Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Бытие 2:4 неотделимо от рассказа о сотворении
Если бы Быт. 2: 4 в целом было надписанием следующего за ним текста, возникал бы вопрос, где же там происхождение неба и земли при сотворении их: в Быт. 2: 4 однозначно говорится обо всей планете Земля, но Быт. 2 относится только к вполне определённому району Ближнего Востока. Прежде же всего, там не повествуется ни об одном творческом действии, слово бара = сотворить не встречается вообще, что в рассказе о сотворении абсурдно! Многие комментаторы по праву отмечают отсутствие в нём всякого указания на сотворение вселенной с солнцем, луной и звёздами. Если же, напротив, рассматривать Быт. 2: 4 в качестве заключения к Быт. 1, никаких проблем не выходит: тут говорится о небе и земле, о восходящем развитии жизни, а также о нескольких творческих действиях! При таких данных вряд ли найдутся комментаторы, относящие весь стих Быт. 2: 4 к последующему тексту. Однако некоторые толкователи разделяют стих Быт. 2: 4 на a и b и присоединяют вторую половину к следующему за ним тексту. Однако содержащиеся в нём указания на время – в то время, когда Господь Бог создал землю и небо – однозначно относится к предшествующим шести дням, в которые Бог как раз это и делал: в начале сотворил (бара) Бог небо и землю, а в последующие шесть дней Он созидал (аса) их, придавая им задуманный вид! По содержанию вторая половина стиха тоже очень плохо подходит к последующему рассказу. Если же это всё-таки сделать, он должен будет начинаться с огромного, крайней сложного и нетипичного для всей Книги Бытие периода длинной в четыре стиха! И кроме того, всем толкователям, которые пошли на такое «решение», приходится ещё и предполагать изменение неогласованного текста, опуская слово и в начале Быт. 2: 5, всё же присутствующее в тексте оригинала. Изменяя звучание слова, они, таким образом, должны делать текст «сговорчивым»: в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, (оригинал: И) всякого полевого кустарника ещё не было на земле... (Быт. 2: 4b-5a, перевод максимально приближен к оригинала, Синодальный перевод здесь некорректен). Косвенно попытка разделения стиха надвое означает, что первая половина стиха надо относить к предшествующему рассказу, то есть, считать её заключением, где рассказ о сотворении назван «родословием»! Бытие 1: 1 – это не надписание, а первое предложение! Быт. 1: 1 нельзя толковать как надписание рассказа о сотворении. Это первое предложение того повествования, которое продолжается в стихе 2 союзом и. «Быт. 1: 1 должно быть самостоятельным высказыванием, поскольку иначе о сотворении земли не сказано совсем. Ведь в ходе шести дней творения сотворение земли не упоминается и не описывается, земля просто есть, уже во втором стихе Библии, а это доказывает, что она была сотворена ранее» (Шумахер, «Большой Взрыв и Бог-Творец» – Schuhmacher, “Urknall und Schö pfergott”, стр. 52). Кроме того, в рассказе о творении есть типичное для того времени заключение (Быт. 2: 4), соответствующее современному заголовку – ещё одно надписание было бы избыточным! Бытие 2: 4 - последнее заключение в серии Весь рассказ Быт. 1: 3-31 подразделяется заключениями, которые в конце каждого отрывка дополнительно констатируют: день один, второй день (Быт. 1: 5, 8, 13, 19, 23, 31). Заключением в Быт. 2: 4, таким образом, тоже оказывается последовательным продолжением этих примечаний! Каждый из шести дней заканчивается по определённому образцу. Этой модели соответствует и весь рассказ о сотворении, что можно продемонстрировать сопоставлением:
Отдельные дни Рассказ о сотворении Бытие 1: 5, 8, 13, 29, 23, 31 Бытие 2: 4
1. Совершение: И был вечер...... совершил... почил...
2. Начало нового события: И было утро (новое начало)... седьмой день... благословил... освятил...
3. Ретроспективное заключение: - день один Вот происхождение... - день второй...... в день...
4. Сообщение о последующих событиях: Следующий день Бытие 2: 5 и далее: Адам в Эдеме
Бросается в глаза то, что ретроспектива следует всегда только после начала нового дня. Значит, предыдущий день заканчивается только того, когда проявились процессы следующего. Поэтому о событиях седьмого дня нам повествует текст после заключения, в данном случае – после рассказа о сотворении. Другие важные смыслы заключения Родословие неба и земли начинается уже «в начале» и продолжается в последующих родословных деревьях, которые образуют основной каркас Библии и переходят даже в Новый Завет: толедот Адама, толедот Ноя... толедот Иисуса Христа. Быт. 2: 4 поясняет, о каком отрезке этого родословия идёт речь, ограничивая время и указывая место событий. Это родословие вселенной, так как небо упоминается до земли и оба эти слова снабжены на иврите артиклем: Вот происхождение (1) неба и (2) земли... (Быт. 2: 4) Но описанный отрезок ограничивается определённым временем и определённым местом, а именно – формированием планеты Земля и её атмосферы после начального сотворения. Поэтому на этот раз сначала упоминается земля, а потом относящееся к Земле (воздушное) небо, и в обоих случаях нет артикля: ... в то время, когда Господь Бог создал (1) землю и (2) небо. Обзор: четыре библейских рассказа о сотворении Иов 38 и 39 В главах 38-41 Книги Иова мы находим ответ Бога на речи Иова. В первом Своём обличении (Иов 38: 2-39: 30) Яхве спрашивает, кто отваживается омрачать Его провидение словами без смысла (38: 2) и после этого вызывает Иова на диспут (38: 3). Затем речь заходит также о проблеме того, может ли Иов претендовать на правильное суждение о делах Божьих. Бог ясно даёт ему понять, что это не так: он предлагает ему множество вопросов, касающихся Его участия в истории Земли, а именно – в области неодушевлённой природы (38: 4-38), а затем в жизни животных (38: 39-39: 30). Вопросы сводятся к тому, понимает ли Иов все эти вещи и процессы и в его ли они власти. Если бы это было так, у него, конечно, было бы право судить о делах Божьих, если же нет – он должен воздержаться от суждений. Вопросы, которые Бог задаёт Иову, выстроены так, что они охватывают почти всё течение земной истории. В ст. 4-7 говорится об образовании Земли, в ст. 8-18 об упомянутой в Быт. 1: 2 древней катастрофе. Потом Бог описывает первое проникновение солнечного света на поверхность Земли (19-21), которое произошло в первый период его творчества (Быт. 1: 3-5). После изображения метеорологических процессов снегопада и града (ст. 22-23) Бог переходит в Своей речи к событиям второго и третьего периодов Быт. 1. Тут Творец показывает Иову, как Он создал (аса) тогда и правильное рассеяние солнечного света облачным покровом, и необходимые для прорастания наземных растений осадки. После этого в ст. 29-30 следует описание повторяющихся холодных периодов, при которых замерзала даже поверхность некоторых морей. В ст. 31-33 Бог рассказывает, как в последующий за этим период (в Быт. 1: 14-19 четвёртый день) стали видны светила. Он описывает изящную группу Плеяд и другие созвездия и упоминает определённые Им неизменные природные законы, по которым происходит их движение. Изображение существенных геологических и метеорологических явлений Бог заканчивает описанием гроз (ст. 34-38). Вот структура Книги Иова 38-39:
A1 Ст. 4-7 Земля в глубочайшей древности (живые существа: сыны Божии). B1 Ст. 8-11 Облачная мгла и прорыв вверх подземных вод (опустошение земли). C1 Ст. 12-15 Свет начала дня. B2 Ст. 16-18 Тень смертная и подземная бездна (смерть и гибель на земле). Ст. 19-21 Свет проникает к поверхности Земли. D1 Ст. 22-23 Времена холода (снег и град – время смутное). C2 Ст. 24 Разлитие света. D2 Ст. 25-30 Грозовые тучи (дождь для роста растений, потом оледенение). C3 Ст. 31-33 Свет светил. D3 Ст. 34-38 Грозовые тучи (предпосылка для возникновения фауны). A2 Ст. 39-39: 30 Современная земля (живые существа: звери). ПСАЛОМ 103 Как и Иов 38, этот рассказ тоже показывает становление нашей земли, причём подчёркивается, с какой невообразимой мудростью и проницательностью Бог приготовил всё для определённой цели: Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. (Псалом 103: 24) Однако смысл этого псалма совсем иной, чем в ответе Яхве Иову. Тут мы имеем дело с хвалебным песнопением, к которому мог присоединиться каждый человек, видящий откровение незримого Творца в творении так, как это выразил апостол Павел: Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим. 1: 19-20) Здесь дан краткий обзор содержания этого так называемого псалма о творении. Первые 5 стихов повествуют о безупречном изначальном творении, которое оживотворяется полностью обилием силы Бога. В шестом стихе отражена та древняя катастрофа, которая постигла землю, и которая, как мы уже видели, упоминается также в Иов 38: 8-18 и в Быт. 1: 2. В последующих стихах Псалма 103 рассказывается о том, как Бог снова созидал (аса) опустошённую землю, делая её местом обитания животных и людей, при этом упоминаются только самые важные процессы. Прежде всего, в стихах 7-9 повествуется о важном исходном событии – поднятии континентов из вод всемирного океана. Начиная со ст. 10 псалмопевец рассматривает восстановление опустошённой земли с точки зрения её нынешнего облика, причём дела творения и созидания упоминаются точно в порядке их совершения. В тексте ст. 10-18 изображено формирование суши с её источниками, долинами и горами (ст. 10-13, 18) а также создание наземных растений (ст. 16-17), то есть, описывает именно то, что возникло в течение третьего периода. Как в Книге Иова 38 показаны все предпосылки, которые требовались в третий день для образования сильного грозового дождя (Иов 38: 25-26), и значение этих осадков для произрастания первых наземных растений (ст. 27), так в Псалме 103 далее указывается, какие далеко идущие следствия покорение суши растениями в третий день должно было иметь для возникновения животных (ст. 11-12, 17) и людей (ст. 14-15). Точно так же в последующих ст. 19-24 описывается воздействие на землю и живых существ небесных тел. Этот отрывок соответствует рассказу Быт. 1: 14-19 о создании светил в четвёртый период. Так же строго хронологически в Быт. 1: 20-22 изображается сотворение в пятый период морских животных. Затем совсем кратко упоминается период вулканизма и землетрясения (ст. 32 – сравните ст. 5), и потом псалом завершается указанием на предназначение человека (ст. 33-35). Мы хотим передать здесь также структуру Псалма 103: Псалом 103 A1 Стих 1 Славословие. B1 Стихи 2-5 Сотворение мира и древнейшая эпоха. Небо и земля прославляют Бога. C Стих 6a Суд Яхве: Земная кора покрыта бездной. Тоhу-ва-воhу – опустошение земли. D Стих 6b Воды над горами. E Стихи 7-13 Создание суши. Стихи 14-18 Наземная растительность. F Стихи 19-23 Звёздное небо. G1 Стих 24a " Как многочисленны дела Твои! " F Стих 24b Земля полна произведение Яхве. E1 Стих 25a Море. Стихи 25b-29 Обитатели моря. D2 Стих 30 Обновление почвы. C2 Стихи 31-32 Величие Яхве: земная кора трясётся. B2 Стихи 33-35a Современность: верующие прославляют Бога. A2 Стих 35b Славословие. Притчи 8: 22-36 Тут вневременная, вечно настоящая мудрость Бога сравнивается со становлением мироздания. Самые важные деяния Бога в порядке возникновения сопоставляются с мудростью Яхве: Я родилась, когда ещё не существовали бездны... Когда Он уготовлял небеса, я была там... когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли, тогда я была при Нём художницею (Притчи 8: 24, 27, 29-30). События земной истории возникают в этом библейском тексте в хронологическом порядке, однако премудрость Бога, или Слово Господа, сохраняется во все эпохи, пребывает неизменной (1 Пет. 1: 25). Во введении (ст. 22-23b) содержится свидетельство премудрости Божьей о себе самой. Потом со ст. 23 начинается хронологическое перечисление важнейших фаз земной истории. Сначала упоминается о начале творения в общем, а затем о земле (ст. 23b). В стихах 24-30 содержится описание самых существенных геотектонических событий в течение третьего периода творения. Тут излагаются в основном геологические причины, приведшие к событиям в этот период истории Земли. Так, например, упоминается о существовании источников в океанских бассейнах «вязкотекущей жидкости», а также о значительных (горообразовательных) процессах, а именно о проникновении корней гор в подземные потоки (= конвекционные течения в мантии Земли). Потом сообщается о возникновении наносного (= осадочного) слоя, который, в свою очередь, является предпосылкой для заселения суши растениями. Изображение становления нашей Земли завершается ещё одним свидетельством премудрости Яхве о себе (ст. 30b-31). Как и в Псалме 103, в заключении этого отрывка дано указание на предназначение рода человеческого как на конечную цель истории Земли (ст. 32-36): 1. Премудрость Божия: A Стих 22a: Начало путей Яхве: свидетельствует сама премудрость. B Стих 22b Первое из деяний Бога. C Стих 23 Я (уже тогда) помазана Богом. D Стих 24 Я родилась изначально. D Стих 25 Я родилась изначально. C Стих 27 Я была там (действовала при творении). B Стих 30a Верный и истинный исполнитель дел Яхве. A Стих 30b В вечности я была радостью Божьей. Становление мироздания A Стих 23b Предыстория Земли. B Стих 24a Океаны (тэhомот). C Стих 24b Источники в тэhомот. D Стих 25-26 Земная кора (геотектоника). E Стих 27a Атмосфера (метеорология). D Стих 27b Земная кора (геотектоника). E Стих 28a Атмосфера (метеорология). C Стих 28b Источники в тэhомот. B Стих 29a (Подземное) море. A Стих 29b Слои под земной корой. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы