Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О перцепции духов и ангелов, и о сферах в другой жизни
1383. Среди удивительных вещей в другой жизни можно назвать перцепцию, которая бывает двух видов. Первый вид, к которому относится ангельская перцепция, состоит в постижении того, что есть истина и добро, и что исходит от Господа, а что от самих людей; а также в постижении источника и качества их мыслей, слов и действий, когда они исходят от них самих. Второй вид является общим для всех, у ангелов он достигает высшего совершенства, у духов соответствует их качествам, и состоит в познании качества другого при его первом приближении. 1384. В отношении первого вида перцепции, которая является ангельской и состоит в постижении того, что есть истина и добро, и что исходит от Господа, а что от самих людей, а также в постижении источника и качества их мыслей, когда они исходят от них самих, мне было позволено беседовать с членами Древнейшей Церкви об их перцепции. Они сказали, что от самих себя они не мыслят и не могут мыслить ничего, и что от себя они вообще ничего не желают, но что во всем, что они мыслят и желают, они постигают то, что исходит от Господа, и что исходит из других источников. Они постигают не только то, насколько это исходит от Господа, и насколько от них самих, но также и то, откуда, в действительности, это исходит, когда на вид исходит от них самих. В этом случае они постигают, от каких ангелов это исходит, каково качество этих ангелов, и каковы их мысли, даже до малейшего отличия; таким образом, они постигают, чем является наитие, и неисчислимые другие предметы. Перцепция этого рода существуют в большом разнообразии. У небесных ангелов, которые пребывают в любви к Господу, существует перцепция добра, а от этого – всех аспектов истины; и так как они постигают истину из добра, они не признают никаких разговоров об истине, и еще менее каких-либо рассуждений об этом, но они просто говорят, что это так, или это не так. Тогда как духовные ангелы, которые также имеют перцепцию, хотя и не такую, какую имеют небесные ангелы, расположены говорить об истине и о добре; тем не менее, они постигают их, хотя и с различием, ибо есть неисчислимое многообразие этой перцепции. Такое многообразие непосредственно связано с их восприятием того, происходит ли что-либо по воле Господа, или с Его согласия, или с Его позволения, все это совершенно отлично друг от друга. 1385. Есть духи, относящиеся к области кожи, особенно к её чешуйчатой области, которые желают рассуждать обо всем, но которые не имеют никакой перцепции того, что является добром и истиной. В действительности, чем больше они рассуждают, тем меньше они постигают; они считают рассуждения мудростью, и на этом основании претендуют казаться мудрыми. Им было сказано, что ангельская мудрость заключается в перцепции без рассуждений, является ли предмет добрым и истинным; но они не могли представить, что возможна такая перцепция. Это люди, которые во время своей жизни в теле смешивали истину и добро посредством научных и философских аргументов, и таким образом казались себе гораздо более учеными, чем другие; но поскольку они не имеют никаких основных положений истины, взятых из Слова, то у них меньше здравого смысла, чем у других. 1386. Пока духи полагают, что управляют сами собой, что они мыслят от себя, и что от себя имеют знание, разумение и мудрость, они не могут иметь перцепцию, но считают это вымыслом. 1387. Я несколько раз беседовал о перцепции с теми в другой жизни, которые, пока жили в мире, считали себя способными видеть и понимать все вещи; сообщая им, что ангелы постигают, что они думают и говорят, желают и делают, от Господа. Все же они не могли представить себе, чем является перцепция, но предположили, что, если всё находилось бы таким образом под наитием, они были бы лишены всякой жизни; поскольку в этом случае они бы ничего не мыслили от себя, или от того, что является их собственным – что, по их мнению, и составляет жизнь – и что в таком случае был бы кто-то другой, который бы думал, а не они сами; так что они были бы просто органами, лишенными жизни. Однако им было сказано, что между наличием перцепции и её отсутствием, различие жизни подобно как между светом и тьмой; и что люди впервые начинают чувствовать жизнь, когда обретают такую перцепцию; ибо тогда они живут от Господа, однако также имеют собь, которая дается им вместе со всяким счастьем и удовольствием. Им также было показано на богатом опыте, чем в действительности является перцепция, и тогда они признали возможность её существования; но спустя некоторое время они вновь не знали о ней, сомневались и отрицали её существование. Из этого стало ясно, насколько сложно для человека понять, что такое перцепция. 1388. Второй вид перцепции, как уже говорилось, является общим для всех, у ангелов он достигает высшего совершенства, у духов соответствует их качествам. Он состоит в познании качества другого при его первом приближении, даже если он не говорит ни слова. Он проявляется немедленно некоторым замечательным наитием. Добрый дух узнается не только по доброте в нем, но также и по вере; и это проявляется в каждом слове, когда он говорит. Злой дух узнается по своей злобности и неверию; и когда он говорит, это проявляется в каждом слове, и настолько явно, что не может быть никакой ошибки. Нечто подобное встречается среди людей, которые также могут иногда знать по жестам другого человека, взглядам, или речи, что он думает, даже, если это противоречит тому, что он говорит. Это знание врождено человеку, оно берет свое начало и свойство от природы духов, таким образом, от духа самого человека, и его общения с миром духов. Эта контактная перцепция происходит, в первую очередь, из желания Господа, чтобы всякое добро могло сообщаться, и чтобы все люди могли пребывать во взаимной любви, и таким образом быть счастливыми. Поэтому такая перцепция также преобладает повсюду среди духов. 1389. Души, пришедшие в другую жизнь, были поражены тем, что существует такое сообщение мыслей другого человека, и что они сразу узнают не только о расположении другого человека, но и о качестве его веры. Но им было сказано, что дух обретает еще более превосходные способности, когда отделяется от тела. Во время телесной жизни существует влияние объектов чувств, а также иллюзий, происходящих от предметов, принадлежащих памяти, кроме того, беспокойство о будущем, различные желания, возбуждаемые внешними предметами, забота о пище, об одежде, о жилище, о детях и о многих других вещах, о которых они не думают в другой жизни. Когда эти препятствия и преграды удаляются вместе с телесными вещами, которые являются частью физического ощущения, люди не могут не пребывать в более совершенном состоянии. Способности остаются теми же, но становятся более совершенными, ясными и неограниченными; особенно у людей, которые жили в милосердии и вере в Господа, а также в невинности; поскольку их способности весьма превосходят те, которые они имели в теле, в конце концов даже достигают ангельских способностей третьего неба. 1390. Существует не только сообщение чувств и мыслей другого, но также и его знаний, и это до такой степени, что один дух считает, что знает то, что знает другой, даже если он совершенно ничего не знал о таких предметах. Таким путем происходит сообщение всех познаний другого. Некоторые духи помнят то, что сообщается таким образом, а некоторые нет. 1391. Сообщения происходит как через беседу одного с другим, так через понятия и сопутствующие прообразы, поскольку понятия мышления духов являются в то же время прообразовательными; таким образом все предметы представляются в полноте. Одним понятием они могут быть представлены в большей мере, чем могут быть выражены тысячей слов. Но ангелы постигают то, что сокрыто внутри понятия, какое чувство, его происхождение, что его цель, кроме того, другие предметы, которые являются более внутренними. 1392. Удовольствия и счастье в другой жизни также обычно сообщаются от одного многим посредством реальной удивительной передачи, тогда удовольствия и счастье ощущаются ими подобным образом. Это сообщение происходит без какой-либо потери для того, кто их сообщает. Мне также было позволено сообщать удовольствия другим посредством передачи такого рода. Из этого может быть видно, каким должно быть счастье тех, которые любят ближнего больше, чем себя, и которые не желают ничего более, чем передавать свое счастье другим. Это желание исходит от Господа, который таким же образом сообщает счастье ангелам. Сообщение счастья состоит в такой постоянной передаче, но без всякого размышления о том, что она происходит от такого действенного источника и от стремления, которое открыто и добровольно. 1393. Сообщение также производится удивительным образом посредством удалений, природу которых человек не может постичь. Грустные и неприятные вещи тотчас удаляются, а радостные и счастливые предстают без каких-либо препятствий; ибо, когда первые удаляются, ангелы воздействуют и сообщают свои счастливые чувства. 1394. Перцепция, которую имеют духи и ангелы, такова, что любой из них может в одно мгновение узнать качество другого в отношении любви и веры; поэтому в соответствии со своим сходством духи и ангелы соединяются вместе в общества, и соответственно их различию они воздерживаются от такого соединения; и это настолько совершенно, что не существует даже малейшего различия, которое не разъединяло бы или не отдаляло бы. Поэтому общества в небесах настолько отличаются одно от другого, что невозможно представить ничего более различного; и это определяется всеми различиями любви и веры в Господа, которые невозможно исчислить. Отсюда происходит форма неба, которая такова, что представляет одного человека; и эта форма постоянно совершенствуется. 1395. Что касается этого вида перцепции, я узнал много вещей из опыта, но было бы слишком утомительно рассказывать обо всех них. Много раз я слышал разговоры обманщиков, и постигал не только существование обмана, но также и его природу, и какое в нем скрывалось зло. В каждом звуке их голоса проявляется как бы образ обмана. Я также мог постигать, принадлежал ли обман тому, кто говорил, или другим, которые говорили через него. Подобная ситуация с теми, которые питают ненависть: природа ненависти сразу же обнаруживается, и в этом больше вещей, чем кто-либо может поверить. Когда люди, которых они ненавидят, предстают перед ними, тогда жалкое состояние охватывает тех, которые испытывали такую ненависть, поскольку всё, что они думали и замышляли против них, открыто проявляется. 1396. Некий дух, желавший приписать себе заслугу за то, что он делал и учил, когда жил в мире, пошел направо и пришел к тем, которые не были таковы. Чтобы он мог соединиться с ними, он сказал, что был ничем, и что он желает им служить. Однако они стали постигать, каким он был в действительности, как только он начал к ним приближаться, даже когда он был еще далеко. Они сразу ответили, что он не был таким, как утверждал, но что он желал быть великим, и поэтому не смог бы жить в согласии с теми, которые были малыми. Будучи пристыженным, он ушел, удивляясь тому, что они узнали его с такого расстояния. 1397. Поскольку перцепция является настолько совершенной, то злые духи не могут приблизиться к сфере, или к любому обществу, где пребывают добрые духи, состоящие во взаимной любви. Когда они только приближаются, они начинают страдать, жаловаться и стенать. От храбрости и самоуверенности некий дух, который был злым, проник в некоторое общество на границе небес; но как только он приблизился, он едва смог дышать и стал чувствовать трупное зловоние, исходящее от него, и поэтому отступил. 1398. Однажды вокруг меня было много духов, которые не были добрыми. Приблизился ангел, и я увидел, что духи не могли вынести его присутствия; ибо по мере его приближения, они все больше и больше отходили. Я удивился этому, но мне дано было узнать, что духи не могли выносить сферу, которую он имел. Из этого, а также из другого опыта, мне было показано, что один ангел может обратить в бегство мириады злых духов, поскольку они не переносят сферу взаимной любви. Однако я ощутил, что сфера ангела умерялась посредством связей с другими ангелами; если бы она не умерялась, все эти духи были бы рассеяны. Из всего этого видно, что в другой жизни существует совершенная перцепция; и как духи соединяются вместе в сообщества, или воздерживаются от такого соединения, в соответствии с перцепцией. 1399. Каждый дух имеет сообщение с внутренним и с самым внутренним небом, хотя он совершенно не знает об этом; без этого он не мог бы жить. Каков он внутри, известно ангелам, которые пребывают в его внутреннем, и через которых он также управляется Господом. Таким образом, существует сообщение его внутренних [начал] на небесах, также как его внешних [начал] в мире духов. Посредством внутреннего сообщения он располагается к службе, к которой он ведется, не зная об этом. Подобная ситуация происходит и с человеком: он также сообщается с небесами через ангелов, хотя он вообще не знает об этом, ибо без такого сообщения он не мог бы жить. Предметы, которые влияют оттуда на его мысли, являются только последними действиями; вся его жизнь происходит от этого источника, и от этого направляются все стремления его жизни. 1400. Продолжение о видах перцепции и о сферах, от них происходящих, можно найти в конце этой главы.
Бытие 12: 1-20
1. И сказал Сущий Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; 2. и Я произведу от тебя великое племя, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. 4. И пошел Аврам, как сказал ему Сущий; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. 5. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. 6. И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. 7. И явился Сущий Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там алтарь Сущему, Который явился ему. 8. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой [так, что от него] Вефиль [был] на запад, а Гай на восток; и создал там алтарь Сущему и призвал имя Сущего. 9. И поднялся Аврам и продолжал идти к югу. 10. И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той. 11. Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; 12. и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; 13. скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя. 14. И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; 15. увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов. 16. И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды. 17. Но Сущий поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. 18. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? 19. для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди. 20. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было.
Содержание
1401. Здесь начинаются исторические события, которые являются прообразовательными, а каждое слово – значимым. Сказанное в этой главе об Авраме прообразует состояние Господа с раннего детства до юности. Поскольку Господь родился таким же образом, как и другие люди, Он продвигался от неясного состояния к более ясному. " Харран" означает первое неясное состояние, " Сихем" – второе, " дубрава Море" – третье, " гора, от которой Вефиль был на запад, а Гай – на восток" – четвертое, " странствие оттуда к югу в Египет" – пятое состояние. 1402. Сказанное о пребывании Аврама в Египте прообразует и означает первое наставление Господа; " Сара" как жена представляет истину, которая должна соединиться с небесным; " Сара" как сестра представляет рассудочную истину, " Египет" означает науку. Здесь описано продвижение от научных познаний даже до небесных истин, которое происходило по Божественному порядку, чтобы Человеческая Сущность Господа могла соединиться с Его Божественной Сущностью, и также стать Сущим.
Внутренний смысл
1403. С первой главы Бытия до этого момента, или, вернее, до упоминания о Евере, исторические события были не реальными, но вымышленными, которые во внутреннем смысле означали небесные и духовные предметы. Однако в этой главе и в следующих главах исторические события являются реальными, а не вымышленными; и во внутреннем смысле они также означают небесные и духовные предметы, как может видеть всякий из рассуждения о том, что это есть Слово Господа 1404. В этих главах, которые содержат реальные исторические события, каждое слово и выражение во внутреннем смысле имеет значение, совершенно отличное от того, которое оно имеет в буквальном смысле; однако сами исторические события являются прообразовательными. " Аврам", о котором говорится вначале, в общем, прообразует Господа, и в частности – небесного человека. " Исаак", о котором речь идет впоследствии, также, в общем, прообразует Господа, в частности – духовного человека. " Иаков" также, в общем, прообразует Господа, а в частности – природного человека. Таким образом, они прообразуют то, что относится к Господу, Его царству и Церкви. 1405. Но, как уже было показано, внутренний смысл таков, что все предметы в общем и в частности должны пониматься отвлеченно от буквального смысла, как если бы буквы не существовало; ибо во внутреннем смысле пребывает душа и жизнь Слова, которая не проявляется, если буквальный смысл, так сказать, не устраняется. Вот как ангелы, ведомые Господом, постигают Слово, когда оно читается человеком. 1406. Что прообразуют исторические события в этой главе, ясно из содержания, приведенного выше; что означают слова и выражения, может быть видно из того, что теперь следует, где они объясняются. 1407. [Стих 1] И сказал Сущий Авраму: пойди из земли твоей. От родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. Эти и последующие события происходили исторически так, как описаны; однако исторические события являются прообразовательными, и каждое слово в них имеет значение. Под " Аврамом" во внутреннем смысле понимается Господь, как говорилось ранее. " И сказал Сущий Авраму" означает первое познание всех предметов. " Пойди из земли твоей" означает плотские и мирские предметы, от которых Он должен был отойти. " Из дома отца твоего" означает плотские и мирские предметы, которые были более внутренними; " в землю, которую Я укажу тебе" означает духовные и небесные предметы, на которые необходимо было взирать. 1408. Все события, представленные здесь и в следующих главах, исторически происходили так, как здесь описаны, однако исторические события являются прообразовательными, а все слова – значимыми. То же относится и ко всем историческим частям Слова, не только в книгах Моисея, но также и в книгах Иисуса, Судей, Самуила и Царств. Во всех этих книгах не видно ничего, кроме историй; но, хотя в буквальном смысле это исторические повествования, во внутреннем же смысле это небесные тайны, сокрытые там, которые невозможно увидеть, пока разум будет фиксировать свой взор на исторических событиях, и они не откроются, пока разум не удалится от буквального смысла. Слово Господа подобно телу, которое содержит в себе душу живую; предметы, принадлежащие душе, не проявляются, пока разум фиксируется на телесных предметах, так что он едва ли верит в то, что существует душа, а еще менее в то, что она будет жить после смерти. Но как только разум отходит от телесных предметов, проявляются предметы, принадлежащие душе и жизни. Это также является причиной не только того, почему телесные предметы должны умереть прежде, чем человек сможет родиться вновь или возродиться, но также и почему само тело должно умереть, чтобы оно могло взойти на небо и увидеть небесные предметы. [2] То же относится и к Слову Господа: его телесными предметами являются те, которые составляют буквальный смысл; когда разум фиксируется на них, внутренние предметы вообще не видны, но когда первые как бы отмирают, тогда внутренние предметы впервые проявляются. Тем не менее, предметы, составляющие буквальный смысл, подобны тем, которые пребывают с человеком в его теле, а именно, познаниям, принадлежащим памяти, которые проникают через чувства, и которые являются общими сосудами, содержащими внутренние или еще более внутренние предметы. Из этого можно знать, что сосуды – это одно, а сущности, содержащиеся в сосудах, – другое. Сосуды природны, а сущности, содержащиеся в сосудах, духовны и небесны. Подобным образом исторические события Слова и все выражения в Слове являются общими, природными и, в действительности, телесными сосудами, в которых пребывают предметы духовные и небесные. Эти предметы никогда не видны, кроме как во внутреннем смысле. [3] Это может быть ясно каждому из того, что многое в Слове говорится по казательностям и в соответствии с обманом чувств, как например, что Господь гневается, что Он наказывает, проклинает, убивает и многое другое; тогда как внутренний смысл содержит прямо противоположное, а именно, что Господь никогда не гневается и не наказывает, а еще менее проклинает и убивает. Однако для тех, которые в простоте сердца верят Слову так, как понимают его в буквальном смысле, нет никакого вреда, пока они живут в милосердии. Причина состоит в том, что Слово учит не иначе, чем, что каждый должен жить в милосердии со своим ближним и любить Господа более всего. Все, поступающие так, имеют в себе внутренние предметы; и поэтому заблуждения в них, вызванные буквальным смыслом, легко рассеиваются. 1409. Что описанные исторические события являются прообразовательными, а каждое слово имеет духовное значение, ясно из того, что уже было сказано и показано в отношении прообразов и предметов, имеющих духовное значение (п. 665, 920, 1361). Но поскольку прообразы начинаются с этого пункта, то позвольте дать краткое дальнейшее объяснение. Древнейшая Церковь, которая была небесной, считала все земные, мирские, а также плотские предметы как бы мертвыми. Но поскольку каждый отдельный предмет в мире представлял для людей этой Церкви некоторое понятие о царстве Господа, и, следовательно, о предметах небесных и духовных, то они не мыслили о предметах в мире, когда видели их или воспринимали их каким-либо чувством, но размышляли о предметах небесных и духовных; то есть они мыслили не от мирских предметов, а посредством них; таким образом предметы, бывшие мертвыми, у них оживали. [2] Предметы, имевшие духовное значение, были собраны из уст тех людей потомками, которые превратили их в учения, бывшие Словом Древней Церкви после потопа. Положения учения в Древней Церкви были предметами, имевшими духовное значение, поскольку через них они познавали внутренние вещи, и от них размышляли о духовных и небесных предметах. Но когда такое знание стало погибать, так что они уже не знали, каково значение этих предметов, и стали считать земные и мирские предметы святыми и поклоняться им, не понимая их значения, тогда эти предметы стали прообразовательными. Так возникла Прообразовательная Церковь, которая началась при Авраме, а затем была учреждена у потомков Иакова. Из этого можно видеть, что прообразы произошли от предметов, которые имели духовное значение в Древней Церкви, а те – от небесных понятий Древнейшей Церкви. [3] Природа прообразов может быть показана на примере исторических событий Слова, в которых все деяния праотцев, Аврама, Исаака и Иакова, а затем Моисея, судей и царей Иудейских и Израильских были ничем иным, как прообразами. Как уже говорилось, " Аврам" в Слове прообразует Господа; и поскольку он прообразует Господа, то также прообразует небесного человека; " Исаак" также прообразует Господа, и отсюда – духовного человека; " Иаков" подобным образом прообразует Господа, и отсюда – природного человека, соответствующего духовному. [4] Но природа прообразов такова, что совершенно не рассматривается характер человека, но только то, что он прообразует; ибо все цари Иудейские и Израильские, какими бы они ни были, прообразовали Царственность Господа; а все священники, какими бы они ни были, прообразовали Его Священство. Таким образом, злые, также как и добрые, могли прообразовать Господа, а также небесные и духовные предметы Его царства; ибо, как говорилось выше, прообразы были совершенно отделены от лиц. Из того, что все исторические события Слова являются прообразовательными, следует, что все слова в Слове имеют духовное значение, то есть, что во внутреннем смысле они имеют значение отличное от того, которое они имеют в буквальном смысле. 1410. " И сказал Сущий Авраму". Что это означает первое познание всего, следует из того факта, что это историческое событие является прообразовательным, и слова имеют внутреннее значение. Стиль выражения в Древней Церкви был таковым, что когда что-то было истинным, то говорили: " Сущий говорит" или " Сущий сказал", и это означало, что было так, как уже было показано выше. Но после того как предметы, имевшие духовное значение, превратились в прообразовательные, тогда Сущий, или Господь, действительно говорил с людьми; и когда упоминалось, что " Сущий говорит" или " Сущий сказал" кому-либо, то это означало то же, что и ранее; ибо слова Господа в реальных исторических событиях заключают в себе то же, что и Его слова в вымышленных историях. Единственным отличием является то, что последние составлены подобно реальным историям, а первые не так. Следовательно " Сущий сказал Авраму" означает ничто иное, как первое познание; ибо, когда в Древней Церкви кто-либо был увещеваем совестью, или каким-то другим наставлением, или их Словом, что это было так, тогда употреблялось выражение " Сущий сказал". 1411. " Пойди из земли твоей". Что это означает плотские и мирские предметы, от которых Он должен был отойти, видно из значения " земли", которое варьируется в зависимости от человека или предмета, к которому относится, как в первой главе Бытия, где " земля" также означает внешнего человека, и в других местах (п. 82, 620, 636, 913). Здесь же она означает плотские и мирские предметы, потому что они принадлежат внешнему человеку. " Земля" в собственном смысле означает землю, область или само царство, его обитателей, а также народ и племя, живущее на земле. Таким образом, слово " земля" не только означает в широком смысле народ или племя, но также в узком смысле – жителя. Когда слово " земля" употребляется в отношении жителя, тогда значение соответствует предмету, в отношении которого оно используется. Здесь оно используется в отношении плотских и мирских предметов, поскольку земля его рождения, из которой Аврам должен был выйти, была идолопоклоннической. Таким образом, в историческом смысле означалось, что Аврам должен был выйти из этой земли; но в прообразовательном смысле – что Господь должен был отойти от предметов, принадлежавших внешнему человеку, то есть, чтобы внешнее не противилось и не нарушало порядок; и поскольку говорится о Господе, то это означает, что Его внешнее должно соответствовать Его внутреннему. 1412. " От родства твоего". Что это означает более внешние плотские и мирские предметы, а " дом отца твоего" означает более внутреннюю сторону этих предметов, может быть видно из значения " родства" и из значения выражения " дом отца". В человеке есть плотские и мирские предметы, некоторые из них являются более внешними, другие – более внутренними. Более внешними являются те, которые относятся непосредственно к телу, такие как физические удовольствия и чувственные ощущения, тогда как более внутренними являются расположения и знания. Вот, что понимается под " родством" и " домом отца". Что таково значение этих предметов, может быть подтверждено многими местами из Слова, но поскольку это ясно из контекста, к которому они относятся, а также из рассмотрения предметов во внутреннем смысле, то нет необходимости останавливаться и подтверждать их. 1413. " В землю, которую Я укажу тебе" означает духовные и небесные предметы, на которые необходимо было взирать. Это ясно из значения " земли" (п. 662, 1066), здесь же из значения " земли Ханаанской", которая прообразует царство Господа, как видно из многих мест в Слове. По этой причине земля Ханаанская называется Святой землей, а также небесным Ханааном. Поскольку она прообразует царство Господа, то также прообразует и означает небесные и духовные предметы, принадлежащие Его царству, здесь же то, что относится к Нему Самому. 1414. Поскольку здесь говорится о Господе, то эти слова содержат больше тайн, чем кто-либо может себе представить. Ибо здесь во внутреннем смысле понимается первое состояние Господа после Его рождения. Поскольку это состояние является глубокой тайной, то его рациональное объяснение едва ли возможно. Можно только сказать, что Господь был подобен другим людям, за исключением того, что Он был зачат от Сущего, но рожден от женщины, бывшей девой, и что через рождение от девы Он приобрел все слабости, присущие всем людям. Эти слабости являются плотскими, и о них говорится в этом стихе, что Он должен отойти от них, чтобы Он мог взирать на духовные и небесные предметы. Человек имеет две наследственности, одна – от отца, а другая – от матери. Однако наследственностью Господа от Отца была Божественность, но Его наследственность от матери была немощной человечностью. Эта слабая природа, которую человек приобретает по наследству от своей матери, является плотской, которая рассеивается, когда он возрождается, тогда как то, что человек приобретает от своего отца, остается навсегда. Наследственностью от Сущего, как уже говорилось, была Божественность. Другая тайна состоит в том, что Человечность Господа также стала Божественной. Только в Нем было соответствие всех телесных предметов с Божественными. Это было самое совершенное, бесконечно совершенное соответствие телесных предметов с Божественными небесными предметами, чувственных предметов с Божественными духовными предметами; таким образом, Он стал Совершенным Человеком и Единственным Человеком. 1415. [Стих 2] Я произведу от тебя великое племя, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение. " Я произведу от тебя великое племя" означает царство в небесах и на земле; говорится " великое племя" из-за предметов небесных и происходящих от добра; " и благословлю тебя" означает увеличение небесных предметов и умножение духовных предметов; " и возвеличу имя твое" означает славу; " и будешь ты в благословение" означает, что от Господа происходит всё как в общем, так и в частности. 1416. Что " Я произведу от тебя великое племя" означает царство на небесах и на земле, видно из значения " племени", которое во внутреннем смысле означает небесную сущность любви и происходящее от этого добро, таким образом, все в мире, в чем есть небесное начало любви и милосердия. Поскольку во внутреннем смысле здесь говорится о Господе, то понимается все небесное и все добро, происходящее от него, то есть, Его царство, пребывающее в тех, которые находятся в любви и милосердии. В высшем смысле Господь Сам является " великим племенем", потому что Он есть Само Небесное и Само Добро, ибо всякое добро, происходящее от любви и милосердия, исходит от Него одного, поэтому Господь составляет само Свое царство, то есть Он есть всё во всем, что принадлежит Его царству, что также признают все ангелы на небесах. [2] Что " племя" во внутреннем смысле, где говорится о Господе и о небесных предметах любви, означает Господа и все небесные предметы, видно из того, что было сказано выше о значении " племени" и " племен" (п. 1258, 1259). Это также может быть подтверждено следующими местами. Об Аврааме говорится: И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов (Быт. 17: 5). Буква h в имени " Авраам" (Abraham) была взята от имени Сущего (Iehovah), поскольку он прообразовал Сущего или Господа. То же говорится и о Саре: И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее племена, и цари народов произойдут от нее (Быт. 17: 15, 16); Где " племена" означают небесные предметы любви, а " цари народов" – духовные предметы веры, оттуда происходящие, которые принадлежат одному Господу. [3] Об Иакове также сказано: И сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль. И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; племя и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих (Быт. 35: 10, 11), где " Израиль" означает Господа, Который Сам, как хорошо известно, в высшем смысле является " Израилем". И когда Он понимается под " Израилем", то ясно, что " племенем", " множеством народов" и " царями из Его чресл" означаются небесные и духовные предметы любви, поэтому все, в ком есть небесные и духовные предметы любви. Об Измаиле, сыне Аврама от Агари, сказано: И от сына рабыни Я произведу племя, потому что он семя твое. (Быт. 21: 13, 18). Что прообразовал Измаил, будет показано в своем месте. " Семя" Аврама есть сама любовь, и поэтому употребляется слово " племя" для рожденных от Измаила. [4] Что " племя" означает небесные предметы любви, видно у Моисея: Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и племенем святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым (Исх. 19: 5, 6); где " царство священников", которое является Господним царством на небесах и на земле, будучи названным от небесных предметов любви, называется " святым племенем"; тогда как Господнее царство, происходящее от его царственности, названное от духовных предметов любви, называется " святым народом". По этой причине " цари от чресл" в отрывке, указанном выше, являются духовными предметами. У Иеремии: Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и семя Израилево перестанет быть племенем предо Мною навсегда (Иер. 31: 36). " Семя Израилево" означает небесное начало милосердия, и когда оно исчезает, не существует больше племени перед Господом. [5] У Исаии: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; Ты умножишь племя (Ис. 9: 2, 3). В частности это относится к Церкви племен, но в общем ко всем, пребывающим в невежестве и живущим в милосердии. Они являются " племенем", потому что принадлежат царству Господа. У Давида: Дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием племени Твоего, хвалиться с наследием Твоим. (Пс. 105: 5) Здесь " племя" явно означает царство Господа. Постигая, что " племя" означает небесную сущность любви и происходящее оттуда добро, люди Древнейшей Церкви различались по домам, семействам и племенам; таким образом, они постигали Господнее царство, а следовательно и само небесное. От этой способности постижения произошло то, что содержало духовное значение, а от этого – то, что было прообразовательным. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы