Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА



 

На основании определений термина экономика, приведенных в начале этой главы, можно сделать вывод, что экономика – это отрасль знаний о том, как люди используют имеющиеся ресурсы с целью создания продуктов и услуг для их последующего потре-бления. Исламская умма – это мусульманская община, в которой люди работают, чтобы добыть «ризык» (пропитание) посред-ством использования ресурсов, которые Всевышний сделал при-годными. Это обстоятельство позволяет считать, что в Исламе должны существовать знания, связанные с экономикой.

 

В Коране есть много аятов, посвященных экономике. Кроме того, существуют хадисы Пророка (да благословит его Аллах


Основные положения исламской экономической системы

 

и приветствует), освещающие основные принципы, мнения и поучения в отношении экономических аспектов. В действитель-ности, Всевышний Аллах в Коране упоминает экономические принципы, которые имели место в период ранних пророков. На-пример, следующие два стиха описывают экономические аспек-ты времен Авраама и Шуайба (Иофор в библии):

«Мы сделали их вождями, которые по Нашему велению указывали на прямой путь. Мы внушили им вершить до­ брые дела, совершать намаз и выплачивать закят, и они поклонялись Нам».

 

(Коран 21: 73, перевод Э. Кулиева).

 

«Наполняйте меру полностью и не будьте одними из тех, кто наносит урон. Взвешивайте на точных весах. Не убав­ ляйте людям того, что им причитается, и не творите на земле зла, распространяя нечестие».

 

(Коран 26: 181-183, перевод Э. Кулиева). Помимо вышеупомянутых аятов в Коране много других сти-хов, имеющих отношение к экономике. Помимо этого, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) часто ана-

 

лизировал вопросы экономики и бизнеса.

 

На основании этих толкований совершенно очевидно, что Ислам регулирует отношения не только между человеком и Творцом, но также освещает, каким образом люди должны расходовать существующие ресурсы, которые были созданы с определенной целью и замыслом. Следующие аяты разъясня-ют это:

«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему извест­ но обо всякой вещи».

 

(Коран 2: 29, перевод Э. Кулиева).

 

«Он – Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нем украшения, которые вы но­ сите. Ты видишь корабли, которые бороздят его для того, чтобы вы могли снискать Его милость, – быть может, вы будете благодарны».

 

(Коран 16: 14; перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 30: 46; 35: 12 и 45: 12).


24 Глава 1

 

«Скажи: " Кто запретил украшения Аллаха, которые Он да­ ровал Своим рабам, и прекрасный удел? ". Скажи: " В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них". Так Мы разъясняем знамения людям знающим».

(Коран 7: 32, перевод Э. Кулиева). Очевидно, что Ислам не является религией, которая прида-ет значение исключительно жизни после смерти, но заботится и о мирских делах. Тем не менее, исламское экономическое уче-ние не излагалось и не передавалось из поколения в поколение. Еще большим разочарованием служит тот факт, что основное содержание экономики, которое якобы было разработано за-падными интеллектуалами, в действительности заимствовано из работ великих исламских экономических мыслителей. Ислам-ские ученые, проводившие различные исследования, обнаружи-ли, что наблюдается множество сходств во мнениях западных интеллектуалов и исламских мыслителей, но последние жили в гораздо более ранний период. Ниже приведены некоторые схо-

 

жести (Karim, 2002):

 

(i) Теория оптимумов Парето возникла из работ имама Али под названием «Нахджул-Балага».

(ii) Мафриан Сиро-яковитской церкви Бар-Эбрей (также из-вестный как Абу аль-Фарадж) скопировал несколько глав из книги «Ихйа улум ад-Дин» («Воскрешение наук о Вере»), на-писанной имамом Газали.

 

(iii) Священник Раймонд Мартини из испанской церкви Ордо Доминикан переписал многие главы из книг «Тахафут аль-фаласифа» («Самоопровержение философов»), «Макасид аль-фаласифа» («Намерения философов»), «Аль-мункиз мин ад-далал» («Избавляющий от заблуждения»), «Мишкат аль-анвар» («Ниша света») и «Ихйа улум ад-Дин» («Воскрешениенаук о Вере») – труды имама Газали.

 

(iv) Святого Фому Аквинского можно назвать плагиатором, который позаимствовал многие главы из сочинений аль-Фараби.

 

(v) Труд Адама Смита «Богатство народов» (1776) имеет много общего с произведениями Абу Убайда аль-Касим ибн Салла-


Основные положения исламской экономической системы

 

ма (умер в 838 году нашей эры) «Китаб аль-амваль» («Книга о государственных доходах»).

 

Наряду с работами ранних исламских экономических мыслите-лей, подвергшихся копированию со стороны западных интеллек-туалов, существует много других работ по экономике, представ-ленных исламскими мыслителями и учеными. Вот некоторые ра-боты ранних исламских мыслителей по экономике (Karim, 2002):

 

«Рисалат ас-сахаба» («Трактат о сподвижниках»), Абдуллабин аль-Мукаффа (109-145 год по Хиджре (г.Х.) / 727-762 год по грегорианскому исчислению (г.Г.)), работа по вопросам политики и государственного финансового управления.

 

«Китаб аль-харадж» («Книга о Харадже»), Абу Юсуф (113-182 г.Х. / 731-789 г.Г.), труды по финансовому менеджменту.

«Аль-Харадж» («О Харадже»), Йахья ибн Адам аль–Курайшийя (140-203 г.Х / (757-818 г.Г.), сборник хадисов по социально-экономический вопросам.

 

«Китаб аль-амваль» («Книга о государственных доходах»), Абу Убайда аль-Касим ибн Салам (140-157 г.Х. / 774-838 г.Г.), о политике и государственных финансах.

 

«Китаб аль-амваль» («Книга о государственных доходах»),

 

Абу Хамид бин Занджави (180-251 г.Х. / 796-865 г.Г.). Небрежное отношение к работам исламских мыслителей по эко-

 

номике было распространено в средние века Ислама и продолжа-лось вплоть до времени заката исламской цивилизации. В резуль-тате об исламской экономике не так много было написано, что, в конечном итоге, создало вакуум в этой области, а распространение знаний стало очень ограниченным. Современный исламский уче-ный Монзер Каф (1989) высказал мнение, что к изучению теории экономики таких исламских мыслителей прошлого, как Абу Юсуф, Йахья ибн Адам, Аль-Газали Ибн Рушд, Аль-Изз бин Абд ас-Салям, Аль-Фараби, Ибн Таймия и Ибн Халдун, было приложено недо-статочное количество усилий. Мнения и идеи, высказанные этой группой ученых, побудили бы других мусульманских экономистов исследовать и развивать область исламских экономических знаний. Таким образом, у мусульманских экономистов есть возможность пересмотреть применение уже разработанной теории исламской экономики и расширить ее границы во благо человека.


26 Глава 1

 

Мухаммад Кхан (1989) полагает, что в настоящее время суще-ствуют три группы мусульманской интеллигенции, которые спо-собствовали возрождению изучения этого знания. Первая группа – это улемы (уважаемые люди, имеющие глубокие знания в Исламе), которые возобновили рассмотрение концепции исламской эконо-мики. Эта группа одной из первых начинает продвигать учение и считает, что вероучение Ислама в отношении экономики всеобъ-емлющее и способно решить экономические проблемы, с которы-ми сталкивается человек. Используя методы прошлых лет, улемы проводят исследования, основываясь на достоверных источниках. Следующая группа – это современные ученые, которые, базируясь на аутентичных источниках, выполняют толкование и вносят со-ответствующие текущей ситуации поправки в традиционное мне-ние улемов. Однако убеждения этой современной группы не всегда получали общественную поддержку. И третья группа, выводящая заключения по вопросам исламской экономики, состоит из эко-номистов, получивших образование на Западе. Экономисты этой группы обладают экономическими знаниями и выполняют анализ, руководствуясь мнением улемов. Эта группа внесла большой вклад в развитие исламских экономических знаний.

 

На сегодняшний день, несмотря на наличие уже достаточного количества работ и исследований по исламской экономике, все еще существуют пробелы, которые должны быть заполнены, и все еще много экономических проблем, которые с позиции Ис-лама до сих пор не решены.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A.19. Противопожарная система
  2. A.32.4.5.3. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможением
  3. F) макроэкономическая политика пассивна, т.к. экономика внутренне стабильна
  4. II. Поселение в Испании. Взаимоотношения вестготов и римлян. Королевская власть. Система управления. Церковная политика.
  5. АВАРИИ НА КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
  6. Автоматизированная система мониторинга вычислительной среды и обнаружения сетевых атак.
  7. АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА АСОТП ИГЛА-М.5К-Т И СКТБ
  8. Административно-территориальное деление и система местного самоуправления США
  9. Антиоксидантная система (АОС).
  10. БАЛАНС ВОДЫ В СИСТЕМАХ ОБОРОТНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
  11. Банковская система и монетарная политика.
  12. Банковская система и предложение денег. Центральный банк, его функции. Коммерческие банки. Создание денег банковской системой. Банковский мультипликатор. Денежная база.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь