Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Разнообразие методов науки, выработанных в ее развитии



Метод – (от греч.) путь исследования, познания. Методы бывают количественные и качественные, содержательные и формальные, исторические, логические.

Существует деление методов по широте охвата действительности:

- Всеобщие универсальные – можно исследовать все в мире. Это философские методы и формально-логические.

- Общенаучные (системный метод, метод моделирования)

- Специальные методы (энцефалография – как метод исследования головного мозга)

Исторически сложились следующие методы:

- Наблюдение и эксперимент

- научное наблюдение

- эксперимент

- анализ и синтез

- дедукция и индукция

- моделирование – за счет познания простой системы изучить сложную.

- формализация – отвлечение от конкретного содержания объекта или явления, создание схем и формул.

 

Исторический и логический методы:

Исторический метод предполагает исследовать конкретный объект исследования в развитии. Нужен, чтобы не тратить время зря, не изобретать велосипед.

Логический метод предполагает исследование общих закономерностей

Между историческим и логическим методами существует единство, т.к. и там и там выявляются законы. Первым обратил внимание на эти методы Аристотель. К проблеме взаимоотношения этих методов обращались Гегель, Маркс, неопозитивисты.

Философия как разновидность научного знания

Рассмотрим философию как разновидность научного знания. Суть такого понимания четко выразил Б. Спиноза, полагая, что задача философии не плакать или смеяться над горестями и радостями бытия, а понимать законы мира и его познания человеком, скрытые от других, наук.

Но чем отличается философия, например, от естественных наук? Сначала своего возникновения она формируется на основе противоречий между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшего для объяснения причинно-следственных зависимостей в природе, а не очередных мифов. Впоследствии она включила в свое содержание почти все имеющееся научное знание (отсюда ее название пранаука, протознание) в соответствии с этим в 17-18 вв. и даже в начале 19 в. философией называли теоретическую механику, биологию и другие науки (И. Ньютон «Математические начала натуральной философии»).

С середины 17 в. наука начинает формироваться как обособленная и самостоятельная область знания, как особый вид социальной деятельности. Обретают собственный концептуальный статус механика, астрономия, математика и прочие естественные науки. Происходит уточнение предметов частных наук, которые выделились из философского знания. Казалась, что в результате размежевания философия потеряла собственный предмет исследования. «Философия подобна Королю Лиру, который раздал своим детям все свое имущество и которого вслед за тем, как нищего, выбросили на улицу». В. Виндельбанд Прелюдии: Философские статьи и речи. СПб., 1904, с. 16.

До сих пор некоторые авторы считают, что у философии нет своего предмета изучения, в лучшем случае ее роль сводится к анализу языка или научной методологии. Однако к подобному выводу можно придти, если с самого начала исходить из предположения, что в предмет философии включаются все знание о жизни, в том числе и знания всех прочих наук в их полном объеме. На определенных этапах развития философии действительно представляла собой протознание. Но это происходило не в силу многоемкости предмета философии, а по причине неразвитости частных наук, да и самой философии, которой еще в то время не произошло определения своего концептуального статуса. Достаточно вспомнить Аристотеля. С одной стороны, согласно Аристотелю, философия это протознание, а с другой, он говорит о так называемой «первой» философии, науке о всеобщем.

Однако не только это предполагает определение философии как науки. Давайте посмотрим, какие есть критерии научного познания. Объективность. Она проявляется в стремлении к изучению объектов действительности, взятых в собственной логике развития. Рациональность. Обоснованность, доказательность утверждений, что требует опоры на разум, на логические основы мышления. Эссенциалисткая направленность. Раскрытие законов и закономерностей бытия, выявление причинно-следственных зависимостей между явлениями и процессами. Системность знания. Нацеленность на создание теории развитой формы научного знания, дающей целостное представление о закономерностях и существенных связях той или иной области действительности. Проверяемость или верифицируемость выдвинутых утверждений на практике.

Перенося эти критерии на философское знание в целом, можно отметить, что, безусловно, часть философского знания подпадает под статус научного. Сущность философии как науки выражается в том, что она пытается анализировать мир в собственной логике и фактологии его существования, которые не зависят от субъективных склонностей, от предпочтений познающего субъекта.

Вместе с тем философия как наука имеет свою специфику. Будучи наукой о всеобщем, она исследует мир и человека в этом мире на уровне предельных оснований, не подменяя, тем самым, предметы изучения частных наук. Специфика философии такова, что она изучает не только то, как мир существует сам по себе, но и значения этого мира для людей. Поэтому вопросы о смысле жизни, о смерти, о свободе человека, ответственности все это тоже ее вопросы. И именно эти вопросы выводят ее за рамки научного познания и дают повод представлять ее как ядро мировоззрения.

Учения о стихиях

Рождению античной философии предшествовал переход от родового общества к гражданскому обществу. Произошли коренные изменения, люди переходят от потребления к производству; также наблюдается переход от качевного образа жизни к оседлому, возникают города (с начало как крепости) где развиваются торговля и ремёсла. В городах совместно живут люди из разных родов. В связи с этим требуется новый порядок общественного устройства построенного не на родственных узах. Требуется новая идеология - философия которая представляет собой теоретически осмысленную, упорядоченную систему.

 

В античную эпоху люди ещё себя от природы не отделяли, ну и тем более не противопоставляли. Поэтому центром внимания античной философии является природа. Человек был подобием космоса (космос – греч. kosmos – вселенная, мир в целом, мир как целое, мир в котором живёт человек, мировой порядок) и всё что находили в космосе, находили и в человеке.

Ионическая Милетская школа (учение о стихиях) натурфилософия.

В любом курсе по истории философии первым делом говорится о том, что философия началась с Фалеса. Бертран Рассел в работе «История Западной философии» утверждал: «Вся философия начинается с Фалеса». Действительно, Фалес сказал: «Все есть вода», – и с этого момента в научной жизни Древнего мира начался поиск первоосновы мироздания, причем поиск не в области фантастики, а в реальной действительности. Фалес был уроженцем Милета (северо-западе Греции). В силу этого первую философскую школу называют милетской школой. Помимо Фалеса Милетского к этой школе относятся его ученики и коллеги: Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит Эфесский (г. Эфес). Все представители этой школы занимались поиском первоосновы мира. Можно сказать, что натурфилософия больше тяготеет к материализму (исторически предшествовавшему идеализму), поскольку философы искали первооснову в элементах реальности, в природной среде.

Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфеский (г.Эфес) - выработали учение о стихиях (греч. стойхейон – простейший), назвали 4 природные стихии: Земля, Вода, Воздух, Огонь и полагали, что комбинация этих стихий и дает нам все многообразие действительности. Многообразие сводится к 4 элементам, но единство обусловлено тем, что одна из них является первой (материей-основой). Т.о., первая стихия (т.е. материя) является родоначальницей остальных 3-х.

Гераклит Эфесский

Гераклит Эфесский- царского рода, его семья правила, а Гераклит отказался от власти и посвятил себя философии.

Гераклит в основе мира видел огонь как символ тепла, дающего жизнь, и как нечто неуловимое, изменчивое. Этот подход отражал общее болезненное восприятие изменчивости, присуще древнему человеку. Поэтому греки всерьез и основательно занимались поиском постоянной основы мира. Огонь – символ изменчивости, а изменчивость – метафора мира. Огонь, остывая, превращается в воздух; воздух, концентрируясь, – в воду; вода, уплотняясь, – в землю и так далее. «Все течет, все меняется», – говорил Гераклит. А самая энергичная стихия – огонь она первая.

Иногда учение о стихиях называют «наивным стихийным материализмом». Однако в этом учении заложены основы ранней физики как науки о природе, природных телах («физис» с греч. – тело) и превращениях. Позднее Аристотель назовет милетских философов физиками. Можно выделить следующие свойства стихий в учении милетцев: температура, плотность, давление и взаимопревращаемость.

Теория происхождения мира из различных стихийных явлений реализовалась и в более поздних научных теориях, жива она и сейчас. Так, в таблице Д.И. Менделеева первым элементом является водород, который был назван так Ломоносовым путем прямого перевода слова «гидрогениум» – «рождающий воду» – «водород». Чем ни учение Фалеса, ведь основой является вода? Подход Гераклита нашел широкое применение и обоснование в естествознании XX века в следующих концепциях:

1. Теория расширения вселенной, согласно которой 20-13 млрд. лет назад появилась Вселенная в результате Большого взрыва предельно концентрированного (сингулярного) вещества, который был спровоцирован выделением огромного количества энергии и повышением температуры. Затем Вселенная начала расширяться, и, теряя энергию, ее элементы затвердевали, остывали и конденсировались. Таким образом, началом Вселенной явился огонь.

2. Реликтовое излучение – космическое электромагнитное излучение, представляющее собой остаточную энергию Большого взрыва, произошедшего на ранних стадиях развития Вселенной. Это излучение наблюдается на волнах от нескольких мм. до десятков см. и во всех направлениях имеет одинаковую интенсивность и температуру 30 К.

3. Ученый-физик Фридман, развивая концепцию Большого взрыва и расширения Вселенной, пришел к выводу, что под действием силы тяготения процесс расширения прекратится и начнется противоположный ему процесс сужения Вселенной, который будет продолжаться до тех пор, пока Вселенная не вернется в свое исходное состояние.

Мегарской школы (г. Мегары) в конце V – начале IV вв. до н.э.). Ее виднейшие представители – Левкипп и Демокрит – создали Атомистическое учение, получившее развитие в работах последователей – Эпикура и Лукреция (Тит Лукреций Кар). В противоположность милетцам полагал, что природа не однородная стихия, а дифференциальна: делится на множество частей, но при этом: не беспредельна; предел - это атом (от греч. atomos - неделимый). Демокрит утверждал: «Атомы настолько малы, что их невозможно ни потрогать, ни взвесить». Ссылаясь на своего учителя Левкиппа, он рассуждал так: «Почему должны существовать атомы? Всякую вещь можно разделить на части, а всякую часть – на еще более мелкие части и так далее. Если процесс деления не ограничен, тогда любой кусочек тела (вещества) должен состоять из бесконечного числа частей. Но тогда никакой кусочек вещества не смог бы образоваться, потому что для соединения бесконечного множества частиц необходимо бесконечно много времени, т.е. вечность, а значит, это невозможно никогда».

Таким образом, тела состоят все-таки из конечного числа частиц, и значит, есть мельчайшая неделимая частица, являющаяся основой всех вещей. Демокрит назвал эту частица атомом. Если же макротело есть результат суммирования огромного, но конечного числа элементов (атомов), то свойства тела должны быть присущи и каждому элементу тела, а эти свойства, в свою очередь, определяются: весом, размером, формой (фигурой, внешним видом).

Действительно, атом обладает всеми этими свойствами:

1) имеет атомный вес;

2) имеет размер (радиус внешней орбиты электронов);

3) атомы выглядят очень по-разному, особенно при взаимодействии с другими веществами, т.е. в соединениях.

По мысли Демокрита, атомы движутся в пространстве беспорядочно (хаотично). Эпикур же приписал движению атомов еще одно свойство – спонтанность. Оно означает, что атомы не просто движутся беспорядочно, но совершают самопроизвольные отклонения от прямолинейного движения, и если бы атомы не отклонялись, то все в природе «разлеглось бы слоями» и движение прекратилось бы. А мы видим обратное. Атом может двигаться самопроизвольно, может совершать скачки, а не двигаться прямолинейно. Эпикур обосновал свободу воли человека (если у атомов есть скачки то, что говорить о человеке, который состоит из огромного числа атомов). Человек - хозяин своей судьбы.

Демокрит утверждал, нет ничего случайного; все закономерно, поскольку это следствие. Случайностью мы называем то, что не можем объяснить. Эпикур говорит, что здесь не согласен с Демокритом. Любое событие это лишь следствие, следовательно, от нас ничего не зависит, а человек обладает свободой воли. Эпикур: ничего не должно быть через меру. Удовольствие может приносить беду (пища, вино слишком - это плохо). Болезнь - беда избегает излишеств и недостатков. «Не делай добра и зла, не стремись к богатству - избегай бедности».

Современная физика ушла далеко вперед. В концепции современного естествознания атом рассматривается как электромагнитная система, состоящая из квантов!


Поделиться:



Популярное:

  1. I этап в развитии учения о причинах речевых нарушений (донаучный)
  2. Агломерация и ее роль в экономическом развитии страны
  3. Басни И.А.Крылова как выражение реалистических тенденций в литературном развитии первой четверти XIX в. Поэтика крыловской басни. Крылов и русские баснописцы Сумароков, Дмитриев.
  4. В развитии аллергического воспаления бронхов при БА участвуют иммунные реакции I, II, и IV типов.
  5. В РАЗВИТИИ У ПЕДАГОГА НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ
  6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ, ЕЕ ФУНКЦИИ
  7. Вопрос№56:Эмбриональная индукция .Дифференциация и интеграция в развитии.
  8. Глава 4. Роль подчиненной функции в психическом развитии.
  9. Глобальные революции в развитии научного знания. Смена типов научной рациональности.
  10. Доклад о мировом развитии 2007г.
  11. Духовная сфера общества, ее роль в развитии человека и общества.
  12. Жанровое разнообразие различных видов искусств


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь