Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие зрительно-моторной координации в психофизиологических и психолого-педагогических исследованиях



Зрение человека (зрительное восприятие) – процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними [28].

Моторика ( в переводе с латинского «движение») – это совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений [31].

Координация – это 1. согласование, целесообразное соотношение каких-либо действий, явлений и т.п. 2. физиологически обусловленная согласованность движений, функционирования органов человека или животного [31].

Координация (по Энциклопедическому словарю) – это взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие [28].

Координация (от лат. Coordinatio — взаимоупорядочение) — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи [27].

Существует несколько подходов к определению понятия зрительно-моторная координация:

1) Зрительно-моторная координация – осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения [32].

2) Зрительно-моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов [30].

Зрительно–моторная координация является одной из высших психических функций, поэтому её можно рассматривать в рамках нейропсихологического подхода. По данным А.Р. Лурия, первый – энергетический блок, обеспечивает пластичность протекания психических процессов, без него нормальное функционирование ВПФ оказывается невозможным. Второй – операционный блок, включает в себя основные анализаторные системы: кинестетическую, зрительную и слуховую, которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Третий блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля за протекающей деятельностью, размещается в передних отделах мозга и включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Этот блок имеет ведущую роль в программировании замыслов и целей психической деятельности, в её регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом [9].

Таким образом, в начальной стадии формирования мотивов сознательной зрительно-моторной координации принимает участие преимущественно 1 блок мозга, операциональная стадия зрительно-моторной координации (т.е. сам процесс зрительно-моторной координаци) реализуется преимущественно с помощью 2 блока мозга – теменно-височно-затылочными зонами, а стадия формирования целей, программ зрительно-моторной координации и стадия контроля связана преимущественно с работой 3 блока мозга. Зрительно-моторная координация осуществляется с обязательным участием всех трёх блоков мозга, актуализируется благодаря зрелости головного мозга и сформированности тесного межполушарного взаимодействия [9].

Проанализировав все термины и составляющие зрительно-моторной координации, мы склоняемся к следующему определению:

Зрительно-моторная координация – это процесс согласования движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, преимущественно обеспечивающихся работой теменно-височно-затылочных отделов головного мозга.

В зрительно-моторной координации, с точки зрения ее операциональной организации, можно выделить три компонента: зрительное восприятие; мелкая моторика и зрительно-пространственная ориентация.

Зрительно-моторная координация является важнейшей функцией, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразительных навыков, столь необходимых для овладения чтением и письмом. Поэтому степень сформированности этих способностей является одним из важнейших показателей готовности ребенка к школе[23]. Зрительно-моторная координация является одной из составляющих графо-моторных навыков, необходимых для формирования письма. Так, А.Р. Лурия высказывал суждение о том, что графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи [10]. Зрительно-моторная координация занимает важное место в формировании готовности старших дошкольников к письму. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит – рука изображает – такое единство, и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем дошкольном возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Таким образом, можно сказать, что зрительно-двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза.

Важным компонентом сформированности зрительно-моторной координации является развитие мелкой моторики руки. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев, мелкой моторики. Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук.

Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других в области проблемы развития мелкой моторики показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И.М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое. По мнению И.П.Павлова, речь – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

Вопросами формирования и развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста занимались такие учёные, как Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, М.М. Безруких, Л.А. Ясюкова. И.С. Макарьев затрагивал вопрос о зрительно-моторной координации детей дошкольного и младшего школьного возраста в своей работе «Если ваш ребёнок левша». Об особенностях психологического и физиологического развития, в том числе и зрительно-моторной координации, детей младшего школьного возраста говорили М.М.Безруких, С.П.Ефимова [1]. Р.Д. Тригер тоже рассматривала эту проблему, но она делала акцент на среднем дошкольном и младшем школьном возрасте [16]; [17].

Изучив психолого-педагогическую литературу по рассматриваемой проблеме, хотим отметить, что для формирования связей между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга дошкольникам в своей деятельности требуется систематически двигательно-графически копировать какие-либо изображения, для овладения навыком зрительно-моторной координации. Отмечается, что у спешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки [21]. Авторы заявляют о необходимости работы по формированию зрительно-моторной координаций у младших школьников, направленных на межполушарное взаимодействие. На развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной, оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации.

Таким образом, опираясь на нейропсихологический подход, мы определили, что зрительно-моторная координация является элементом психики и определяется как процесс согласования движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, обеспечивающихся работой теменно-височно-затылочных отделов головного мозга. Формирование согласованности движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов - зрительно-моторной координации имеет огромное значение для полноценного развития старшего дошкольника. Развитие зрительно-моторной координации продолжается в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте зрительно-моторная координация широко изучена в психофизиологических и психолого-педагогических исследованиях, а в старшем дошкольном возрасте проблема зрительно-моторной координации изучена недостаточно.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 3552; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь