Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кант, Шеллинга и Фихте сравнение философии
Шеллинг сказал, что субъективно-идеалистическая позиция Фихте должна быть преодолена, чтобы адекватно выразить интерсубъективное содержание, которое он же подчеркнул в человеческом сознании. Сам Шеллинг не понял, что радикально расходится с Фихте. На это указал Гегель. Работа Шеллинга вышла в 1800 году. В 1802 году Фихте отказался от субъективного идеализма: божественный абсолют создал весь мир, остается человек - эмпирическое Я. Перешел на позиции объективного идеализма. Важное событие в немецкой классической философии. Тенденция объективизма (Декарт), которая в сочетании с тенденцией субъективизма предстает у Канта и Фихте, становится адекватной, принимая форму объективно-идеалистического учения. В этом смысл перехода Фихте от субъективного идеализма к объективному. Фихте, отказавшись от вещей в себе, опробовал один из вариантов решения основного вопроса философии, который является продолжением того, что сделал Кант. Фихте выявил абсурдность того, что может быть сделано в философии. Он заострил проблему соотношения бытия и мышления. Кант вырыл пропасть между бытием и сознанием. Фихте оставил только сознание, устранил проблему. Кант заострил проблему на основании беспрецедентно глубокого анализа природы математического знания, теоретического естествознания и философии. Пропасть между бытием и сознанием. Фихте говорит, что отношения нет. Могла ли философская мысль после Канта удовлетвориться тем, что сделал Фихте? Слишком глубоко поставил проблему Кант. Переход к объективному идеализму - значимость бытия. Следующий шаг связан с тем, что утверждается философия объективного идеализма. Фихте только первый шаг сделал. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) Почти полное совпадение с годами жизни Бетховена. Духовное родство очень большое. Первая часть Третьей симфонии - чеканные формулировки Гегеля. Родился в семье секретаря казначейства в Штутгарте. Учился в Тюбингенском теологическом институте на одном курсе с Шеллингом. Его готовили к карьере пастора. Знакомство с произведениями Руссо, Платона, Канта, влияние французской революции побудили Гегеля отказаться от карьеры пастора и обратили его к философии. Работал домашним учителем в Берне, Швейцария, затем во Франкфурте-на-Майне. Написал работу по истории христианства, где рассматривал причины возникновения и распространения христианства. В начале 1801 года приезжает в Йену, защищает диссертацию, становится приват-доцентом Йенского университета. Публикует работу, в которой выделяет различие между системами философии Фихте и Шеллинга (указал на противоречие). У Шеллинга объективно-идеалистическая тенденция такова, что остается один шаг до того, чтобы ее назвать адекватно. Публикует произведение, которое сделало Гегеля ведущим философом Германии - «Феноменологию духа». Германия приобрела самобытного, оригинального мыслителя, затмившего Шеллинга. Не может читать лекции из-за французской оккупации. Становится редактором газеты, затем директором гимназии. Пишет «Науку логики», его приглашают в Гейдельбергский университет на кафедру логики. Два года работает. В 1818 году его приглашают в Берлинский университет на кафедру философии. Умер от холеры во время эпидемии. Ранняя работа - христианство, иудаизм, древнегреческая, древнеримская религии с позиций просветительского подхода к религии, дистанцирование от теологии. Проявляется враждебное отношение к христианству и другим религиям. «Религия проповедовала то, что хотел деспотизм». Почти Дидро. Религия выражает позиции деспотизма, неверия в человеческие силы. Религия нужна обществу (Руссо), особенно просвещенная религия - деизм. Гегель страстно ожидал революции в Германии. Он думал, что это будет социально-религиозная революция, которая возродит просвещенную религиозность как активную религию. Исследовал причины переворота, когда христианство сменило язычество. Видит причину в том, что в Римской империи изменились нравы. Главное - утверждение партикуляризма, забот индивида о своих индивидуальных интересах, утрата заботы об общем. Приверженность свободе ослабла и утрачивается, люди занимаются своими собственными интересами, обретают привычку к гнету имперского государства. Особое внимание уделяет предпосылкам. Христианство было ответом на потребность партикуляризированного человека. Земные условия удовлетворения интересов не удовлетворяли людей. Почти по-марксистски оценивает. Гегель переживает духовный кризис из-за тщетности надежд на немецкую революцию. Кризис заканчивается только к концу 18 века. В 1799 году обращается к политэкономии. Глубинные процессы - это реализация божественного разума. Переход к пессимистической утрате всяких надежд на революцию - следовательно, возвращение к религии. Сам становится на позиции, близкие к позиции Шеллинга, -- объективно-идеалистические. Шеллинг пришел к философии тождества. Гегель, взяв на вооружение понятие Абсолюта, полагает, что противоречие существует в самом Абсолюте. Абсолют есть тождество тождества и не-тождества. Формулировка тут же развела его с Шеллингом. Противоположность оценивается Гегелем наиболее высоко, он видит ее во всем. Противоречие - критерий истины, отсутствие противоречий - критерий заблуждения. Тождество у Шеллинга было тождеством мышления и бытия в Абсолюте. Гегель, когда говорит о единстве тождества и не-тождества, имеет в виду проблему соотношения мышления и бытия, заостренную Кантом. Все - ранние работы. В ранних работах фиксируется синтетическая по отношению к Канту и Шеллингу позиция. У Канта - пропасть между мышлением и бытием, у Шеллинга - тождество. Гегель - синтез, тождество мышления и бытия и их различие. Делает диалектику предметом специального теоретического рассмотрения, пытается построить теорию диалектики. В диалектике Гегель обретает средство, позволяющее ему остаться рационалистом в решении важнейших мировоззренческих проблем, прежде всего проблемы соотношения мышления и бытия, в отличие от Канта и Шеллинга. Шеллинг ушел в мистику, иррационализм, столкнувшись со сложной проблемой соотношения мышления и бытия. Начала рационалистической и иррационалистической линий в современной философии. Гегель развивает рационализм, его преемники - Маркс, Энгельс, Ленин. Точка дивергенции - Гегель-Шеллинг. Учение о бытии Гегель Бытие - непосредственная данность, водород, гелий, все элементы, до таблицы Менделеева всякий химик знал об их свойствах. Таблица Менделеева указывает, что за ними лежат атомные веса, количество электронов на орбитах. Все свойства обусловлены определенным местом в таблице, это уже сущность, которая определяет эти свойства. Понятие отношения сущности и явления предполагает опосредованность существованием. В таблице видим те же самые элементы, рассмотренные с точки зрения внутренней структуры. Имеют основание в глубинной структуре. Гегель понятие меры Гегель подчеркивает, что во всех сферах бытия мы наблюдаем незначительные количественные изменения, но в конце концов маленькое изменение приводит к обвальному качественному скачку (закипание воды, замерзание воды, революции в обществе, переходы видообразования, ценностная переориентация). Формулирует всеобщность действия этого закона. Мера - интервал количественных изменений, которые могут происходить при сохранении данного качества. При нарушении меры достигается новая мера, с новым сохранением качества. Это - узловая линия меры. Переход от одной меры к другой - изменение качества, скачок, перерыв в постепенности. Мысль о единстве прерывности и непрерывности вносила существенный элемент в идею развития. Только у Гегеля полный учет этих элементов. Кун ничего нового не внес, кроме отрицания объективной истинности научного знания. Схема от Гегеля. Закон перехода количественных изменений в качественные позволяет посмотреть на развитие с другой стороны. Гегель диалектически сочетает простую эволюцию без качественных изменений и катастрофизм, формулирует закон. Понятие меры важно для Гегеля и как понятие, которое подготавливает переход к антитезису всей большой триады по всей «Науке логики». учение о бытии - тезис учение о сущности - антитезис учение о понятии - синтез. Понятие меры - завершающее понятие учения о бытии и одновременно то понятие, которое в себе содержит возможность перехода к понятию сущности. «В процессе меры мы получаем... подвергшееся отрицанию в своих определениях снятое бытие, которое есть сущность». Сущность есть снятое бытие. Понятие меры есть та ступень развития гегелевской логики, на которой еще сохраняется характеристика, специфическая именно для бытия, т.е. «непосредственность». Понятие бытия выражает непосредственность того, что характеризуется как существующее. Мера - относительное тождество количественных характеристик и качественной определенности. В рамках меры еще имеется непосредственность данного тождества, поэтому еще бытие. Но осуществляется опосредование качества количеством и наоборот. В рамках этого единства имеется отношение качества к количеству и количества к качеству - следовательно, имеется опосредование. Непосредственность снимается, тождество снимает само себя. Бытие приходит в отношение с самим собой. Вывод Гегеля: мера есть в себе сущность. Мера есть сущность. В себе - еще не выражена явно, для выражения требуется понятие сущности. Сущность есть отношение; в бытии нет отношения. В сущности нет перехода в истинно другое, в сфере бытия такой переход был. В сфере сущности есть лишь различие, отношение чего-либо к его другому. В понятии меры мы имели соотнесенность в себе, неположенную соотнесенность. В сфере сущности соотнесенность выражается в явном виде. В бытии все непосредственно, в сущности все относительно. Бытие является всего лишь завесой, видимостью, за которой скрывается нечто другое, сущность. Сущность - то, что скрывается за явлениями. И то, и другое есть, и то, и другое опосредуется, непосредственность снята. Точка зрения сущности представляет собой точку зрения рефлексии, или удвоения объекта рассмотрения. Объект рассматривается как нечто непосредственное и как опосредованное чем-то другим. Другое - нечто пребывающее в вещах. Поэтому это другое отлично от бытия, а с другой стороны есть погруженное само в себя бытие. Логическая триада Гегеля Триада, составляющая учение Гегеля о сущности, включает в себя следующие понятия: 1) основание существования 2) явление 3) действительность. Каждому из этих понятий посвящена отдельная часть второй части логики. Поскольку сфера сущности - это сфера отношения, причем стороны отношения не исчезают, сохраняются, то сфера сущности выступает в качестве единства раздвоенного и раздвоенности единого, она внутренне противоречива. Гегель проводит тщательный анализ понятия противоречия, формулирует закон единства и борьбы противоположностей. Различие. Не каждое различие является противоположностью, а только существенное различие. Единство таких противоположностей есть противоречие. Гегель воспринял идею Шеллинга, что противоречия есть источник любого самодвижения. Противоречия движут миром, и смешно говорить, что их нельзя мыслить. Здесь Гегель опирается на данные естествознания. Полярность-противоположность проходят через всю природу. Решая, вслед за Шеллингом, ту проблему движения, которую. Не решили французские материалисты и Толанд, он говорит, что противоречия - источник самодвижения. Он уделяет особое внимание проблеме мышления противоречий. Человеку, который привык к законам классической логики, не смешно. Основная аксиома любого мышления - закон недопущения противоречий. Гегель чрезвычайно много внимания уделяет проблеме соотношения формальной и диалектической логики. Он рассматривает закон недопущения противоречия в формальной логике. Это различные сферы деятельности: формальная логика - это рассудочное мышление, оно различает противоположности и разводит их; диалектика показывает переход противоположностей друг в друга. Принцип недопущения противоположностей - но формальная логика мыслит противоположностями. Сократ есть человек. Единичное есть общее, происходит отождествление единичного с общим. Нарушили закон. Гегель, Маркс, Ленин - искусные диалектики. Не только Гегель занимался критикой формальной логики и демонстрировал ее ограниченность. Анри Бергсон добился чрезвычайной популярности, почти один в один высказывая ту же точку зрения. Гегель после критики рассудочной манеры мышления дал позитивно-разумное мышление. А Бергсон обратился к интуиции, пришел к мистике. Противоречие снимается само через себя, полученный результат - основание из триады, которая раскрывает сущность. Моменты этого отношения составляют единство и поэтому, поскольку это противоположные моменты, они продолжают существовать «неспокойно», «отталкивая само себя от самого себя». Основание есть основание лишь постольку, поскольку оно обосновывает. Сущность есть основание чего-то иного. Из основания проистекает существование, и существующий мир есть бесконечное сцепление оснований и обосновываемых. Мы возвращаемся к непосредственности, характеризующей бытие. Непосредственность - результат снятия опосредованности. Имеет место отрицание отрицания. Дальнейшее развитие этого ряда категория - явление. Сущность есть основание явления, «сущность должна являться». Должна - как у Фихте, Шеллинга. Сущность отнюдь не находится за пределами явлений, по ту сторону явлений. Напоминаем о Канте, вещь в себе по ту сторону мира феноменального. Гегель явно полемизирует с Кантом. Философия природы Гегеля Жизнь Гегель рассматривает как неопосредованную идею (тезис). Антитезис - опосредованная идея, познание. Первая цель познания - стремление к истине. Это дело познания как теоретической деятельности (то же, что у Канта моральная деятельность - осуществление добра). Его реализует воля. Единство теоретическое и практической деятельности Гегель характеризует как Абсолютную Идею. Абсолютная Идея - это абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя. Абсолютная Идея - идея, которая мыслит самое себя во всем богатстве содержания, которое выявляется всем ходом предшествующего саморазвития идеи. Гегель замечает: вы спросите, что она мыслит. Ответ - читайте все предшествующее содержание. Гегель на этом не заканчивает. Кратко рассматривает сущность диалектического метода. «Абсолютная Идея в своей абсолютной истине решается свободно отпустить из самое себя природу». Фейербах - большой знаток Гегеля. По его словам, это мистика. Идея, достигнув полноты своего саморазвития, решается отпустить из себя природу. Природа понимается как инобытие идеи. Сначала Абсолютная Идея в себе совершает саморазвитие. Затем, достигая стадии полного развития своего содержания, находит форму инобытия. Природа есть сфера инобытия идеи. «Философия природы» - самый толстый том «Энциклопедии философских наук», страниц 700. Этап два - этап самоотрицания, переход в форму инобытия. Гегель уделяет большое внимание содержанию знаний своей эпохи. «Наука логики» заполнена гигантским естественнонаучным материалом, но систематически Гегель пытается осмыслить этот материал в «Философии природы». Здесь он пытается диалектически подойти к этому материалу. Диалектику он применяет в рамках объективно-идеалистической схемы. Понятия настолько чуждые естественнонаучному мышлению, что естествоиспытатели резко отрицательно отнеслись к Гегелю. Чуть позже написания им его «Философии природы» возникает позитивизм. Те прорывы, которые у Гегеля можно обнаружить, оказались неудобоваримы для научной мысли. Гегель полагал, что естественники слишком приземленно, материалистически смотрят на свой объект. Сам Гегель отрицал материалистическое понимание природы. Констатирует: если всеобщее определяют как закон, силу, материю, тем самым констатируют, что закон - общий. Всеобщее надо рассматривать как всеобщее, а не как результат единичного, особенного. Опыт не может быть последним подтверждением физического знания. Антиэмпирическая позиция. Подлинная философия природы должна быть спекулятивна, позитивно-разумна (выше диалектического мышления). Принцип развития применяется очень специфическим образом. Природа не развивается, развивается только Абсолютная Идея, а природа - только развертывание уже данного. Косвенным образом идея развития сказывается на философии природы. Гегель рассматривает последовательно разделы естественнонаучного знания, от неживой природы к химии, органике, живой природе (благодаря тому, что идея саморазвивается). Эволюционную идею, которая в лице Ламарка пробивала себе дорогу, отвергает. Говорит, что эволюционное понимание ничего не объясняет. Главная триада: 1) Механика, 2) Физика, 3) Органическая физика. Механика - область инобытия идеи в форме непосредственной внешности, т.е. в пространстве-времени. На ступени логики Абсолютная Идея существует до пространства и времени. Пространство - непосредственное вне-себя-бытие. Гегель схватывает очень существенную особенность пространства. Пространство - такое нечто, части которого внешни по отношению друг к другу. Время - положенная отрицательность пространства, или истина пространства. Внеположенность частей пространства уже обозначена. Временной ряд состоит из интервалов, внешних по отношению друг к другу. Пространство переходит во время, синтез - исчезновение и того и другого в качестве самостоятельных сущностей и переход их в моменты третьего, движения. Движение есть единство пространства и времени. Рациональное зерно есть - движение всегда связано с единством пространственных и временных характеристик. Гегель отказывается признавать то, что у Ньютона называлось абсолютным пространством и временем. Он отказывается понимать пространство и время как вместилища событий, примыкает к лейбницевской трактовке, которая была реализована в теории относительности: время - характеристика движения, становления, прехождения. Время - сам процесс движения. Уберите движение - не будет времени. Пустого времени нет. Понятие материи. единство отталкивания и притяжения. всемирное тяготение небесная механика. Концепция соответствует механистическим представлениям, отраженным в механике Ньютона. В целом всю механику Гегель характеризует как количественную определенность природных явлений. Понятие материи - основное понятие его физики. Здесь главное понятие - понятие индивидуальности. Это видно из третьей части «Философии природы», ее завершения. Без учета цели понять, почему он это делает, невозможно. Он рассматривает всеобщую индивидуальность как свободное физическое качество. Свободные индивидуальности - небесные тела, физические элементы, метеорологические процессы. Особенные индивидуальности - удельный вес, сцепление, звук и теплота. Тотальная индивидуальность - магнетизм, электричество и химические процессы (вспоминаем натурфилософию Шеллинга). Химический процесс - тотальность как единство магнетизма и электричества. Органическая физика. 1) Геологическая природа 2) Растительная природа 3) Животные организмы. Главная цель - развернуть представление о том, как возникает жизнь, каковы этапы этого процесса; установить условия ее возникновения. Геологический организм есть основа и почва жизни. Гегель говорит о самозарождении жизни на Земле. Геологические условия в самых различных частях земного шара порождают примитивные живые организмы, которые обладают способностью к самовоспроизведению. Когда появляется способность, появляется живое как тело, расчлененное на части, которые отличаются друг от друга. В растительных организмах различие частей не является абсолютным: определенные части могут заменять другие. У животных дифференцирование органов больше. Животный организм - вершина развития природы. Переход за пределы природы - переход к философии духа. Он должен быть изображен как самоотрицание природой самой себя - отрицание идеи в форме инобытия. Идея должна вернуться к самой себе. Природа должна подвергнуть себя самоотрицанию и должен возникнуть дух. То, что приводит к самоотрицанию, должно развернуться из самой природы. Философия Гегеля законы В связи с понятием явления в «Науке логики» обращается к анализу понятия «закон». В «Энциклопедии» отношение явления с собой имеют форму в самом себе и обладают формой как существенной устойчивостью. Закон - существенное отношение. Царство законов - отображение существующего или являющегося мира. Закон есть определенный тип отношения. Отношение составляет специфику сферы сущности. Существенные отношения есть определенный способ явления, все, что существует, находится в отношении. Существующий мир закономерен. Гегель вводит триаду отношений: 1) целое и части 2) сила и ее обнаружение 3) внутреннее и внешнее. Как и все триады, эта триада устроена по принципу: 1 - непосредственное отношение, 2-отрицательное отношение (к себе), 3 - положительное отношение как снятие отрицательной формы предыдущего члена. Отношение внутреннего и внешнего есть истина отношения силы и ее обнаружения (проявления). Итак, непосредственное отношение, отрицательное отношение, положительное отношение как отрицание отрицания. Каждую из этих оппозиций он рассматривает детально. Диалектика внутреннего и внешнего - оппозиция Канту, внутреннее - то, что имеет проявление вовне. Применяет к анализу социальной реальности - роль великой личности в истории. Не соглашается с позицией, что все люди получают не то, что они хотели. Великие люди хотели того, что они сделали, и сделали то, что хотели. Внутреннее и внешнее находятся в диалектическом соотношении. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 2365; Нарушение авторского права страницы