Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СУЩНОСТЬ ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Согласно различным определениям западных интеллектуа-лов, суть экономических проблем заключается в наличии огра-ниченных ресурсов, призванных удовлетворять неограничен-ные потребности человека. Отсюда следует, что при обсуждении основных экономических понятий нужно учитывать, что произ-водить, как производить и для кого производить.
Поэтому необходимо понять, должно ли развитие знаний в исламской экономике происходить тем же путем, что и в тради-ционной.
Первый момент, требующий корректировки, – это теория огра-ниченности или недостатка всех ресурсов на Земле, принятая в 34 Глава 1
традиционной экономике. В качестве решения была создана за-падная система, учитывающая методы распределения этих огра-ниченных ресурсов, также известных как экономические блага. Согласно этой логике, если все, чего захочет человек, может быть им получено без истощения ресурсов, то дисциплина экономики не должна существовать вовсе. В случае, если мы также примем тот факт, что ресурсы, созданные Богом, исчерпаемые, то основа обсуждения будет строиться на той же платформе, что и предпо-ложения западной экономики.
Однако некоторые исламские экономисты считают понятие ограниченности ресурсов чуждым исламскому учению. Моха-мед Арифф (1989) полагает, что Аллах предоставил человечеству достаточное количество ресурсов, которого хватит ему до конца жизни. Нехватка ресурсов обусловлена не их отсутствием, ис-черпаемостью или исчезновением, а скорее пренебрежительным отношением человека к процессу разведывания и обнаружения новых источников или заменителей. К примеру, Бог поощряет мусульман искать Его щедрость на земной поверхности. Это опи-сывается в следующих аятах:
«Ваш Господь ведет для вас по морю корабли, дабы вы могли снискать Его милость. Воистину, Он милосерден к вам».
(Коран 17: 66, перевод Э. Кулиева).
«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие».
(Коран 28: 77, перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 30: 41).
«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете».
(Коран 62: 10, перевод Э. Кулиева).
«Он – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения».
(Коран 67: 15, перевод Э. Кулиева).
В вышеприведенных коранических стихах нигде мусульманам не сообщается об истощении или исчезновении щедрот Алла-ха. Однако аяты являются инструкцией и правилами, которые должны соблюдаться верующими. Далее приведены некоторые из правил:
Ø богатство или щедроты Аллаха не сосредоточены только в одном месте. Иными словами, Всевышний призывает мусуль-ман рассеиваться по земле и морям в поисках Своих даров – дары Аллаха в изобилии можно обнаружить во всех краях;
Ø в поисках богатства никогда не следует забывать о жизни после смерти. Поэтому, прилагая усилия в поисках даров, человек должен понимать, что он несет ответственность за все свои действия в следующей жизни;
Ø поиск щедрот не должен наносить вреда окружающей среде. Смысл сказанного весьма глубок. В целом, люди могут стре-миться получить столько богатства, сколько они желают, но, в то же время, это должно происходить без ущерба окру-жающей среде; нельзя ставить под угрозу жизнь на Земле и
эксплуатировать невозобновляемые источники.
Второй важный фактор, признанный Западом в процессе раз-вития экономических знаний, заключается в том, что челове-ческие желания безграничны. Ненасытные желания будут про-должать развивать экономику, а продукты по-прежнему будут создаваться, дабы удовлетворить неограниченные потребности. Западные ученые, изучая желания человека, породили много разных теорий.
Одной из ранних теорий Запада, принятая большинством, яв-ляется теория «Иерархии потребностей», выдвинутая Абрахамом Маслоу. Согласно этой теории, человек мотивируется пятью при-родными потребностями; начиная с первого уровня потребностей действия человека направлены на удовлетворение своих требо-ваний, и так до тех пор, пока он не дойдет до последнего уровня (Maslow, 1943). На первом уровне находятся физиологические по-требности человека: потребность в еде, жилье, здоровье. Второй уровень говорит о потребности в безопасности. Третий включа-ет в себя социальные потребности, то есть потребность в любви, привязанности. Потребность в чувстве собственного достоинства 36 Глава 1
находится на четвертом уровне. И последний, пятый уровень, опи-сывает потребность в самовыражении. Таким образом, мы стара-емся осуществить свои желания посредством способностей, ко-торыми обладаем. Теории человеческих желаний и потребностей были представлены и многими другими западными теоретиками.
Анас Зарка (1989) в своих трудах о поведении человека с точки зрения Ислама принял во внимание мнения Аль-Газали и Аль-Шатиби о том, что желания мусульман могут быть разделены на три основные иерархии: предметы первой необходимости, комфорт и улучшения. Так, например, термин «потребность» включает в себя мероприятия по формированию, развитию и поддержанию пяти основных компонентов, которые необходи-мы человеку для достижения звания «лучшего в умме», а имен-но религия, жизнь, мысли, дети и благосостояние. Существует множество учений, основанных на Коране и Сунне, обучающих человека совершенствовать указанные компоненты.
Третий важный фактор, который необходимо учесть при раз-витии теории исламской экономики, заключается в переоценке экономических теорий, разработанных Западом. Теории долж-ны быть подвергнуты пересмотру, так как они не могут служить основой для развития исламской экономики. Арифф (1989) представил ряд западных экономических теорий, которые явля-ются сомнительными или вовсе не могут быть использованы в исламской экономике. Некоторые теории, которые должны быть пересмотрены – теория конкуренции, теория максимизации прибыли, и теория, связанная с процентными ставками.
На основании ключевых фактов, приведенных выше, можно сделать вывод, что сущность исламской экономики довольно сильно отличается от западной. Более того, вопрос развития этих знаний тесно связан с развитием личности и исламского общества, и этот процесс должен происходить согласованно с нормами Ислама, изложенными в Коране и Сунне. Адиварман Карим (2002) подытожил, что процесс развития исламской эко-номики должен основываться на пяти основополагающих прин-ципах: таухид (единство Аллаха), адль (справедливость Аллаха), нубуввах (пророчества), халифа (наместник Аллаха на Земле) и ма'ад (конечная судьба человечества).
Таухид – это система взглядов, в соответствии с которой че-ловек формирует свое поведение исходя из цели своего соз-дания. Человечество было создано для поклонения Всевышне-му; следовательно, в этом мире люди должны вести себя от-ветственно по отношению к этой цели. Таким образом, любая деятельность, связанная с экономическим развитием или биз-несом, должна сопровождаться ответственностью. Любой, кто действует в разрез с исламским учением, должен нести ответ-ственность за свои поступки. Концепция адль или справедли-вости включает в себя философию «не будь несправедливым по отношению к другим и не будь несправедливо обиженным». То есть эксплуатация и предательство не приемлемы. Нубув вах – это концепция, согласно которой человечество должноруководствоваться поведением и поступками пророков. Сре-ди качеств выделяются такие, как сиддик (правдивость), амана (ответственность и надежность), фадана (ловкость, интеллект
• мудрость) и таблиг (восприимчивость к мнениям других и способность к общению). Концепция халифа подразумевает, что человек является лидером и хранителем всего, что есть на земле. Посредством этого положения человек несет ответ-ственность за использование ресурсов таким образом, чтобы приносить пользу не только людям, но и всем другим творени-ям Всевышнего на земле. Последняя концепция ма'ад – пред-ставление о существовании Судного дня, – согласно которой человек должен творить добро, чтобы получить воздаяние и награду в Судный день.
Мухаммад Умар Чапра (1971) обозначил следующие ценности
• цели исламской экономики:
Ø экономическое благосостояние в рамках исламских мораль-ных ценностей; Ø чувство братства и справедливости;
Ø честное и справедливое распределения доходов и матери-альных ценностей; Ø свобода личности в контексте социального благососто яния.
Часть красоты и силы Ислама заключается в его учении о том, как важно пожинать плоды в этом мире и зарабатывать благи- 38 Глава 1
ми делами для будущей жизни. Ислам поощряет мусульман в их стремлении к дарам Всевышнего и повышению уровню жизни (смотрите Коран 17: 66, 28: 77; 62: 10 и 67: 15) Помимо этого, в Коране говорится, что все, созданное на земле, было уготовано для людей. Вот некоторые из аятов:
«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему извест но обо всякой вещи».
(Коран 2: 29, перевод Э. Кулиева).
«Скажи: " Кто запретил украшения Аллаха, которые Он да ровал Своим рабам, и прекрасный удел? ". Скажи: " В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них". Так Мы разъясняем знамения людям знающим». (Коран 7: 32, перевод Э. Кулиева). Мусульмане могут извлечь много пользы из тех щедрот, ко-торые даровал Аллах, при условии, что они повысят свой уро-вень экономических знаний. К примеру, имея материальный достаток, мусульмане могут выплачивать закят (очистительная милостыня), раздавать милостыню, оказывать помощь другим и стремиться к милости Всевышнего. Об этом свидетельствуют
следующие аяты:
«Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися».
(Коран 2: 43, перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 2: 110, 117, 277; 4: 162; 5: 55; 9: 103 и 92: 178). «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите пути приближения к Нему и сражайтесь на Его пути, – быть мо жет, вы преуспеете».
(Коран 5: 35, перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 4: 95; 9: 20-21; 9: 41; 22: 78; 29: 6; 45: 15 и 29: 69).
«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро».
(Коран 2: 195 перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 2: 267; 14: 31; 34: 39 и 57: 10).
Помимо отмеченных стихов Корана есть целый ряд хадисов с подобными призывами. К примеру, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал мусульманам часть своего вре-мени расходовать на мирские дела, а часть времени посвящать вопросам будущей жизни, и настоятельно призывал свою об-щину совершать добро и распоряжаться своим благосостояни-ем так, чтобы получить благословение Всевышнего. В отноше-нии прибыли или выгоды применяются те же принципы. Гово-ря о теории прибылей, в западной экономике подразумевается теория максимизации прибыли. В исламской экономике вопрос прибыли рассматривается не только с точки зрения экономиче-ского прироста или денежного дохода, но и как способ укрепле-ния веры.
В Исламе прибыль имеет долгосрочную перспективу, так как будет иметь вес в этом мире и в будущей жизни. Вот некоторые аяты Корана, которые описывают преуспевающих в обоих ми-рах людей и их качества: Коран 2: 2-5; 3: 200; 5: 35, 90, 100; 6: 21, 135; 7: 8-9; 8: 45; 9: 88; 35: 29; 41: 35; 42: 20; 45: 30 и 64: 16. Предан-ные и верные Всевышнему Аллаху люди достигнут процветания; кроме того, в Коране изложены качества, которыми должны об-ладать люди, стремящиеся к благополучию.
Далее Чапра говорит, что цель исламского экономическо-го развития характеризуется такими понятиями, как чув-ство братства и социально-экономическая справедливость. Под этим подразумевается, что исламское экономическое раз-витие не должно учитывать интересы только одной группы мусульман, в то время как другие группы мусульман терпят лишения и страдают. Как говорит Всевышний в Коране в суре «Комнаты»:
«Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас на родами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и са мый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее бого боязненный».
(Коран 49: 13, перевод Э. Кулиева). В различных аятах Корана и хадисах, призывающих мусуль-ман делать добро друг другу, большое значение придается та-кому качеству, как всеобщее братство. В качестве руководства 40 Глава 1
можно привести следующий хадис. Абдулла бин Умар сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Каждый мусульманин – брат мусульманину, а потому он не должен притеснять его. Всякому, кто поможет в нуж де своему брату, Аллах поможет в его собственной нужде. Всякого, кто оградит мусульманина от напасти, Аллах оградит от тягот в День Суда».
(Сахих аль-Бухари). Анас сообщил, что Посланник (да благословит его Аллах и
приветствует) сказал:
«" Помоги брату своему – обидчику или обиженному". Какой-то человек спросил: " О, Посланник Аллаха, я помогу ему, если он обижен. Скажи, а если он – обидчик, как помогу я ему? ". И он сказал: " Удержи его – или не позволь ему совер шить зло. Это и есть твоя помощь" ».
(Сахих аль-Бухари). Абу Мусса сообщил, что Посланник (да благословит его Аллах
и приветствует) сказал:
«" Верующие подобны единому строению, разные части ко торого укрепляют друг друга" и при этом сцепил свои руки так, что пальцы одной руки прошли между пальцами дру гой».
(Сахих аль-Бухари). Нуаман ибн Башир сообщил, что Посланник (да благословит
его Аллах и приветствует) сказал:
«Аналогия этой уммы, как одно тело. Если одна часть тела чувствует боль, то тогда все тело страдает от двух ве щей: бессонница и лихорадка».
(Сахих аль-Бухари). Следовательно, важнейшее место в развитии исламской эко-номики занимают принципы взаимной жертвы и сотрудниче-ства. Эти принципы тесно связаны с понятием справедливости, которая также является важнейшей концепцией в Исламе, и об
этом свидетельствуют многие стихи Корана, среди которых:
«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть лю дей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте спра
ведливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Алла ха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете».
(Коран 5: 8, перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 4: 58; 6: 152 и 49: 9).
Чапра (1994) считает, что понятие справедливости может де-литься на социальную и экономическую. Социальная справед-ливость тесно связана со взаимоотношениями мусульман друг с другом независимо от расы, цвета кожи или мировоззрения, так как в Исламе единственными критериями отличия являются вера в Бога и благочестие. И в Коране многие аяты побуждают мусульман совершать благое словами и делом, быть полезны-ми друг другу (смотрите Коран 2: 95, 104; 4: 36, 48; и 148-9, 5: 93; 16: 90, 128; 17: 23, 153; 28: 77; 29: 46; 42: 40 и 60: 8). Экономическая справедливость подразумевает отсутствие признаков эксплуата-ции и злоупотребления правами других, ставя выше свои лич-ные интересы. В суре «Поэты» Всевышний предостерегает:
«Не убавляйте людям того, что им причитается, и не творите на земле зла, распространяя нечестие».
(Коран 26: 183, перевод Э. Кулиева). На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что производитель, работающий по принципам исламской экономи-ки, обязан знать не только свои права, но и права своих работ-ников, производящих товар, а также права тех, кто этот товар
приобретает.
Третья цель в рамках исламской экономики, которую обозна-чил Чапра, это справедливое и честное распределение доходов. Идея исламской экономики заключается в том, что каждый му-сульманин сможет воспользоваться правом пользования дара-ми, которыми Всевышний усыпал нашу землю. Согласно кора-ническому тексту, все благое на земле было создано для человека и он является владельцем этих богатств (смотрите Коран 2: 30; 6: 165 и 35: 39). В связи с этим исламская экономика не долж-на упустить такие важные вопросы, как распределение благосо-стояния и ресурсов между менее удачливыми членами общества. Процесс распределения благосостояния в рамках исламской эко-номики включает в себя помощь нуждающимся, сбор и выплату закята, распределение имущества умершего среди наследников. 42 Глава 1
Следующие аяты указывают на то, что наличие неравенства в обществе является замыслом Всевышнего.
«Он – Тот, Кто сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он – Прощающий, Милосердный». (Коран 6: 165, перевод Э. Кулиева).
«Воистину, твой Господь увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Он видит и знает Своих ра бов».
(Коран 17: 30, перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 17: 21; 2: 269; 13: 26; 16: 15; 9: 21, 62; 30: 37; 34: 36, 39; 39: 52 и 42: 12).
Чапра считает, что свобода личности является конечной целью исламской экономической системы. Свобода является абсолютным правом индивидуума и, согласно учению Ислама, человечество создано исключительно для поклонения Аллаху. Однако свобода не является синонимом произвола, следователь-но, у человека есть ряд ограничений, которых он должен придер-живаться. Исламские юристы считают, что личностная свобода в Исламе учитывает следующие принципы:
• интересы большинства приоритетнее интересов отдельного человека; • несмотря на то, что облегчение бремени мусульман и поиск выгод являются целями Шариата, первый принцип являет-ся более предпочтительным;
• во избежание более значительных потерь, малые – допусти-мы. Принесение в жертву малой прибыли с целью получе-ния большей – оправдано.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы