Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Учение о бытии: Парменид, Зенон.
Элейская школа. г. Элея, греческая колония на о. Сицилия. Элеаты были предшественниками и родоначальниками идеалистической философии. Ее представители – Парменид и Зенон Элейский – создали учение о бытии. Парменид ввел понятие «бытие» (греч. – «онтос», отсюда онтология – наука, учение о бытии). Доверять можно только разуму, чувства нас обманывают, создают иллюзорную картину. «Природа» - его труд. Один и тот же предмет кажется огромным ребенку и нормальным взрослому человеку. Одна и та же пища может быть вкусна, когда ты здоров и отвратит, когда болеешь. Чувствам нельзя доверять, в них не может быть согласия. Разум – другое дело: 2х2=4 - всегда и здесь не может быть разногласий. Любит доказывать от противного. Парменид рассуждал следующим образом: бытие – это все, что есть, существует. Противоположность ему – небытие, т.е. все то, чего нет. Но раз в небытии ничего нет, значит, и небытия нет, а значит, есть только бытие. При этом бытие статично, т.е. в нем нет движения, изменения. Все те перемены, которые мы видим и ощущаем вокруг себя, происходят не в бытии, а в мире наших представлений, мнений, т.е. в «доксе». Бытие же – это то, что мы можем помыслить, но не увидеть, т.е. это синоним мышления. Парменид характеризовал бытие следующими свойствами: бытие единственно; бытие однородно (гомогенно); бытие безгранично; бытие вечно; бытие неподвижно. Известен также Принцип Парменида (принцип всеобщей связи), согласно которому «ничто не возникает из ничего и не переходит в ничто, но все возникает из другого и переходит в другое». В настоящее время получили развитие многие идеи, основанные на этом принципе: мировые константы, законы сохранения, концепция круговорота, теория вакуума, гипотеза трансмутаций и др. Ученик Парменида – Зенон Элейский – сформулировал 36 апорий (в переводе с греч. означает «затруднение»), подтверждающих свойства бытия в учении Парменида. Наиболее известными среди них являются «апории о движении»: «Ахилл и черепаха». Если черепаха из пункта А в пункт Б выйдет раньше Ахилла, то Ахилл ее никогда не догонит. Догоняя черепаху, он будет каждый раз преодолевать какое-то расстояние за определенное время, но в это же время черепаха будет выдвигаться дальше. Значит, в каждый момент времени она все равно будет впереди, и расстояние между ними непреодолимо. «Стрела летящая». Так, если в каждый момент времени летящая стрела занимает место, равное своей длине, то значит, она покоится. Из суммы состояний покоя нельзя получить движение, следовательно, движения не существует. Таким образом, истинно, достоверно только то, что может быть помыслено, а не то, что проявляется в настоящем. Учение о числах: Пифагор Еще одна знаменитая загадка – квадратура круга. Пифагорейцы долго пытались выразить площадь круга через площади квадратов, вписанных в круг, но у них так ничего и не вышло из-за иррациональности числа Пи. Кроме того, пифагорейцы открыли арифметическую и геометрическую последовательности чисел (прогрессии), определили понятия гармонии, симметрии (линейной и лучевой), Пифагор сформулировал принцип свойства количеств, согласно которому «целое больше суммы своих частей». Этот принцип означал, что в целом важны не только сами части, но также их порядок и последовательность. Порядок по Пифагору есть пространство, а последовательность – время. К такому же пониманию пространства и времени придет через много веков А. Эйнштейн. Основываясь на Принципе Пифагора, Людвиг фон Берталанфи впоследствии создаст общую теорию систем, в которой обоснует наличие и необходимость структуры у каждого целого. Собственно, именно благодаря данному принципу, учение Пифагора называют не просто «теорией чисел», а именно «философией чисел»! Также в школе Пифагора занимались изучением семеричности. Ее суть состоит в том, что «семь» как магическое число определяет многие взаимосвязи в мире. Сам Пифагор написал трактат «Магическая семерка». Этот трактат в оригинале, к сожалению, не сохранился, но можно утверждать, что первые четыре раздела геометрии Евклида представляют собой пересказ этого трактата. Итак, все в мире подсинено семеричности: 7 чудес Света; 7 мудрецов; 7 звезд в ковше Большой медведицы и столько же в Малой медведице; 7 нот; 7 идеальных тел в стереометрии (это тела, грани которых образованы правильными фигурами: тетраэдр, куб, пентаэдр, гексаэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр); 7 лет составляет цикл жизни человека: 7 лет длится детство, 7 лет – отрочество, 7 лет – юность, 7 лет – молодость и т.д.; согласно современным исследованиям социопсихологов, человек одновременно может удержать в поле своего внимания 7 предметов. Чем объяснить такое влияние и роль числа 7? Существует несколько версий на этот счет: I. Семерка – след Лунного календаря в науке и жизни. Луна делает полный оборот за 28 суток, 7 суток – это четверть луны, неделя. II. Версия самого Пифагора: мы живем в трехмерном пространстве (континиуме), где положение тела однозначно определяется семью точками. Данная система очень похожа на систему координат Декарта. III. Современная версия (автор – Ю.П. Урманцев), основанная на комбинаторике: в комбинаторике максимально возможны 7 способов преобразования, на этом ее возможности исчерпываются. Поясним на примере обычных слов. Возьмем слово «РОМ» и попытаемся осуществить перестановки: 1-я перестановка: изменяем количество элементов – РОММ; 2-я перестановка: изменим качество одного из элементов – РОК; 3-я перестановка: изменим отношения (порядок) элементов – МОР; 4-я перестановка: 1-я + 2-я; 5-я перестановка: 1-я + 3-я; 6-я перестановка: 2-я + 3-я; 7-я перестановка: 1-я + 2-я + 3-я. число (по Пифагору) это не просто число, а отношение чего-то к чему-то. Опр. число есть соотношение существования одного предмета в другом (т.е. мера, отношение) по Пифагору! Число- это образ, идея – из-за этого-то Пифагора назвали идеалистом. У числа нет своего тела, оно всегда воплощено в др. телах – короче число - это знак. 2. Число не является атрибутом существования данной вещи. Диалектика Сократа как поиск истины Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Он был ярым противником Афинской демократии. Выборной демократической системой Афин был простой жребий, а потому практически любой афинянин мог легко стать правителем. Это возмущало Сократа, который говорил: «Мы идем за хлебом к булочнику, а за сапогами к сапожнику. Государством тоже должны управлять знатоки, мастера своего дела! ». Сократ – идеал Античного философа. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Часть из них дошла до нас в трудах его учеников – Платона и Ксенофонта. Известно, что Сократ был плохим семьянином: он не заботился о детях и постоянно скандалил с женой. Когда однажды ученики спросили его о том, стоит ли жениться, он ответил: «Жениться – обязательно! Если Вам попадется хорошая жена, Вы будете счастливы, а если плохая – Вы станете философом! ». С именем Сократа связан переворот в греческой философии. До Сократа ее смысл был в поиске первоосновы мира. Сократ отказывается от этой идеи и ставит в центр проблему человека, суть которой состоит в том, что, в первую очередь, необходимо познать себя! В отличие от них, Сократ предложил концепцию объективного идеализма – философские направление, признающее равноправное существование вещи и идеи вещи. По Сократу, идея вещи выражает ее смысл и значение, а потому сначала возникает именно идея, а затем ее проекции. С этого момента греческая философия делает резкий поворот от онтологической философии к этической. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Знаменитый метод Сократа станет впоследствии центральным методом греческой философии. Сам по себе метод не эвристичен, т.е. не нацелен на поиск истины, напротив, спорщик заранее знает, в чем он убеждает, и уверен в этом сам. Учения об идеях: Платон Платон (427-347 гг. до н.э.) – афинянин, ученик и последователь Сократа, пытавшийся проявлять себя в т.ч. и как государственный деятель (государство Платона), основатель Платоновской академии, которая просуществовала почти 1000 лет. В отличие от Сократа, Платон оказался очень «плодовит» и написал множество трудов, основной формой которых были диалоги. Платон страстен, противоречив, поражает силой мысли и стилем изложения. В его произведениях нет грани между философской идеей и художественным началом. Учение Платона комплексное. Платон опирается на идеи Парменида, но в противопоставлении бытия и небытия доходит до предела. По Платону весь мир состоит из идей (греч. «эйдос»), мир идей и есть первооснова мира. Существуют реальные факты, предметы, которые живут, изменяются и погибают, но остаются как идеи, а вот сами идеи вечны и неизменны. Таким образом, мир легко делится на «мир идей» и «мир реальный». Отсюда следует специфичность процесса познания в трактовке Платона. Платоновская теория познания Познание – это воспоминания души о тех идеях, которые она знала в «мире идей», до того как перешла в «мир реальный». Это означает, что теория познания суть есть теория воспоминаний. По Платону, мир по природе двойственен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей Платона Мир идей - вне пространства и вне времени. Этот мир принципиально неосязаемый, но он даже в большей степени реалистичен, чем мир чувственно воспринимаемых предметов. Идеальность трактуется и в смысле совершенства все предметы чувственного мира не идеальны. Идеи - предел, к которым стремятся все предметы, но не достигают. В мире идей есть предметы, которым нет аналогов в материальном мире (прямая, точка, другие математические понятия). Материальный мир - “тень” мира идей, он вторичен, объекты материального мира возникают и гибнут не могут быть истинно сущими. Пример: идея стола (вечная и неизменная) - отражается в разных видах в материальном мире. Иерархия идей Существует иерархия идей. Высшая - идея красоты и добра. Достижение их - вершина познания. Итак, новое в философии Платона - сверхчувственность бытия. Бытие - мир идей, безличный Бог. У него бытие плюралистично (у эллиатов оно едино и неизменно) Общее у них: сами идеи не изменяются. То есть Платон первый поставил вопрос о противоположности идеализма и материализма (хотя этих терминов не использует). Он первый сформулировал понятия идеального Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1598; Нарушение авторского права страницы