Возвращаясь к естественной природе
Давайте вспомним, что мистицизму свойственно соединять эти две вселенные в одну. Мыслители-мистики считают, что духовные существа и явления (как хорошие, так и плохие) полностью пронизывают повседневную жизнь и поэтому являются самым главным ключом к толкованию каждого значительного события. В каждом конкретном случае ответственность за происходящее непременно возлагается на незримые сверхсилы или неких сверхличностей, которые постоянно находятся вокруг нас.
Одним из главных факторов в процессе восстановления подлинно библейского мировоззрения было как раз новое осознание того, что между сверхъестественными сферами, естественной системой, личностями и силами существует чёткое различие, а мистические силы объясняют сравнительно немного. Снова было признано, что нормальным местом существования и жизни человека является естественная вселенная, действующая упорядоченным и предсказуемым образом именно потому, что таковой создал её Бог. Благодаря возвращению к библейскому мировоззрению людям удалось разделить сумбурную мистическую вселенную на два отдельных мира: естественный и сверхъестественный.
Снова за работу
Мыслители-первопроходцы нынешней эры заново открыли ещё один важный факт. Оказывается, Бог поручил Человеку определённое дело. Людям полагалось влиять на ход событий и вносить изменения в свой мир. Они должны были научиться понимать естественную вселенную, управлять ею, заботиться о ней и использовать её богатства во славу Бога. В свете такой вновь обретённой перспективы вмешательство в ход происходящих событий стало делом вполне разумным. Естественная вселенная была просто естественной системой, ни больше, ни меньше. Вносить изменения в естественный порядок вещей явно не было ни безнравственностью, ни святотатством, ни ересью, ведь сам Бог поручил человеку это дело, и такое положение вещей могло не понравиться только «незаконным правонарушителям», мистическим силам и духам.
Когда на основе такого мышления люди с любопытством начали исследовать и рассматривать природу, пытаясь выведать её секреты, они ничуть не сомневались, что вся система окажется упорядоченной, последовательной и, в общем и целом, доступной человеческому пониманию. В конце концов, её же создал Бог, а Он – Бог порядка! Да и самих людей Он создал разумными существами, способными вносить изменения в существующее положение вещей.
«А посему, – сказали они, – давайте попробуем разобрать всё, что есть на земле, чтобы посмотреть, как оно устроено! » Таким образом, возрождение библейского мировоззрения и мышления, в каком-то смысле, открыло дверь нынешнему веку науки и техники.
Не упуская из виду Бога
Не нужно думать, что, заново открыв для себя природу и её естественный характер, человек и думать забыл про Бога. Наоборот, все эти открытия и перемены произошли именно благодаря вере в Него. Естественная вселенная оставалась открытой для Божьего вмешательства, и Он мог действовать в ней, как и когда Ему заблагорассудится.
Немного позже мы поговорим о том, есть ли у Бога чёткий и конкретный план для жизни каждого из нас, а также о том, в какой степени человек имеет право ставить перед собой цели и стремиться повлиять на будущие события. На данный момент мы пытаемся сказать лишь следующее: хотя люди, поставившие современный мир на нынешнюю стезю его развития, были христианами (более того, благодаря этому! ), они увидели, что основное окружение, в котором совершается обычная жизнедеятельность человека, носит чисто естественный характер. Глядя на то или иное событие или явление, они прежде всего предполагали, что ему способствуют естественные причины, и каждое новое открытие подтверждало правомочность этого предположения. Оказывается, естественная природа действительно является естественной!
Чтобы подвести итог всему сказанному, давайте посмотрим на два основных результата возвращения человека к библейскому мировоззрению:
§ вера в естественное и обычное функционирование природы как системы;
§ обязанность человека добросовестно трудиться над тем, чтобы управлять природой и пользоваться ей во славу Бога.
И куда бы ни отправлялись христиане, верующие в библейское откровение, они повсюду несли с собой эти два исходных положения, часто даже не подозревая, что имеют дело с людьми, которые мыслят совсем иначе и обладают совсем иными убеждениями, ценностями и мироощущением.
Понятно, что эти два исходных положения – и, конечно же, строящееся на них мировоззрение – сильнее всего проявились в странах протестантской Реформации. Вот небольшое умственное упражнение, чтобы продемонстрировать истинность этого утверждения: попробуйте мысленно составить список стран, располагая их по порядку от самых высокоразвитых до менее развитых, сравнивая общий уровень жизни, отношение к правам человека, уровень образования и здравоохранения. А потом вспомните, какое религиозное влияние превалировало в каждой из этих стран. Теперь вы понимаете, что я имею в виду?
Ещё нам необходимо признать, что хотя современная наука, образование, технология и другие области знаний не слишком-то поддерживают христианскую веру, на самом деле они являются непосредственными плодами библейского мировоззрения. И сейчас, продолжая своё путешествие по истории, мы увидим, как началось это нынешнее противостояние.
«Они не заботи лись иметь Бога в разуме...»
Натурализм как мировоззрение – это, в сущности, вера в то, что кроме природы в мире ничего нет. Отдельной сферы сверхъестественного не существует. Никаких незримых мистических сил тоже нет. Для настоящего приверженца натурализма всё существующее сводится к массе, движущейся во времени и пространстве. Когда-то таких убеждённых натуралистов было довольно много.
Натурализм поднимает голову
Откуда взялся натурализм? Он кажется исключительно современным нововведением. Иногда складывается такое впечатление, что натурализм явился неким случайным побочным продуктом, незаметно настигшим науку и философию, когда они слишком уж погрузились в изучение естественных процессов природы. Когда всё существующее оказалось чётко разграниченным на две отдельные сферы (естественная вселенная и сверхъестественная вселенная), в мышлении людей произошла некая цепная реакция: одна идея привела к другой, та – к следующей, и так далее.
Первый шаг заключался в том, что природа стала рассматриваться как отдельная система, которая способна – хотя бы временно – существовать самостоятельно, опираясь лишь на собственные ресурсы, и, по всей видимости, функционирует по законам механического характера.
Второй шаг: было признано, что человек является, несомненно, естественным существом, которое живёт и действует исключительно в естественном мире. Он не может видеть, чувствовать, осязать, обонять или пробовать на вкус область сверхъестественного. Человек не способен управлять сферой сверхъестественного, ему подвластна лишь естественная вселенная. Только здесь он может что-то менять. Соответственно, собственные исследования человека не способны обнаружить и открыть ничего, кроме особенностей окружающей его естественной вселенной.
Третий шаг был сделан, когда человек осознал, насколько упорядоченной является природная система. Оказывается, догадки о естественных причинно-следственных связях всегда были верными, и на них можно положиться в самых разных практических отношениях. Свидетельством тому является развитие всё более сложных и тонких технологий. Чем больше мы знаем, тем точнее можем предсказать последствия тех или иных явлений, а подчас даже управлять ими.
Для наглядности представим себе, что какой-то человек задаёт себе тысячу вопросов о том, почему конкретные события и явления происходят в мире так, а не иначе. Представим себе, что в девятистах девяноста случаях объяснение носит чисто естественный характер и интересующие его явления порождаются действием обыкновенных природных процессов. Как вы думаете, какой вывод сделает этот человек касательно оставшихся десяти явлений? Почти наверняка он предположит, что стоит ему собрать достаточное количество информации и знаний, и эти десять непонятных пока явлений тоже можно будет объяснить разумным, естественным образом.
Четвёртый шаг выражал стремление накопить как можно больше сведений и знаний о природе и разработать более совершенные инструменты и приборы для наблюдения за окружающей средой и управления ею. Чем больше человек узнавал, тем больше ему предстояло ещё узнать. Стоило учёным отыскать ответ на один вопрос, как перед ними сразу же возникали десятки новых загадок. Так много всего надо было ещё открыть и понять!
Пятый шаг разделил растущую гору информации по узкоспециализированным областям. Чтобы изучать систему, необходимо изучать её систематически. Оказалось, что принципы, действующие в одной из природных сфер, совсем не обязательно останутся полностью верными и во всех остальных сферах. Например, принципы существования живых организмов не являются точным повторением принципов действия неживых предметов. По вполне понятным причинам учёные начали выделять себе для изучения одну, отдельную область природы, поскольку ни один человек не способен знать всё обо всём. Говорят, что специалист – это человек, который знаёт всё больше и больше о всё меньшей и меньшей части бытия. Таким образом, одни учёные стали ботаниками, другие зоологами, другие – астрономами, химиками, геологами или метеорологами, а некоторые – физиками или психологами.
Однако в узкой специализации кроется своя проблема. Появляется сильное искушение закопаться в мелких деталях и забыть о своих корнях. В этом случае из-за увлечения тонкостями отдельных научных дисциплин и их многочисленных ответвлений учёные выпустили из виду общую перспективу. Они больше не изучали природу в свете её сверхъестественного происхождения. Теперь они изучали природу ради самой природы.
Шестой шаг был сделан, когда человек начал облекать свои действия в слова и понятия. Сначала появился деизм, утверждающий, что Бог существует – хотя бы теоретически – но никогда не вмешивается в ход естественных и человеческих процессов. Существование сверхъестественного надо было признать хотя бы ради того, чтобы объяснить происхождение мира. Но теперь дверь между двумя мирами захлопнулась навсегда. Человек живёт в замкнутой, закрытой системе, внутри которой всё без исключения можно объяснить на основании естественных принципов.
Деизм оказался лишь мимолётным увлечением, неким переходным этапом по дороге к полновесному натурализму. Человек перестал ощущать свою потребность в Боге и, честно признаться, вообще не хотел принимать Бога в расчёт. Человек, подобно сатане, тоже захотел жить по-своему, автономно, так, чтобы вся жизнь вращалась только вокруг него самого. Поэтому от деизма он быстро перешёл к самому настоящему натурализму. Природа, провозгласил он, – это сумма всего существующего.
Популярное: