Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Людвиг Андреас Фейербах биография
Сын известного правоведа Ансельма Фейербаха, родился в Баварии. Проучился в университете один год и настолько заинтересовался философией Гегеля, что перебрался в Берлин и прослушал все гегелевские лекции. Гегель сыграл роль «второго отца», духовного отца. Берлин Фейербах называл своей духовной родиной. Фейербах решил посвятить себя полностью философии, перспективу стать пастором оставил. 1824-25 гг. - гегельянец. Постепенно назревает переход к материализму. 1827-28 - сомневается в правильности гегелевского идеалистического панлогизма, приходит к выводу, что гегелевское положение о том, что логическая идея самоотчуждает себя в природе, необоснована и алогична. Выражает несогласие с Гегелем по вопросу о соотношении философии и религии. Религия, по Гегелю, -- стадия, предшествовавшая философии. Фейербах смотрит на религию более широко, рассматривает сущность религии вне того, чтобы признавать ее ступенью. Усомнился в притязаниях гегелевской философии на роль абсолютной, завершающей философии. За 10 лет до окончательного разрыва с Гегелем начинает критическую работу по размежеванию с ним. 1828 - пишет диссертацию «Об едином, универсальном, бесконечном разуме». Разум - родовая способность человека, противопоставляет такой подход гегелевскому, где Абсолютная Идея воплощается в человеке. Отправляет Гегелю на отзыв. В ответ - молчание. Фейербах подождал, понял, что отзыва не дождется. Уехал в другой город, где влияние Гегеля не было столь значительным. Стал приват-доцентом Эрлангенского университета. В 1830 году анонимно публикует «Мысли о смерти и бессмертии». Утверждает, что на статус чего-то бессмертного может претендовать только родовой человеческий разум (Аристотель, Аверроэс, Сигер Брабантский). Разум существует в поколениях людей. Отрицает индивидуальное бессмертие. Отвергнув догмат о личном бессмертии, поставил себя в оппозицию религии. Обосновывает вывод двумя доводами: 1. Теоретическая несостоятельность признания индивидуального бессмертия. Нет данных, фантазий много. Нет оснований. 2. Практическая вредоносность признания бессмертной души. В чем она? Человек уповает на награду после смерти и пассивно ведет себя в этой жизни, не желая ее улучшать. Авторство скоро было раскрыто, лишен права преподавать в любом немецком университете. Смог выражать свою позицию только в публикациях. 1837 - женился на Берте Лёв, владелице фарфоровой фабрики в деревне, переселился в деревню, вел деревенский образ жизни. Оторванность от центров духовной культуры и литературы привела к деградации его творческого потенциала. 1841 - «Сущность христианства», книга оказала колоссальное воздействие на немецкую философскую мысль того времени. 1831 - смерть Гегеля. Ортодоксальные гегельянцы - буква и дух учения. Старогегельянцы, правые гегельянцы пытались сделать философию Гегеля обоснованием христианской догматики. Младогегельянцы в конце концов пришли к атеистическим выводам. Давид Штраус «Жизнь Иисуса». Гегель: религия откровения есть неадекватная форма выражения содержания Абсолютной Идеи, Штраус делает вывод, что христианская религия - всего лишь миф. Мифология создана коллективным бессознательным творчеством раннехристианских общин. Бруно Бауэр - мифы созданы деятельностью евангелистов, конкретных личностей, сознательные обманщики. Брат Бруно Бауэра пришел к атеизму, раз религия - ложь. Фейербах своим выпуском «Сущности христианства» решил противоречие между атеизмом и объективно-идеалистическим гегелевским подходом к философским проблемам. Энгельс был свидетелем и участником этих событий. Все примыкавшие к младогегельянству стали фейербахианцами. 1841 - «Предварительные тезисы к реформе философии» 1843 - «Основные положения философии будущего». Фабрика его жены обанкротилась и семья Фейербахов переехала в другую деревню. Кончил жизнь в нищете. Вступил в демократическую партию, интересовался марксизмом. Влияние не то, что в 40-е годы. Материализм Людвига Фейербаха Реабилитация материализма. Немецкая классическая философия началась с Канта, Кант подверг резкой критике французских материалистов 18 века, продемонстрировал, что их позиция неглубока, особенно в гносеологических вопросах. Материализм не в состоянии учесть те глубокие гносеологические проблемы, которые Кант разработал. Вынужден был отказаться от материалистической тенденции в докритический период. Позиция вела к разработке диалектики. Французский материализм - недиалектический. Чем дальше развивался процесс диалектики (философия Гегеля), тем больше было противоречие между диалектикой и объективным идеализмом. Фейербах возвращается к материализму, очень близкому к французскому материализму 18 века. Реабилитирует материализм, битый Кантом. Диалектика несовместима с идеализмом. Создает предпосылки, чтобы материализм соединить с диалектикой. Сам Фейербах, отбросив философию Гегеля, отбрасывает диалектику. Был большим докой в диалектике. Та возможность, которая открывалась после философской реабилитации материализма, упущена. Проблема соотношения мышления и бытия у Фейербаха Фейербах очень четко сознает, что в центре внимания философов - проблема соотношения мышления и бытия. Если отбросить идеализм и стать на позиции материализма, что является основой проблемы отношения мышления и бытия? Гегель: ясно, мышление первично, бытие вторично. Фейербах: природа является подлинным началом всего. В чем основание статуса проблемы? Человек - вот единственное существо, которое является и телесным, и мыслящим. Это проблема человека, и философия должна быть антропологией, учением о человеке. Фейербах обнаруживает реальное основание того, что отношение мышления и бытия является центральным вопросом философии. Это вопрос о сущности человека как одновременно телесного и мыслящего существа. Выдвинул антропологический принцип философии. В России подхватил Чернышевский, «Антропологический принцип философии». Недостатки: Фейербах к человеку подошел очень ограниченно. Отрицательное отношение к Гегелю - Фейербах не захотел иметь дела с гегелевской диалектикой. Пытался понимать человека как природное родовое существо. Вся сущность человека этим не исчерпывается. Социальное - за пределами. Гегель в этом наиболее силен: социальные аспекты саморазвития - самое главное (субъективный дух, объективный дух - формы общественного бытия; всемирная история - развитие социальной сущности человека). Антропология Фейербаха оказалась достаточно бедной. Фейербах философия религии Пытается исследовать одну из форм общественного сознания - религию. Это - главный предмет внимания в «Сущности христианства». Колоссальный шаг вперед по сравнению с французским материализмом, который считал религию просто обманом и истоки лжи искал в интересах попов и власть имущих. Фейербах вскрывает земное содержание религиозных представлений - хотя это представления о потустороннем мире (он анализирует содержание), в этой сфере нет ничего потустороннего, все земное. Вскрывает сущность религии. Религия есть результат того, что человеческий интеллект отчуждает от человека самые важные, значимые характеристики, свойства человека, многократно усиливает эти свойства и наделяет ими потустороннее существо - Бога. Бог - благое, всеведущее, бессмертное, всемогущее существо. Человек обнаруживает в себе свойство - доброту, увеличивает это свойство и говорит: Бог есть всеблагое существо. То же - способность познавать. Бессмертие Бога - человек любит жизнь, наделяет свойством вечной жизни всеблагое существо. Результат отчуждения определенных свойств, которые оцениваются как положительные. Религия есть продукт самоотчуждения человеком своей собственной сущности. В чем причина того, что человек занимается фантазированием? Пытается вскрыть психологические причины. Страх смерти - следовательно, бессмертие Бога, души. Только психологическое объяснение мало объясняет происхождение религии. Отказывается исследовать социальные корни религии. Много проблем поставил. Это послужило причиной дальнейшего развития немецкой философии. Отверг религию как учение о потустороннем существе, утверждал, что религия не сводится к учению о потусторонних силах. Этимология слова religio - связь. Пытается создать новую религию, богом должен быть другой человек. Знаем ли мы такие отношения между людьми, когда человек боготворит другого? Это половая любовь. Любите друг друга и вы будете заниматься религией. Высшая сфера отношений должна быть основана на биологии. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1069; Нарушение авторского права страницы