подходы: как бы крайними среди них являются бихевиористский и гуманистический. В первом слу­чае акцентируется богатство поведенческого репертуара как показатель, эквивалент компетентности, а во втором — соот­ветствующий гуманистический ценностный потенциал участни­ков. В практике в настоящее время распространены не только, а подчас не столько «чистые» подходы, сколько смешанные, дополняющие друг друга. Типичный пример тому — когни­тивно-поведенческий подход. Тенденция практики к комплекс­ности становится понятной, если учесть, что последователь­ная реализация здесь методологического принципа монизма затруднена. Практическая работа может оказаться просто


444_________ Раздел VII. Прикладная социальная психология

обедненной, если к многогранной живой реальности прикла­дывается концепт, строго следующий единственному объяс­нительному принципу, как правило продуктивному в опреде­ленных границах, но ни в коей мере не являющемуся всеохва­тывающим и исчерпывающим реальность. Это может быть отнесено ко всем существующим сегодня в психологии объяс­нительным теоретическим конструкциям — психоаналитиче­ской, бихевиористской, когнитивистской, гуманистической и др.

Подобная методологическая плюралистичность практики отнюдь не синоним беспринципности. В большинстве случаев речь идет об интеграции под эгидой определенных ценностей психологических средств, «наработанных» в различных тео­ретических традициях, школах. Характер этих ценностей и степень осознанности следования им, естественно, могут быть у психологов-практиков разными. Наиболее адекватным на­шему времени в качестве стратегического ориентира выступа­ет комплекс гуманистических ценностей.

Выбор гуманистической направленности в качестве стра­тегической в развитии компетентного общения определяется не столько его соответствием современной рыночной социаль­ной ориентации (хотя в некотором смысле и об этом можно говорить), сколько с точки зрения принципа эколого-психо-логической защиты и компенсации. Гуманистическая направ­ленность общения — это забота о психологической экологии: об экологических условиях сохранности человека как целост­ной гармоничной психологической реальности. Это противовес чрезмерной активизации в повседневной жизни жесткой кон­курентной борьбы и вытеснения друг друга. Минимизация гу­манистической практики человеческих контактов, истончения этого слоя человеческих отношений может вести к весьма не­благоприятным психологическим последствиям.

Другой подход к определению принципиальных ориенти­ров для практики развития компетентного общения возможен со стороны трудностей, наиболее часто встречающихся пси­хологических проблем, с которыми обращаются за помощью. Подобные трудности можно определить как базовые трудно­сти общения. Они составляют как бы общий психологический знаменатель многих конкретных запросов к психологу. Их ис-


Л. А. Петровская. Развитие компетентного общения... 445

токи коренятся, с одной стороны, в особенностях психологи­ческой природы человека и человеческих отношений, а с другой — могут быть связаны со своеобразием социального контекста, например, со спецификой национальной культуры, идеологи­ческих форм, спецификой социальной ситуации. Последние могут так или иначе акцентировать психологические предпо­сылки возможных затруднений в межличностном общении.

Перевод с помощью психолога базовых трудностей обще­ния в категорию известных, осознаваемых, их персонифика­ция, ассоциирование с личным опытом позволяют вырабаты­вать позицию осмысленной готовности к возможным сбоям в значимых контактах. В свою очередь, это помогает во многом нейтрализовать, уменьшить масштаб, разрушительность пере­живаемого дискомфорта. Иначе говоря, с психологической точки зрения адекватной заменой недавно распространенно­му в нашем обществе лозунгу «В жизни всегда есть место под­вигу» может быть установка на то, что в жизни, в общении все­гда есть место трудностям, кризисам, и готовность к ним — несомненно существенный компонент социально-психологи­ческой компетентности.

В спектре базовых трудностей общения обозначим некоторые из них. В большом числе случаев они имеют характер дихотомий, мера гармоничного сочетания полюсов которых достигается по­рой с трудом. Это, например: автономность—привязанность, устойчивость—изменчивость, нормированность—импровизация, целостность—мозаичность, рефлексивность—спонтанность и др.

Конкретной иллюстрацией проблем, к примеру связанных с первой дихотомией, может служить сфера близких отноше­ний с другим человеком — дружеских, супружеских, детско-родительских. Каковы здесь пути к гармонии, позволяющей избежать, с одной стороны, изоляции — при чрезмерном отда­лении, а с другой — зависимости — при чрезмерной близости? В случаях первой крайности к психологу обычно обращаются с жалобой на одиночество. Другая крайность часто связана с жалобами типа: «Я ему всю жизнь отдала, а он...» или «Я всю жизнь посвятила детям, и что теперь? »

Иллюстрацией другой дихотомии может послужить ситу­ация человека, который гордится своей принципиальностью —


446 Раздел VII. Прикладная социальная психология

верностью одним и тем же принципам на протяжении всей жизни. В то же время именно эта устойчивость сплошь и ря­дом не позволяет ему увидеть обновленную межличностную реальность — например, партнер уже иной (выросшие дети) I или существенно изменилась ситуация взаимодействия с тем же партнером.

В целом практическая психологическая работа обнаружи­вает, что повседневному общению опыт диалектики дается до­статочно трудно. Мы имеем в виду в данном случае нахожде­ние гармоничной меры сочетания противоположностей в лич­ном опыте. Возможно, на развитие тенденции воспринимать противоречивость собственного опыта не с точки зрения его богатства, полифоничности, а, скорее, как неблагополучие, тупик повлияло и насаждение коммунистической идеологией ценности одномерного конструирования и восприятия мира. Естественно предположить здесь и следы влияния культуры в широком смысле слова. Страх перед противоречием в извест­ном смысле слова традиционен для западной культуры. Опыт восточной культуры в этом отношении иной. Каждое эмпири­ческое «Я» может спокойно приписывать себе противополож­ные позиции, однако они не ведут к когнитивному диссонан­су. Например, индус может спокойно формулировать утверж­дения типа «я вегетарианец, и я ем мясо». В данном случае имеется в виду, что человек может действовать как вегетариа­нец в собственной среде и есть мясо, когда находится среди иностранцев. Таким образом, отпадает обычный для нашей культуры в случаях совмещения противоположностей вопрос: «Как же так? »

Естественно, возможны иные основания для выделения ба­зовых трудностей общения. Например, соотношение ценно­стей декларируемых и реально представленных в межличностном контакте; подкрепленность наличных ценностей адекватными коммуникативными средствами, позволяющими этим ценнос­тям проявиться, а не оставаться лишь интенцией. Так, в не­давнем прошлом наше общество активно декларировало гума­низм, однако в действительности никогда отдельному человеку не служило. Преодоление этого наследия в виде деклариро­ванного гуманизма, содействие тому, чтобы гуманистические


!

Л. А. Петровская. Развитие компетентного общения... 447

принципы реально воплотились в ткань повседневного обще­ния семейного, педагогического и др. — одна из насущных за­дач в сфере оказания психологической помощи.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь