Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Продолжение о священном писании или слове
1869. Как много всего содержится в одном выражении Слова, мне было показано через открытие понятий, составляющих мышление. Замечательным фактом является то, что в другой жизни может быть сделано так, чтобы сами понятия проявлялись зримо в форме, то есть подобно мысленным образам. Понятия того, кто во время своей жизни в мире вел жизнь милосердия или взаимной любви, и находил огромное удовольствие в Слове, предстают видимо таким образом. Тогда видятся бесчисленные прекрасные предметы, а также восхитительные и приятные. Мне было сказано, что предметы в таких видимых формах могут быть открыты также относительно их внутреннего, и что когда они открываются, то проявляются еще более прекрасные и восхитительные вещи, которые сопровождаются самим счастьем. Таковы все ангельские понятия, поскольку они открываются от Самого Господа. [2] Духам, которые удивлялись, что в другой жизни понятия, составляющие мышление, могут быть открыты таким образом, это было показано на примере зрения глаза, который видит настолько слабо и нечетко, что мельчайшие предметы природного мира, которые содержат в себе бесчисленные нюансы, видятся только как нечто непроницаемое, темное и бесформенное; но когда те же объекты рассматриваются под микроскопом, зрению представляются гораздо более внутренние предметы, связанные друг с другом в прекрасной последовательности и проистекающие в удивительном порядке. В то же время известно, что такие предметы могут быть еще лучше видны под более мощным микроскопом. На этом примере духам было показано, каково внутреннее зрение, способностями видения которого являются только понятия; и что в себе самих эти понятия настолько грубы, что едва ли в этой сфере может существовать что-либо более грубое, хотя люди думают по-другому. Но более подробно о понятиях, по Божественному милосердию Господа, будет сказано далее. 1870. Подобное происходит и со Словом Господа. В каждом его отдельном выражении понятия наделяются видимой формой, поскольку выражение является ничем иным, как понятием, существующим в такой видимой форме, чтобы можно было постичь смысл; каждое понятие имеет в себе бесчисленные детали, которые не могут быть восприняты человеком, но только ангелом, во что не возможно поверить. И когда они открываются Господом, более внутренние формы предстают восприятию ангелов через прекрасные и восхитительные предметы, а их зрению через прообразы и райские предметы; первые происходят от небесных и духовных предметов Господней любви или милости, а последние – от лучей света, происходящего от этой любви или милости. [2] Удивительным опытом мне было показано, что Слово вдохновлено не только относительно каждого из его слов, но также и относительно буквы каждого слова, то есть, в точности, как сказано о малейшей йоте; ибо в каждой йоте есть нечто от расположения и жизни, которая является общей для всего выражения, и которая, поэтому, проникает соответствующим образом в его малейшие частицы. Но это невозможно объяснять без предварительного знания многих других предметов. 1871. Невозможно описать, как Слово Господа проявляется перед ангелами, но некоторое представление об этом может быть сформировано теми, которые видели в музеях оптические цилиндры, в которых прекрасные образы создаются из определенных компонентов, которые на вид беспорядочно лежат вокруг. Хотя предметы, которые находятся вокруг, кажутся не имеющими никакой формы, последовательности, или порядка, и кажутся совершенно беспорядочно разбросанными, однако, когда они все собираются к цилиндру, там они представляют прекрасный образ. Так же происходит и со Словом Господа, особенно с пророческим Словом Ветхого Завета. В буквальном смысле почти всё там кажется лишенным порядка, но когда Слово читается человеком, особенно маленьким мальчиком или девочкой, оно становится более прекрасным и восхитительным по мере восхождения, пока, наконец, не предстает перед Господом в образе человека, в котором и посредством которого представлено небо во всей его полноте, не такое, каким оно является, но каким оно должно быть по воле Господа, а именно, Его подобием. 1872. Передо мной явилась прекрасная девушка с сияющим лицом, которая быстро двигалась направо, проявляя некоторую поспешность. Казалось, она пребывала в расцвете юности, будучи ни ребенком, но и ни молодой женщиной; она была красиво одета в блестящее черное платье, таким образом и с радостью она торопилась от света к свету. Мне было сказано, что таковы внутренние предметы Слова, когда они впервые начинают оживать, черное платье являлось Словом в букве. После этого молодая девушка подлетела к моей правой щеке, но её полет я различил только моим внутренним зрением. Мне было сказано, что таковы предметы внутреннего смысла Слова, которые не входят в человеческое понимание. 1873. Однажды духи говорили о внутреннем смысле Слова, и чтобы его природа могла быть представлена пониманию, они показали это на примере. Что является плодом веры? Они сказали, что во внешнем смысле, или в смысле буквальном, под плодом веры понимаются добрые дела, но что эти добрые дела не имеют никакой жизни, если они не происходят из милосердия, и что, таким образом, плодом веры в ближайшем внутреннем смысле является милосердие. Но поскольку милосердие или любовь к ближнему должны происходить из любви к Господу, то последняя понимается под плодом веры во внутреннем смысле; ибо всякая любовь происходит от Господа и является Самим Господом. Таким образом, в добрых делах пребывает милосердие, в милосердии – любовь к Господу, а в любви к Господу – Сам Господь. 1874. В беседе с добрыми духами я сказал, что в Слове много вещей, даже больше, чем можно поверить, говорится в соответствии с казательностями и в соответствии с обманом чувств, как, например, что Сущий проявляет гнев, ярость и злость против грешников, что Он находит удовольствие в уничтожении и разрушении, и даже, что Он убивает их. Но так говорится в Слове для того, чтобы убеждения и злые желания людей не были уничтожены, но могли быть обращены. Ибо говорить иначе, чем человек может понять, то есть не по казательностям, ложностям и убеждениям, было бы подобно тому, как сеять семена в воду и говорить то, что сразу же будет отвергнуто. Однако такие выражения, сказанные в соответствии с казательностями, могут служить общими сосудами, в которых могут содержаться духовные и небесные предметы, поскольку в них может вводиться всё, что исходит от Господа; в таком случае истинно, что Господь это позволяет, но всё зло исходит от дьявольских духов; тогда Господь предусматривает и устраивает так, чтобы зло обернулось в добро; и, наконец, истинно то, что от Господа исходит только добро. Таким образом, буквальный смысл погибает, поскольку восходит и становится духовным, затем небесным и, наконец, Божественным. 1875. Мне было позволено постичь ангельские мысли относительно слов в молитве Господа: " Не введи нас в искушение, но избавь нас от зла". Добрые духи, ближайшие ко мне, сначала устранили " искушение" и " зло" посредством некоторого понятия, постижимого внутри меня, пока оно не стало чисто ангельским, а именно, осталось добро без какого-либо понятия об искушении и зле; таким образом совершенно исчез буквальный смысл. При первом этом удалении образовались бесчисленные понятия относительно этого добра, как добро может происходить от скорби человека, тогда как скорбь происходит от человека и от его зла, в котором заключено наказание. С этим было соединено своего рода негодование, что человек должен думать, что искушение и соответствующее зло происходит из какого-то иного источника, и что должна быть какая-то мысль о зле в размышлении о Господе. Эти понятия были очищены по мере их восхождения. Восхождение было прообразовано отсортировкой (п. 1393), которая производилась быстро и невыразимым способом, пока они не вошли в темную сторону моих мыслей. Они были тогда на небесах, где есть лишь невыразимые ангельские понятия о Господнем добре. 1876. Имена людей, царств и городов, которые встречаются в Слове, подобно словам человеческой речи, исчезают в преддверии процесса восхождения; поскольку эти имена являются земными, плотскими и материальными, будучи предметами, которых постепенно лишаются души, входящие в другую жизнь, а те, которые входят на небеса, лишаются их полностью. Ангелы не сохраняют ни малейшего понятия о каком-либо человеке, ни следовательно о его имени. Они больше не знают, кто такой Аврам, Иссак и Иаков. Они составляют для себя понятие из предметов, которые они прообразовали и означали в Слове. Имена и слова для них подобны праху, или подобны шелухе, которая отпадает, когда они входят на небо. Из этого ясно видно, что именами в Слове означаются реальные предметы. Я много раз говорил с ангелами об этих предметах, и был полностью наставлен ими относительно истины. Речь духов друг с другом не является речью слов, но понятий, подобно тем, которые составляют человеческое мышление без слов, и поэтому она является самым универсальным языком из всех. Но когда они говорят с человеком, их речь входит в выражения человеческого языка, как уже говорилось в п. 1635, 1637, 1639. [2] Когда я об этом говорил с духами, мне дано было сказать, что, когда они беседуют друг с другом, они не могут произнести ни одного слова человеческого языка, и еще менее какого-либо имени. Удивленные этим, некоторые из них удалились и попытались это сделать, но, возвратившись, сказали, что не могли их произнести, поскольку слова были настолько материальными, что находились ниже их сферы, ибо слова производились слышимым выделением воздуха, произносимым телесными органами, или воздействием на те органы внутренним путем, ведущим к органу слышания. Из этого также может быть видно, что никакая часть выражения, встречающегося в Слове, не может доходить до духов, еще менее до ангельских духов, чья речь еще более универсальна (п. 1642), и меньше всего до ангелов (п. 1643), у которых ничего не остается от первых понятий духов, но их место занимают духовные истины и небесное добро. Такие истины и добро изменяются невыразимым способом в малейших формах – непрерывных и соединенных в гармоничной последовательности – вместе с первоистоками прообразов, которые приятны и прекрасны от счастья взаимной любви, и которые наделяются счастьем, происходящим от приятностей и красот, поскольку они вдохновлены жизнью Господа. 1877. Души или духи, находящиеся в мире духов, особенно злые, сначала удерживаются в тех предметах, которые они имели в своей телесной жизни, то есть в предметах земных, плотских и мирских, а вместе с ними и в тех принципах, которые они приняли. Среди этих духов есть такие, которые не желают ничего слышать о внутреннем смысле Слова, но только о буквальном смысле, они заходят так далеко, что полагают, что двенадцать апостолов должны сидеть на двенадцати престолах и судить двенадцать колен Израиля. Они также думают, что только бедные, несчастные и претерпевшие гонения могут войти на небо; тогда как в действительности там пребывают как богатые, так и бедные, которые жили в милосердии и в вере в Господа. Поскольку такие духи требуют для себя неба на основании своей заслуги, я видел их бегающими туда и сюда, и везде, где они находились, они презрительно насмехались над тем, что относилось к внутреннему смыслу Слова, поскольку это противоречило их убеждениям и похотям, в которых они желали заслужить небеса и превознестись над другими. Но они подобны пагубным и ядовитым элементам, которые, попадая в кровь, проникают в вены и артерии, и портят всю кровь. 1878. Также есть духи, которые в земной жизни презирали Слово; есть и те, которые злоупотребляли фразами, находящимися в Слове, делая их предметом насмешек. Есть те, которые считали, что Слово не имеет никакого значения, но что оно может служить для удержания простого народа под некоторым контролем. Есть те, которые поносили Слово, и те, которые профанировали его. Участь всех этих людей в другой жизни довольно жалкая, и зависит в каждом случае от природы и степени их презрения, насмешек, богохульства и профанации. Ибо, как уже говорилось, Слово настолько свято на небесах, что само является как бы небесами для тех, которые там пребывают; и поскольку там существует сходство мыслей всех, поэтому такие духи не могут находиться с ними, но отделяются. 1879. Однажды, когда я был в постели, мне сообщили, что злыми духами замышлялся против меня заговор с целью меня задушить, но поскольку я был в безопасности и под защитой Господа, я не обратил внимания на эти угрозы и отошел ко сну. Но, проснувшись в середине ночи, я почувствовал, что я дышал не от себя самого, но от неба, поскольку я ясно ощущал, что не было ничего от моего собственного дыхания. В этот момент мне было сказано, что присутствовала шайка заговорщиков, и что она состояла из тех, которые ненавидели внутренние предметы Слова, то есть сами истины веры, поскольку они составляют внутренние предметы Слова. Они их ненавидели, поскольку те противоречили их иллюзиям, убеждениям и похотям, которые можно было подтвердить буквальным смыслом. [2] После того, как их попытка потерпела неудачу, их предводители попытались войти во внутренности моего тела и проникнуть даже к сердцу, к которому они также были допущены. Все это время я воспринимал все происходящее совершенно ясно, ибо всякий, чьи внутренние начала духа открыты, обретает способность воспринимать всё своими физическими чувствами. Но в тот момент я был введен в некоторое небесное состояние, которое было таким, что я не делал никаких усилий, чтобы оказать сопротивление этим посетителям, и еще меньше, чтобы отомстить за преступление. Тогда они сказали, что все было спокойно, но вскоре после этого они как будто лишились рассудка, выдыхая месть и стремясь осуществить свою цель, но тщетно. Впоследствии они рассеялись. 1880. В общем, относительно духов и ангелов, которые все являются человеческими душами, продолжающими жить после смерти тела, здесь я могу сказать, что они обладают гораздо более совершенными чувствами, чем люди, то есть зрением, слухом, запахом и осязанием, но не вкусом. Однако духи не могут, а еще менее ангелы, видеть того, что находится в мире своим зрением, то есть зрением духа, ибо свет мира или солнца для них подобен полной темноте; также как человек своим зрением, то есть плотским зрением, не может видеть того, что находится в другой жизни, ибо для него свет небес, или небесный свет Господа, подобен полной темноте. [2] Однако, когда это угодно Господу, духи и ангелы могут видеть предметы в этом мире через глаза человека. Но Господь не допускает этого, за исключением того, кому Он дает возможность общаться с духами и ангелами, и пребывать вместе с ними. Духам и ангелам было позволено видеть предметы в этом мире через мои глаза так отчетливо, как мог их видеть я сам, а также слышать людей, говорящих со мной. Иногда случалось так, что некоторые из них через меня видели своих друзей, которых имели во время земной жизни, также как они видели их раньше, и это вызывало у них большое удивление. Некоторые также видели своих супругов и своих детей, и просили, чтобы я сообщил им, что они были рядом и могли их видеть, также просили рассказать об их состоянии в другой жизни. Но мне было запрещено сообщать им или открывать, что их видели таким образом, и это отчасти потому, что они назвали бы меня безумным, или подумали бы, что такие рассказы являются безумными фантазиями разума; поскольку я хорошо знал, что даже если бы они признали это устами, они не поверили бы сердцем в существование духов, или в то, что мертвые воскресли. [3] Когда мое внутреннее зрение было впервые открыто, и через мои глаза духи и ангелы увидели мир и всё, что в нем было, они были настолько поражены, что назвали это чудом из чудес; и они исполнились новой радостью, которая заключалась в том, что таким образом теперь появилось сообщение земли с небом и неба с землей. Эта радость продолжалась несколько месяцев, но затем это стало обычным, и теперь они вообще этому не удивляются. Мне было сказано, что духи и ангелы, пребывающие с другими людьми не видят вообще ничего из предметов этого мира, но только постигают мысли и чувства тех, с кем они пребывают. [4] Все это показывает, что человек был создан таким образом, чтобы во время жизни на земле среди людей он мог в то же время жить и на небе среди ангелов, и наоборот. Он был так создан, чтобы небо и земля могли пребывать вместе и могли действовать как одно целое, и чтобы люди могли знать, что происходит на небе, а ангелы могли знать, что происходит в мире; и чтобы люди, уходя из этой жизни, переходили бы из царства Господа на земле в царство Господа на небесах не как в другое царство, но как в то же самое, в котором они пребывали, когда жили в теле. Но поскольку человек стал настолько плотским, он закрыл для себя небеса. 1881. Духи весьма негодуют и, действительно, возмущаются, когда говорится, что люди не верят в то, что они видят, слышат и осязают. Они сказали, что люди должны знать, что без чувств нет никакой жизни, и что чем более совершенны чувства, тем прекрасней жизнь; а также, что объекты, воспринимаемые чувствами людей, соответствуют превосходству их чувств; и что прообразы, происходящие от Господа, являются реальными, ибо от них существует всё, что есть в природе и в мире (п. 1632). Они выражают свое негодование, когда духи заявляют, что обладают гораздо лучшей и более совершенной чувствительностью, чем люди. 1882. Существуют два вида видений, которые не являются обычными, и которые мне было позволено испытать исключительно для того, чтобы я мог узнать, чему они подобны, и что понимается под сказанным в Слове о том, что люди были " взяты из тела", и что они были " унесены духом в другое место". 1883. Что касается первого, а именно, " взятия из тела", ситуация такова. Человек приводится в некоторое состояние, среднее между сном и бодрствованием, и когда он пребывает в этом состоянии, он знает только то, что он совершенно пробудился. Все его чувства настолько активны, насколько они могут быть активны, когда тело находится в полном бодрствовании: зрение, слух и, что удивительно, осязание, которое является тогда более совершенным, чем во время телесного бодрствования. В этом состоянии совершенно реально видятся духи и ангелы, а также слышатся и, что удивительно, их можно касаться, хотя тело тогда совершенно не задействовано. Это состояние понимается, когда говорится, что люди " взяты из тела", и что они " не знают, находятся ли они в теле, или вне его". Я был допущен в это состояние только три или четыре раза, только для того, чтобы я мог знать, чему оно подобно, и что духи и ангелы наделены всякими чувствами, даже осязанием, которое превосходит и является более совершенным, чем осязание телесное. 1884. Что касается другого вида видения, описанного, как " перенесение духом в другое место", мне было показано живым опытом, что это такое, и как это происходит, но только два или три раза, из которых я опишу только один. Проходя по улицам города и окрестностям, и в то же время общаясь с духами, я знал только то, что я был в полном бодрствовании и видел все как и раньше, так что я шел безошибочно. Однако все это время я пребывал в видении, я видел рощи, реки, дворцы, здания, людей и многое другое. Но после того как я шел так несколько часов, я вдруг обнаружил, что смотрю моими физическими глазами, и я осознал, что находился в другом месте. Весьма изумленный этим, я понял, что пребывал в таком состоянии, в котором были те, о которых сказано, что они были " унесены духом в другое место", ибо пока продолжается такое состояние, отсутствуют всякие мысли о пути, даже если бы это были многие мили; также отсутствуют всякие мысли о времени, даже если бы это были многие часы или дни; и при этом нет никакого чувства усталости. Кроме того, человек приводится путями, которых он не знал, к назначенному месту. Это произошло со мной, чтобы я мог знать, что Господь может вести человека без его осознания, откуда он приходит и куда. 1885. Однако эти два типа видений являются редкими, и были показаны мне только для того, чтобы я мог познать их природу. Но то, что я обычно видел, изложено по Божественному милосердию Господа в разделах, помещенных в начале и в конце каждой главы. Эти опыты не являются видениями, но тем, что я видел в течение нескольких лет в полном бодрствовании моего тела.
Глава 16
1886. В этой главе говорится об Агари и Измаиле, но что прообразуют и означают во внутреннем смысле Агарь и Измаил, до настоящего времени никому не было известно, и не могло быть известно, поскольку мир, даже ученый мир, до этого времени полагал, что исторические события Слова являются не более чем историями, не содержащими в себе ничего глубокого. И хотя они говорили, что каждая йота является Боговдохновенной, они понимали под этим только то, что эти повествования служат для раскрытия некоторых исторических фактов, из которых можно вывести определенные пункты, относящиеся к учению веры – для использования как учителями, так и учениками – и что, поскольку они являются Боговдохновенными, то оказывают Божественное воздействие на человеческие умы и приносят больше пользы, чем все другие истории. Однако исторические события, рассматриваемые сами по себе, мало могут послужить к изменению человека и совершенно не могут привести его к жизни вечной, ибо в другой жизни всё, относящееся к истории, забывается. Какая польза будет для них в другой жизни из того, что они знали об Агари, что Сара дала свою служанку Авраму? Или из того, что они знали об Измаиле, или даже об Авраме? Чтобы войти на небо и наслаждаться его счастьем, то есть жизнью вечной, душам необходимо только то, что принадлежит Господу и от Него исходит. Ради этого существует Слово, и это является его внутренним содержимым. 1887. Вдохновение предполагает, что в каждая деталь Слова (как в исторических, так и в других частях) содержит в себе небесные предметы любви или добра, и духовные предметы веры или истины, таким образом имеет в себе Божественные предметы. Ибо то, что вдохновлено Господом, исходит от Него и спускается через ангельское небо и через мир духов к человеку, которому оно представляется таким, каким проявляется в букве. Однако в своем первоисточнике оно совершенно отличается. На небесах нет мирских историй, но всё прообразует Божественные предметы, и ничего не воспринимается иначе, как может быть известно из того факта, что предметы, существующие там, неописуемы. Поэтому, если исторические события не являются прообразами Божественных предметов, и таким образом небесных предметов, они не могут быть Боговдохновенными. Слово, каким оно существует на небесах, можно узнать только по внутреннему смыслу, ибо внутренний смысл является Словом Господа на небесах. 1888. Что буквальный смысл Слова прообразует Божественные тайны, и что он является вместилищем, и таким образом хранилищем Господних небесных и духовных предметов, может быть проиллюстрировано двумя примерами, которые проясняют ситуацию со всем остальным: первый – что под " Давидом" не понимается Давид, но Господь; и второй – что имена означают ничто иное, как реальные предметы. О Давиде у Иезекииля сказано следующее: Слуга Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и будут жить на земле, на которой жили отцы их; и дети их, и дети детей их во веки; и слуга Мой Давид будет князем у них вечно. (Иез. 37: 24, 25). И у Осии: Обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего (Ос. 3: 5). Это было написано пророками, которые жили после Давида, однако ясно сказано, что он должен быть их царем и князем, из чего всякий может видеть, что во внутреннем смысле под " Давидом" понимается Господь. То же относится и ко всем другим местам, даже к историческим, где упоминается Давид. [2] Что названия царств, областей, городов и имена людей означают реальные вещи, может быть ясно видно у пророков. Возьмем только этот пример у Исаии: Так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как [простер] на море жезл, и поднимет его, как на Египет. Он идет на Аиаф, проходит Мигрон, в Михмасе складывает свои запасы. Проходят теснины; в Геве ночлег их; Рама трясется; Гива Саулова разбежалась. Вой голосом твоим, дочь Галима; пусть услышит тебя Лаис, бедный Анафоф! Мадмена разбежалась, жители Гевима спешат уходить. Еще день простоит он в Нове; грозит рукою своею горе Сиону, холму Иерусалимскому. Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие - повержены на землю. И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего (Ис. 10: 24, 26-34). [3] Эти стихи заключают в себе в основном только имена, которые не имели бы никакого смысла, если бы все без исключения не означали бы реальные предметы; и если бы разум фиксировался на этих именах, это никогда не было бы признано Словом Господа. Но кто поверит, что во внутреннем смысле эти имена содержат небесные тайны? И что ими описывается состояние тех, которые пытаются рассуждениями, основанными на знаниях, проникнуть в тайны веры? И что каждым именем выражается некоторый определенный аспект этого состояния? И что эти рассуждения рассеиваются Господом посредством небесных предметов любви и духовных предметов веры. Что рассуждение, о котором здесь говорится, означается " Ассуром", может быть видно из того, что уже было показано относительно Ассура в п. 119, 1186; также, что знания означаются " Египтом", ясно из того, что было показано в п. 1164, 1165, 1462. Исследуйте эти пункты и решите, так ли это. Подобная ситуация и со всеми другими именами, а также со всеми другими словами. 1889. В этой главе то же относится к именам Аврама, Сары, Агари и Измаила. Что они заключают в себе, может быть видно из содержания, и кроме того, из объяснения каждого имени в своем месте. Однако эти вещи таковы, что не могут быть объяснены легко и понятно, поскольку предметом, рассматриваемым в связи с этими именами, является рассудочность Господа – как она была зачата и рождена, и каким было её качество до того, как она соединилась с самым Внутренним началом Господа, которым был Сущий. Причина, по которой это не может быть объяснено легко и понятно, состоит в том, что в настоящее время не известно, каков самый внутренний человек, внутренний и внешний человек. Когда говорится о рассудочности, или о рассудочном человеке, то некоторое понятие об этом может быть сформировано; но когда говорится, что рассудочность является промежуточным звеном, или посредником, между самым внутренним и внешним, немногие постигают это, если вообще кто-либо постигает. Однако, поскольку здесь говорится во внутреннем смысле о Рассудочном Человеке Господа и о том, как он был зачат и рожден через наитие самого внутреннего человека во внешнего, и поскольку все это содержится в исторических событиях, касающихся Аврама, Агари и Измаила, поэтому для того, чтобы предметы, объясняемые далее, не казались совершенно неясными, должно быть известно, что в каждом человеке есть самый внутренний человек, рассудочный человек, который является посредником, и внешний человек, и что они совершенно отличаются друг от друга. (Об этом смотрите сказанное в п. 978).
Бытие 16: 1-16
1. Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. 2. И сказала Сара Авраму: вот, Сущий заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. 3. И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. 4. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. 5. И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. 6. Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее. 7. И нашел ее Ангел Сущего у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. 8. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. 9. Ангел Сущего сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. 10. И сказал ей Ангел Сущего: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. 11. И еще сказал ей Ангел Сущего: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Сущий страдание твое; 12. он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его против всех, и руки всех против него; жить будет он пред лицем всех братьев своих, но будет против них. 13. И нарекла [Агарь] Сущего, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. 14. Посему источник [тот] называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом. 15. Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. 16. Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила.
Содержание
1890. В этой главе говорится о первой рассудочности Господа, которая зародилась от наития самого внутреннего человека в расположение к познанию внешнего человека. Самым внутренним человеком является " Аврам", расположением к познанию во внешнем человеке является " Агарь, служанка Египтянка"; рассудочностью, происходящей от этих двоих, является " Измаил". Здесь описана природа этой рассудочности, а далее, в главе 21 говорится, что она была изгнана из дома, после того, как появилась Божественная рассудочность Господа, которую прообразовал Иссак. 1891. Первая рассудочность Господа произошла согласно порядку через наитие или соединение самого внутреннего человека с жизнью расположения к познанию, принадлежащей внешнему человеку (стихи 1-3). Но поскольку она зародилась от внешнего человека, то была такова, что презирала разумную истину (стих 4). Поэтому Господь думал о том, чтобы привести её к подчинению (стихи 5-9), и о том, что когда она покорится, станет духовной и небесной (стихи 10, 11). Её природа, если она не будет приведена к подчинению, описана в стихе 12. Проникновение Господа в суть дела из Его внутреннего человека (стихи 13, 14). Таким образом рассудочность описана относительно своего качества; а также состояние Господа, когда возникла это рассудочность (стихи 15, 16).
Внутренний смысл
1892. [Стих 1] Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. " Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему" означает, что еще не существовал рассудочный человек; " Сара" означает истину, соединенную с добром; " Аврам" означает самого внутреннего человека Господа, который является Сущим. " У ней была служанка Египтянка" означает расположения к познанию; " именем Агарь" означает жизнь внешнего или природного человека. 1893. " Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему" означает, что еще не было рассудочного человека. Это станет ясно из дальнейшего повествования, где речь идет об Исааке; поскольку, как уже говорилось, каждый имеет самого внутреннего человека, рассудочного человека, который находится посередине, и внешнего человека, который называется природным человеком. В Господе они были прообразованы Авраамом, Исааком и Иаковом; самый внутренний человек – Авраамом, рассудочный – Исааком, природный – Иаковом. Самый внутренний человек в Господе был Самим Сущим, поскольку Он был зачат от Сущего. Вот почему Он так часто обращался к Сущему как к Своему Отцу, и почему в Слове Господь назван " Единородным от Бога" и единственным " Сыном Божьим". Рассудочный человек не существует ни в одном человеке, когда он рождается, но дается только возможность стать рассудочным, как всякий может видеть из того факта, что новорожденные младенцы не обладают никаким разумом, но становятся рассудочными со временем. Хотя в детях и есть подобие рассудочности, однако это не рассудочность, а только первое ее начало, как можно знать из того факта, что разум присущ взрослым людям. [2] В этой главе говорится о рассудочном человеке Господа. Сама Божественная Рассудочность представлена Исааком, но первое рассудочное начало, прежде чем оно стало Божественным, представлено Измаилом; и поэтому выражение " Сара, жена Аврама, не рождала ему" здесь означает, что пока еще не было никакой Божественной Рассудочности. Как уже говорилось, Господь был рожден подобно другим людям, и в отношении того, что Он получил от Марии, своей матери, Он был подобен другим; и поскольку рассудочность формировалась посредством познаний, которые проникают путем внешних чувств, или чувств, принадлежащих внешнему человеку, поэтому Его первая рассудочность появилась как у любого другого человека; но поскольку Своей собственной силой Он сделал Божественным всё человеческое, принадлежащее Ему, то Он также сделал Божественной и рассудочность. Его первая рассудочность описана в этой главе и в главе 21, где также речь идет об Агари и Измаиле (стихи 9-21) и говорится, что Измаил был изгнан, когда Иссак, прообразующий Божественную Рассудочность, возрастал. 1894. Что Сара прообразует истину, соединенную с добром, было показано прежде (п. 1468), как также и то, что Аврам прообразует самого внутреннего человека Господа, который является Сущим. Самый внутренний человек Господа, который является Сущим, назван Человеком, потому что никто не является человеком, кроме одного Сущего; ибо человек в подлинном смысле означает ту Сущность, от которой происходит человек. Сама Сущность, от которой происходит человек, является Божественной, следовательно небесной и духовной. Без Божественного небесного и духовного нет ничего человеческого в человеке, а только своего рода животная природа, которая присуща зверям. От Сущности Сущего или Господа исходит то, что каждый человек является человеком, а также называется человеком. Небесное начало, образующее человека, состоит в том, что он любит Господа и любит ближнего; он является человеком, поскольку является образом Господа, и поскольку имеет эту небесную природу от Господа, иначе он является диким зверем. [2] Что единственным Человеком является Сущий или Господь, и что люди называются людьми от Него, а также что один более является человеком, чем другой, может быть видно выше (п. 49, 288, 477, 565). Кроме того, это также может быть видно из факта, что Сущий или Господь являлся как Человек старейшинам Древнейшей Церкви, а впоследствии также Аврааму и пророкам. По этой же причине Господь, когда уже не оставалось никакого человека на земле, то есть, когда больше не было ничего небесного и духовного среди людей, соблаговолил принять человеческую природу, родившись подобно другим людям, и сделать эту природу Божественной. В этом отношении также Он является единственным Человеком. Кроме того, всё небо предстает перед Господом в образе человека, поскольку оно представляет Его Самого; поэтому небо названо Большим Человеком, и это, главным образом, потому что Господь есть Все во всем. 1895. " У ней была служанка Египтянка" означает расположение к познанию, что ясно из значения " служанки" и из значения " Египта". Сара, которая была хозяйкой или госпожой, прообразует и означает истину, соединенную с добром. Истина, соединенная с добром, является в подлинном смысле разумной истиной, но рассудочная истина ниже и потому находится в подчинении. Эта рассудочная истина рождается от познаний, оживленных чувством, соответствующим им. А поскольку чувство принадлежит внешнему человеку, то должно служить разумной истине, которая принадлежит внутреннему человеку, как служанка служит своей госпоже. Такое чувство представлено и обозначено " служанкой Агарью". Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы