Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фрэнсис Бэкон философия нового времени



Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626)

По праву считается одним из родоначальников философии Нового Времени. Принадлежал к знатному роду, к английскому новому дворянству. Закончил Кембриджский университет, был дипломатом в Париже. Когда умер отец, вернулся в Англию, занимался юриспруденцией, работал в Палате общин.

С 1603 года - блестящая карьера при дворе. Яков вступил на престол, разогнал парламент. С 1608 года Бэкон - лорд-канцлер. Но англичане перестали платить налоги. Яков распорядился восстановить старый парламент (1621). Восстановленный парламент собрал комиссию по расследованию деятельности сподвижников короля. Бэкон обвинен во взяточничестве.

1623 - «О достоинстве и приумножении наук»

1620 - «Новый Органон»

1627 - «Новая Атлантида».

«Новая Атлантида» - утопия, как у Мора. Путешественник оказывается на острове Новой Атлантиды, который называется остров Бенсалем, и рассказывает, как живут бенсалемцы.

Бэкона вопрос о собственности не занимает. Есть Дом Соломона - музей достижений науки и техники. Бенсалемцы большое внимание уделяют изучению природы. Это лишь средство, чтобы поставить силы природы на службу человеку. Бэкон дает волю технической фантазии - искусство вызывать дождь, снег, гром, молнию; там же демонстрируется, как чисто искусственно синтезируются живые существа, как выращиваются и сохраняются живые органы. Описывается будущий микроскоп, другие сложные технические устройства. Бэкон выступает как пророк и энтузиаст технического прогресса и ставит вопрос об организации науки для целей, полезных для общества и государства. Эта ориентация сближает его с деятелями Возрождения -- практическая полезность знания. Последняя зависит от того, насколько наука постигает истину.

Как и возрожденческие мыслители, высоко оценивает достижения античной культуры, но сознает, насколько превосходят достижения последних веков достижения античной мысли. К схоластике относится очень плохо, «тот же Аристотель».

Задает вопрос - почему так по-разному относятся к мыслителям - Демокриту, Платону, Аристотелю. Ответ: до нас произведения античности донесла река времени, все тяжеловесное она не доносит - поэтому произведений Демокрита не донесла, а Платона и Аристотеля - почти все.

Естествознание - мать всех наук - находится в положении служанки. Следовательно, надо предпринять великое восстановление наук. Философия должна войти «в законное супружество с естествознанием» и нести «честные выгоды и честные наслаждения».

Сознает, что развитие науки создает новую познавательную ситуацию. Сделано множество открытий в науке и достижений в технике. «До бесконечности разрослась груда опытов».

1 глубинное преобразование всего массива опытных знаний;

2 разработка методов получения новых знаний при опоре на опыт.

1 - в работе «О достоинстве и приумножении наук». (2) - в «Новом Органоне».

1 - классификация знаний. Различает три способности человека - память, воображение и разум.

Соответственно, три области духовной деятельности - история, поэзия, философия и наука. Не только способности души играют здесь роль, а есть и соответствующие объекты. У поэзии нет своего реального объекта, так как она является продуктом воображения, получаемым по влечению человеческого сердца.

Объект истории - единичные события, история может быть естественной (факты природы) и гражданской (события в жизни общества).

Философия - знание общего, главный объект - Бог, природа и человек.

Бог как объект познания рассматривается в рамках концепции двух истин. С опорой на Священное Писание даны этические нормы. Теология имеет небесное происхождение, происхождение философии - сугубо земное. Объект теологии - Бог, философии - природа и человек. Бог тоже может являться объектом философии, «естественной религии».

Сторонник концепции двух истин: речь идет о Боге как об объекте естественной теологии, причем философия играет определенную роль - по сотворенному миру она может судить и о Творце. Задача философии - разработка аргументов против атеизма.

Существует естественная или натуральная философия, теоретическая и практическая. Теоретическая исследует причины вещей и опирается на светоносные опыты, практическая создает то, что в природе отсутствует и опирается на плодоносные опыты.

Теоретическая философия делится на физику и метафизику. Физика исследует движущую и материальную причину, метафизика исследует формальную причину.

Целевая причина имеет отношение только к человеку.

Глубинную суть природных объектов составляют аристотелевские формы, изучение природных вещей - дело философии.

Практическая философия делится на механику и естественную магию. Первая использует достижения в области физики, вторая опирается на познание форм.

К области естественной магии относятся феномены, описанные в «Новой Атлантиде». Когда научимся создавать живые существа, познаем формы.

Механика - элементарные, поверхностные знания, где используется материальная причина. Не дает знания форм.

Философия - учение о человеке. Здесь тоже разделяются области знания. Человек как вид - предмет антропологии, человек как член общества - объект гражданской философии.

Разделяет телесную душу (объект естественнонаучного исследования) и разумную душу (объект богооткровенного знания).

Бэкон осуществляет тщательную инвентаризацию наработанного знания, не оставляя в стороне ни одну область человеческого знания (включая искусство).

2 Надо вооружить человека методами, которые дадут ему возможность максимально эффективно получать новое знание. Классификация наук должна дать решение этой задачи.

«Новый Органон наук» - название полемическое, здесь Бэкон полемизирует с логическим Органоном Аристотеля. Антиаристотелевская позиция Бэкона.

Предпосылает то, что достаточно известно - проблемы очищения ума от идолов. Человеческое сознание содержит призраки, которые мешают эффективно познавать природу, это ложные представления, искажающие картину природы.

1 Идолы Рода - предрассудки, коренящиеся в природе человека как родового существа, несовершенстве ума и органов чувств человека.

Чувства способны обманывать нас (это показали античные скептики), ощущения имеют границы, за которыми объекты перестают восприниматься. Кроме того, у человека всего пять органов чувств.

Разум человека помогает нам в этом. Недостатки разума - ум уподобляется «неровному зеркалу». Антропоморфизм человеческих представлений о природе - по аналогии с человеком рассматриваем природу.

Телеология - тоже идол рода. Поспешные обобщения - представления о круговых орбитах планет. К крыльям разума надо подвешивать гири.

В целом идолы рода - самые неустранимые из всех идолов, ум не может освободиться от них, не может не быть кривым зеркалом. Освободиться от идолов рода чрезвычайно трудно.

2 Идолы пещеры. У каждого человека есть индивидуальные особенности ума, которые тоже накладываются на восприятие природы.

Это - особенности тела, характера, воспитания. Каждый человек смотрит на мир как бы из собственной пещеры. «Иногда незаметно страсти пятнают и портят разум». Чтобы освободиться от идолов пещеры, надо опираться на коллективный опыт.

3 Идолы рынка - ими чревата опора на коллективный опыт. Продукт того, что человек - коллективное существо, продукт речевого общения.

«Люди воображают, что разум повелевает словами... но слова непрерывно проникают в сознание». Вредны устаревшие слова и понятия, неправильное словоупотребление. Большинство полагает, что слова выражают сущность вещей, и руководствуется словами.

Против схоластического вербализма. Наивно обыденное доверие к словам, опасно доверие к спорам схоластов, которые спорят о словах.

Надо бороться с пустыми отвлечениями, осознавать, что слова - это знаки вещей, что существуют только единичные вещи (номинализм).

Надо понимать, что слова, выражающие общие понятия, выражают обобщенную деятельность человеческого ума. Корректно ли?

4 Идолы театра - слепая вера в авторитет других учений, искусственность их напоминает театр. Чем древнее авторитет, тем больше иллюзий он вызывает у нас.

Актер в огнях рампы надевает котурны. Что-то величественное, внушает доверие зрителю. Так же и другие авторитеты. Это - всего лишь результат аберрации зрения, а ведь книги написаны обыкновенными людьми. Не следует возвышать их. Чем древнее мыслитель, тем наивнее. Тем более необходимо критическое отношение.

Главное в преодолении всех четырех типов идолов - правильный метод, опора на опыт в изучении природы.

Главная заслуга Бэкона - учение о методе, разработка методологии.

Противопоставляет свой метод схоластике. Отвергает схоластику в силу ее бесплодности, она оперирует силлогизмами, а силлогизмы не выражают ничего нового по сравнению с посылками. Силлогизм годится только для словесных споров, а не для достижения нового знания. Посылки - результат поспешных обобщений. Не все обобщения следует отвергать; тщательно продуманные, опирающиеся на опыт надо принимать всерьез.

Эмпирико-индуктивный метод. Поступая некорректно, Аристотель рассматривает и концепцию индуктивного рассуждения. Бэкон и здесь находит основания, чтобы критиковать метод индукции, как он ранее существовал.

Объект познания - природа. Задача познания - получение истинного знания о природе. Цель знания - господство над природой. Метод - средство решения познавательных задач.

Опыт не должен быть слепым. Если исследователь вслепую осуществляет опытное познание, он похож на муравья, который в кучу стаскивает все, что ему попадется. Противоположный тип исследователя похож на паука. Это схоласт - сети могут быть красивыми, но реального отношения к природе не имеют. Опят должен быть дополнен рациональной организацией знания. Исследователь будет похож на пчелу, которая нектар перерабатывает в мед, полезный продукт.

Истинным методом рациональной обработки опытных данных является индукция как непрерывная и постепенная переработка результатов опыта. Процесс должен быть тщательным и непрерывным, скачков и поспешных обобщений быть не должно.

Полная и неполная индукция существовали до Бэкона. Всегда неполный охват опытных данных, индукция через перечисление. Ее Бэкон не приемлет. Она учитывает только те факты, которые подтверждают данный вывод. Бэкон вносит новшество - главное, надо учитывать отрицательные инстанции, те факты, которые опровергают наши обобщения. Тогда - истинная индукция.

В середине 20 века (30 годы) Поппер выдвинул концепцию фальсификации. Бэкон же требовал учитывать фальсифицирующие факторы.

Главное новшество - требование учитывать то, что Бэкон назвал отрицательными инстанциями. В противном случае индуктивное обобщение может оказаться ложным.

Что для этого надо? -- Относиться к опытному знанию не только как к результату пассивного созерцания, надо активно вмешиваться в наблюдаемый процесс, создавать искусственные условия, которые позволяют четко определить, какие обстоятельства отвечают за те или иные результаты. Природу надо «пытать». Эксперимент является «пыткой» природы.

Условием истинной индукции является анализ - анатомирование природы с целью раскрытия ее законов. Аналитическая ориентация была и у Галилея. У Галилея анализ доведен до редукции богатства всех свойств природы к четырем механическим свойствам. Бэкон редуцирует сущность вещей к аристотелевским формам, к качественным свойствам вещей. Тот, кто достиг знания простых форм, охватывает несходность материи. Знание простых форм - знание сущности природных вещей. Тот, кто их знает, обладает естественной магией. Тот, кто знает алфавит, может высказываться в письменной форме. Естественная магия - высокие технологии.

Редукционизм качественный, не дотягивает до глубины механистического редукционизма, который проявляется у Галилея. Позиция качественного понимания природы сближает его с натурфилософией Возрождения. В области методов Бэкон - представитель и родоначальник философии Нового времени.

Анализ - дальнейший этап применения метода индукции. Обобщение законов и причин. Нужно результаты опыта организовать в таблицы.

1 Таблица положительных инстанций - условий, когда наблюдаются изучаемые свойства.

2 Таблица отрицательных инстанций - когда не наблюдаются и условия, когда не наблюдаются.

3 Таблица сравнения/степеней - когда изучаемое явление наблюдается в большей или меньшей степени и соответствующие условия.

Можно делать гипотезы относительно причин.

4 Таблица прерогативных инстанций - те случаи, когда изучаемые явления и соответствующие причины выявляются в наиболее явном и чистом виде.

Здесь - проверка наших гипотез на истинность.

После построения всех четырех таблиц обобщения не являются поспешными, можно обобщать.

Бэкон исследовал феномен теплоты и сдела вывод, что теплота связана с движением (только затем показано в термодинамике).

Главная заслуга - выработка метода (учения о метода) опытно-экспериментального естествознания.

Явная недооценка теоретических методов познания. Наука Нового времени - математическое естествознание. Теоретические средства познания вне поля зрения Бэкона.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь