Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria - опыт) считает основным источником достоверного научного знания опыт.



РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - разум) основным источником знания считает рассудок, рассуждение, теоретическое обобщение.

Если эмпиризм ориентировался главным образом на естественные науки, то рационализм - на математические.

Формирование эмпирической методологии связывают с именем английского философа Френсиса Бэкона (През.5, слайд 4). Главным трактатом Бэко­на является «Новый Органон» (В честь «Органона» Аристотеля).

Бэ­кона считают основоположником эмпирического метода познания. Источник знаний и критерий их истинности Бэ­кон видел в опыте. Лозунгом Бэкона стал афоризм «Знание - сила». Бэкон считал, что цель научного знания в принесении пользы челове­ческому роду, в практической значимости знания. Бэкон резко крити­кует созерцательный идеал знания и стремится к максимальному воссоединению философии с результата­ми практической деятельности человека.

В своей теории эмпирических исследований Бэкон выделил такие методы опытного познания, как анализ (разделение сложного на про­стые элементы), наблюдение, эксперимент (изучение процессов путем создания новых условий их протекания). Основным методом науки Бэкон считал индукцию - движение от единичного к общему. В тру­дах Бэкона подверглась содержательной критике схоластика. Он заявлял, что новый метод познания требует освобож­дения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, кото­рые он называет «идолами». Бэкон различал 4 вида идолов:

1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра (Презент. 5, слайд 3).

Бэкон считал, что первые два идола преодолеваются самообразованием и самовоспитанием. Вторые – через преобразование общественного сознания.

Но всему этому мешает схоластика, поэтому необходимо строго разграничить теологию и философию (теология опирается на авторитет Священного писания и церкви, а философия – на совпадение мысли с действительностью). Философский метод, таким образом увеличивает власть человека над природой и содействует человеческому счастью. Он указывает кратчайший путь к познанию, открытиям и изобретениям – индукцию. ИНДУКЦИЯ – это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, форма доказательства и метод познания природы.

Отличный от Бэкона путь в разработке проблем методологии научного исследования был у французского мате­матика и философа Рене Декарта, или Картезия. Основные сочине­ния Декарта – «Рассуждение о методе» и «Начала философии». Декарт не признавал опытное, чувственное познание достоверным: чувства искажают действительность. Он ищет обоснования достоверности знания. В философии Декарта главенствующая роль в процессе по­знания отведена дедукции, которая опирается на достоверные аксио­мы.

По Декарту, истинным может быть только рассуждение, мысль. «Мыслю, следовательно, существую» - гласит основополагающий те­зис Декарта. Декарт полагал, что исследователь должен подвергать сомнению все знания прошлого. Сомнение, по Декарту, - это не путь отрицания познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Пользуясь своим методом, он заложил основы аналитической гео­метрии, объяснил образование и движение небесных сфер.

Философия Декарта находится в зависимости от его математических и физических исследований. В своей работе «Рассуждение о ме­тоде» Декарт приходит к выводу, что источник знаний и критерий истинности находится не во внешнем мире, а в разуме человека. Создание единого научного метода, который у Декарта носит название «универсальная математика», даст возможность построить систему науки, способной обеспечить человеку господство над природой. При разработке своего метода познания Р. Декарт основывался на понимании мира как машины, совокупность различных агрегатов. Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы. Его единый научный метод должен превратить познание в организованную деятельность, освободив ее от случайности.

Им были выведены основные правила рационалистического мето­да: признание исходным пунктом рассуждений элементарные самоочевидные истины (аксиомы); строгая последовательность логических рассуждений; отсутствие пропусков логических суждений. Главенствующее место в научном познании Декарт отводил дедукции (выведению) - движению от общего к частному . ДЕДУКЦИЯ – это такое действие ума, посредством которого из предпосылок делается заключение, получается определенное следствие.

Декарт сформулировал три основных правила дедуктивного метода (презент. 5, слайд 5):

1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;

2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного;

2. В вопросе также должно содержаться нечто неизвестное.

Понятие субстанции

Центральное понятие картезианской метафизики - субстанция . Оно позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция (лат. substuпtia - сущность) - это объек­тивная реальность. Духовная реальность, по Декарту, обладала врож­денными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. На­пример, идея Бога как всесовершенного существа, идеи чисел и фигур, некоторые аксиомы. В этом учении о врожденных идеях отразилось платоновское понимание знания как воспоминания того, что знала душа, когда она еще была в мире идей.

Материальная субстанция отождествлялась с природой (телесной). Главными атрибутами являлись: духовной субстанции - мышле­ние, материальной - протяженность. У Декарта способностью мыш­ления обладает только духовная субстанция.

Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени - размышляющий субъект. Если в философии средних веков был главный принцип абсолютной личности, то в фи­лософии Нового времени выдвигается на первый план концепция че­ловека разумеющего.

Декарт был сыном своего времени, и его философская система не была лишена внутренних противоречий. Рационалистические мотивы в его учении переплетаются с теологическим учением о свободе воли, дарованной человеку Богом. Заблуждения по Декарту - это продукт злоупотребления человеком присущей ему свободной воли.

Декартовский дуализм подверг критике нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (Барух), который разработал монистическое учение о мире как единой субстанции. (През. 5, слайд 6). Центральная идея философии Спинозы - тождество Бога и природы, т.е. он определил субстанцию как причину самой себя. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом. Именуя субстанцию Богом, или природой, Спиноза тем самым под­черкивал, что это иной Бог, чем в теологии, он не есть личность, наде­ленная сознанием, не есть творец природы. Это безличная сущность, бытие как начало и причина всего сущего. Спиноза отличал субстан­цию от мира отдельных конечных вещей (модусов). Модусы - видо­изменения субстанции.

По мысли Спинозы, Бог, или материальная субстанция природы, является самостоятельной, активной силой - «natura naturans». Суб­станция едина, модусов - бесчисленное множество. Спиноза доказы­вал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа «причина самой себя». Движение составляет ее сущность и источник.

Основными сочинениями Спинозы были «Богословско­-политический трактат», «Этика». В «Этике» он настаивает на безраздельном господстве необходимо­сти. Учение о природе стало опорой для логического доказательства возможности человеческой свободы в рамках необходимости. Соглас­но Спинозе, человек - существо, в котором модусу протяженности ­телу - соответствует модус мышления - душа. И по тому и по друго­му модусу человек - часть природы. Телесное и духовное в нем не за­висят друг от друга, они «параллельны». Весь мировой процесс совер­шается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может только постигнуть ход миро­вого процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, таким образом, «свобода есть осознанная необходимость».

Вместе с передовыми умами ХVII в. - Ф. Бэконом и Р. Декартом - ­Б. Спиноза целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Он возвысил знание интеллектуаль­ное, основывающееся на уме, над чувственным как низшим видом зна­ния и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального зна­ния он считал умственную интуицию. Спиноза считается основоположником научной критики Библии.

Монадология Лейбница.

Другой философ, математик, физик, юрист, историк Готфрид Вильгельм Лейбниц выдвинул учение о множественности субстан­ций. В философии Г. Лейбница обнаруживается сочетание рациона­лизма и эмпиризма. Основа философской системы Г. Лейбница - уче­ние о монадах. В своем произведении «Монадология» он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц - монад. Монады вечны и неуничтожимы, их свойством является деятельность, движение и стремление к восприятию. Хотя одна монада не оказывает никакого воздействия на другие, тем менее движение и развитие каждой из них находятся в полном соответствии с движением и развитием других. Это связано с «предустановленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложенной божественной волей. Монада называется душой, когда в ней есть чувство, и духом, когда есть разум. Неделимые монады составляют сущность всей природы. Монады различаются по уровню сознательности. Лейбниц различал три вида монад (Презент. 5, слайд 7).

В каждой монаде заключена возможность ее дальнейшего развития, совершенствования и «возвышения». Критерием для определения степени развитости монады, по Лейбницу, является степень сознательности или разумности. В связи с этим на вершине лестницы Лейбниц помещает высшую монаду - Бога. Такое представление вполне совпадает с современным представлением о том, что окружающий мир наполнен невидимыми глазу микроорганизмами.

В истории познания Лейбниц не принимает полностью учение о врожденных идеях. В своем сочинении «Монадология» он пишет: «Истины разума необходимы, и противоположное им невозможно; истины факта случайны, и противоположное им возможно…» (Лей6ниц Г. Монадология // Соч. в 4 т. - М., 1982-1983. Т.1 С. 418-419).

Философия Просвещения

Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки обществен­ного мироустройства происходят от невежества людей и что путем Просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заме­нить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.

Основные черты эпохи Просвещения (Презент. 5, слайд 8):

1. Рационализм;

2. Влияние механизма;

3. Интерес к проблеме воспитания;

4. Освобождение от некоторой элитарности, присущей философии Возрождения;

5. Критика церковных догм;

6. Отрицание социальных, правовых устоев феодального общества;

7. Расхождение между нравственными, социальными идеалами и планами их осуществления;

8. Двойственное отношение к революции: страх и надежда;

9. Осознание зарождающейся интеллигенции как самостоятельной духовной силы;

10. Признание косвенной основой простого народа его невежество и суеверие;

11. Внимание к концентрированности и компактности знания (словари, энциклопедии);

12. Элементы литературно-художественного выражения идей

Представители эпохи Просвещения (Презент.5, слайд 9)

Следует подчеркнуть, что в философии XVIII в. присутствуют раз­личные мировоззренческие направления, поскольку философия Просвещения подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, сочинениями Р. Декарта, влиянием идей Эпикура, критикой схоластики и религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706).

К этому же периоду развития философии относятся английские философы-материалисты – Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704).

Гоббс систематизировал учение Бэкона с позиций формальной логики, а Локк выдвинул главную формулу эмпиризма: «В разуме нет ничего, что прежде не было бы в чувствах».

Лидером школы французских материалистов является Дени Дидро (1713-1784). Он был одним из наиболее образованных французских мыслителей в эпоху перед Великой французской революцией. Дидро выступил инициатором и вдохновителем создания «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Он сплотил вокруг себя таких выдающихся мыслителей и просветителей, как Кондильяк, Гольбах, Монтескье, Вольтер, Руссо.

В работах и романах «Племянник Рамо», «Мысли об объяс­нении природы», «Философские принципы материи и движения» и других Дидро изложил свои взгля­ды на природу, человека и общество. Материю и движение он призна­вал неразделимыми и считал их единственной реальностью. Бесконеч­ность материального мира состоит в его единстве и многообразии. Много внимания он уделял объяснению развития.

Человек у Дидро есть единство природного и индивидуального. Он обладает чувственным восприятием и мышлением, причем мышление не является признаком всей материи, а только человека. Дидро счи­тал, что мышление, отрывающееся от фактов и чувственности, может легко превратиться в пустые спекуляции. В свою очередь, совокупность фактов и примеров опыта без их рационального осмысления может не дать положительных результатов и привести к ошибкам. В связи с работой над «Энциклопедией» Дидро осуществил классификацию наук. Он использовал идеи Ф. Бэкона, много внимания уделял обоснованию практической значимости наук.

Ж. Ламетри (1709-1751) в работе «Человек-машина» отстаива­ет позиции сенсуализма и принимает материальный мир как осно­ву человеческих ощущений. Он излагает принципы материализма и познания, которые были поддержаны и развиты в последующем другими философами. Объективность существования материального мира он дополняет обоснованием внутреннего источника его развития, неотделимостью движения от материальных объектов. Вместе с тем, Ламетри считал непознаваемой сущность движения и са­мой материи.

Основной проблемой для себя и философии он считал взаимосвязь материи и сознания человека. Признавая первенство материального мира, Ламетри механистически упрощенно объясняет познание. Сознание и мышление выступают свойством (способностью) определенного вида материального мира, основания которых находятся в ощущениях. Человек отличается от животного в основном количественными признаками: размером и структурой мозга.

Его современник П.Голъ6ах (1723-1789), немец по происхождению, живший во Франции, свои философские позиции изложил в труде «Система природы» и других. Он подверг критике религиозные и иные спекулятивные, по его мнению, идеи и концепции по объяснению природы. Обосновал принцип редуцируемости - сводимости многообразия природы к различным формам движения материальных частиц. Гольбах отвергает идею Декарта о том, что движение материального мира имеет божественное происхождение. Движение присуще самой материи и неотделимо от нее. Движение, по Гольбаху рождает все многообразие свойств материального мира. Он отстаивал также принципы универсальности, причинности и детерминизма в понимании движения. Человек, по его мнению, органично включен в природный мир, его существование подчиняется законам природы, действующей цепи причин и следствий.

Еще один яркий представитель французского материализма века Просвещения - К. Гельвеций (1715-1771) в работах «Об уме», «О человеке» изучал не только признаки, существенные свойства и другие характеристики материального мира. Он более последовательно и многообразно, чем его современники, соотносил знания о природе с человеком. Сторонник последовательного детерминизма, Гeльвеций распространяет системность движущегося материального мира человека, но выдвигает также «закон интересов», характерный только для людей. Человек детерминирован не только своими естественными потребностями, но и страстями. При этом на первые позиции он ставит голод, физическую боль и самолюбие.

В своей этике Гельвеций отвергает религиозную мораль и обосновывает критерий пользы, трактуемый им как согласованность индивидуальных и общественных интересов. Но поскольку общество в его понимании представляет совокупность индивидов, то общественный интерес отражает позицию большинства, в которой и отражены интересы индивида.

Гельвеций, как и Гольбах, верил во всемогущество воспитания. Век Просвещения во Франции - период множества концепций воспитания. Гельвеций считал воспитание основополагающим для общества началом и условием его успешного развития. Предпосылкой «хорошего и правильного» воспитания являются, по его мнению, светская нравственность и справедливые законы.

Достаточно много внимания Гельвеций уделяет социально-политическим проблемам. Идеальной формой государства он считает республику, но не отвергает и «разумного правителя». Государство, по его мнению, должно объявлять и гарантировать основные человеческие права, заботиться о «хозяйских семьях» как основе и источнике воспроизведения общества. Он признавал естественность частной собственности, но предлагал справедливое и равномерное ее распределение е между гражданами.

Философия Нового времени характеризуется плюрализмом, проявившимся в качественных различиях между философскими учениями данного периода, примерами чего служат такие философские направления как эмпиризм Бэкона, рационализм Декарта, пантеизм Спинозы, материалистический сенсуализм Локка и идеалистический сенсуализм Беркли. Философия Нового времени отличается созданием всеобъемлющих систем и значительным развитием теории познания. Для философии Нового времени характерна острая критичность по отношению к философии Средневековья.

Вопросы для самопроверки (Презент. 5, слайд 10):

1. На каком основании ХVII в. называют «веком гениев»?

2. Каковы характерные черты онтологии Нового времени?

3. Что такое «эмпиризм» и «рационализм»?

4. Как называется учение о субстанции Декарта и в чем его суть?

5. В чем сходство и различие концепций научного метода Бэкона и Декарта?

6. Что такое «картезианское сомнение»?

7. Какова сущность монадологии Лейбница?

 

ДЕ 1. Что есть философия?


Поделиться:



Популярное:

  1. Cвязь языкознания с другими науками
  2. Cенсуализм и эмпиризм Джона Локка
  3. I. ЗАРОЖДЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  4. VI. МОСКОВСКАЯ И КАЗАНСКАЯ ШКОЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
  5. АКСИОЛОГИЯ (от греч. — ценность)
  6. Амортизационная политика и управление основным капиталом
  7. Аффирмации, помогающие стать источником любви
  8. Бог отдал — и отдает опять, каждое мгновение, — часть Себя Меньшему Переживанию незнания Себя, так, чтобы Оставшееся Я могло знать, Кто и Что Оно Есть На Самом Деле.
  9. Борьба с паразитами сознания.
  10. В 1630 г. Тюренн перешел на службу во французскую армию в чине полковника (19 лет). В 1634 г, командуя полком, проявил знания военного дела, смелость и храбрость.
  11. В чем состоит специфика теоретического познания?
  12. В этом основной смысл медитации: помочь вам выбраться из ума, помочь вам выбраться из различающего сознания и проложить дорогу, по которой вы могли бы войти в свидетельствующее сознание.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь