Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общая характеристика немецкой классической философии



«Классическая философия» -- очень высокая оценка. Классика - норма, образец, масштаб для всего остального. Романтики не удостоились такой высокой оценки.

Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - всего пять мыслителей. Периоды их активности:

Кант переходит на позиции теоретической философии около 1770 года. Фейербах, «Сущность христианства» - 1841 год. Семьдесят лет - и гигантское продвижение вперед. Гегель охарактеризовал это так: «Мировой дух надевает сапоги-скороходы». При жизни предшественника появляется последователь, который критикует своего духовного отца. Не успевает он опериться, его последователь топит его, затем повторяется то же самое. За 70 лет пять крупнейших систем. Почему гегелевский мировой дух надел сапоги-скороходы в этот период в Германии?

Внутренние и внешние причины

Созревают условия буржуазной революции в Германии 1848-1849 годов. Немецкая философия и не только она одна - литература и музыка - осуществляют духовную подготовку этой революции, как французское просвещение. Условия разительно отличаются от французских.

 политическая раздробленность Германии в результате Тридцатилетней войны 1617-1638 годов

 политическая слабость буржуазии на фоне быстро растущей экономической мощи

 половинчатость позиции немецкой буржуазии. Сил не хватает, раздробленность не давала консолидироваться, хотя буржуазия и была заинтересована в революции.

 внешний фактор - главное Французская революция. Радикализм тех задач, которые решала Французская революция, и среди методов - жестокость Французской революции. Во Франции времен якобинского террора существовали заводы по выделке человеческой кожи. Суровость, беспощадность, радикализм задач. Ситуация сложилась так, что Франция до того довела свои противоречия феодализма, что не могло быть иначе.

 правящие немецкие власти перепугались не на шутку. Отношение к революционным идеям было нетерпимым.

Наполеоновские войны - вся Европа под Францией. Это наложило свою печать на события в Германии.

Для немецкого буржуа пример был впечатляющий. Все они приветствовали Французскую революцию. Животный страх у правительственных кругов. Положительное отношение со стороны немецкой творческой интеллигенции выразилось в отвлеченной форме. Поэтому невиданная активность в области философии. На уровне отвлеченных философских теорий немецкая философская мысль не отличалась радикализмом. Во Франции борьба шла открыто, в Германии - идеология компромисса.

Главное, стрежневое направление - сочетание двух исключающих друг друга мировоззренческих ориентаций, мировоззренческий рационализм и приверженность к идеализму. В конечном счете - ориентация на мировоззренческие позиции, смыкание с религиозной верой. В рамках ориентации на разум творцы немецкой классической философии осуществили грандиозный прорыв в разработке диалектики. Дает мировоззренческому рационализму метод решения проблем на базе рационализма. Разрабатывается это все в рамках идеалистических учений, смыкающихся с религиозными воззрениями.

Диалектика, по определению А. И. Герцена - алгебра революции. 1) Выковали это оружие. Они осуществили духовную подготовку немецкой революции. 2) Ориентация на религию - реакционная составляющая.

Разработка диалектики в идеалистической, реакционной форме. В отличие от Франции, Германия в 16 веке осуществила религиозную Реформацию. Протестантская религия родилась как форма религии, освящающая буржуазию. В Германии лютеранская церковь была главной. Подготовка революции не лишена реформаторских идей. Ситуация усложненная.

Одно из проявлений противоречивой позиции, которую они проявляли, -- наличие тенденции субъективизма, и на начальных этапах у Канта и Фихте эта тенденция доминировала. Противоречивость позиции у каждого мыслителя имела место, каждый последующий мыслитель осознавал это, пытался преодолеть, но противоречивость оставалась, и т.д. Противоречивость двигала вперед этих мыслителей. Осознание роли противоречий как двигателя философии, источника саморазвития всех объектов. Приверженность протестантскому религиозному течению в христианстве. В итоге имеем очень бурное развитие философии до революции 1848-1849 годов.

Философия истории Гегеля

Процесс мировой истории Гегель рассматривал в его развитии. История совершается в силу действия необходимости. История - результат деятельности различных людей. Казалось бы, что люди сотворили историю. На самом деле историю творит Абсолютная Идея. Результат получается тот, который заложен Абсолютной Идеей. Прогресс всемирной истории - прогресс в сознании свободы, - прогресс, который мы должны познать в его необходимости. Положение Гегеля о том, что все действительное разумно, а все разумное действительно привело к осознанию исторического процесса как процесса отмирания и зарождения нового.

Так, этот процесс можно разделить на три стадии:

1. изменение - всемирная история - это процесс изменения

2. возвращение молодости - характеристика всемирного процесса как поступательного -

- если народ, когда-то игравший важную роль на определенном этапе истории, получает новые силы и начинает опять играть важную роль - возвращение к тому, что было, но на новом витке.

3. разум - закономерность исторического процесса.

Хитрость разума - люди исходят и действуют из своих собственных целей. Результат их действий не всегда тот, к которому они стремятся, а тот, к которому стремится Абсолютная Идея. Т.е. наличие в историческом процессе объективной основы. Но Гегель не отрицает роль личности в истории. Он говорит о том, что существуют два типа людей:

1. индивиды воспроизводящие

2. всемирноисторические люди, которые могут играть некоторую роль в истории

У Гегеля наиболее рационалистическая идея прогресса.

 

Этапы исторического процесса по Гегелю:

1. Восточный мир - отсутствие свободы

2. Греческий мир (античность) - свобода дополняется несвободой, т.к. у греков существовало рабство, а у римлян - подчинение различных народов

3. Германский мир - подлинная свобода

Ей предшествует: а) реформация (Лютер, Кальвин) б) Великая французская революция

Наиболее плодотворное влияние оказала Реформация

Феноменология Гегеля

Феноменология - учение о сознании. Сознание делится на три части:

1. Учение собственно о сознании

2. Учение о самосознании

3. Учение о разуме

Учение о сознании: сознание для человека означает, что на первом месте стоит зависимость духовной жизни от внешней реальности. Первоначально сознание предстает в форме чувственной достоверности. Объект довлеет над человеком Потом идея должна прийти к самосознанию => появляется воспринимающее сознание (это уже восприятие). Оно обладает предметной обремененностью, но уже обладает и обобщенностью. Оно достаточно противоречиво и далее переходит к рассудку. Рассудку соответствует естественно-научное познание, способность к мышлению (т.е. выделение общего из единичного). Идея себя осознает в форме знания. Когда знание свой предмет делает знанием, сознание делает прыжок и переходит в

Самосознание: У Гегеля существует специальный раздел «Сознание раба и господина», который раскрывает роль трудовой деятельности. Понимание абстрактного рабства (отношение господства и подчинения) приводит к тому, что если рассматривать отношения раба и господина изнутри, то их роли меняются на противоположные. Главную функцию выполняет раб, он созидает, а господин потребляет, причем потребление является разрушением. Раб являясь носителем трудовой деятельности, является носителем развития сознания. Т.е. только созидая можно сознавать себя.

Существуют три уровня самосознания:

1. стоицизм

2. скептицизм

3. несчастное (христианское) познание

Процесс развития самопознания - это достижение свободы. Стоик был свободен независимо от своего социального положения, он удалился в себя ото всех. Скептицизм - недоверие ко всему - другая крайность. Подлинная мудрость скептиков - удержаться от высказываний. Скептицизм перерастает в христианское самосознание: оно присуще германскому духу. Перед этим сознанием стоит дилемма: человек и причастен к богу, и погряз в грехе - противоречие. В форме несчастного самосознания достигается связь единичного и общего. Это единение превращает самосознание в разум.

Разум: достигается единство сознания и самосознания.

Психология: дух находится вне влияния на него тела. Существует два уровня духа: 1) теоретический или восприятие, представление, мышление 2) практический дух (волевое начало, чувства)

Объективный дух: общество

1. Право

2. Мораль

3. Нравственность

Все три категории характеризуют определенный уровень достижения свободы

Право: Свобода рассматривается в вещах (выделяются отношения собственности) - вещная собственность. Гегель рассматривает виды права. Подлинная свобода должна реализовываться в духовной форме

Мораль: проявление индивидуальности, личной свободы человека

Нравственность: общее выражение свободы

1. семья

2. гражданское общество

3. государство

Объективный дух в сфере нравственности проходит триадический путь «объектирования самого себя». Это семья, гражданское общество и государство, конкретное воплощение идеи и высшее завершение объективного духа.

Высшим отношением семейности является отношения типа брат-сестра

Гражданское общество Гегеля

Идея Гегеля о роли труда. Составными элементами гражданского общества Гегель признавал «систему потребностей», покоящуюся на частной собственности, правосудие и полицию, стоящие на страже той же частной собственности.

Пройдя ступень семьи и гражданского общества, объективный дух находит свое завершение в государстве. Прусскую монархию Гегель считал венцом исторического развития государства.

Абсолютный дух Гегеля

Абсолютный дух последовательно проявляется в искусстве, религии и философии, которые составляют основные ступени его развития. Но при этом они не являются стадиями, последовательно сменяющими друг друга. Эти три формы общественного сознания существуют одновременно. У них разный уровень реализации Абсолютной идеи. В искусстве абсолютный дух выступает в образе, в религии - в представлении, в философии - в понятии.

Философия искусства или эстетика, подчиняясь общей триадической схеме, состоит из трех частей:

1. общая часть или учение об идее прекрасного вообще

2. учение об особых, частных формах искусства

3. учение об отдельных видах искусства

Существуют стадии, которые прошло искусство

1. Символическое искусство ( Древний Восток - форма не соответствует содержанию)

2. Классическое искусство ( совпадение формы и содержания) - античное искусство

3. Романтическое искусство ( нарушение совпадения формы и содержания) - христианское искусство

Искусство существует в виде чувственного созерцания, это не адекватная форма выражения абсолютной идеи

Религия: У Гегеля существует сближение предмета религии и философии ( предмет - Бог). Гегель рационализирует теологию и религию и поднимает ее до уровня философии. Активно он использует принцип историзма. Высшей формой религии является христианство, но при этом Гегель резко критикует католицизм.

Философия: В данной категории абсолютная идея превратилась в абсолютный дух наиболее адекватно. Философия - это форма мышления, осуществляемая через абстрактные категории. Здесь совершается процесс самопознания. Философия проходит длительное историческое развитие. Движение философии - это поиск истины. Наибольшее внимание Гегель уделяет развитию античной философии ( где главной фигурой является Плантон), к тому же большое внимание он уделяет Канту.

Вершиной философии является философия Гегеля. Заслуга Гегеля не в том, что он лично сделал в философии, а в том, что он увидел логику и создал систему.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 973; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь