Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пантеизм Николая Кузанского и Джордано Бруно



Важнейшими философскими идеями Возрождения являются:

1. Пантеизм (греч. pan – все, theos – бог) – бог не персона, не «старичок» аскетичного вида с нимбом, сидящий на троне, а некое «рацио» (рассудок) мира, душа природы. Таким образом, природа – это тело, а разум природы – это Господь бог.

2. Панпсихизм (греч. pan – все, psychё – душа) – воззрение, согласно которому в мире все одухотворено, вся природа обладает психикой.

3. Гилозоизм (гр. hylё – здесь вещество, zoё – жизнь) – философское учение о всеобщей одушевленности материи. По сути, гилозоизм является следствием пантеизма и панпсихизма.

ПАНТЕИЗМ

Николаи Кузанский (Николай Кребс)

Николай Кузанский (1401 —1464) был родом из семьи простолюдинов, однако ему очень повезло. В детстве он попал в услужение к местному сеньору, который его «приметил» и отправил учиться в школу при монастыре, а затем в Соррбонский университет (на теологический факультет). Николай блестяще окончил обучение, поступил на службу и дослужился до сана Кардинала. Кроме того, он серьезно увлекался астрономией и математикой, и именно Кузанский предложил переход к Григорианскому календарю.

Пантеизм Кузанский рассматривал с точки зрения математики. Как и его предшественник (Фома Аквинский), он оперировал понятием «бесконечность», но его бесконечность была не «дурной», а «актуальной». В актуальной бесконечности противоположности совпадают, они тождественны. Например, если увеличивать радиус окружности до бесконечности, то абсолютно кривая линия становится прямой. Одновременно при увеличении радиуса окружность теряет смысл понятие «центра», поскольку центром в бесконечности может быть любая точка. Так же и Бог – если мир бесконечен, то центром мира и богом может быть любой объект.

Джордано Бруно (1548 — 1600 гг.) развивал идеи Николая Кузанского. Джордано Бруно, итальянский философ, поэт, родился в 1548 г. в городе Нола, в Италии.

До Бруно считалось, что Вселенная ограничена небесным сводом, а звезды – это «дыры» в небесном своде, через которые льется небесный свет. Бруно же утверждал, что «хрустальной сферы» (небесного свода) нет, планеты движутся вокруг солнца, в пустоте, и никаких прикрепляющих их связей тоже нет. Звезды – это не «дыры», а солнца, они тоже могут иметь свои планеты, на которых есть жизнь! Эта идея Джордано Бруно получила название «Концепция о множественности миров».

В 1600 г. Бруно сожгли на костре. Однако сожгли его не за эту идею о множественности миров, а именно за пантеизм! Бруно был простым монахом, путешествовал по свету и выступал с ярой критикой Ватикана, обвиняя церковь в чревоугодии, властолюбии, порицая торговлю индульгенциями. Бруно обвинили в том, что его идеи (пантеистические) противоречат Священному писанию, ведь если бог не личность, он не может быть творцом, управителем, созидателем, собеседником и др. Кроме того, отрицая личностный характер бога, Бруно называл иконопись иконоборчеством.

Философия Томаса Мора

Томас Мор (1478 - 1535).

Большой друг Эразма. В 1516 году (за год до Лютера) опубликовал книгу «Утопия».

Само слово сконструировано Мором из «у» + «топос» - место, которого нет. Или «эу топос» -- благое место.

Утопия - страна, которой нет, но она является благой страной. От этой книги пошла целая традиция утопической литературы - проектов идеального устройства общества, в котором человек процветает и все счастливы.

У самого Мора Утопия была гуманистическим ответом на ужасы первоначального накопления капитала, как они проявились в Англии. Ситуация была очень сурова.

Потребность рынка в шерсти привела к тому, что в Англии должно было увеличиться поголовье овец. Начало происходить огораживание. Появилась масса бездомных крестьян. Парламент издал указ, по которому бродяжничество каралось виселицей. А бродяжничество стало массовым явлением. Это была только одна из мерзостей, которыми сопровождалось первоначальное накопление капитала.

Томас Мор задался вопросом «как же быть? ». В Утопии устранена основа эксплуатации человека человеком - частная собственность.

Позиция антииндивидуалистическая. Основа индивидуализма - частная собственность.

В Утопии нет денег. Зато есть всеобщее участие людей в труде по 6 часов в день. Если человек пожелает путешествовать, он обязан, прибыв на место, шесть часов в день трудиться все равно. Следовательно, изобилие продуктов, нет бедных и богатых, все одинаково богаты.

Общество социально однородно, хотя есть должностные лица и глава государства, которые выбираются по критерию одаренности и образованности. Возможности образования открыты каждому. Особое внимание уделяется морали. Человек - высшая ценность, а для человека главное - здоровье и наслаждение благами жизни. Особая забота - о здоровье. Здесь проявляется антиаскетизм позиции Мора, забота о потребностях человека как телесного существа прежде всего.

В Утопии есть религия, утопийцы признают Бога, который разлит во всем мире (пантеистическая тенденция). Очень веротерпимы по отношению к другим религиям.

Философия Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452 - 1519)

Внебрачный сын нотариуса и крестьянки. По его словам, книжного образования не получил, но зато был хорошо знаком с математикой.

Выразил ироническую оценку знатоков литературы - «пересказчики». Его учитель - «наставник их наставников» - опыт. Да Винчи восстанавливает то особое отношение к опыту, которое было в 13 веке в школе францисканцев выражено Гроссетестом и Бэконом.

1 Опыт - активный целенаправленный эксперимент. Да Винчи пытается осмыслить роль эксперимента для познания. Не создает, конечно, теорию эксперимента, но, самое главное, утверждает, что опыт невозможен без опоры на теорию и в этом случае будет «слепым», не имеющим значимости. «Наука - полководец, практика - солдаты».

2 Роль математики. Математику надо соединить с экспериментом. Пока это скорее декларация, но тем не менее, идеи из записных книжек Леонардо да Винчи представляют собой особенность науки Нового времени.

Эксперимент как метод и применение математики определяют специфику науки Нового времени. Леонардо уже нащупывает значимость этих двух моментов.

Проблема соотношения природы и человеческого искусства. Продолжает гуманистическую линию. Во-первых, человеческая природа активна, человек - это деятель. Природа - это творческая мощь, природа творит, в ней действует закон необходимости и причинности (порождения следствия). Бог - первопричина и перводвигатель, но у природы - творческая мощь. Леонардо не противопоставляет природу и человека, природное и божественное.

Человек - «великое орудие природы».

Человек продолжает творческую деятельность там, где природа ее заканчивает, и создает «бесчисленные виды новых вещей».

Человек опирается на природу и превосходит ее, потому что проивзодит то, что природа не смогла бы создать. Человек подобен Богу, может называться «внуком Бога» (сыном природы).

Мир, человек прекрасны.

Гармония и природы, и человека не лишена трагизма.

Некоторых людей оценивает уничижительно («проходы для пищи»). Это симптомы кризиса гуманистической идеи.

Джордано Бруно философия

Джордано Бруно (1548 - 1600)

Сожжен в Риме на площади Цветов.

Сын мелкого дворянина, родился в местечке Нола (Ноланец), стал монахом доминиканского монастыря, сбежал. Бесконечные странствия по Европе. В 1592 году прибыл в Падую в надежде получить кафедру математики, однако был схвачен инквизицией и через 8 лет сожжен на костре.

Законченная пантеистическая картина мира, тщательно разработанная.

Провозгласил себя сторонником гелиоцентрической концепции Коперника. В том числе потому и сожгли.

Центральное понятие - понятие единства. Идея единства доводится до крайней формы в виде учения о противоположностях и их единстве. Главным образом оно связано с аристотелевской категориальной системой - возможность и действительность, форма и материя, сущность и существование, изменчивость и неизменность, единство и множественность.

Выше единства ничего не существует. Христианскому Богу в Универсуме места нет.

Отвергает любой дуализм, Бога и мира, материи и формы, сущности и существования. В полемике с Аристотелем утверждает, что форма коренится в самой материи, нет нужды в аристотелевском перводвигателе. Материя сама оформляет себя и обладает самодвижением. Возрождается демокритовский атомизм (монады), монады обладают самодвижением. Мировая душа как мастер оформляет материю, все вещи одушевлены.

Бруно, как Телезио и Патрици, переносит на материю принцип активности - божественную способность (природу активно-творческую) и природа оказывается обладающей самодвижением.

Эта идея сочетается с пантеизмом и получает в нем наиболее полное выражение.

Космологические взгляды Бруно: развивая пантеизм, устраняет противоречие небесного и земного миров, характерное для христианской теологической мысли, и продолжает дело, начатое Коперником - придает идеям Коперника философское звучание.

1 Иерархию отвергает, мир един и иерархии нет.

2 Подчеркивает бесконечность мира. Существуют бесчисленные миры. В 5 веке до н.э. - Демокрит. Обосновывает бесконечность бесконечной мощью Бога, который совпадает с миром.

3 Идея единства всего позволяет Бруно решать теоретико-познавательные вопросы. Не противополагает человека как познающее существо остальному миру - поэтому можно познавать (как часть мира). Шесть ступеней познания:

 ощущения

 обобщение чувственного опыта

 воображение

 рассудок

 итнтеллект

 ум.

Рассудок, интеллект и ум - не одно и то же. Интеллект осуществляет чтение и осмысление продуктов деятельности рассудка, осмысление содержания деятельности рассудка. Ум - высшая способность познания, усматривает единство противоположностей.


Поделиться:



Популярное:

  1. Благодеяния Святителя Николая земле Русской в борьбе ее с первыми своими врагами и во время Батыева нашествия
  2. Блаженная кончина Святителя Николая. Судьба Мирликийской церкви и гробницы Святителя Николая
  3. Внешняя политика Николая II (1901-1916 гг.)
  4. Внутренняя политика Николая 1.
  5. Внутренняя политика Николая I в 1825-1855гг.
  6. Гонение на христиан Валериана. Рождение святого Николая до выступления на общественное служение
  7. Гуманизм и натурфилософия эпохи возрождения. Воззрения Кузанского, Дж. Бруно, Леонардо да Винчи, Николая Коперника.
  8. Иконописное изображение святителя Николая. Памятники его и история
  9. ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ
  10. Исповедничество святого Николая в гонение Диоклетиана. Заботы о пастве после гонения
  11. Крестьянский вопрос в политике Александра I и Николая I.
  12. Мы вспоминаем Джордано Бруно


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 6043; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь