Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как натурализм заболел шизофренией



Если сопоставить некоторые выводы и наблюдения, которые успели у нас накопиться, получатся весьма интересные результаты, ясно показывающие, почему приверженцы натурализма всерьёз обращаются к мистицизму, стремясь как-то разрешить свои проблемы. Попробуйте тщательно и методично проследить за развитием следующей цепочки идей и посмотрите, куда она вас приведёт:

§? Природа – это закрытая система.

§? Человек – часть природы.

§? Человек разумен.

§? Таким образом, разум являются частью закрытой природной системы.

§? Человеческий разум не свободен, он ограничен рамками природы.

§? Человек неспособен разумом познавать сверхъестественное.

§? Сверхъестественное не является разумным.

§? Природа ничего не говорит о предназначении, смысле или нравственности.

§? Предназначение, смысл и нравственность не являются разумными.

§? Человеку нужны предназначение, смысл и нравственные стандарты.

§? Человек верит в существование предназначения, смысла и нравственности.

§? Эта вера не является разумной.

§? Вера либо неразумна, либо превосходит границы разума.

§? Вера существует отдельно от разумных рассуждений и отличается от них.

§? Вера входит в сферу интуиции, переживаний, эмоций, чувств.

§? Вера является принадлежностью религии.

§? Разум является принадлежностью естественной природы.

§? Религия и естественная природа существуют отдельно и отличаются друг от друга.

§? Религиозная вера и натурализм не противоречат друг другу.

§? Они слишком различны для того, чтобы их сравнивать.

 

Два способа познания

Итак, где же мы с вами оказались? Получается, что мы вынуждены всё время перепрыгивать с одной философской ноги на другую, опираясь то на интеллект, то на интуицию, колеблясь между головой и сердцем, фактами и чувствами, материализмом и нравственностью, наукой и духовностью. Не имея сверхъестественного объяснения всем своим наблюдениям и фактам жизни, приверженцы натурализма вынуждены ввести в своё мироощущение нерациональный «прыжок веры» и по мере надобности постоянно перепрыгивать с одной стороны на другую.
Но тогда перед нами оказывается два способа «познания»: натуралистический и интуитивный (или мистический), объективный и субъективный; взгляд снаружи и взгляд изнутри.

Поиски ответа внутри себя

Пройдя через все описанные процессы, наш приверженец натурализма уже изменил свою философию. Его мировоззрение уже не является чистым натурализмом. Это уже Натурализм-Плюс – натурализм плюс основательная доза мистицизма.
Почему мы вдруг заговорили о мистицизме? Ведь в одной из предыдущих глав мистическими мы назвали силы сатаны! Конечно же, в данном случае мы имеем в виду не присутствие злых духов, а определённый тип мышления и верования. Но точно так же, как мистические силы пытаются заменить собой всё сверхъестественное, мистическое мышление пытается встать на место веры в сверхъестественное. Давайте порассуждаем вместе, и вам всё станет ясно.
Видоизменившаяся философия (она уже не является чистым натурализмом, но и мистицизмом ещё не стала, и поэтому мы назвали её «Натурализмом-Плюс») тоже имеет официальное название. Она известна всему миру как экзистенциализм. С одной стороны (то есть, стоя на одной ноге), экзистенциалист скажет: «Я знаю потому, что...» и выложит основания для своих познаний. Пользуясь логикой, он опирается на свою натуралистическую ногу. С другой стороны (перепрыгнув на другую, мистическую ногу), он скажет: «Я знаю, потому что знаю, потому что знаю». Два типа познания. Два типа мышления.
До сих пор мы пользовались термином «мистицизм» достаточно широко и свободно. Мышление, склоняющееся в сторону мистицизма, приобретает «мистический» характер в той степени, в которой усваивает для себя его характерные черты. Надо помнить, что, по своей сути, экзистенциализм – это шаг по пути к полновесному мистицизму. Чтобы выражаться точнее, давайте пока называть его обычным общим термином «психическое мышление». В свою очередь, психическое подразделяется на две категории: интуитивное и мистическое. Разницу между ними мы рассмотрим в следующей главе.
Экзистенциализм – это способ мышления, в котором ценность и смысл жизни определяются интуицией человека и его внутренними переживаниями. Однако в нём явно прослеживается одна постоянная тенденция: со временем его интуитивная сторона почему-то всегда преобразуется в мистическую, а не наоборот.
Когда мы делаем этот шаг – переходим к двум способам познания, – человек оказывается поделённым на две части и делит на две части всю вселенную. У нас больше нет двух разных миров, Естественного и Сверхъестественного. Теперь мы имеем одну вселенную, и всё в ней разделено на две сферы. Предметы первой сферы подчинены естественным, природным силам. Во второй сфере тоже есть свои силы, но они носят совершенно иной характер. Эти силы представляют собой некое продолжение человеческого разума и эмоций, они выходят за пределы физических чувств, проникают глубже, чем рассуждения, и действуют, скорее, не на уровне осознания, а на уровне подсознательного, инстинктивно-интуитивного ощущения.
Такое мышление также весьма характерно для мистицизма; правда, в наиболее развитых формах мистицизма его нерациональная часть не является такой размытой и бессодержательной. Одной из самых примечательных особенностей восточных религий и других организованных ветвей мистицизма является убеждённость в том, существует знание, не имеющее ничего общего с человеческим разумом, и человек обретает его отнюдь не из естественных источников.
Если вы пока ещё держитесь за нить наших рассуждений и потихоньку начинаете понимать, как менялось это мировоззрение, вы, наверное, уже заметили одну немаловажную деталь: всё здесь вращается вокруг ЧЕЛОВЕКА. Кем человек себя считает? Обладает ли он разумом, способен ли по-настоящему думать? Как нам придти к общему выводу по поводу нравственных ценностей, более всего уместных для человека? Все проблемы касаются только человека. Натуралистическая философия убеждает его, что в нём нет ничего особенного, что он просто является одним из многих природных компонентов. Однако инстинктивно он ощущает, что является совершенно уникальным и весьма необыкновенным существом. Он выдумывает самые невероятные идеи, чтобы объяснить и оправдать свою «человеческость». Именно поэтому мы можем сказать, что все подобные философии и теории (какую бы форму они ни принимали, к какой бы крайности ни склонялись) являются разновидностями гуманизма. Экзистенциализм – это одна из форм гуманизма. Марксизм, кстати, тоже, да и мистицизм – но об этом мы подробнее поговорим чуть позже.
Итак, где же мы с вами оказались во всей этой исторической одиссее?
Мы увидели, что натурализм не способен спокойно жить с самим собой, потому что никак не может придать подлинную ценность и смысл человеку и его разуму. Человеку необходимо иметь предназначение, значимость, смысл своего существования. Было создано множество разных теорий, но, по правде говоря, ни одна из них не выдерживала критики, потому что не давала достаточного объяснения глубокому человеческому стремлению быть значимым, отыскать верное направление к жизни, – а ведь большинство из нас признаёт, что такие устремления в нас действительно есть. Поэтому натурализм был вынужден всё больше и больше искать нужные ответы в других местах. Со временем попыток дать адекватное объяснение становилось всё меньше, и упор всё больше делался на «чувство», «переживание». Поиски смысла обратились внутрь самого человека.
Как только мы осознаем эту перемену, произошедшую в мышлении нашего общества, нам то и дело начнут попадаться на глаза различные тому примеры. И мы сами почти наверняка обнаружим, что эти перемены повлияли и на наше собственное мышление. Очень трудно отгородиться от такого всеобъемлющего, такого мощного влияния. Мистическая тенденция распространилась в сфере образования, проникла в средства массовой информации, в общественные и социальные службы, в область религии – куда ни глянь! – и её главные убеждения и отношение к жизни доносятся до нас практически отовсюду. Было бы наивно предполагать, что мы с вами лично ни в коей мере не подпали под это влияние.

И мир вдруг стал совсем другим!

Конечно, большая часть общества вообще не заметила, что происходят какие-то перемены; волны общественного мнения просто-напросто захлестнули её и утащили за собой. Нравственные стандарты и ценности всё больше и больше стали основываться на личных, субъективных склонностях, соотносящихся с мыслями и переживаниями того или иного конкретного человека. В результате мы всё больше стали отходить от стандартов, которые раньше признавались незыблемыми объективными истинами, и переходить к таким меркам, которые базируются на субъективных наклонностях каждого отдельного человека и зависят от конкретных повседневных обстоятельств.
Явственнее всего я увидел влияние этих перемен в общественном мышлении (особенно в том, как сейчас делается выбор между тем, что хорошо, а что плохо), когда как-то раз мне пришлось уговаривать одну женщину сделать что-то такое, что обычно считается верным, правильным и хорошим. «Но я не хочу этого делать! – возразила она. – Это мне не подходит, и потому не может быть правильным! » Иными словами, она сказала вот что: каждый человек сам решает, что хорошо, а что плохо. Для меня «хорошо» то, что соответствует моим личным ощущениям и желаниям. Потому было бы «безнравственно» позволить кому-то уговорить себя делать то, чего я не хочу или не люблю!
Я называю это экзистенциализмом. Возможно, философы станут со мной спорить и скажут, что это слишком широкое и свободное употребление данного термина. Однако нельзя отрицать, что перед нами – одна из разновидностей гуманизма, причём подразумевающая два способа «познания», объективный и субъективный.
Ясно одно: в мире наблюдается огромное движение, убеждающее людей, что ценность и значимость жизни каждого отдельного человека должна находиться внутри него самого. Может быть, вы тоже стали экзистенциалистом, сами того не зная?


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  2. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  3. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  4. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  5. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ
  6. III КАК РАСТУТ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
  7. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  8. IV. Как узнать волю Господню.
  9. IX. Толерантность как нравственная основа социокультурной деятельности библиотекаря
  10. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.
  11. А как мы можем узнать, кем человек является на самом деле?
  12. А как-же мода середины 80-х годов? Какой она была?


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь