Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Структура философского знания
Мировоззрение - система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - способ духовно--практического освоения мира человеком в единстве его теоретического и практического отношения к действительности. Мировоззрение - не просто сумма знаний о мирке (например, как сумма знаний наук), поскольку в центре мировоззрения стоит вопрос о соотношении людей и мироздания. Философия - форма теоретического развития мировоззрения. С точки зрения диалектического материализма: чтобы объяснить, какое место занимает философия в мировоззрении, проведем следующую классификацию мировоззрения: 1) 2 способа освоения мира - 2 способа (уровня) мировоззрения; а) эмоционально - образный, представленческо - ассоциативный. б) логико-рассудочный, понятийно-категориальный. К способу 1а) относятся: искусство, мифология, религия. 1б) - все науки и философия. При этом получается, что философия без мировоззренческого смысла превращается просто в методологию науки, что значительно сужает ее предмет. А если отнять научность у философии, то получается, что мы “скатываемся” на 1-ый уровень мировоззрения, где философия перестает быть философией. Можно также говорить о 3-х типах мировоззрения: 1) житейском (обыденном); 2) религиозное; 3) философское. (3) - как бы итог (1) и (2): философское мировоззрение теоретически обобщает опыт духовного и практического освоения мира. При этом, опираясь на достижения наук о природе и обществе, философия создает категориальные модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческую ориентация, осуществляет свою прогностическую функцию. Философия - как бы теоретическое ядро мировоззрения. *старый вариант” Мировоззрение следует понимать как результат духовного освоения мироздания с точки зрения взаимоотношения природы и людей. Мировоззрение является составляющей человеческого сознания, формируется в сознании людей или социальный групп в качестве определяющих жизнь общих воззрений. Таким образом мировоззрение не только сумма знаний о мире, но и уклад жизни, система ценностей, “образы прошлого” и “проекты будущего”. Т.е. мировоззрение состоит из познавательной, ценностной и поведенческой подсистем. В мировоззрении представлен эмоциональный опыт людей - мироощущение, и интеллектуальный - миропонимание. Для того, чтобы объяснить особенность именно философского мировоззрения, удобно обратиться к марксовской схеме классификации мировоззрений: 1) 2 способа мировоззрения (с точки зрения способа познания): а) эмиционально-образный миф, религия; б) логико-рассудочный, понятийно-категориальный идеализм 2) 2 типа мировоззрения (с точки зрения логики мышления): а) перенесение на мироздание качеств и форм человека художественное мировоззрение б) перенесение на людей свойств и законов природы материализм а1) социоантропоморфичное мировоззрение (миф, религия) а2) художественное мировоззрение б1) философское мировоззрение - идеализм б2) философское мировоззрение - материализм Т.е. философское мировоззрение - логико-рассудочное, понятийно-категориальное. Т.е. философия как мировоззрение претендует на теоретическую обоснованность содержания и способов достижения обобщенных знаний о действительности, принципов и идеалов, определенные цели и характер деятельности людей. При этом философ не только носитель и создатель мировоззрения, но он еще стремится сделать мировоззрение предметом своего теоретического анализа, изучения, подвергая критическому суду разума. В: философское мировоззрение воссоздать систему миропонимания в наиболее зримой интеллектуальной форме при этом философское мировоззрение как бы “биполярно” - 2 узла: мир и человек, которые рассматриваются не раздельно, а постоянном соотношении друг с другом. Философия является мировоззренческим осмыслением всего поля деятельности человека чем богаче философская концепция, тем более широкое поле ей охватывается. Философское мировоззрение - способ познания мира и самого себя. Гносеологическая проблематика и проблема метода Это проблема соотношения субъекта и объекта. В рамках усилий по осмыслению этой проблемы нововременная философия развила все основные формы идеализма, материализма и агностицизма. Гносеологическая функция выдвинулась в качестве главной, определяющей функции философии. Проблема метода - тогда, когда наступает эпоха научных революций. Рождение науки Нового времени - величайшая революция. У Бэкона и Декарта проблема метода на первом месте, потому что первый этап. Проблема источника знаний. Актуализация этой проблему связана со спецификой науки Нового времени (эксперимент и математизированное естествознание). Будучи опытной наукой, опираясь на эксперимент (одно из оснований проблемы субъект - объект), наука Нового времени опирается на эмпирические методы. Отсюда проблема источника знаний. Опыт есть единственный источник знаний. Эта позиция называется эмпирицизм. (Эмпиризм - последовательная позиция ученого). Радикальная форма - сенсуализм. Все знания - из ощущений. В связи с использованием математики для философии становится актуальной проблема происхождения теоретического знания. Те, кто акцентирует математический характер науки Нового времени, подчеркивают, что у разума есть свой источник знания. Позиция - рационализм. Наложение разных подходов дает богатую картину философских представлений. Основа ее специфики - влияние трех факторов (объективного и двух субъективных). Проблема развития в философии Древняя философия: не знали идеи развития в современном понимании, так как время мыслилось ими циклическим и не существовало проблемы необратимых изменений. + Идея замкнутого, совершенного космоса, лежавшая в основе всего античного мышления нет постановки вопроса о направленных изменениях. Утверждение христианства меняется представление о направлении времени - идея линейного его направления. Новое время развитие науки формирование представления о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Идея эволюции утверждается в естествознании становится предметом философии. Марксизм: развитие - универсальное свойство материи, служащее основой объяснения истории общества и познания. Теория развития - материалистическая диалектика. Вторая половина XIX века - теория развития как теория эволюционизма. Тезис о монотонном эволюционном процессе, имеющем линейную направленность. В то же время: критика эволюционной теории развития. 1) отрицание самой идеи развития и принципа историзма; 2) появление концепции так называемой творческой эволюции - идеалистическая тенденция. Направления: а) теория “Эмерджентной эволюции” С. Александера и К.Л.Моргана, когда происходит абсолютизация качественных изменений в отрыве от количественных б) “творческая эволюция” Бергсона и Уайтхеда. Философия Тейара де Шардена. XX век: Новые черты по сравнению с XIX веком (кроме уже названных) - предмет изучения - внутренние механизмы развития. + Констатация неоднородности процесса развития - о том, что общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют тупиковые ходы эволюции и регресс. Наука разрабатывает теории развития, которые в отличие от более раннего естествознания рассматривают главным образом обратимые процессы, описывающие нелинейные, скачкообразные преобразования. Понятие науки в философии. Определения науки Наука – это система постоянно развивающихся знаний о природе, обществе и мышлении. Наука – результат специфической деятельности людей по производству знаний, то есть результат научного творчества Наука – система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизации доступной человеку и обществу информации. В целом наука – сложное общественное явление, имеющее многообразные связи с миром. Ее можно раскрыть с 4 основных сторон: - Теоретическая сторона – система объективного знания о существенных связях действительности. - Со стороны общественного разделения труда как вид общественной деятельности. - С точки зрения институциальной, как определенной организации. Лаборатории, институты. Для развития науки нужна ее организация. - Со стороны практической роли, общественной функции. Все 4 стороны тесно взаимосвязаны. Наука – это динамичная система объективно истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате общественной деятельности и превращаемой в результате их применения в непосредственную практическую службу. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 983; Нарушение авторского права страницы