Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия Гегеля: система и метод



У Гегеля была образована система, составляющими которой являлись логика, философия природы, философия духа. Эта система строится с помощью принципа триадичности. Основными принципами Гегелевской философии являются принцип триадичности, принцип тождества, принцип восхождения от абстрактного к конкретному и другие.

Абсолютная идея изначально находится в сфере чистых понятий. Отсюда возникает проблема начала. В основу системы необходимо положить определенное понятие, из которого вытекают другие, причем все должно подчиняться принципу субординации. Гегель в качестве такого начала полагает бытие (все существует только в данном месте и в данный момент времени, здесь и теперь). Следующим основополагающим понятием является ничто. Синтез - определенное бытие. Т.е. сама логика выступает в виде трех понятий:

1. бытие

2. сущность

3. понятие

Рассмотрим их по отдельности: Категория бытия: это первая определенность, которая существует. Само бытие делится соответственно еще на три категории:

1. качество - внутренняя определенность объекта

2. количество - внешняя определенность (т.е. изменение количества не всегда приводит к изменению в качестве (до определенного предела))

3. мера - единство качества с определенным присущим ему количеством. Эта последовательность показывает реальное движение научного анализа.

Абсолютная идея погружается в глубь бытия => это выражается в категории сущности: бытие расщепляется на

1. сущность и явление

2. тождество различия и противоположности

3. тождество необходимости и случайности

Далее все стремится к синтезу: Категория понятия: в ее рамках можно рассмотреть

1. понятие

2. идея

3. истина

Дается характеристика важнейших форм мышления ( понятие, мышление, ум).

Возникает проблем соотношения формальной логики и логики. Гегель свою логику не сводит к формальной логике, т.к. она рассматривает законы мышления, отвлекаясь от содержания.

Основной закон формальной логики:

1) закон противоречия (недопустимости противоречия). Он запрещает об одном и то же предмете в одно и то же время рассматривать в одном и том же соотношении два противоположных суждения.

2) Закон тождества: А есть А - фиксирует жесткие отношения

У Гегеля А есть и не А. Объекты внутренне противоречивы, а формальная логика не может это оценить. Гегель критикует формальную логику. Он видит свою задачу в построении собственной логики, которая направлена на постижение мира как противоречиво развивающегося.

Биография Иммануила Канта (1724 - 1804)

Родоначальник немецкой классической философии

Родился в бедной семье ремесленника в Кенигсберге, отец прививал благочестие, очень суровое. Самого Канта готовил с детства к пасторской карьере. Рано проявились способности Канта. Он получил блестящее образование - Фридрихова коллегия, Кенигсбергский университет. Овладел латинской классикой, свободно писал по латыни (обязательно для диссертантов), освоил механику Ньютона. В первый период своей творческой деятельности существенно развил механику Ньютона. Философией овладел в изложении Вольфа. В 1745 году окончил университет, 9 лет работал домашним учителем в трех семействах, два из них аристократические. Уровень оплаты труда был приличным, смог заниматься научной деятельностью.

1755 - «О принципах метафизического знания», диссертация, звание приват-доцента. Преподавать начал через 15 лет, после второй диссертации на должность профессора. Был помощником библиотекаря. В возрасте 46 лет стал профессором логики и метафизики, занимал эту должность по 1797 год. Преподавал не только философию, но и математику и физические дисциплины. Кант владел научными знаниями своего времени на высшем уровне. Личная жизнь была педантично организована, четкий распорядок дня, обыватели сверяли часы по его прогулкам.

Несколько событий. Был крутой поворот в философии Канта - знакомство с работами Руссо и Юма. Знакомство с работами Юма «пробудило от догматической дремоты». Французская революция оказала на него влияние - идеал осуществления права и гражданского порядка. Выразил сочувствие в крайне абстрактной форме. Сориентировался на философию истории, права, теорию государства. В 1793 году вышла его работа «Религия в пределах только разума», где истолковывалась религия в духе деизма. Деистическая позиция Канта была воспринята властью как антипротестантская. Прусский король в 1794 году издал именной указ, лично предупреждавший Канта, что дальнейшие выступления по поводу религии будут иметь репрессивные последствия. Кант дал письменное обещание королю публично не высказываться по вопросам религии. Король Фридрих Вильгельм резко изменил отношение в Германии к религии. Репрессии против вольнодумцев. Скончался, Кант не считал себя связанным. Отказался от преподавательской деятельности из-за состояния здоровья, перешел к домашней деятельности. Был уже известен. Различают докритический период - начиная с 1746 года с написания «Мыслей о правильной оценке живых сил» по 60е годы, и второй период -- с 1770 года, диссертация «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира». Критический период продолжался до конца жизни. Рубеж - влияние работ Юма в 60-е годы. В содержательном плане - переход от материалистического решения основного вопроса философии к идеалистическому и субъективно-идеалистическому.

Учение о познании Канта

Проблемы теории познания в докритический период тоже занимают Канта. Опираясь на тенденцию в вольфианском духе, начал преодолевать главную особенность философии Вольфа - основания бытия и познания совпадают. Логические связи не отличаются от причинных реальных связей.

1755 - «Новое освещение принципов метафизического познания». Преодолевает вольфианский подход. То, из чего мы познаем вещи, надо строго отделять от оснований вещи. Датский астроном измерил скорость света. Он наблюдал спутники Юпитера, когда эта планета максимально отдалена от Земли. Получилась разница в расчетных показателях времени затмения спутника на максимальном удалении Юпитера от Земли и максимальном приближении его к Земле. Основа бытия онтологических феноменов -- свойства эфира. Основа познания - эмпирические наблюдения. Основа познания и основа бытия различны. Здесь кроется различие мышления и бытия, эту идею он доведет до крайности в критический период.

В дальнейшем Кант различает между видами бытия вещи - логическим и реальным. Реальные основы бытия вещи подметил Юм, утверждавший, что познание причинно-следственных связей не вытекает из понятий причины и следствия. Из анализа причины нельзя вывести следствие. Когда речь идет о логическом познании, логические суждения выводятся из других. Логические основания - это не реальные основания.

Эволюция взглядов Канта на пространство. Логическое познание и познание, отличной от логического. Из понятия пространства нельзя логически вывести трехмерность пространства. Пространство нельзя рассматривать как логическую конструкцию. Это - всеобщая основа чувственного созерцания. Выразил подход к тем идеям, которые будет разрабатывать в критический период.

Сознание по Канту

Самосознание присуще любому субъекту. Поэтому трансцендентальный принцип единства самосознания. Единство самосознания обеспечивает возможность объединения различных представлений, потому что субъект является единым. Следовательно, способность подводить многообразие представлений под одно представление. Эта способность коренится в наличии трансцендентального единства апперцепции.

Мы создаем представление об объекте как какой-то целостности. Само существование объекта имеет своим источником единство субъекта, а не единство в объекте. Нет объекта без субъекта. Каждый объект требует единства, многообразие представлений - единство через субъект.

Центральная проблема философии Нового времени - отношение субъекта и объекта - у Канта в центре внимания. Заострена за счет дуализма, как и у Декарта.

Благодаря трансцендентальному единству апперцепции и априорности категорий человеческое сознание способно объединять многообразие представлений в какую-то целостность и создавать предметный мир, являющийся содержанием объективного познания, в том числе научного. В связи с принципом трансцендентального единства апперцепции напоминает позицию У. Оккама. Оккам предвосхитил Канта - тоже общее имеет в качестве основания единство субъекта, своим сознанием охватывающего группу предметов. Так возникает общее понятие. Субъективный источник общности в содержании понятия объединяет Канта и Оккама.

Кант, говоря о трансцендентальном единстве апперцепции и применимости категорий рассудка, говорит, что рассудок применяется к возможному опыту


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь