Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Объекты науки быстрых открытий



Социальный конструктивизм в социологии науки обычно ассоции­руется с антиреалистской позицией относительно предметов, или сущ­ностей, науки (entities of science). Давайте посмотрим, до какой степени это оправданно. Деятельность в области естественных наук (естествоз­нания), а может быть, даже и само это название существовали в интел­лектуальных сетях многих частей мира с древних времен. На протяже­нии большей части истории <...> эти сети подчинялись закону малых чисел, разделяясь на противостоящие позиции в рамках астрономии, ме­дицинской физиологии и даже математики. Для сетей, в которых осмыс­лялись предметы науки, они составляли множественные и конкурирую­щие реальности. В поколениях европейских ученых между 1500 и 1700 гг. некая ветвь интеллектуальных сетей претерпела такую реорганизацию, что характер науки изменился: она стала наукой быстрых открытий, которая, в конечном счете, достигла высокого уровня согласия. В данной сети внимание сместилось к цепи открытий, продвигающих науку вперед. Споры стали более скоротечными, редко выходящими за пределы одного поколения. Разделение между противостоящими позициями, соответству­ющее закону малых чисел, было сведено к временным разногласиям на исследовательском фронте, которые постоянно оказывались позади по мере смещения внимания к переднему краю открытий.

То, что здесь описано, - это уровень социальной реальности данных сетей ученых-естествоиспытателей. Сеть относится к предметам науки лишь постольку, поскольку они являются теми содержаниями, которые утверждаются, принимаются, оспариваются и транслируются благодаря поддержке сети. Сеть ученых в период революции быстрых открытий была по большей части ветвью существовавшей издавна философской сети. Постепенно отделяясь от философов, естественнонаучная сеть ста­новилась в своей собственной области двойной сетью: с одной стороны, сетью интеллектуалов - цепочками учителей и учеников; с другой сторо­ны — цепочками исследовательского оборудования, которое модифициро­валось с каждым новым поколением.

Носителями генеалогий исследовательской технологии являются сети людей, именно люди из линз делают телескопы и микроскопы, а потом оптическое и спектрографическое лабораторное оборудование. Оба этих типа сетей как бы паразитируют друг на друге. Быстрое развитие иссле­довательского оборудования от одной модификации к другой - вот ключ к тому способу быстрых открытий, которому так доверяют ученые-есте­ственники. Они чувствуют, что открытия возможны при определенной ориентации исследования, поскольку предшествующие поколения иссле­довательского оборудования позволили выявить феномены, доступные для интеллектуальной работы человеческой сети. В самом выгодном положе­нии находится та часть научной сети, у которой есть ближайший доступ к предыдущему поколению оборудования, с помощью которого делались успешные открытия. Такие люди могут усовершенствовать или модифи­цировать данное оборудование, продвигая тем самым прошлый фронт открытий. Это относится и к приросту мелких открытий в рамках успеш­ной парадигмы, что обычно происходит при небольших модификациях или расширении применения существующей технологии, и к масштаб­ным новым фронтам открытий, появляющихся обычно при совмещении разных линий развития оборудования или при изобретении совершенно новой исследовательской технологии (усовершенствование электричес­кой батареи и ее совмещение с оборудованием для химических опытов, а затем с астрономическим оборудованием и т.д.) [4]. Для этого процесса нет видимого предела во времени. Комбинаторные перекрестные смеше­ния генеалогий исследовательского оборудования, по-видимому, будут вести к продолжению генерирования явлений для научных открытий до тех пор, пока будут существовать социальные сети, продвигающие раз­витие этих генеалогий оборудования.

Линии преемственности исследовательского оборудования реальны в том же смысле, в каком реален во времени и пространстве весь мир соразмерных человеку объектов. Это линии преемственности материаль­ных вещей. Иногда дается такая интерпретация: научные эксперименты являются воплощенными теориями, а исследовательское оборудование имеет в первую очередь ментальную реальность. Это существенное пре­увеличение. Генеалогия оборудования реализуется во времени сетью уче­ных-интеллектуалов, которые как бы выращивают и скрещивают между собой элементы своего технологического " урожая", чтобы получить эм­пирические результаты, которые могут быть " привиты" к текущей линии интеллектуальной аргументации. Это вовсе не означает, что ученые все­гда экспериментируют в свете теорий, дающих приемлемые толкования тому, что делается с помощью используемого оборудования. Наладка и модификация оборудования, скрещивание его с другим или изобретение нового оборудования - все это может делаться при самом малом обраще­нии к теоретическим темам, которые затем развертываются из уже полу­ченных результатов и представляют собой ретроспективную теоретичес­кую интерпретацию того, что, собственно, с помощью этого оборудова­ния и делается. Независимо от того, имеют ли интеллектуалы-естествен­ники ясную и защищаемую теоретическую концепцию своего оборудо­вания или нет, они вовлекаются в практическую телесную деятельность всегда, когда это оборудование используют. Сеть ученых-естественников действует в самом банальном материальном пространственно-временном мире, а обсуждаемые ими и передаваемые в качестве содержания своей науки теоретические сущности или предметы укоренены в этом сораз­мерном человеку мире людских тел и исследовательского оборудования.

Чем же тогда является реальность теоретических предметов науки? Будучи невидимыми структурами или субстанциями, они подвержены всем философским неприятностям, которые всегда возникают, когда кто-то пытается сделать шаг за пределы вещей (in medias res) в царство совершенной точности и непрерывной субстанциональности. Тем не менее, это не де­лает данные предметы непременно иллюзорными или нереальными. Те­оретические конструкты могут обладать твердыми, упрямыми качества­ми, как и части мира банальной действительности, поскольку они соеди­нены с ней, по крайней мере, двумя путями. Во-первых, они являются реальным центром внимания и с течением времени становятся центром согласия в реальных сетях ученых. Это социальный консенсус вполне определенного типа, он ориентирован на линии открытий относительно упрямой реальности, поскольку, во-вторых, научные предметы также ос­нованы на материальных генеалогиях исследовательского оборудования. Хотя научные предметы имеют свою интеллектуальную сторону, у них также есть и неинтеллектуальная сторона - те явления, что возникают из поведения самого этого оборудования.

Оба эти соединения с банальной реальностью соразмерного челове­ку материального опыта простираются во времени, для обоих можно указать поколения предшественников, и оба они несут в себе прошлый опыт предыдущих поколений, а кроме того в них обоих предполагаются исследовательские практики, которые в будущем вновь будут работать. Это особенно существенно для генеалогии оборудования, ибо исследо­вательские технологии подвергались как раз таким манипуляциям и из­менениям, чтобы они давали воспроизводимые результаты. Устойчивость научных предметов в интеллектуальном плане являет собой эквивалент той стабильности, которая создана практикой работы с применением ис­следовательского оборудования. Эту устойчивость можно рассматривать как стабильность во взаимодействии между телами экспериментаторов и оборудованием. Совершенство оборудования и стабилизация теоретичес­кого предмета или сущности (скажем, электрона) зиждятся на таком спо­собе изменения генеалогии оборудования, что обращаться с оборудова­нием становится все легче и легче Особенно высокий уровень устой­чивости достигается тогда, когда стандартизованное оборудование или какой-либо его " отпрыск" выходят из лаборатории: электрические цепи становятся той проводкой, которая используется миллионами людей в повседневной жизни, детекторы электромагнитных волн становятся ра­диоприемниками. Когда это происходит, социальная сеть, осваиваю­щая данный теоретический предмет, придает ему на вид безупречную реальность. Специализированная интеллектуальная сеть, склонная к созданию эзотерики вне повседневного мира, уже перестает здесь оказывать влияние: электричество становится так тесно связанным с само собою разумеющимися реальностями человеческих тел и окру­жающих их соразмерных вещей, что кажется уже продолжением по­вседневной реальности.

И действительно, в некотором смысле так оно и есть. Хотя мы редко осознаем этот факт, но электрические выключатели, детекторы радиоволн и прочие приборы являются современным этапом долгого пути предшествующего развития той техники, начало которого отно­сится к генеалогиям лабораторного оборудования. Именно эта длин­ная цепь, простирающаяся как назад, так и вперед во времени, делает некоторые научные сущности столь устойчивыми, - они так тесно и многообразно связаны с повседневной действительностью, что уже трудноотделимы от нее.

Эта устойчивая реальность, обретенная некоторыми предметами науки, в большей мере происходит из их материальной укорененности в оборудовании, чем из теоретической концептуализации. Электричество стало широко распространенной практической реальностью примерно с 1850 г. [5], притом, что в центре исследовательской сети теоретическая интерпретация электричества менялась несколько раз. Таким же образом от поколения к поколению менялись концепции Нового времени и совре­менности об элементарных составляющих химии и физики: от атомов перешли к электронным орбитам, от них - к последующим новым и но­вым упорядочиваниям семейств субатомных частиц и античастиц, наконец - к струнам. Изучение стандартных учебников, написанных с ин­тервалом в 30 лет, дает модель продолжающейся эволюции, и нет ни­какого разумного основания предполагать, что сегодняшние сущнос­ти будут когда-то в будущем приняты как нечто большее, чем грубые приближения [6]. Эта историческая текучесть концептуальных пост­роений науки является как раз тем, что мы и должны ожидать от кон­курентных интеллектуальных сетей. Устойчивость и упрямая реаль­ность " электричества", " бактериальной инфекции" и других знакомых теперь сущностей гарантируются их укорененностью в генеалогиях материальной практики, получившей распространение среди неинтел­лектуалов. Высшая реальность, приписываемая концепциям науки быстрых открытий, происходит из того способа, которым двойствен­ные, паразитирующие друг на друге сети этого сообщества, генеало­гии [лабораторного] оборудования и люди-интеллектуалы, породили третью ветвь - такие генеалогии оборудования, которые обосновались вне идейного состязания интеллектуалов, беспрестанно сдвигающих фронт своего поиска. Значение имеет уже не то, как в данный момент на этой эзотерической интеллектуальной границе толкуется " электри­чество", - это некритично используемое слово служит маркером для устойчивой и упрямой реальности повседневной жизни, [в которой электричество широко, постоянно и надежно используется].

Социальная конструкция предметов, или сущностей, науки обус­ловливает, по крайней мере, квазиреализм. Хотя не все научные пред­меты как интеллектуальные конструкты имеют такие же притязания на то, чтобы считаться реальными, некоторые из них настолько тесно переплетены с соразмерной человеку обыденной реальностью, что между ними трудно провести границу. При том, что эпистемологичес­кое оправдание таких научных предметов более сложно, чем утверж­дение неопровержимых реальностей непосредственного социального опыта, реальности двух этих типов, по крайней мере, находятся меж­ду собой в близком родстве.

Как возможно то, что математика столь часто оказывается при­менимой к естественному, нечеловеческому, несимволическому миру? Почему она стала настолько полезной в естествознании? Это будет уже не столь таинственным, как только мы осознаем всю силу того факта, что математика зарождается в социальных сетях, являющихся частью природного мира. Отличительная черта сети практикующих матема­тику состоит в том, что они сосредоточивают свое внимание на чис­тых бессодержательных формах человеческих коммуникативных операций - на жестах обозначения единиц как эквивалентных и состав­ления их них ряда, на операциях более высокого порядка, с помощью которых рефлексивно изучаются сочетания этих операций. Первичные операции - счет, измерение - берут свое начало в жестах, направлен­ных на обычные, соразмерные человеку телесные объекты и процес­сы деятельности в пространственно-временной реальности. Подобная деятельность имеет такое же качество реальности, как и что-либо иное на уровне этого банального обыденного мира. Абстрактная математи­ка, рефлексивно возникающая на основе таких операций, остается частью природного мира. Фактически это эмпирическое исследование некоторого аспекта данного природного мира, той его части, которая состоит в коммуникативной деятельности математиков по созданию новых форм оперирования своими же предыдущими операциями. Математика возникает in medias res (среди вещей), и в ней утверждается гладкая не­прерывность от одного уровня ее собственной абстрактности к друго­му. Нет жесткой границы между объектами математики и миром есте­ствознания. Применимость в науке математических процедур не долж­на восприниматься как нечто удивительное.

Высокий уровень согласия относительно объектов естествознания появляется только в сетях быстрых открытий; они же, в свою очередь, составлены из паразитирующих друг на друге генеалогий исследователь­ского оборудования и аргументативной сети интеллектуалов-естествен­ников. Математизированная наука быстрых открытий добавляет сюда третью сеть - преемственную линию манипулирования формальными символами, представляющими собой классы коммуникативных операций. Математика не дарует нам какой-то магический глаз, с помощью которо­го мы видим объекты, трансцендентно существующие за пределами фе­номенальной поверхности опыта, - невидимые сущности научных тео­рий. Математика соединена с другими двумя сетями в том же самом фе­номенальном мире опыта.

С одной стороны, измерения, проводимые с помощью исследователь­ского оборудования, превращаются в математические реальности, посколь­ку люди используют последние в качестве маркеров - в том же смысле, что элементарная математическая операция счета есть социальная про­цедура указания жестом на единицы опыта (тем самым установленные в качестве эквивалентных друг другу). Как сказал бы Сёрль [Searle, 1992], в исследовательском оборудовании нет гомункулуса. Именно люди-мате­матики - вот кто использует это оборудование как средство расширения их собственной способности делать жесты. Это жесты, одновременно обращенные и к нечеловеческому миру, и к социальному сообществу, которое выстроило некий репертуар надежных методов превращения одного набора символических жестов в иной.

С другой стороны, генеалогия математических техник соединена с сетью интеллектуалов-естественников, в которой создаются осмысленные предметы и аргументы, составляющие знакомое людям содержание ес­тествознания. Генеалогии оборудования производят явления в мире опы­та, а интеллектуалы-естественники превращают эти явления в интерпре­тации, полезные для ведения аргументации и привлечения сети к иссле­дованию дальнейших тем. " Невидимый" мир сущностей науки порожда­ется интеллектуалами, а не непосредственно оборудованием. Математи­ческая техника становится значимой для ученых-естественников, посколь­ку позволяет им придавать особенно устойчивый характер, по крайней мере, части их аргументации. Но данная часть аргументации является именно той устойчивой и упрямой реальностью определенных сетей реф­лексивных коммуникативных операций, которая и стала ранее для мате­матиков предметом их исследовательской деятельности. Кристаллически-жесткая социальная реальность математиков образует как бы хребет аргументации научных коалиций, которую они ведут в своих социальных переговорах.

Математика - это мост: ее общность с сетью естествознания состо­ит в том, что она также имеет характер социального бытия, ее общность с генеалогиями оборудования - в том, что она также является преемствен­ной линией развития техник. Поскольку линия математической техники -- это линия преемственности открытий, касающихся процессов простран­ственно-временной реальности (т.е. математических операций), постоль­ку она прекрасно совмещается с порождаемыми при помощи оборудова­ния феноменами, являющимися такими многомерными процессами, фор­мы которых не могут быть интерпретированы на низких уровнях абст­ракции и рефлексии, характерных для обычной грамматики типа " суще­ствительное - прилагательное - глагол" или для обыкновенной арифме­тики. (Вот почему изучение высшей алгебры - кватернионов, векторов, матриц - было столь плодотворным для развития современной физики.) Здесь мы вновь обнаруживаем социальную реальность математики, ко­торая соединяется без каких-либо видимых швов с нечеловеческой при­родной действительностью феноменов, порождаемых с помощью обору­дования.

Главной социальной сетью в науке остается сеть людей-интеллекту­алов. Наука, если быть последовательными, имеет своим конечным результатом слова и образы. Чисто математический замысел, такой как, например, теория струн, не обретает полную, социально принятую " ре­альность", пока не появится словесная интерпретация его основных мо­ментов, переводящая их в знакомые, обозначаемые существительными " предметы", или " сущности", в обыденном языке считающиеся высшей реальностью. Однако здесь мы должны отметить, что математика также укоренена в словах [7]. Это напоминание о том, что " математика" являет­ся двумя сетями в одной сети — генеалогией техник и человеческой се­тью, причем последняя, с одной стороны, умеет работать с данными тех­никами, а с другой стороны, вовлечена в обычный интеллектуальный контекст постановки аргументов и контраргументов. Вербальный дис­курс - это наиболее надежный каркас, основное вместилище интеллек­туальной жизни. Если математика действительно является важным мос­том между человеческими и нечеловеческими сетями, составляющими науку, то это происходит потому, что сами математики суть гибриды, имеющие все человеческие черты, начиная от словесного дискурса и кон­чая своими собственными специальными формами освобожденной от содержания рефлексивности.

Математика одновременно эмпирична и концептуальна. Она охва­тывает опытные наблюдения во времени и пространстве, причем данный опыт всегда конкретен и ситуационно локализован. При этом математика имеет дело с универсальным и общим, с теми моделями, которые дей­ствительно неопровержимым образом обнаруживаются среди универсаль­ных понятий, поскольку темой математики является чистая общность человеческих коммуникативных операций. Таковы действия, устанавли­вающие эквивалентность между вещами и надстраивающие их друг над другом. Данная тема универсальна, поскольку включает операции пола­гания вещей как универсалий. Одновременно эта тема является эмпири­ческой, возникающей в опыте и применяемой к опыту, поскольку делать математику - значит совершать деятельность во времени и в некоторой социальной сети. Универсальные черты математики обнаруживаются эмпирически через труд математиков, изучающих различные системы операций. Тема математики - это система коммуникативных соглашений (конвенций) между математиками. То, что они открывают в данной сфе­ре, является объективной, упрямой реальностью. Если мы говорим, что она социально конструируется, то это эмпирическое изучение устой­чивых и упрямых качеств социальной конструкции. Математическая реальность столь реальна именно потому, что она целиком социально сконструирована. <...>

Примечания

<...> 1. Яне обсуждаю здесь вопрос, всегда ли может быть выполнен такой пе­ревод фактически. Дело лишь в том, что перевод не является чем-то вне дискурса. В социальном опыте перевод - это соединение двух сетей. Аргумент Куайна, состоя­щий в том, что есть множественность различных возможных переводов между языка­ми, возможно, не вполне применим к математическим переводам по причинам, кото­рые далее будут ясны.

2. Если фактически мы не приходим к одной и той же сумме, то предполагаем, что кто-то из нас ошибся - неверно выполнил данную операцию; иными словами, мы оба не следовали данному соглашению, или конвенции, [о самой операции - порядке ведения счета].

3. Сравнительная социология сетей проливает свет на то, как возникает эта кон­цепция математики. В греческих сетях фракция Платона была альянсом между мате­матиками и философами, творчество которых исходило из напряженного противосто­яния с фракциями эмпирицистов, материалистов и скептиков-релятивистов. В после­дующих платонических и неоплатонических религиях были разработаны взаимопод­держивающие аргументы на основе концепции трансцендентного Бога, иерархии уров­ней всеобщности и математического платонизма. Позже это сочетание понятий было воспринято главными течениями христианской, исламской и еврейской философии, а в эпоху секуляризации европейской мысли оно оставалось доступным в качестве тра­диционной философии математики. В Индии и Китае такого рода математический платонизм не возник даже в условиях преобладания идеалистической философии в Индии в послебуддийский период. Причиной этому был факт (обоснованный в главе 10) очень малых пере­сечений математических и философских сетей в Индии и Китае, в противоположность Греции и Западу.

4. Поскольку математика - это также некая генеалогия технических приемов, взлет которой можно считать собственной математической революцией быстрых от­крытий в период между Тартальей и Декартом, развитие математико-экспериментальных парадигм в науке Нового времени стало еще одним типом гибридизации генеа­логий различных техник. Преемственные линии математики разветвлялись и по-раз­ному соединялись между собой, что приводило к появлению богатого экологического мира математических " видов" (в смысле эволюционной биологии - " species" ), кото­рые различными путями скрещивались со сходным же образом скрещенными " вида­ми" из генеалогий исследовательского оборудования.

5. Это произошло потому, что появление телеграфа (1837 г.), а затем электромото­ров, телефонов, электрического освещения и прочего сделало электричество частью обы­денной реальности. Прежде электричество имело более ограниченную лабораторную реальность для исследователей, с тех пор как в 1740-х годах была изобретена лейденская банка и особенно с появления вольтовой электролитической ванны (1799г.), надежно дававшей постоянный ток. В течение промежуточного периода, до того как лабораторное оборудование стало широко распространяться в повседневной жизни, было множество популярных интерпретаций реальности электричества (например, интерпретация Месмера, а также религиозные толкования), лишенных того ощущения нормальной обыденности, которое позже стало относиться к электричеству.

6. Есть некое непрерывное " семейное сходство" между соседними поколениями развития таких понятий, хотя именно то, что составляет данную непрерывность, ока­зывается не раскрытым ни вообще, ни каким-либо специальным образом. Кун утвер­ждал, что даже в крупных концептуальных сдвигах, называемых им парадигмальными революциями, сохранялась математика [Kuhn, 1961]. Как мы видели в предыду­щем разделе, математику следует рассматривать как некую практическую систему приемов для получения открытий относительно формальных интеллектуальных опе­раций. Это опять же означает, что сохраняющееся при смене поколений - это не сами по себе идеи, но непрерывность еще одной генеалогии исследовательского " оборудо­вания". Математическая непрерывность и обоснованность естественно-научных пред­метов (сущностей) - это еще один случай непрерывности практической пространствен­но-временной деятельности. Вновь мы видим некий эпистемологический разрыв меж­ду данной надежной, материально существующей, но скрытой практикой, вербаль­ными конструкциями и соразмерным человеку воображением, включающим овеще­ствленные (реифицированные) существительные и субстанции, приписанные теоре­тическим естественнонаучным предметам.

7. Каждая математическая статья начинается со словесно выраженного загла­вия и углубляется в словесные объяснения, пусть эзотерические, неких проблем до погружения в свою символизацию и соответствующее преобразование формул. В другом отношении успешная математика становится частью словесного дискурса, посредством которого математики обобщают свои прошлые достижения и указывают на будущие темы. Данные, иллюстрирующие этот момент в математических журна­лах, приведены в работе автора " Статистика против слов". [Collins, 1984]. <...>

Литература

Collins R. Statistics versus words // Sociological Theory. - San Francisco: Jossey-Bass, 1984.

Kline M. Mathematical thought from ancient to modem times. - N.Y.: Oxford University Press, 1972.

Kuhn Th. S. The function of measurement in modern physical science // Quantification: A history of the meaning of measurement in the natural and social sciences / Ed. H. Woolf.- Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1961.

Searle J.R. The rediscovery of mind. - Cambridge, Mass.: MIT Press, 1992.

Вопросы для понимания

 

1. Что такое реализм как философское направление? Что такое социологический реализм?

2. Что означает платонизм в понимании природы математики?

3. «Математика имеет социальную реальность в том смысле, что она неизбежно является дискурсом в некотором социальном сообществе». Как признание того, что математика является дискурсом, заставляет усомниться в платонизме?

4. Какие два смысла тезиса «математика социальна» называет Коллинз?

5. Почему математика, по мнению Коллинза, не является ни царством платонистских идеалов, ни царством субстантивных вещей?

6. Почему неверно считать математику состоящей из тавтологий?

7. Как Коллинз объясняет высокую достоверность математики?

8. Покажите, что неверно ассоциировать «социальный конструктивизм в социологии науки» с антиреалистской позицией относительно предметов, или сущ­ностей, науки.

9. «Чем же тогда является реальность теоретических предметов науки? »

10. Что такое «устойчивая реальность» науки? Назовите, на основании каких соображений Коллинз считает электричество устойчивой реальностью?

11. Что такое квазиреализм?

12. Как возможно то, что математика столь часто оказывается при­менимой к естественному, нечеловеческому, несимволическому миру? Почему она стала настолько полезной в естествознании?

13. «Абстрактная математи­ка, рефлексивно возникающая на основе таких операций, остается частью природного мира. Фактически это эмпирическое исследование некоторого аспекта данного природного мира, той его части, которая состоит в коммуникативной деятельности математиков по созданию новых форм оперирования своими же предыдущими операциями». Поясните сказанное.

14. «Применимость в науке математических процедур не долж­на восприниматься как нечто удивительное». Как Коллинз обосновывает эту точку зрения?

15. Как Коллинз объясняет, что «математика одновременно эмпирична и концептуальна»?

 


Н.С.Розов

ПРИРОДА " УПРЯМОЙ РЕАЛЬНОСТИ" В ФИЛОСОФИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И МАТЕМАТИКИ

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ № 2 (10) 2001

 

Крупным событием философской и научной жизни на рубеже XX и XXI вв. явилась книга Рэндалла Коллинза " Социология философий: Гло­бальная теория интеллектуального изменения " [1]. В первую очередь это громадный компендиум главных мировых философских традиций, раз­вивавшихся на протяжении 25 столетий. Детально проанализированы древнегреческая и эллинистическая, древняя и средневековая китайская, древняя и средневековая индийская, средневековая японская, еврейская и арабская философские традиции, европейская традиция периодов сред­невековья, Нового времени, ХГХ в. XX век представлен неопозитивизмом и Венским кружком, немецкой и французской экзистенциальной филосо­фией, англо-американской ветвью. Кроме того, развитие философского мышления показано в контексте смежных интеллектуальных традиций богословия, оккультизма, естествознания, математики и логики, при этом особое внимание уделено структурным факторам внешнего социального контекста.

Главным предметом исследования являются не учения и не философы, но сети личных связей между ними, как вертикальные (учитель — ученик), так и горизонтальные (кружки единомышленников, сопернича­ющие между собой). На основе изучения множества биографических источников Коллинз выстроил несколько десятков " сетевых карт" - схем личных знакомств между философами и учеными для всех рассмотрен­ных им традиций. Этими картами охвачено 2670 мыслителей. Обширность эмпирического материала не подавляет, поскольку он осмыслен в единой стройной теоретической схеме.

Это единство социологической теории, применяемой к разным эпо­хам и культурам, следует подчеркнуть особо, поскольку оно находится в прямом противоречии с до сих пор модным среди отечественных ученых

цивилизационным подходом, подразумевающим уникальность, несравни­мость, смысловую замкнутость каждой крупной культурной традиции (то, что Коллинз называет " партикуляризмом" ).

Основные понятия теории Коллинза представим как баланс общего и особенного. С одной стороны, везде с интеллектуалами происходит " одно и то же": идет кристаллизация групп (фракций), мыслители и их группировки ищут и используют организационные основы, спорят меж­ду собой, что составляет основу интеллектуальных ритуалов с обменом культурным капиталом и эмоциональной энергией, формулируют интел­лектуальные позиции, соперничают между собой за пространство вни­мания, делятся или объединяются, заимствуют и распространяют вовне свои идеи, комментируют классиков, переживают периоды расцвета твор­чества и времена идейного застоя, образуют соответствующие интеллек­туальные сети (те самые связи личных знакомств между мыслителями), • завоевывают долговременные интеллектуальные репутации при условии непрерывности спора во многих поколениях, достигают все более высо­ких уровней абстракции и рефлексии, развивая космологические, мета­физические, эпистемологические и другие последовательности. С дру­гой стороны, везде и во все времена это происходит по-разному. Уникаль­ность отнюдь не игнорируется, но Коллинз показывает, каким именно образом эти неповторимые конфигурации складываются из принципиаль­но общего состава " ингредиентов" интеллектуального творчества.

Обратимся к проблеме реальности объектов познания, которой по­священ эпилог книги, имеющий заглавие " Социологический реализм". Специфика позиции Коллинза состоит в том, что он, с одной стороны, твердо и убедительно отстаивает тезис о социальной природе всякого познания (в том числе математического и естественно-научного), а с дру­гой стороны, из своей версии социального конструктивизма делает не скептические и релятивистские, но вполне реалистские выводы.

Свои рассуждения Коллинз начинает с расширенной, по сути, соци­ологической трактовки cogito. Утверждать " я мыслю" - значит утверж­дать, что существуют время, пространство, язык, понятия с универсаль­ными значениями, сообщество людей, способных понимать такие выска­зывания. Далее, это предполагает существование преемственности идей и аргументации, а также носителей данной преемственности - уходящих в глубь времен сетей из таких людей и сообществ. От этих сетей делает­ся ход к существованию организаций, поддерживающих интеллектуаль­ные сообщества (школы, академии, монастыри, патронаж, университеты и т.д.), и остального социального и физического мира, соразмерного человеку. Результаты такого использования cogito практически совпадают с реализмом здравого смысла, - здесь особенно сложных проблем Коллинз не видит. Трудности возникают при выходе за пределы соразмерного че­ловеку мира - в мир теоретических естественно-научных (атомы, микро­частицы, эфир, поля, струны и т.д.) и математических объектов (числа, геометрические фигуры, алгебраические структуры, множества).

В публикуемом в этом номере журнала фрагменте видно, каким об­разом Коллинз пытается модифицировать свой принцип социологичес­кого cogito применительно к объектам этих двух типов. Он отвергает наи­более привычные позиции — натурализм (окультуренный наивный реа­лизм) для естествознания и платонизм для математики. Оба этих отрица­ния, когда они делаются не с априорно идеалистических, а с реалистских позиций, открывают весьма любопытные эпистемологические и онтоло­гические перспективы. В этом пространстве сам Коллинз намечает соб­ственную доктрину - " социологический реализм". В дальнейших рассуж­дениях попробуем воспользоваться открывшимся концептуальным про­странством, но не привязываться к достаточно узкой позиции самого Кол­линза.

В рамках социологического реализма, предложенного Коллинзом, реальность объектов естествознания обосновывается через реальность соразмерных человеку лабораторного оборудования, соответствующих надежно воспроизводимых феноменов и интеллектуальных сетей (при­чем сети оборудования и сети людей как бы паразитируют друг на дру­ге). Реальность оборудования и работающих на нем людей обосновыва­ется через расширенное понимание cogito (см. выше) и через универсаль­ность принципа in medias res (лат. " среди вещей" ).

Основное несогласие в таком подходе вызывает то, что предмет познания здесь практически сводится к средству познания (сетям оборудо­вания и людей). Примем в качестве предпосылки весьма общую позна­вательную установку - искать субстанциональное в объекте, пользуясь максимально широким спектром подходов и средств его познания, обоб­щая соответствующие (возможно, весьма различные) результаты и отвле­каясь от специфики отдельных средств и подходов. Приложение этой установки к тезису Коллинза дает два любопытных результата. Во-пер­вых, выйти за пределы обозначенных Коллинзом сущностей не удается: невозможно представить себе естествознание без сетей оборудования (связанного, как минимум, в генетическую сеть, или генеалогию, указы­вающую на происхождение одних приборов от других) и без интеллекту­альных сетей (людей, связанных между собой, как минимум, отношением " учитель - ученик" ). Даже чистое собирательство и наблюдение за природой предполагают ту или иную систематизацию, которая является особым символическим " оборудованием". Во-вторых, внесение макси­мального разнообразия (в порядке мыслительного эксперимента) в сети оборудования и сети ученых-естественников оставляет одно существен­ное единство - некие инварианты в целях познания и воспроизводимых феноменах. Действительно, имеет смысл сопоставлять только те научные сообщества и сети, которые заняты изучением примерно одной области (будь то небесные светила, приливы и отливы, падение тел, свойства ве­ществ, устройство растений или поведение животных).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь