Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Профессор д-р Судин Харон, Президент Куала-Лумпурской Бизнес Школы, Малайзия
Предисловие
В условиях сложнейшей ситуации на финансовом рынке, ко-торый периодически сотрясают кризисы, исламские финансы продолжают доказывать свою надежность и устойчивость в ка-честве жизнеспособного механизма финансового посредниче-ства. Ввиду того, что исламская финансовая система становится одной из важнейших составляющих международной финансо-вой системы, прогрессивные темпы ее развития приобретают международный масштаб. Это послужило своего рода катализа-тором для роста финансовых инноваций на исламских финансо-вых рынках.
Опыт Малайзии в создании комплексной исламской финан-совой системы сделал страну передовой в вопросах развития от-расли. Важным аспектом этого является наличие надежной регу-лирующей структуры, которая поддерживает развитие отрасли с целью обеспечения устойчивости и стабильности системы. Это и привлекло крупных игроков рынка исламских финансовых услуг
Малайзию. В настоящее время исламская финансовая система Малайзии рассматривается как одна из наиболее перспективных мире.
Однако устойчивый рост и конкурентоспособность ислам-ской финансовой индустрии зависит от развития человеческого интеллектуального капитала и инвестиций в научные исследо-вания. Существует острая нехватка высококвалифицированных специалистов в этой области, способных обеспечить непрерыв-ные инновационные внедрения в новые продукты и услуги для удовлетворения различных потребностей экономики. Перед нами стоит задача: как удовлетворить потребность в профессио-налах мирового класса, владеющих как техническими, так и ша-риатскими аспектами данной тематики. Сосредоточиться на раз-витии человеческого капитала посредством образования – одно из ключевых решений.
Поскольку еще остаются различные неизученные аспекты в области исламских финансов, новые результаты исследования
как раз позволят расширить исламские финансовые рынки и впоследствии усилить развитие отрасли.
Публикация данной книги об исламской финансовой и бан-ковской системе, которая освещает теоретические, концепту-альные и операционные аспекты, законы и нормы исламского банкинга, исламских финансовых рынков, системы исламского страхования (такафул), является значительным шагом в этой области.
Книга будет полезна тем, кто хочет более глубоко разобраться в данном вопросе. Я искренне надеюсь, что эта книга позволит лучше понять фундаментальные аспекты исламского финанси-рования. А понимание, безусловно, повысит уровень знаний в области исламского финансирования и позволить увидеть ее огромный потенциал как финансового посредничества на арене глобальной финансовой системы.
Доктор Зети Ахтар Азиз
Управляющая Центрального банка Малайзии (Bank Negara Malaysia)
ВВЕДЕНИЕ
Исламский банкинг, бывший когда-то лишь богословской мечтой, сегодня стал реальностью, с которой считаются во всем мире. Исламская финансово-банковская отрасль из зачаточной в 1970-х годах превратилась в одну из наиболее жизнеспособных и эффективных альтернативных моделей финансового посредни-чества. Индустрия исламских финансовых услуг набирает обо-роты и присутствует сегодня более чем в 75 странах. По оценкам, в настоящее время общий объем финансовых активов отрасли превышает 1 триллион долларов США.
Интеграция исламских финансов в мировую экономику обус ловлена распространением информации и спроса на инвести-ции, соответствующие Шариату, а также совершенствованием нормативно-правовой базы и расширением международных связей. Однако успех исламского банкинга порождает и новые проблемы в самой отрасли. К таковым можно отнести отсут-ствие стандартных финансовых контрактов и продуктов, про-блемы неликвидности, управление рисками, нормативные несо-ответствия между национальными регулирующими органами и необходимость внедрения согласованных норм и правил.
Обозначенные проблемы и перспективы исламских финансов были широко документированы. Но, несмотря на это, ощуща-ется острая нехватка специализированной литературы, которая позволила бы изучить концепцию и применение исламского бан-кинга в общемировом ракурсе, и в полной мере разъяснила бы основные аспекты исламских финансов и банковской деятельно-сти в мировом масштабе.
Внимательно следя за развитием исламских финансов и банкин-га в течение последних двадцати лет и усердно работая в данной области, мы хотим внести свой вклад в устранение этого пробела.
Эта книга – попытка передать всесторонние знания по ислам-ским финансам и подчеркнуть современное развитие отрасли.
Читатели познакомятся с историей и развитием исламского банкинга, а также получат всесторонний анализ теоретических и
концептуальных основ исламской банковской деятельности. В по-следующих четырех главах речь пойдет об исламском банкинге, исламском страховании такафул и исламском рынке капитала – отраслях, которые благодаря росту диверсификации в инвести-циях пережили ускоренное развитие. В последней главе описана роль и результаты специально созданных организаций, связанных с исламской финансовой системой. Кроме того, мы подготовили для читателей обзор различных исламских банковских и финан-совых моделей, которые применяются в других странах. Однако основная ценность этой книги заключается в ее всеобъемлющем
● современном подходе к рассмотрению исламских финансов и банковского дела, в изучении их применения. Финансовый кризис 2008 года, ставший результатом кредитного коллапса на мировых рынках, сделал исламские финансы еще более привлекательны-ми. Глобальный кредитный кризис ясно показал, что необходимо принять законы, которыми руководствуются исламские финансы, запрещающие спекуляцию и высокий уровень кредитной задол-женности, призывающие к финансовому благоразумию. Шариат-ское право также запрещает осуществлять аморальные сделки и поощряет социальную справедливость, которая обеспечивается путем разделения рисков и доходности, а также социально ответ-ственными инвестициями. Это те необходимые этические и мо-ральные гарантии, которые отсутствуют в традиционной системе. В то время, пока мир занят поиском нового экономического строя, исламские финансы имеют все шансы выйти на должный уровень
● заручиться поддержкой. Мы искренне надеемся, что эта книга позволит лучше понять сферу исламских финансов и банковского дела, а также роль, которую она может сыграть в решении пробле-мы ликвидности в условиях нового экономического порядка.
Эта книга является результатом не только нашего труда. Мы выражаем особую благодарность нашим семьям и друзьям за помощь и поддержку. Мы также признательны за бесценные комментарии экспертов по поводу первоначального варианта книги. Наконец, мы берем на себя ответственность за любые ошибки, упущения и недостатки, если таковые остались в книге.
Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми Глава 1
Основные положения исламской экономической системы
В этой главе дается краткое описание существующей экономичес кой системы с точки зрения мировой практики. Эти базовые знания необходимы всем, кто желает изучить основные аспекты исламской экономики. Кроме того, в главе рассмотрены основные понятия и существенные условия развития исламской экономической системы, частью которой является исламский банкинг.
ВВЕДЕНИЕ
Попытки привить исламские идеи и ценности экономической деятельности начали предприниматься более сорока лет тому назад, в 1970-х годах (Siddiqi, 1996). Если принять эту точку зре-ния, то предполагается, что исламская экономическая система ранее не существовала. Разумеется, это не так, более того – это 10 Глава 1
даже абсурдно. Все оттого, что исламская экономика была не-отделима от Ислама. Возможно, Нехатулла Сиддики ссылается на повторную «загрузку» принципов Ислама в экономическую деятельность. Доказательством наличия исламской экономики служит сура «Трапеза», в которой Всевышний говорит:
«…Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, до вел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в каче стве религии Ислам».
(Коран 5: 3, перевод Э. Кулиева). На основании вышеприведенного стиха ясно, что Ислам охва-тывает все аспекты человеческой жизни. Ислам имеет свою уни-кальную систему экономики (Chapra, 1994). В молодости Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вместе со своей женой Хадиджой применял и реализовал эту систему во время торговли, которая основывалась на концепции мудараба. Фактически он участвовал во всех мероприятиях, связанных с развитием и внедрением исламской экономики. В качестве при-мера одного из ранних представлений об экономике в Исламе можно привести способ распределения ценностей, полученных после победы в сражениях. Подобная исламская экономическая деятельность продолжила свое развитие и после времен Про-рока (да благословит его Аллах и приветствует). Например, во времена правления халифа Омара аль-Хаттаба (634-644) было многое сделано для развития экономической деятельности на благо исламской уммы или мусульман, что впоследствии исполь-зовалось многими другими общинами. К сожалению, эти прин-ципы исламской экономики не получили широкой известности, а некоторые – и вовсе были забыты. Вместо этого мусульмане подвергаются влиянию экономической системы, созданной и разработанной немусульманской интеллигенцией. В результате обществу пришлось, возможно вынужденно, обучиться запад-ной системе экономики и более глубоко ознакомиться с капита-
листической, социалистической и марксисткой моделями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ
Роберт Барнхарт (1988) дал определение экономики или «yconomye» как «управление хозяйством». Термин «экономи-ка» впервые был использован в 1440 году и, вероятно, произо-шел от среднефранцузского слова «economie», от латинского «oeconomia» или от греческого «oikonomia» (которое происходитот слова «oikonotuos», означающего «управляющий» или «охран-ник»). В 1651 году это слово было использовано для обозначения «управления национальными ресурсами».
История современной экономики началась в 1776 году, по-сле публикации книги Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой описаны принципырыночной экономики. В другой своей книге «Богатство наро дов» Смит рассматривает вопросы, касающиеся определенияцены на товар, определения цены земли, труда и капитала, а так-же сильных и слабых сторон рыночных механизмов. Все идеи и концепции, выдвинутые Адамом Смитом, находят примене-ние и сегодня. Тем не менее, Смит лишь предложил концепцию микроэкономики, которая является одной из составляющих экономики, вторая составляющая отрасли – это макроэкономи-ка. Микроэкономика есть исследование индивидуального пове-дения, – например, установления цены на определенный товар на рынке, или поведения конкретного человека либо отдельно взятой фирмы.
Понятие макроэкономики было представлено Джоном Мейнардом Кейнсом в 1936 году. Сфера макроэкономики охва-тывает такие вопросы, как производство, доходы, уровень цен, международная торговля, безработица и рабочая сила. В своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнс изу-чает факторы, способствующие возникновению экономического кризиса, предпосылки инвестиций, роль центральных банков в управлении деньгами и процентными ставками, а также почему некоторые страны развиваются быстро, тогда как в других на-блюдается статичность. Кейнс также объяснил важность роли 12 Глава 1
государства в процессе выравнивания колебаний экономиче-ского цикла (Samuelson и Nordhaus, 1995). Таким образом, по-нятия, предложенные Кейнсом, включали в себя банковскую и финансовую концепции. Принципы исламских финансов и бан-ковского дела должны быть рассмотрены путем сравнения их с макроэкономической концепцией.
Кроме того, существуют различные определения экономики, выдвинутые экономистами. Линда Лоу и Тох Мун (1997) привели несколько определений известных экономических мыслителей:
q Адам Смит: «Экономика или политическая экономия – это изучение природы и причин богатства народов». q Нассау Вильям-старший: «Политическая экономия – это на-ука, связанная с миром природы, а также с производством и распределением богатства».
q Альфред Маршалл: «Политическая экономия или эконо-мика – это учение о повседневной жизни людей, где речь, с одной стороны, идет о богатстве, а с другой, что более важ-но, о самом человеке».
q Лайонел Роббинс: «Экономическая наука – это наука, изуча-ющая человеческое поведение в отношении целей и ограни-ченных ресурсов».
q Милтон Фридман: «Экономика – это наука, изучающая ме-тоды, применяемые разными обществами для решения сво-их экономических проблем.
q Ричард Липси, Питер Штайнер, Дуглас Пурвис и Пол Курант: «Экономика – это учение об использовании ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потреб-ностей».
q Пол Самуэльсон и Уильям С. Нордхаус рассматривают эко-номику как науку о возможностях «потребления ограничен-ных ресурсов для производства ценных товаров и распреде-ления их между людьми».
q Руперт Пеннант-Ри и Билл Эммотт: «Экономике трудно дать определение, но большинство людей опознают ее, как толь-ко столкнутся с ней. В общем, экономика – это изучение спо-собов существования обществ в мире. Если говорить более конкретно, то экономика – это наука, которая исследует пути
использования ограниченных ресурсов для производства и распределения продуктов и услуг с целью удовлетворения потребностей людей».
Пол Самуэльсон и Уильям Нордхаус (1995) обобщили различ-ные определения экономики и пришли к выводу, что экономи-ка – это наука, которая:
q Изучает методы определения стоимости рабочей силы, ка-питала и земли, а также методы определения стоимости с целью распределения ресурсов.
q Исследует поведение финансового рынка и анализирует ме-тоды распределения капитала. q Анализирует влияние правил, установленных государством, на эффективность рынка. q Изучает распределение доходов и предлагает способы ока-зания содействия бедным слоям общества без ущерба для экономической деятельности.
q Исследует влияние правительственных расходов, налого обложения и бюджетного дефицита на экономическое раз-витие.
q Рассматривает вопросы увеличения или снижения трудоем-кости и производства, порождающие экономический цикл, и устанавливает государственную политику в области сти-мулирования экономического роста.
q Исследует межнациональные формы торговли и подвергает анализу последствия торгового эмбарго. q Изучает экономический рост в развивающихся странах и предлагает методы, способствующие эффективному исполь-
зованию ресурсов.
Камус Экономи (1993) определил экономику как область со-циальной науки, которая изучает поведение людей, имеющих ограниченное количество ресурсов, с целью удовлетворения их неограниченных нужд и потребностей, и происходит это все в условиях конкуренции.
Почти все вышеприведенные дефиниции вращаются вокруг одной проблемы: как обществу удовлетворить свои потребности при ограниченном количестве ресурсов. Эти ресурсы должны быть использованы наиболее эффективным образом, чтобы все 14 Глава 1
общество могло извлечь из этого пользу, а при их распределении должен учитываться факт приложенных усилий. Поэтому Аль-берт Ниеми (1978) дал определение, что экономика – это «нау-ка, изучающая выбор общества, с которым обществу пришлось столкнуться при распределении ограниченного количества ре-сурсов на неограниченные нужды общества, учитывая тот факт, что общество должно быть полностью удовлетворено, а выгоды получены согласно вкладу каждого члена социума».
Подразумеваются как человеческие, так и физические ресур-сы. Человеческий ресурс, также известный как фактора труда, включает в себя элементы менеджмента и предпринимательства. Труд как рабочая сила является движущим фактором экономики и состоит из управленцев, принимающих решения, и работников, которые решают поставленные задачи. Физический ресурс – это земля и капитал, то есть факторы производства. В этой ситуа-ции производитель изготавливает товар с надеждой на то, что после приобретения продукта или услуги потребителем он по-лучит прибыль. Производителю необходимо приложить усилия, чтобы все факторы производства были задействованы, так как потребитель делает выбор в пользу товара, отвечающего его тре-бованиям и стоящего потраченных средств.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы