Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Финансирование за счет собственных средств, или мобилизация средств через прямое участие в капитале
это второе основное правило исламской финансово-экономической системы. В
последнее время все чаще высказывается
мнение, что за финансированием за счет собственных средств будущее корпоративных
финансов - в противоположность
традиционному банковскому кредиту и долговому финансированию.
Надо отметить, что исламская финансово-экономическая система имеет четко выраженную социальную ориентированность. Это значит, что основной целью развития экономики является обеспечение социальной справедливости при распределении результатов экономической деятельности. Можно сказать, что «исламская система принимает во внимание важные по своей сути моральные устремления, которые нацелены на достижение социальной справедливости, базирующейся на взаимной ответственности. Мусульманская этика имеет особо важное значение в наше время, когда мир бизнеса и индустрии нуждается в моральной защите перед лицом крупномасштабной коррупции». 2. Эволюционные и современные этапы развития
Исламского финансирования
Первый эволюционный этап исламских финансов относится к доисламским временам.
Ранний период развития исламских финансовых институтов характеризуется тем, что они выступали в роли «ссужающих денежные средства» и способствовали главным образом развитию международной торговли. Произошло формирование исламской финансовой системы и учреждение исламских финансовых институтов, отвечавших нормам и правилам Шариата. Некоторые финансовые инструменты, используемые сегодня в рамках концепции исламских финансов, возникли еще в доисламские времена. После принятия ислама на Ближнем Востоке исламские принципы финансирования применялись во внешней торговле. Увеличивающееся европейское влияние в течение колониального периода закончилось принятием в большинстве исламских стран западных принципов функционирования финансовых институтов. Безусловно, их финансовые и банковские системы были построены по образу и подобию финансово-банковских систем развитых стран- метрополий. Даже с получением независимости продолжал действовать принцип «колониального наследства» — в странах, бывших колониями, функционировала финансовая система, основанная на традиционных (западных) принципах. Перед мусульманами, не желающими нарушать требования шариата, стоял выбор: либо следовать тем правилам и законам, которые объявляли процент разрешенным, либо не пользоваться финансовыми услугами вообще или пользоваться в случае крайней необходимости. 2. Эволюционные и современные этапы развития
Исламского финансирования
Второй этап развития исламских финансов, начало которогоприходится на 1963 г., отличается бурным развитием исламского банковского дела. В отдельных арабских стран были созданы исламские банки, а также был образован Исламский банк развития, целью которого стала финансовая поддержка повсеместного распространения исламских принципов финансирования в мусульманских странах.
В этот период начальные усилия по распространению исламских финансовых продуктов и услуг основывались на копировании и адаптации традиционных финансовых институтов и инструментов. Первая попытка создания финансовых институтов, функционирующих по принципам шариата, была предпринята в 1963г. финансистом Ахмед-аль-Наджаром. Он основал сберегательный банк в Египте, в котором вкладчикам предлагалось три вида счетов: сберегательные, инвестиционные и закят. Сберегательные счета в соответствии с шариатом были полностью беспроцентными. Средства на инвестиционные счета
вносились на основе принципа последующего солидарного раздела прибылей и убытков между банком и вкладчиком. Доходы со счетов закят распределялись среди бедняков. К 1967г. таких банков было уже девять.
Однако в этом же году существовавшие исламские банки были слиты с
государственными учреждениями [10, с.91].
Помимо Египта исламизация финансовой деятельности началась и в других арабских странах. В Малайзии была учреждена Сберегательная корпорация для мусульманских паломников, помогающая накопить
сбережения для совершения хаджа (паломничества к святым местам). В
Пакистане в конце 70-х гг. XX в. правительство приняло трехлетний план по упразднению ссудного процента и введению новых принципов работы национальных банков. Центральным банком Пакистана было разрешено осуществлять займы, финансирование торговых сделок и инвестиционное финансирование в соответствии с принципами шариата. В Исламской республике Иран в 1963г. началось усиление контроля за деятельностью банков в отношении условий открытия кредитов частным лицам и стабилизации процентных ставок. Полный возврат к беспроцентным
банковским операциям произошел лишь в 1984 г., когда в соответствии с
новым законом о банковской деятельности частные банки были национализированы. Ссудный процент остался только в виде денежных или натуральных «бонусов», которыми банк может стимулировать клиентов. Функции контроля и наблюдения за исполнением в банковской системе принципов шариата были возложены на высший совет шариатского надзора.
Помимо распространения исламских принципов финансирования на национальном уровне, в 1974г. отдельными исламскими государствами была создана международная организация - Исламский банк развития (ИБР), главной задачей которого стала поддержка исламских банков в мире и пропаганда идей исламизации экономики. В настоящее время это многосторонний финансовый институт, представляющий собой Группу Исламского банка развития. Структура Группы и осуществляемые ею формы деятельности отражают намеченные цели. 2. Эволюционные и современные этапы развития
Исламского финансирования
Третий этап развития исламских финансов -это80-е годы прошлого
века, когда в 1983-1984 гг. Иран, Пакистан и Судан объявили о полной исламизации, своих финансовых систем. Например, в Пакистане была произведена либерализация валютного законодательства, с июня 2001г. была запрещена риба во всех формах, и стала внедряться беспроцентная система банковского дела. Руководить процессом приближения существующей финансовой системы к системе, отвечающей принципам шариата, были уполномочены государственный Банк Пакистана и Комиссия по исламизации экономики.
Другие исламские страны пошли по другому пути, не объявляя об
исламизации всей национальной экономики, они способствовали созданию исламских финансовых институтов, которые функционировали параллельно с традиционными институтами. Так, Дубай Исламик Бэнк, созданный в 1975г. в Объединенных Арабских Эмиратах, стал первым исламским банком широкого профиля. В 1977г. появились Файзэл Исламик бэнк оф Судан и Файзэл Исламик бэнк оф Египет, в 1979г. - Бахрейн Исламик Бэнк. Кроме банков, функционирующих по принципам шариата, широкое распространение получили исламские страховые компании - такафул (takaful).
В этот период нарастает диверсификация финансовых услуг, с конца 80-х гг. развивается инвестиционный банкинг в Бахрейне, где создано наибольшее количество оффшорных исламских инвестиционных банков из всех инвестиционных банков исламского мира.
Структура финансовых посредников становится все более разнообразной - если до этого существовали только исламские банки и страховые компании, то в этот период активно развиваются инвестиционные фонды и иные виды финансовых посредников, действующие по законам шариата. Что касается инвестиционных фондов, то наибольшее распространение получили исламские фонды, вкладывающие средства в акции, их совокупные активы выросли за период 1997-2003 гг. более чем на 25%. Помимо исламских фондов акционерного капитала появились и начали функционировать другие финансовые институты — фонды недвижимости, товарные, арендные фонды и др. Изменения произошли и в составе клиентской базы исламских финансовых институтов. В 70-е и 80-е гг. исламские банки обслуживали розничных клиентов-мусульман, в настоящее время вырос удельный вес корпоративных клиентов.
Эволюция коснулась и финансовых продуктов и услуг, предоставляемых по законам шариата: в 80-е гг. прошлого века большинство исламских финансовых институтов опирались на концепцию «доверительного финансирования» (мудараба), и вследствие этого практиковали в основном краткосрочное финансирование.
Наиболее широко используемым исламскими банками инструментом в течение этого периода была так называемая «перепродажа» (мурабаха), которая составляла до 80% портфеля исламского банка. 2. Эволюционные и современные этапы развития
Исламского финансирования
Четвертый этап развития исламских финансов -это90-е гг. XXв.
это период быстрого развития исламских финансовых институтов и введения инноваций. В это время активно создаются исламские инвестиционные банки и фонды нового типа, занимающиеся управлением активами, пакетами акций, вложениями в недвижимость. Наблюдается стремительный рост исламских банков в странах Персидского залива, стабильное развитие этого сектора продолжается в странах Юго-Восточной Азии. Более того, исламские банки стали появляться и в западных странах: в 2004г. был открыт Исламский банк Великобритании с соблюдением правил шариата, в котором функционируют
внутренний шариатский аудитор, а также Наблюдательный комитет
исламских экспертов. Несмотря на то, что первый исламский банк Исламик Бэнкинг Систем на Западе был создан в 1978 г. в Люксембурге, а также, несмотря на существование европейских филиалов международной финансовой группы Дарэль-Мал эль-Ислами, учреждение исламского банка в
Великобритании стало важной вехой в развитии исламских финансов,
которая свидетельствует о потенциале этого явления. В 90-е гг. XX в. исламские финансовые институты стали развивать более сложные
финансовые инструменты, например, лизинг и
финансирование строительства.
Правовыми инстанциями мусульманского
мира исламским инвесторам было разрешено
осуществлять вложения в акции. Это привело
• образованию исламских фондов акций - в
настоящее время их количество приближается
• 100, а совокупные активы этих фондов превышают 7 трлн. долл. 2. Эволюционные и современные этапы развития
Исламского финансирования
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы