Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие научного мировоззрения
Научное мировоззрение – ориентирующиеся в своих построениях на конкретные науки как на одно из своих оснований, особенно на их содержание как материалы для обобщения и интерпретаций в рамках философской онтологии (всеобщей теории бытия). Сама наука в ее современном понимании как опытно (экспериментально) - теоретическое (математическое) изучение различных объектов и явлений действительности в целом мировоззрением не является, так как, во-первых, наука изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней (а именно эта проблема является основным вопросом всякого мировоззрения), а, во-вторых, любое мировоззрение является центральным видом сознания, тогда как наука реализацией его когнитивной сферы, целью которой является получение знаний о свойствах и отношениях различных объектов самих по себе. Особенно большое значение для научного мировоззрения является его опора на знание, полученное в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулируются знания о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех сферах. О методе научного познания Метод научного познания существенным образом предполагает формирование некоторой теории, т.е. системы логических связей (здесь достаточно указать лишь на осознаваемость этих связей, как признак существования в них некоей логики) между объектами, сформированными в сознании как модельными (т.е. состоящими из набора логически идентифицируемых свойств). Сама по себе теория дает информацию о поведении системы этих модельных объектов при изменении каких-то их свойств. В случае, если приложения теории к решению практических задач не приводят к успеху при изменении только лишь свойств имеющихся объектов, или введением новых модельных объектов с тем же принципиальным набором свойств, тогда меняется теория: система связей и набор свойств. Каким образом происходит отбор существенных свойств, характеризующих модельный объект, насколько он тождествен реальности, и насколько модельна сама реальность --- вопрос отдельный, и решаемый в том или ином смысле соответствующими концепциями. Важно что моделирование объектов теории идет согласно некоему принципу разумности или оптимальности (с точки зрения постановки задачи), а сама научная теория существенно детерминистична. (Если речь идет о вероятностном подходе, то детерминизм проявляет себя как сама попытка определить хотя бы статистически не поддающиеся описанию имеющимся аппаратом системы.) С точки зрения поставленных здесь задач, все это означает следующее. Чтоб сформировать понятие счастья нужно, отобрав среди всех возможных тезисов, его описывающих (т.е. свойств и объектов) тот общий и необходимый минимум, который позволит с установлением соответствующих связей между ними, применить это понятие или, вернее, --- эту модель к сравнительному анализу имеющихся в обществе путей, ведущих к реализации этого понятия, для определенного типа индивида, в жизнь. (Нужно заметить, что здесь нет кажущейся тавтологии такого толка, что мы как бы определяем такое понятие, которое бы реализовалось; в этом случае было бы проще определить само понятие, как реализованное, что означало бы лишь формальное решение задачи, бессмысленное в своем практическом приложении. Нужно учесть, что есть несколько (в рассматриваемом приближении) путей реализации понятия, т.е. несколько " реализованных понятий", на основании которых нужно построить одно, частными случаями которого являлись бы эти реализации. Для этого уже нужна теория.) Первое означает, что мы должны " переопределить" понятие счастья, т.е. выразить его через другие, " более конкретные", элементы, с соответствующим взаимодействием (связями) между ними, а второе --- поставить всю эту систему в те условия, которыми определяется группа рассматриваемых приложений. Диалектика и метафизика Метафизика (от греч.) - после физики. Термин “метафизика” ввел систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до н.э.) В истории философии термин “метафизика” часто употребляют как синоним философии. В философии марксизма - как синоним антидиалектики. Более точно определять метафизику как основные принципы философии, то есть наука о сверхчувственных принципах и началах бытия это наука о бытии онтология. В античности: Сначала отчетливое разделение метафизики, науки и теологии отсутствует. Философский метод не отличается от научного. В античности метафизика - метафизика бытия. В Средние века: Метафизика - высшая форма рационального познания бытия, вопрос о сущем остается основным, но он формулируется как “Что есть Бог? ” подчинение метафизики сверхразумному знанию. Богопознание = метафизика - познание высших родов сущего. Трактовка проблем соотношения свободы и необходимости, природы общих понятий. Новое время: метафизика вышла из границ теологии сначала - этап пантеистической натурфилософии Возрождения - объект исследования - природа. Метафизика испытывает значительное влияние естествознания. Метафизика становится наукой о гносеологии (превращение метафизики в теорию познания). Метафизика рационализма находится в тесной связи с традиционной онтологией. Метафизика эмпиризма (Бэкон) - против догматического введения в статус бытия различных понятий. XVII век - рационализм Декарта, Лейбница, Спинозы - выражения метафизики. XVIII век - кризис метафизики - в силу отъединения от метафизики ряда наук, критика со стороны скептицизма, сенсуализма, механистического материализма, Просвещения. Немецкая классическая философия: окончательное разрушение старой метафизики. Кант: критика догматической метафизики, но рассматривал ценность метафизики как науки, и считает метафизику завершением культуры человеческого разума. Задача - изменение метода метафизики и определение сферы ее приложения. Кант разделяет рассудок и разум ошибка старой метафизики заключается в распространении деятельности рассудка за пределы возможного опыта. Метафизика возможна как систематическое знание, выведенное из чистого разума. Он же окончательно разрушает метафизику как онтологию и на первое место ставит вопрос познания метафизика - гносеология и является чисто априорным знанием (в том смысле, в котором метафизика была раньше). Разделил метафизику на метафизику природы и метафизику нравов. В метафизике нравов противоречия чистого разума находят практическое разрешение. Размежевал метафизику и естествознание. Фихте и Шеллинг: пытаются построить положительную метафизику. Они связывают мышление и бытие, метафизику и науку, разум и природу, истолковали диалектику разума не как теоретический тупик, а как движущую силу развития познания диалектика - неотъемлемое свойство истинного мышления. Гегель: создает систему, в которой истина - это поступательное развитие разума, а противоречие - необходимый момент. Разум - носитель истинного познания, а диалектика - метод постижения противоречий и развития понятий. Рассудок - лишь необходимое, но не достаточное условие познания. Источник метафизики - рассудок первый противопоставил диалектику и метафизику. Основной вопрос философии Гегеля - о логике философия становится диалектической логикой. Диалектический материализм Маркса и Энгельса: поддержал идущее от Гегеля противопоставление метафизики диалектике и жестко противопоставляет друг другу материю и сознание Вторая половина XIX века: отрицательное отношение к метафизике вообще и также к гегелевскому варианту. Антиметафизика: волюнтаризм Шопенгауэра (даже развивает философию жизни); религиозный иррационализм (Кьеркегор); материалистический антропологизм (Фейербах); позитивизм; неокантианство. XX век: отстаивают позиции метафизики: неотомисты; реализм; феноменология; экзистенционализм; философия науки. Например: неопозитивисты зачислили в метафизику и диалектику Гегеля, и Маркса, так как понимали метафизику как умозрительное конструирование, и ставят вопрос о природе научного познания. Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер) - в центре внимания - философия языка, критика метафизики как типа западно-европейской культуры, пытается вернуться к “истокам”, то есть к метафизике в доплатоновской форме. Экзистенциализм - обращение к проблеме философии. В конечном счете существуют 2 толкования содержания метафизики: 1) наивное - неудовлетворительный конкурент диалектики; 2) положительное - совокупность основополагающих принципов философии. Диалектика: изначально - искусство вести споры (впервые - у Сократа). Слово “диалектика” впервые применил Сократ. Платон понимал под диалектикой диалог как логические операции расчленения и связывания понятий посредством вопросов и ответов. В современном значении (близко к нему) впервые применил Гегель, хотя элементы диалектики были у многих философов. Античность: наиболее ярко у Гераклита: мир, который находится в постоянном покое внутренне противоречив, мыслится в вечном становлении, движении, единстве противоположностей. Зенон Элейский: противоречивость понятия движения, Атомисты - Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций: появление любой вещи из атома - диалектический “скачок”. Софисты: отрицательная диалектика (противоречия в мыслях и поиск истины в спорах). Сократ: вопросно-ответная, разговорная теория диалектики. Платон: диалектика - расчленение понятий на четко обособленные роды, поиск истины в вопросах и ответах, знание относительного и истинного сущного можно достигнуть с помощью сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Диалектика категорий движения, покоя, различия, тождества, бытия, Бытие - активно самопротиворечивая координированная раздельность. Аристотель: диалектику развивал в направлении познания реально существующего космоса. Диалектика не просто абсолютное знание а и знание только возможного или вероятного. Стоики: углубление трактовки диалектики на основе тщательного анализа мыслительных и языковых категорий. Неоплатонизм: диалектически трактуется основная иерархия бытия: единое, его числовая раздельность, качественная наполненность первочисел (идеи), переход идей в становление (возникновение мировой души и космоса). Пантеизм - отождествление Бога и природы Бог из творца превращается в принцип самодвижения всего сущего. Н. Кузанский: идеи диалектики в учении о вечности движения, в совпадении противоположностей, обо всем в каждом, о совпадении максимума и минимума и т.п. Новое время Декарт: идея о неоднородности пространства. Спиноза: диалектическое понимание субстанции как причины самой себя, диалектика необходимости и свободы. Лейбниц: диалектика в понятии о монадах и в идее о единстве пространства и времени, непрерывности связи прошлого и будущего. Классическая немецкая философия Впервые появляется целостная концепция диалектики. Кант: Диалектика - средство разоблачения иллюзий чистого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. Диалектика обнаруживает неминуемые противоречия разума, который устремлен к постижению абсолютной цельности. Диалектика обнаружила в разуме необходимую противоречивость. Гегель - вершина диалектики: диалектика охватывает всю область действительности, начиная от логических категорий, переходя к природе и духу и кончая категориальной диалектикой исторического процесса. Диалектика содержит картину общих форм движения. Делит диалектику на 3 части (последовательные): бытие сущность понятие. Развитие - переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое на основе выявления и разрушения противоречия. Развитие = саморазвитие абсолютного духа. Каждая из ступеней развития имеет свой принцип - переход, рефлексия, собственно развитие. Моделью развития служила не объективная реальность, а отражающее ее мышление порождение происходит лишь в лоне идеи (а не природы) односторонний взгляд. Появляется диалектический материализм, претендующий на синтез принципа материализма на основе научного обобщения общественной практики, данных общественных наук и естествознания. Философия 2-ой половины XIX века - отказ от диалектики. XX век: в некоторых течениях - возрождение интереса к диалектике: неогегельянизм (Кортче и др.); экзистенциально-мистические версии диалектики (Ясперс и др.); экзистенциально-феноменологическая диалектика (Сартр) и др. Россия: Диалектика “теокосмического единства” (Лосский, Франк) - от философии всеединства Соловьева. Антиномическая диалектика Булгакова и Флоренского, экзистенциальная диалектика Бердяева, парадоксальная диалектика Шестова. Диалектика и метафизика исторически борются. Основной центр этой борьбы - интерпретация принципов развития. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1482; Нарушение авторского права страницы