Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Декарт доказательство бытия бога
Проявляется в возрождении Декартом онтологического доказательства бытия Бога. Бог - это понятие абсолютно совершенного существа. Откуда у меня, несовершенного существа, слабого существа (способность к сомнению - слабость), само понятие всесовершенного существа как Бог? Если я нахожу, что я - несовершенное существо, то моя самооценка предполагает, что у меня есть представление о совершенстве. Откуда? Только от существа, которое обладает достоинством всесовершенства. Как убедиться, что Бог существует? Понятие Бога - понятие всесовершенного существа. Признак всесовершенства включает в себя признак бытия, который не может быть заменен никаким другим признаком. Всезнающее, всеблагое... - но без бытия что стоят все совершенства? Следовательно, Бог обладает бытием и существует. Будучи существом совершенным и существуя, Бог не может нас обманывать, не может вкладывать в наши мысли иллюзии, не обладающие объективным содержанием. Наше мышление объективно и наши ощущения тоже дают представление о реальном мире. «Теологический костыль» - есть основания доверять. Значит, возможна наука. Бог создал мыслящую субстанцию, нашу душу - разумную душу, которая не имеет связи с телом, и вложил идеи, имеющие объективное содержание, создал мыслящее существо, которое само из себя может брать свои знания. Проблема источника знаний - разум является самостоятельным, независимым от тела, ощущений как способностей органов тела. Априоризм - существует доопытное знание, говорил сам Декарт. Вся методология Декарта - принцип доверия интеллектуальной интуиции. Cogito ergo sum - описано Августином Блаженным в V веке. В чем отличие? Согласно Блаженному Августину, даже имея все знания в собственной душе, человек собственными силами не в состоянии усмотреть эти знания. Нужна иллюминация, благодать. Декарт: то, что Бог вложил, он вложил, дальше - не его дело. Достаточно естественного света разума, чтобы мы разобрались, что есть в нас, а чего нет. Проявление естественного света разума - интеллектуальная интуиция. Если я всматриваюсь в содержание своих мыслей и не вижу оснований сомневаться, передо мной - истина. Это - интеллектуальная интуиция. Стоит всмотреться в положение cogito ergo sum, не могу не признать, что оно истинно. Интеллектуальная интуиция является исходной в методологии Декарта. Чтобы опереться на интеллектуальную интуицию, надо сформулировать правила метода. Их четыре: 1 считать истинным только очевидное и несомненно истинное для ума (интеллектуальная интуиция) 2 если у нас есть какой-то вопрос, его надо стараться расчленить на составляющие вопросы и членить до тех пор, пока не появится очевидное и истинное для ума (интеллектуальная интуиция) 3 надо мыслить по порядку, начинать с простого (интеллектуальной интуиции) и делать шаги к сложному, чтобы каждый шаг был интеллектуальной интуицией. Интеллектуальная интуиция - основа дедуктивных шагов от простого к сложному (каждый шаг несомненен и ясен). 4 надо составить абсолютно полные перечни вопросов, чтобы охватить все явления (объект) полностью. Итак, интеллектуальная интуиция, дедукция, анализ и методичность (полнота). Выдвинув теорию врожденных идей, Декарт заострил проблему источника знаний. По Бэкону, источником знаний является опыт. У Декарта есть разум. Декарт апеллирует к Богу. Очень скоро позиция Декарта о том, что ум есть совершенно независимый источник знания, будет подвергнута суровой критике и проблема источника знаний станет очень острой. Проблема свободы в понимании Декарта В рамках решения проблемы «Бог - мир», мир мыслится как независимый от Бога и подчиняющийся только законам механики. Законы механики таковы, что действие одних объектов на другие дает однозначные следствия, и картина мира оказывается фаталистической. Декарт распространил этот подход на живые существа. Он пытается механистически объяснить взаимодействие живых существ с миром, вводит понятие рефлекса. Живые существа - машины, действуют с однозначностью. Как быть со свободой? Как телесное существо, человек подчиняется всем законам механики. Чтобы спасти понятие свободы и понятие ответственности, Декарт привлекает свой дуализм - у человека кроме тела есть мыслящая душа, отделенная от тела пропастью. Поэтому возможна и свобода мыслящей субстанции. Человек свободен именно потому, что является мыслящей субстанцией. Наиболее яркое проявление - человек может ошибаться. Бог не свободен? -- вопрос к Декарту. Томас Гоббс философия Томас Гоббс (1588 - 1669) Англичанин, сын сельского священника и крестьянки, окончил один из колледжей Оксфордского университета, не раз был на континенте, знаком с Галилеем, Гассенди, Декартом. Эмигрировал в Париж вместе с роялистами в 1642 году, в 1651 году возвратился в Англию. После смерти Кромвеля большие неприятности. Главная книга «Левиафан» была запрещена и внесена в Индекс. Главная цель - построение социально-философской концепции, онтология и гносеология - всего лишь средства. Исходный пункт - концепция двух истин. Теология и религия нужны обществу. Религиозные воззрения не поддаются рационализации и не нуждаются в ней. Философия - продукт разума, ее цель - объяснять человеку мир и самого себя. Главное средство - познание причинных связей. Демонстрирует позицию эмпирицизма в сенсуалистическом варианте. Все «порождено первоначально в органах ощущения». Пытается дополнить эту позицию признанием значимости теоретического знания. (Гоббс был секретарем Фрэнсиса Бэкона.) Теоретические положения обладают достоинствами всеобщности и необходимости. Ни в каком опыте невозможно почерпнуть достоинство всеобщности и необходимости теоретических положений. Отсюда и рационализм Гоббса. Придает, в отличие от Бэкона, большое значение математике. Влияние оказывает эмпирицизм. Математическое знание пытается увязать не с чувственным опытом, а со словами человеческого языка. Общее - всего лишь языковой знак (номинализм оккамовского типа, Гоббс хорошо знал Оккама), поэтому реально существуют только единичные вещи, а общее - в уме человека. Соответственно, слова, означающие общее, означают мысли человека, а не реалии. Связь имен с вещами условна, слова произвольны и субъективны, слова - метки вещей. Не могут быть средством общения людей. Они стали средством общения людей, когда они приобрели значение имен-знаков в результате соглашения между людьми о закреплении их значений. Номиналистский конвенционализм (термин 19 века). Имена-знаки означают мысли, имеющие общее содержание; опираясь на имена-знаки, можно мыслить рационально, только в рамках соглашения между людьми. Никакой объективности за этим нет. Язык есть творчество самого человека, Гоббс отрицает идею богоданности языка. Как и в случае Оккама в 14 веке, номиналистическая позиция служит для критики схоластики. Трактовка математики. Гоббс отрицает декартовское положение о врожденности знаний и отрицает декартовскую интеллектуальную интуицию. Есть и должна быть дефиниция. Понятиям нужно давать четкие, ясные определения, они и являются основой теоретического знания. Номинализм Гоббса связан с его материализмом в определенных вопросах. Вопреки Декарту, из декартовского cogito ergo sum Гоббс заключает о существовании телесной субстанции. На Декарта посыпалась масса возражений, Гоббс тоже написал свое. Мышление человека сомневается, а не человек как телесное существо. Следовательно, доказательство мышления, а не движения. Гоббс: нет мыслящей субстанции как субстанции, нет души, все психические свойства - проявления функций тела. «Целое есть не более, чем сумма частей». Позиция редукционизма. Отсюда следует гигантская роль анализа. Синтетический метод Гоббс привлекает, но гораздо меньше, только при разработке философских проблем. Учение Гоббса о человеке Проблема человека. Человек - исключительно телесное существо, как и весь универсум - только совокупность тел. Материалистический подход. В отличие от бэконовского материализма, у Гоббса - механистический материализм. Все свойства тел, в том числе и человека, Гоббс делит на три группы: свойства, неотделимые от тела; свойства, присущие большинству тел, но не всем; свойства, которые могут меняться. Первые - протяженность и фигура; вторые - движение и покой; третьи - все чуственно воспринимаемые свойства. Вслед за Галилеем, восстанавливает демокритовское различение объективных свойств (механических) и свойств, которые не являются объективными. Он полагает, что все чувственно воспринимаемые свойства - великий обман чувств (как Демокрит и Галилей); телесный мир - иллюзия человеческих ощущений. С учетом номинализма материалистически трактует материю, пространство, время. Материя. Аристотелевское понятие первоматерии - только универсалия, не имеющая реального смысла. Реальны только телесные тела, которые мы наблюдаем. Материя - знак того, что мы отвлекаемся от свойств тел. Пространство. Это - протяженность тела (это, это, это и т.д.); тоже универсалия, представление о нашей абстракции. Материальная и движущая причины - реальны. Движущая причина - активность тела, материя пассивна. Материальная причина - воспринимающее тело. Целевая причина - говорится только о человеке. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 2240; Нарушение авторского права страницы