Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные темы и понятия раздела. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России



Социально-психологическая
характеристика общностей
предпринимателей

Типология российских
менталитетов и имманентная
идеология России

Социальная психология
судебного процесса

Психологическое исследование
воздействия рекламы

на поведение потребителей

• Психология ситуаций как область
социально-психологических
исследований


476 Раздел VIII. Новые направления исследований...

* * *

Известно, что развитие любой науки обычно сопровожда­ется процессами дифференциации и интеграции. Так, на оп­ределенном этапе в пределах той или иной системы научного знания возникает необходимость освоения какей-то новой об­ласти реальности. В результате все более глубокого познания этой области формируются соответствующие теоретические положения. Стечением времени они настолько развиваются и систематизируются, что приобретают самостоятельную науч­ную значимость. Появляется новая отрасль науки со всеми присущими ей атрибутами. Именно так социально-психоло­гические концепции формировались в недрах психологиче­ского и социологического знания, вплоть до приобретения со­циальной психологией статуса отдельной науки.

С другой стороны, для развития любой науки обычно ха­рактерны и процессы интеграции. Вследствие общественной потребности в синтезе знаний возникают новые науки. Возьмем, например, социальную психологию управления. Возникнове­ние этой науки было вызвано усложнением социотехнических организаций на рубеже Х1Х-ХХ вв. и возросшими трудностя­ми регулирования их деятельности.

Социальная психология с момента своего оформления в качестве самостоятельной науки всегда была тесно связана с запросами окружающей жизни. Прежде всего следует назвать задачи интенсификации труда посредством использования пси­хологических эффектов совместной деятельности. Эти задачи остаются актуальными по сей день, и в областях социальной психологии труда и управления занято у нас немало дипломи­рованных психологов. Подобные исследования давно уже ста­ли традиционными для социально-психологической науки. Однако появление в России в связи с радикальными экономи­ческими реформами такой социальной категории, как предпри­ниматель, заставляет наших психологов по-новому взглянуть на традиционную проблематику управления организациями.

Поскольку жизнь, как говорится, идет вперед, постоянно возникают новые общественные потребности, вызывающие внимание и интерес со стороны представителей различных наук, в том числе и социальных психологов. В настоящем раз-


В. В. Новиков. Характеристика общностей предпринимателей 477

деле представлен ряд работ, посвященных социально-психо­логическому анализу некоторых проблем, возникших в послед­нее время в нашем обществе. Полученные при этом данные имеют не только прикладное значение, но и обогащают соци­ально-психологическую теорию.

В заключение хочется отметить, что сегодня вряд ли мож­но назвать такую сферу человеческой деятельности, которая не нуждалась бы в научном социально-психологическом ана­лизе. Мы надеемся, что отечественная социальная психология стоит на пороге новых открытий, и тот, кто читает сейчас эти строки, вполне возможно, внесет свой вклад в развитие науч­ного знания.

В. В. Новиков

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩНОСТЕЙ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ1

Наверное, нигде социальная психология так тесно не схо­дится с экономической наукой, как в изучении проблем пред­принимательской деятельности. В этом свете знаменательным является факт появления еще в 1902 г. двухтомного труда из­вестного французского социолога и психолога Габриэля Тарда под названием «Экономическая психология». Сегодня книги Г. Тарда переживают как бы третье свое рождение именно бла­годаря развитию предпринимательства в России. Их второе рождение пришлось на 1950-1960-е гг. в Европе и в Америке!

Ныне существует даже специализированная Международ­ная ассоциация психологов и экономистов, изучающих фено­мены экономического поведения масс. Под эгидой этой Ассо­циации в различных странах ежегодно проводится множество семинаров, научно-практических конференций, симпозиумов и конгрессов. В ряде университетов созданы специальные курсы,

' Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. — М.: Международен педагогическая академия, 1995 — Гл. 12, §2. -С'221-228.


478 Раздел VIII. Новые направления исследований...

издаются учебные пособия к ним. В 1988 г. в Голландии на единственном пока в мире факультете экономической психо­логии Тиллбургского университета был издан первый фунда­ментальный учебник по этой дисциплине.

Для нас совсем небезынтересно, что в главе «Психология инновационного предпринимательства» названного учебника утверждается, что многие страны уже утрачивают прежние темпы предпринимательской активности. Автор главы, весьма известной своими апологетическими панегириками предпри­нимательству, К.-Э. Варнеридом, с сожалением констатируя данный факт, объясняет его причину тем, что в рассматривае­мую им сферу деятельности пришло слишком много людей, не имеющих никаких способностей для этого.

Как утверждает К.-Э. Варнеридом далее, предприниматель­скую активность угнетают и некоторые объективные тенден­ции. Это — сверхцентрализация и излишняя регламентация де­ятельности предпринимателей, к которым прибегают многие государства. Констатирует он и существенное изменение сти­муляции предпринимательства со стороны больших корпора­ций. В некоторых странах она просто заглохла.

Главный сегодняшний источник оживления активности предпринимателей во всех без исключения странах — это пред­приятия малого и среднего бизнеса, которые быстро осваивают «высокие технологии».

Прежде всего, у предпринимателя, ставшего на професси­ональный путь или остающегося любителем, обнаруживается весьма специфическая мотивация. Многие исследователи за­являют (да это видно и невооруженным глазом), что их «по­допечные» занимаются весьма рискованным делом. Что же влечет, неужели только деньги или безвыходность, когда в силу сложившихся обстоятельств у человека просто не ока­зывается другого пути? Вопросы, конечно же, не случайные, однако не закрывающие проблему. Как свидетельствуют мно­гие источники, этим рискованным делом нередко занимаются люди, совсем не озабоченные высокими доходами. Более того, некоторые из них сами формируют собственные мотивы пред­принимательства, почти не касающиеся денежной сферы...


г

В. В. Навыков. Характеристика общностей предпринимателей 479

Среди самых действенных мотиваторов к занятию бизне­сом (исследователи и сами обследуемые), как правило, назы­вают следующие:

1) стремление к самостоятельности (независимости, авто­
номности и т. п.);

2) неудовлетворенность предыдущей деятельностью (ее со­
держанием, условиями, качеством и т. п.);

3) стремление повторить или приумножить чьи-то успехи
(родителей, родственников, друзей, знакомых и т. д.).

Исследователи предпринимательства называют и другие мотивы. Но в любом их раскладе доминирует стремление изу­чаемых людей к достижению каких-то личных, ими самими поставленных перед собой целей. Обязательно превалируют мотивы самореализации и самоактуализации: человеку хочет­ся, в конце концов, быть хозяином положения, ощутить свою власть над обстоятельствами, доказать себе и другим, что имен­но здесь его место на земле, в этом его призвание и даже пред­назначение.

Именно чувство собственной власти над обстоятельства­ми, подчеркиваем мы, и отличает наиболее ярко предприни­мателя от остального населения и даже от различного уровня управленцев, которые тоже настоящими «хозяевами жизни» себя очень часто не чувствуют. Отмеченный факт подтверж­дается тем, что мотивация предпринимателей, ориентирован­ная на самореализацию, позволяет им не только легче преодо­левать непременно возникающие на их жизненном пути труд­ности, но и, в конечном итоге, добиваться удовлетворения и самоуважения.

Совсем не редки случаи, когда успешно работающий пред­приниматель «вдруг» бросает свое дело или передает его дру­гому. В глазах окружающих такой бизнесмен выглядит либо сумасшедшим, либо прохвостом, который кого-то «водит за нос». А человеку просто надоело одно и то же, и он решил, даже в ущерб своему материальному положению, заняться чем-либо другим. Мы изучали несколько подобных случаев даже... в коммерции. Но что любопытно, во всех известных нам случаях люди, прекращавшие вполне успешно протекающую деятельность, не переставали оставаться предпринимателями по существу, с головой, что называется, уходили в новую конк-


480 Раздел VIII. Новые направления исследований...

ретную деятельность и довольно быстро добивались в-ней ус­пеха и значительно большего удовлетворения, чем прежде.

Подобные случаи отмечают и западные психологи. Но в голландском учебнике по экономической психологии приво­дятся и более интересные факты: предприниматели, которые сами вышли из состоятельных семей, нередко отказываются, например, от отцовской фирмы, приносящей им отличный до­ход, чтобы заняться своим собственным делом, менее доход­ным, чем наследуемое. Вот и рассуждай после этого о рацио­нальности поступков капиталистов!

Английский психолог К. Грей, изучавший почти тысячу «аналогичных» поступков бизнесменов, утверждает, что в бо­лее чем половине случаев все объяснялось выбором конкрет­ными бизнесменами, по их мнению, конечно, такой новой ра­боты, которая привлекала их реализацией творческих возмож­ностей, а совсем не доходностью. В остальных случаях К. Грей объясняет смену занятий более понятным широкой публике «инстинктивным чутьем рынка», свойственным, как ему ка­жется, настоящим предпринимателям.

Еще одной характерной чертой настоящих предпринима­телей является их способность действовать в условиях дефи­цита информации. Не менее ценным качеством оказывается и свойственная многим успешным бизнесменам высокая вос­приимчивость к переменам. Если, к примеру, подлинный фи­нансист стремится свести риск к минимуму, накапливая ин­формацию, настоящий предприниматель действует нередко с большим, но чаще всего оправдывающимся риском. При этом подчеркивается обязательно, что активность подлинного пред­принимателя всегда конструктивна и никогда не бывает нега­тивна направленной, даже в тех случаях, когда новое дело свя­зано с разрушением старого. Внутри предлагаемого дела все­гда заключено обновление.

В нашей стране исследователи давно поделили всех пред­принимателей на две неравные группы. К первой относятся пока все еще немногочисленные «положительные предприни­матели», т. е. положительно мотивированные, сами, так ска­зать, добровольно выбравшие свою судьбу. Как свидетель­ствуют отмеченные уже нами многочисленные публикации, эти «положительно мотивированные» действительно обладают


? В. В. Новиков. Характеристика общностей предпринимателей 481

теми специфическими свойствами и качествами, которые мы рассматривали в предыдущем параграфе'. Они «по природе своей дождались, что называется, своего часа и уже не могут заниматься ничем иным».

Вторая группа классифицируется как «предприниматели поневоле». Ее составляют потерявшие в силу разных причин стабильную почву под ногами. Жесткими обстоятельствами жизни они втянуты в водоворот предпринимательской дея­тельности и плывут в общей пене, пока еще не позволяющей судить-рядить их дальнейшую судьбу. Кто-то из них, исполь­зуя универсальные адаптационные качества, вероятно, при­живется на новом поприще, кто-то будет уже по-настоящему судим за то, что успел волей или неволей нарушить закон. Ос­тальные, осознав свою неспособность и непрофессионализм, потянутся к новым, более доступным им профессиям, а неко­торые просто-напросто окажутся в очереди за пособием по без­работице. Словом, жестокая жизнь все расставит по местам.

Особую часть второй группы составляют те, кого еще не­давно называли представителями «теневой экономики».

Вместе с тем настораживает и такое наблюдение психоло­гов: сами предприниматели субъективно существенно завы­шают позитивное отношение к себе различных слоев населе­ния. В разных регионах России были опрошены достаточно репрезентативные группы, в которых перекрестно выяснялось отношение предпринимателей и населения друг к другу и на­оборот. Как правило, предприниматели считают, что населе­ние относится к ним значительно лучше, чем это есть на са­мом деле. Это вполне понятно, особенно в тех местах, где дело еще не доходило до массовых протестов и актов вандализма по отношению к собственности предпринимателей и к ним лично. Когда же люди обращаются с просьбами об услуге или помощи и большинство предпринимателей искренно оказы­вают таковые, люди, конечно же, благодарят и говорят при этом приятные слова. Подобные ситуации нельзя переоцени­вать. Повсеместно (почти) исследователями отмечается нара­стающая агрессивность «постоянно нищающих групп», а также

1 См.: Основы социальна-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. — М.: Международая педагогическая академия, 1995. — Гл. 12, §1..-С. 209-220.

16 Зак. №465


482___________ Раздел VIII. Новые направления исследований...

беженцев к «новым богатым», каким бы путем последние ни добивались своего благополучия. Красноречивым подтвер­ждением данного заключения об отмеченной психологами тенденции служат публикуемые, а чаще и непубликуемые свод­ки органов внутренних дел и пожарной охраны о случаях раз­грабления и поджогах предпринимательских офисов, торго­вых и промышленных предприятий и даже убийствах пред­принимателей.

Как и любое другое общественное явление, предпринима­тельство имплицитно предполагает какое-то внешнее оформ­ление и внутреннюю организованность. К сожалению, об этой стороне рассматриваемого объекта исследователям известно • значительно меньше, чем о других. И это не случайно: многие механизмы внешней и внутренней организации предприни­мательства скрыты не только от обывателя, но и от исследова­теля. Тем более в нашей стране, где различные формы соб­ственности еще окончательно не адаптировались в обществен­ном разделении труда и разделении сфер влияния, если хотите. Социальная психология, как теоретическая и как приклад­ная наука, конечно же, не может пройти мимо отмеченного об­щественного факта и не сделать его объектом своего изучения. Совершенно ясно, что особенности рыночных отношений, которые осваивают россияне, объективно предъявляют совер­шенно иные требования и к государственным, и к негосудар­ственным предприятиям и организациям, и в первую очередь к их руководителям. В совершенно новые условия взаимоот­ношений с руководителями поставлены исполнители. При этом резко меняются формы и стандарты управленческой и испол­нительской деятельности внутри организации и за ее преде­лами, меняется статус членства, причастности или непричаст­ности к собственности организации, к принятию ею каких-либо обязательств. На все это конкретный человек реагирует субъективно, а следовательно во многом отлично от других, которые уже не могут не учитывать названного отличия.

Цели государственной организации задаются извне, цент­рализованно и иерархично. Цели же негосударственной орга­низации вырабатываются внутри нее самой. Естественно, чем более конкретная организация своей деятельностью удовлет-


, • В. В. Новиков. Характеристика общностей предпринимателей 483

воряет потребности общества, тем совершеннее ее устройство, тем перспективнее будущее.

Первое и, вероятно, наиболее значимое отличие негосудар­ственной организации от ее визави состоит не столько в стату­се, сколько в психологической зависимости от отношения к ней ее же сотрудников. Она не сможет долго существовать и тем более развиваться, если не будет проявлять буквально каждодневную заботу о достижении конкретных личных ин­тересов, приведших именно в нее членов. Каждый из них при­шел сюда в расчете на постоянный рост статуса, заработка, реализации своих способностей, возможностей самореализа­ции, о которой мы уже говорили.

Второе отличие тесно связано с первым и является как бы следствием предыдущего: отчетливое понимание каждым со­трудником теснейшей связи его собственного настоящего и будущего с успешностью деятельности организации.

Как известно, внутри любой организации постоянно про­тивоборствуют две тенденции: к стандартизации связей и нор­мативов и к их рационализации. Иначе говоря, всегда и везде возможен конфликт между формальной и неформальной струк­турами организации. При вполне допустимой болезненности этдго процесса для любого вида организации разрешение его в пользу неформальной структуры предпочтительнее и гораздо перспективнее именно для негосударственной системы. Воз­никновение новых форм рождает непременно и новые цели, и новые возможности развития.

Переход на рыночные отношения, породивший свободные цены, расширение частнособственнических и арендных пред­приятий непременно уничтожает привычную иерархичность, позволяет решать многие экономические вопросы на горизон­тальном уровне, без психологически сковывающих инициативу человека-исполнителя, а тем более руководителя, обязатель­ных согласований с «верхом» и «низом», без часто совершенно ненужной для решения проблемы «надстройки». Руководите­ли негосударственных организаций имеют теперь огромные преимущества перед своими «государственными» коллегами: они действуют напрямую на основе договоров с исполнителя­ми, другими организациями и с потребителями. При внешней схожести управленческих функций: стратегическое и опера-


484___________ Раздел VIII. Новые направления исследований...

тивное планирование, подбор, расстановка и переподготовка кадров, стимулирование, контроль, снабжение и сбыт и т. п. — на деле работа руководителей государственных и негосудар­ственных организаций принципиально отличается. Конечно же, руководитель предпринимательской организации тоже не обладает абсолютной свободой в принятии решений: на него «сбрасываются» налоги, на него «давят» имеющиеся в орга­низации «президиум» или «совет», от него ждут исполнители и потребители, но это иная по содержанию и форме несвобода! Для него не существует уже никаких готовых решений и прика­зов или волюнтаристских наказаний. Высшая инстанция по­чти во всех случаях, выходящих за пределы возможностей соб­ственной организации, — это суд.

Разумеется, руководителя предпринимательской органи­зации подстерегают немалые трудности, лежащие и в плоско­сти юриспруденции, и экономики, и финансов и т. п., но наи­более значимыми для его судьбы выступают все-таки психо­логические факторы: доверия, совместимости, сработанности, поддержки во всех начинаниях, разделения ответственности и взаимной требовательности. С большим удовлетворением уполномочены констатировать, что все большее и большее число таких руководителей не только обращаются за консуль­тациями и помощью к психологам, но и сами постигают слож­ности психологической науки, а уж практики у них хватает.

В последние годы социальные психологи-профессионалы пытаются осмыслить изменения, происходящие в жизни обще­ства, с позиций руководителя организации. Управленческие проблемы они начали рассматривать в контексте объективных и субъективных возможностей конкретного человека. В данной статье зафиксирована мысль, провозглашающая, что эффек­тивность управления негосударственной организацией зависит от личностных качеств ее руководителя в еще большей степени чем государственной. На что упирается такое утверждение?

Наша наука располагает уже достаточным количеством фак­тов, которые могли бы быть выбраны в качестве аргументов в пользу высказанной мысли. Остановимся лишь на одном обстоятельстве. Основной единицей социально-психологиче­ского анализа управленческой деятельности все чаще становится


В. Е. Семенов. Типология российских менталитетов_______ 4_85

так называемая управленческая позиция руководителя (Ки­риченко С. И., Черненилов В. И. и др.).

Кстати, еще больше исследований посвящено уже непос­редственным особенностям личности руководителя негосу­дарственной организации. Материалы этих исследований тоже показывают существенные отличия традиционных психоло­гических портретов представителей разных сфер экономики и социально-политического устройства. При этом отмечается, что значимость одних и тех же черт руководителя варьирует­ся в зависимости от принадлежности организаций той или иной формализированной структуре, ее величины и активно­сти на рынке удовлетворения потребностей населения.

Например, в собственных исследованиях автора статьи уста­новлена существенно большая значимость для руководителя предпринимательских структур так называемых лидерских качеств, а также (как это ни покажется странным и даже не­сколько противоречащим всему предыдущему рассмотрению) осторожности в поступках, склонности к сотрудничеству, рас­четливости и одновременно упорства.

В. Е. Семенов

ТИПОЛОГИЯ РОССИЙСКИХ

МЕНТАЛИТЕТОВ И ИММАНЕНТНАЯ

ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ1

Последнее время в философской, социологической и психо­логической литературе все чаще употребляют понятие «мен­талитет» (лат. тегйаНз — умственный, духовный). Причем суще­ствуют разнообразные подходы к его пониманию: «дорефлексив-ный слой сознания; социокультурные автоматизмы сознания индивидов и групп; всеобъемлющий " эфир культуры", в кото­рый погружены все члены общества; система базовых, доста­точно устойчивых ценностных ориентации, обеспечивающих духовное взаимодействие внутри этноса и с другими этно­культурными группами; константная, глубинная часть соци-

1 Вести. СПбГУ. Сер. 6. - 1997. - вып. 4, № 27. - С. 59-67.


486 Раздел VIII. Новые направления исследований...

альной информации, определяемая традициями и культурой и транслируемая из поколения в поколение и т. д.»1. В данной статье под менталитетом будет пониматься исторически сло­жившееся долговременное умонастроение, единство (сплав) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом воплоще- , нии, присущее той или иной социальной группе (общности) и ее представителям.

Постоянно пишут о национальном, этническом менталите­те. Однако считать, что у того или иного народа только один менталитет, неправильно, тем более у такого народа, как рус­ский, а шире — у россиян. Скорее можно говорить о едином, ; типичном характере того или иного народа, ибо характер — это именно характерное, формально-динамическое в организации жизнедеятельности. Вместе с тем, исходя из философских, культурно-исторических и социопсихологических предпосы­лок, можно определить основные российские менталитеты на­шего времени. Дедуктивно они закладываются философски­ми универсальными категориями-оппозициями: Дух (Бог) -материя (идол) по вертикали; общество (коллектив) — лич­ность (индивидуальность) по горизонтали. Индуктивно мен­талитеты подкрепляются культурно-историческими и социо­психологическими реалиями, фактами, результатами эмпири­ческих исследований, о чем будет сказано ниже.

Обобщение всех этих данных позволяет выделить следую­щие базовые российские менталитеты (см. рис. 8.1):

православно-российский — имеет тысячелетние корни на
Руси, активно возрождается с конца 1980-х гг.; ценности Бога,
Духа, заповедей Христовых, святости, совести, соборности;

коллективистско-социалистический — имеет корни в •
крестьянской общине, сформировался за три четверти века в
СССР; ценности коллективизма, вождизма, социальной спра­
ведливости, труда на благо общества и др.;

индивиду алистско-капиталистический — корни уходят
на Запад, сформировался в XIX в., возрождается (скорее, в

1 СтручшшнаА. П. Ментальность как тип социальной связи // Народы СНГ накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы. Тезисы Междуна­родного научного конгресса / Гл. ред. В. Т. Пуляев. — СПб., 1996. — Т. 1. — С. 46-47.


I

В. Е. Семенов. Типология российских менталитетов 487

Рис. 8.1 Схема базовых российских менталитетов: I — православно-российский; II — коллективистско-социалистический; III — индивидуалистско-капиталистический; IV — криминально-мафиозный; V — мозаично-конформистский (осколочно-эклектический) псевдоменталитет.

одиозном виде) в наше время; ценности индивидуализма, ра­ционализма, личного успеха, прагматизма, денег как абсолют­ной универсалии;

криминально-мафиозный — существовал всегда, заметно проявился с конца 1970-х гг. нашего века; вульгарный мате­риализм и гедонизм, культ грубой силы и обмана, клановая иерархия, мифология, ритуалистика.

Помимо указанных четырех основных менталитетов следует еще назвать менталитеты неправославных конфессий (прежде всего исламский), а также мозаично-конформистский псевдо­менталитет (порождение «массовой культуры» и СМИ, кон­гломерат «осколков» указанных менталитетов). И конечно, в реальности существуют своеобразные, переходные, промежу­точные умонастроения между каждой парой смежных базовых менталитетов.

В личностно-персонифицированном аспекте истоки базовых российских менталитетов просматриваются в традиционных русских фольклорных и легендарных образах святого (Сергий Радонежский, Серафим Саровский), крестьянина-воина (Илья Муромец, Микула Селянинович), иноземца-«немца» (замор­ский гость, купец) и разбойника (Кудеяр, Стенька Разин).

Замечательное персонифицированное воплощение этих рос­сийских менталитетов можно найти в романе Ф. М. Достоев­ского «Братья Карамазовы» в образах светлого инока Алеши,


488 Раздел VIII. Новые направления исследований...

страстного Мити, рационалистического Ивана и их брата по отцу — отцеубийцы Смердякова.

Менталитета как умонастроения вообще достаточно рель­ефно и ярко отображаются искусством. Так, православно-рос­сийский менталитет выражается в многовековом творчестве церковной архитектуры, иконописи, духовной музыки, живо­писи и литературы, активно продолжавшихся до 1917 г., а так­же в эмигрантском искусстве (от Церкви Покрова на Нерли до Храма Христа Спасителя, от Андрея Рублева до Михаила Нестерова, от церковных стихир и распевов XII в. до «Литур- э гни» П. И. Чайковского и «Всенощной» С. В. Рахманинова, от духовных стихотворений М. Ломоносова и Г. Державина до поэзии Н. Клюева и «Лета Господня» И. Шмелева). Ныне на­блюдается возрождение этих традиций, вплоть до создания сообществ православных писателей, живописцев, музыкантов, кинематографистов.

Коллективистско-социалистический менталитет в наше вре­мя продолжается в искусстве скорее воспроизведением преж­них работ, прежде всего кинематографических и музыкальных. Но имена таких выдающихся представителей социалистиче­ского искусства, как В. Маяковский и М. Шолохов, К. Петров-Водкин и А. Дейнека, Д. Шостакович и И. Дунаевский, М. Ромм и Г. Александров, вполне репрезентативны для этого типа мен-тальности.

Индивидуалистско-капиталистический менталитет широко пропагандируется по телевидению и радио, в книгах и журна­лах, в кинорепертуаре. (80—90 % демонстрирующихся в 1990-х гг. в стране фильмов являются иностранными, в большинстве американскими)1, в концертной и выставочной деятельности. Даже.в Русском музее выставки западных живописцев и скуль­пторов уже конкурируют с выставками отечественных худож­ников. Среди самобытных русскоязычных представителей дан­ной ментальности можно назвать В. Набокова, И. Бродского, Э. Неизвестного, М. Шемякина, М. Барышникова.

Криминально-мафиозный менталитет также имеет свою долю в художественном выражении: развивающаяся сейчас мода на уголовные и блатные песни (М. Шуфутинский, А. Но-

' Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. — СПб, 1995. — С. 116-120.


В. Е. Семенов. Типология российских менталитетов_______ 489

виков, группа «Лесоповал»), героизация и мифологизация уго­ловного мира и мафии в беллетристике и кинематографе.

Поразительно, что чуткая психика художника способна во­брать в себя и выразить все основные менталитеты, причем глубоко личностно и органично. Например, Сергей Есенин был своеобразным носителем, а его душа — полем борьбы и периодического доминирования основных российских умона­строений. Анализ его творчества показывает, что вначале им пра­вило православное мироощущение («захожий богомолец»); пос­ле революции в основном звучат, переплетаясь, темы «крес­тьянского сына» и «большевика»; период имажинизма, связи с Айседорой Дункан и путешествий с ней по Европе и Америке породил сложный комплекс притяжения к Западу и его вызы­вающего неприятия; в конце жизни Есенин — «хулиган» и за­всегдатай «Москвы кабацкой».

Архитектура особенно наглядно отражает особенности мен­талитета той или иной социальной группы, прежде всего пра­вящей элиты в ту или иную эпоху. Причем Петербург удиви­тельным образом как «самый, умышленный город в мире» (Ф. М. Достоевский) даже в своих наименованиях (Санкт-Петербург с вариантами Петербург и Питер, Петроград, Ле­нинград и снова Санкт-Петербург) содержит сущность и сме­ну главных российских менталитетов трех последних столе­тий (сравним хотя бы с неизменностью имени Москвы).

В настоящее время основные российские менталитеты до­статочно четко проступают и в партийно-групповом и личност-но-Лидерском политическом обличье. Коллективистско-соци-алистический тип представлен целым спектром коммунисти­ческих и социалистических партий и движений с их лидерами и видными представителями (от Г. Зюганова до В. Анпилова). Прозападно ориентированный индивидуалистско-капитали-стичеекий менталитет не менее широко выражен различными демократическими и либеральными партиями (от Е. Гайдара до К. Борового). Православно-российский менталитет поли­тически отражается в земском движении (А. Солженицын и др.), в деятельности иерархов Русской православной церкви, молодых священников и православных публицистов. Нако­нец, криминально-мафиозная ментальность уже воплощается в деятельности некоторых депутатов различного уровня и


490___________ Раздел VIII. Новые направления исследований...

представителей отдельных партий, о чем существуют доку­ментальные свидетельства1.

В настоящее время мы не располагаем результатами целе­направленных эмпирических социологических и социально-психологических исследований базовых российских ментали-тетов. Пока проводились только исследования, посвященные российскому (русскому) менталитету вообще2 либо особенно­стям и характеру русского народа3. Анализ полученных дан­ных, несмотря на трудность их сопоставления, показывает, что фактически все авторы обращают внимание на противоречи­вость русского характера, не некоторую иррациональность, свойственную россиянам, на преобладание непрагматической, непрактической направленности, на коллективизм (общин-ность, соборность), стремление скорее к духовно-нравствен­ным, чем каким-то другим ценностям.

Вместе с тем, как свидетельствуют исследования4, в 1990-х гг. происходит явное изменение в ценностных ориентациях рос­сиян, особенно молодежи. Постепенно ценности материаль­ной обеспеченности, денег подымаются все выше (по нашим данным в 1994 г. у петербуржцев материальная обеспечен­ность заняла третье место, как бы заменив здесь ценность чис­той совести), а духовные ценности оказываются все ниже в рейтинговом списке (совесть, познание, искусство, творчество). Влияние тяжелых материальных условий жизни, а также ин­тенсивная пропаганда обогащения и реклама безудержного по­требительства все-таки делают свое дело. Как известно, соци-

1 Константинов А. и др. Коррумпированный Петербург. — СПб., 1997.

2 Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные
представления / Под. ред. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлин-
ского, М. И. Воловиковой. — М., 1996; Кочетков В. В. Сравнительное ис­
следование русского менталитета // Психология и жизнь / Отв. ред. Р. X. Ту-
гушев. — Саратов, 1996.

3 Воронове А. О., Смирнов П. И. Россия и русские: характер народа и судьбы
страны. — СПб., 1992; Сикевич З.В. Русские: «образ» народа (социологи-.
ческий очерк). — СПб, 1996; Почебут Л. Г. Социально-психологические
особенности русского народа // Кто он — россиянин будущего века? /
Науч. ред. В. Е. Семенов. - СПб., 1997.

4 Семенов В. Е. Ценностные ориентации и морально-психологический климат
общества // Вести. СПбГУ. — 1993. — Сер. 6, вып. 2. — С. 43-49; Молодежь в
условиях социально-экономических реформ // Материалы международной
научно-практической конференции. Вып. 2 / Отв. ред. В. Т. Лесовский. —
СПб., 1995.


.•
В. Е. Семенов. Типология российскихменталитетов________ 491

ально-психологическое оживление первых перестроечных лет с конца 1980-х гг. сменилось ухудшением экономических, де­мографических, криминальных, социопсихологических и про­чих показателей в России. Прежде всего это, несомненно, свя­зано с духовно-ценностным кризисом в стране1.

Воистину страна, государство без определенных духовных приоритетов, без четких целей, идеалов, без ценностно-нрав­ственной системы, короче, без идеологии — это абсурд. «Ко­нец идеологии» — это конец общественного развития, энтро­пия потребительско-гедонистического социума. С религиоз­ной, философской, научно-системной точек зрения страна — государство — общество — это целеустремленная ценностная система, впрочем, как и любой нормальный зрелый человек — гражданин — личность. Поэтому государство без идеологии — это нонсенс, подобный безумному человеку «без царя в голове». Другое дело, насколько огосударствлена, официализирована, нормативна эта идеология. Здесь может быть весьма широкий спектр — от долженствования до желательности при несом­ненной свободе выбора.

Большое значение имеет для российской идеологии тради­ционная диалектика споров славянофилов (позднее — почвен­ников, евразийцев) и западников, идеалистов и материали­стов. По нашему мнению, идеи сборника «Вехи» (1909) имеют ключевое значение для российской идеологии XX в. Духовно-ориентированные авторы «Вех» оказались мудрее, чем их оп­поненты из материалистическо-атеистического революцион­ного лагеря, что и подтвердили последующие события.

Как это ни парадоксально, но данные репрезентативных (для страны или регионов) социологических исследований свидетельствуют, что одновременно со снижением духовно-культурных ценностей у россиян повышается тяготение к ре­лигии, прежде всего к православному христианству (около 60% населения страны по данным ВЦИОМ, 1994). Исследо­вания, проведенные под нашим руководством, показали, что число считающих себя верующими в Петербурге растет весьма

1 Семенов В. Е. Духовно-нравственные ценности - главный фактор возрож­дения России // Россия сегодня: новые горизонты сознания / Отв. ред. В. Н. Келасьев. - СПб., 1994. - С. 28-41.


492 Раздел VIII. Новые направления исследований...

Таблица 8.1 Петербуржцы, считающие себя верующими (%)


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь