Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальные и технические предпосылки возникновения и развития журналистики



Орудия письма, материалы для изготовления, содержание прообразов газет в Китае и Древнем Риме. Формирование риторического типа публицистики: античное ораторское искусство и раннехристианская проповедь. Расширение границ распространения информации через школы, библиотеки, университеты. Газетные центры средневековой Европы и торговый дом Фуггеров. Создание почтовой службы. Распространение коммерческой, деловой и частной информации.Изобретение Гуттенберга – новая эра развития цивилизации. Буржуазные революции и персональный журнализм. Появление ежедневных газет, развитие журнальной периодики. Дифференциация прессы и рост конкуренции в издательском деле. Технические средства развития журналистики: телеграф, телефон, пишущая машинка, дагерротип, фотография, механическая и магнитная звукозаписи, радио, кинематограф, телевидение, Интернет, мобильная связь.

Изобретение книгопечатания, т.е. печатания с набора, состоящего из отдельных литер, принадле-жит немецкому типографу из Майнца – Иоганну Гутенбергу. Наиболее известным деянием Гутенберга стало издание так называемой 42-строчной Библии (называемой так по количеству строк на странице) Если до появления печатного станка Гутенберга в Европе существовало около 30000 книг, то к 1500 году их число приближалось к 9 миллионам. Доступ к письменной информации получили и те, кто не принадлежал к церковной элите. Первые газеты были рукописными, оставаясь таковыми на протяжении всего XVI столетия, и продолжали свое хождение наряду с печатными и в XVII веке.

Усложнение экономической и политической жизни Европы в конце XVI – начале XVII вв., расширение торговых и культурных контактов между европейскими странами требовали создания новой системы обмена информацией. Необходимость получения оперативной информации, как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить «информационный голод».

Кроме рукописных газет, в информационном потоке XVI–XVII вв. широкое хождение имели пе-чатные памфлеты, «книги новостей», «листки новостей», «газеты-листовки», «реляции», «истории» и «баллады новостей» – печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты. Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3) зачастую акцент делался на иллюстративный ряд.

Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия ре-дактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежа-лись с далеко не всегда достоверными сенсациями. Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе. Однако процесс появления первых газет в ряде стран сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. Повсеместное введение института предварительной цензуры, появившейся почти сразу после изобретения книгопечатания, стало реакцией государства на неподконтрольное распространение идей, мнений и информации (Мильтон, Ареопагитика: Цензура бесполезна, цензура вредна, цензура унижает человеческое достоинство).

К характерным чертам первых европейских газет можно отнести недолговечность их существова-ния, зависимость от официальных властей и, как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. Тиражи колебались от 200 до 1500 экз.

По мере становления газетной периодики в Европе наметилась тенденция к изменению как внеш-него облика газет, так и их содержания. В названиях многих газет появляются указания на место издания, как, например, «The London Informer». Первые страницы иллюстрировались виньетками, заставками, эмблемами или портретами августейших особ (хотя собственно газетная иллюстрация, карикатура и сатирическая графика относятся только к началу XVIII в.). В левом углу первой страни-цы размещались аннотации статей; там же ставилась дата. В 1660-е гг. отмечены новшества в верстке материала, и газетный текст стал делиться на две колонки. К середине XVII столетия в газетах появилась реклама, ставшая впоследствии неотъемлемой частью газетного бизнеса.

Первой ежедневной газетой в Европе стала «Einkommende Zeitung» («Приходящая газета»), кото-рая увидела свет в 1650 г. в Лейпциге. В Англии первая ежедневная газета «The Daily Courant» («Ежедневные куранты») стала выходить лишь в 1702 г., во Франции «Journal de Paris» («Парижская газета») – в 1777 г., в Италии «Gazzetta di Genova» («Генуэзская газета») – в 1798 г.

Особенность первых европейских журналов – преимущественно научная ориентация. Научная переписка вовлекла в коммуникацию большое число участников. Информационно-пропагандистские возможности периодического издания были несоизмеримо выше. Первый европейский журнал – «Journal des Savants» («Журнал ученых», 1665–1828) увидел свет в Париже 5 января 1665 г. Материалы облекались в форму писем. Журнал был ориентирован на научную полемику, на «провокацию» спора.

В XVIII веке Европа сделала решительный шаг к переходу к новым экономическим, социально-политическим и идеологическим формам. Абсолютистские режимы начали сменяться демократически-ми. Феодальные экономические отношения уступали место капиталистическим, в науке и философии утверждался рационализм, в политической и религиозной жизни – принципы толерантности. Обозна-ченные явления пробивали себе дорогу с большим трудом: XVIII столетие – эпоха кровавых революционных потрясений и войн за независимость. Просвещение совпало со становлением и расцветом журнальной периодики. Этот период иногда называют эпохой персонального журнализма. Практически за каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводив-шего свою идеологическую политику. Писатели и философы часто обращались к созданию журналов для пропаганды собственных взглядов.

Начало европейского Просвещения связано с идеями английских деистов и философов конца XVII столетия. Принятие в 1689 г. «Билля о правах» стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в «Билле о правах» была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей.

В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов – сатирический и морально-дидактический. Их не всегда можно разъединить, но если выделять крайние стороны, то нравоучительная журналистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля оказывается с одной стороны, а едкая сатира Джонатана Свифта – с другой. Дефо «Кратчайший способ расправы с дисси-дентами» (1702), «Гимн позорному столбу» (1703), в 1704 г. Дефо стал издавать собственный журнал «The Weekly Review» в качестве независимого журналиста.

Аддисон и Стиль прекратили издание «Болтуна» в начале 1711 г., когда журнал находился на пи-ке своей популярности. В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии Аддисона и Стиля – «The Spectator» («Зритель»). На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т.д.

Одобряюсегодня в 0: 39|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

Максим Катебо

17 в. - страна абсолютной монархии. Публицистика того времени принадлежит государству. Ос-новная концепция печати - авторитарная. Она заключается в том, что государственная власть осуществ-ляет полный контроль над производством печатной продукции, а именно за её идеологической направленностью. Все материалы в “Ля Газетт” Теофраза Ренодо делались по заказу, или, по крайней мере, с разрешения Людовика XIII и кардинала. Ришелье был её верховным редактором. За XVII - XVIII вв. правительство издало множество законов, ограничивающих печатное слово. В стране действовало большое число учреждений светской и духовной власти, призванных уничтожать неугодные произведения. Нарушители преследовались и жестоко наказывались, вплоть до применения смертной казни. Всё это тормозило развитие печати во Франции. Так продолжалось до начала Великой французской революции, когда она наконец, хоть на какое-то время, получила желанную свободу.

В целом, в Европе восемнадцатого столетия против периодических изданий продолжали действо-вать цензурные ограничения. Если даже в либеральной Англии свободу прессы приходилось отстаивать в достаточно сложных условиях, то в других европейских государствах, в частности во Франции и в Германии, положение дел было гораздо хуже, так как журналисты в этих странах подвергались внесудебным преследованиям.

 

 

37. Вклад русских писателей XVIII века в развитие публицистики и журналистики (М.В. Ломоносов, И.А. Крылов, Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин – характеристика литературной и журналистской деятельности одного из них по выбору студента)

Синкретизм как специфика литературно-журнального процесса в России XVIII в. Соединение литературного творчества и публицистики в журнальной деятельности М.В. Ломоносова, И.А. Крылова, Д.И. Фонвизина, Н.М. Карамзина. Характеристика биографических факторов биографии вышеуказанных писателей, обусловивших обращение к публицистической деятельности. Характеристика основных изданий, в которых они публиковались. Анализ их тематических и жанровых предпочтений. Установление значения их деятельности в русской культуре и журналистике.

Полное название: «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие». Издавался с 1755 по 1764 год. Во время издания название менялось. Выходил при Академии Наук. Литературные материалы. Работы Ломоносова, Сумарокова. Большинство изданий выходило при Московском Университете и Академии Наук, но теперь появляется еще одно заведение. 1732 – Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Оттуда выходит много литераторов. Оттуда вышел Михаил Матвеевич Херасков.

В стране растут литературные силы. Это видел Ломоносов. В начале 50- годов у него было две цели: организовать университет и создать журнал для русских читателей. У Ломоносова были связи: он дружил с Иваном Ивановичем Шуваловым, вельможей, фаворитом Елизаветы. Так у него появляется возможность реализации своих планов.

Прежде всего, он внушает мысль о создании Университета – май 1755. Потом добивается привилегии иметь свою типографию. Это дает возможность не только печатать учебники, но и создать журналистику – март 1756. Потом здесь будут печататься «Московские ведомости». Вторую свою задачу – создание нового академического журнала – тоже реализует через Шувалова. Первый номер даже опережает открытие университета – январь 1755.

Редактором журнала назначен Генрих Миллер. Публиковались: Сумароков, Херасков, Тредиаковский. Тираж назначен главой Академии Наук Разумовским – 2000 экземпляров. Это много, расходилось не более 700 штук. С 1758 года тираж сокращен до 1250 экземпляров. Изменено и название: «Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие». В 1763 – опять меняется на «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах».

На титульном листе был виньет: часть земного шара, где находится Россия, двуглавый орел, и надпись в лучах солнца: «Для всех». Это концепция издания.

Места Ломоносову в этом журнале не нашлось. Это единственный журнал, умолчавший об открытии университета – вероятно, из-за соперничества Миллера и Ломоносова. Закрыт в 1764, потому что Миллер уезжает из Питера в Москву, остальные не могут поддерживать его планку.

«Ежемесячные сочинения» по сути, были собирателем литературных сил страны. Он был трамплином к созданию частных журналов, например, Сумарокова.

Одобряюсегодня в 0: 50|Корректировать|Это провокация|Возразить

 

На связи

Алина Витальевна

В мае 1758 года Ломоносов предлагает Академии наук издавать новое периодическое издание «Санкт-Петербургские ведомости о делах ученых людей». Содержание должно было быть: содержание научных диссертаций, работ иностранных коллег. Этот проект не поддержан.

В 1759 году план издания общенационального характера – «Российские ведомости», о внутреннем состоянии государства, экономике. Хотел наладить торгово-промышленные связи в стране, помочь развитию рынка, связать вместе различные отрасли. Проект передан в Сенат, не поддержан.

Не дожидаясь ответа по поводу «Российских ведомостей» он написал свои соображения по комментариям: хотел, чтобы писали о русских ученых, о приоритете русских исследований. Тоже нет ответа.

Многие считают, что его идеи опережали время, поэтому не нашли поддержки.

Вклад в развитие журналистики – первый этический кодекс журналиста. Создан случайно в научной полемике. Статья «Рассуждение об обязанностях журналистов». Поводом к написанию стало – ответ на выпад немецкого рецензента в Лейпцигском издании. 1754 – написана на латыни, через год опубликована в амстердамском журнале на французском. Ломоносов считает, что от журналиста требуется «силы и добрая воля». Требует объективности. Упрекает оппонента в невежестве. В конце статьи – 7 правил. 1. Журналист должен взвесить свои силы, багаж знаний и методов. 2. Быть свободным от предрассудков и предубеждений. 3. Должен уметь аргументировать свои суждения. 4. Не должен торопиться порицать гипотезы. 5. Нельзя заниматься плагиатом. 6. Интеллект: непонятное. 7. Против журналистского эгоизма. Нельзя иметь мнение о своем превосходстве.

Одобряюсегодня в 0: 51|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

На связи

Алина Витальевна

У Ломоносова было две задачи, обе выполнены. В 1756 от Университета начинает выходить газета «Московские ведомости» - 26 апреля. Периодичность – по почтовым дням. За первый год – 72 номера. 8 страниц. Редактировал ее Анатолий Алексеевич Барсов, профессор. В 1756 его сменил профессор Вениаминов. Основной блок – переводы. Но был и университетский отпечаток. Сведения о торжественных собраниях, новых курсах, диссертациях, переведенных студентах, успеваемости студентов. Третий блок: объявления. Это купля-продажа, новые книги и т.д. С 1756 по 1779, она носила казенный характер.

Николай Иванович Новиков берет в аренду типографию университета с 1 мая 1779 года. Он возродил ее. До Новикова расходилось всего 600 экземпляров. Газета была долгожителем. Много приложений (детских, женских) создает Новиков.

 

По инициативе Ломоносова вслед за открытием в 1755 г. Московского университета была создана вторая русская газета — «Московские ведомости», а еще ранее Ломоносов убедил правительство издавать академический журнал, который и стал выходить под названием «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755).

Вынашивал Ломоносов планы издания еще нескольких периодических изданий, но этим планам не суждено было осуществиться.

Нужно сказать, что многие журналы XVIII в. были недолговечны, а две русские газеты носили официальный характер. Они были достаточно стандартизированы в отборе информации и ее подаче: на первом месте шли династические новости, затем придворная жизнь, сведения о чинопроизводстве и наградах и только затем любопытные известия и культурная информация. Объявления печатали в специальных приложениях, и доход от их публикации поступал в бюджет Академии наук или Московского университета.

В истории газеты «Московские ведомости» выделяется период, когда эта газета вместе с типографией Московского университета была отдана в аренду известному русскому просветителю Н. И. Новикову. Это было в 1779—1790 гг. Новиков не только оживил газету, расширил ее содержание, но и стал издавать ряд интересных приложений к ней, в их числе первый детский журнал.

Одобряюсегодня в 0: 52|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

На связи

Алина Витальевна

Крылов (1769-1844). Сын армейского капитана, знатного, но бедного. Не было материальной базы для печати и фундаментального образования. Работал еще мальчишкой – канцеляристом в Земском суде. Сначала занимался драматургией.

1787 участие в журнале «Лекарство от скуки и забот». 1788 журнал Рахманинова «Утренние часы». Рахманинов – помещик, перевел и издал всего Вольтера. Помогал Крылову. Предоставил доступ к своей библиотеке, давал советы, посоветовал издавать свой журнал и предложил свою помощь.

- Почта духов.

Издавал единолично в типографии Рахманинова. Ежемесячный. Представляет собой переписку арабского философа и волшебника Маликульмулька с представителями стихий. 1789 – с января по август. Водяные, воздушные и подземные духи. Большинство вещей Крылов постигал сам. Родился в год издания «Всякой всячины». Его журнал перекликается с «Адской почтой» (1769). Критика дворянства и произвола, бюрократизма, режима и т.д. Не в открытой форме. Не было разбивки материала на отделы, нет авторов Персональный журнализм. Задумал это, как связное произведение. 48 писем, общий сюжет. Опирался на традиции сатирической журналистики 69 года, перечитал все сатирические журналы того времени. Это журнал – роман в письмах, относится еще и к литературе. Повествование опирается на рассказчика – обычно это главный герой. В «Адской почте» это были бесы, в «Трутне» - лентяй, во «Всякой всячине» - благонамеренный автор. Романы в письмах появляются раньше журналов в письмах – прообраз. Вступление, где рассказывается, как к рассказчику попали эти письма. Рассказчик – беглый литератор, который все время ходил в приемную вельможи, но не попадал. Как-то раз он возвращался оттуда и спрятался от стужи в развалинах, где и встретил волшебника Маликульмулька. В рассказчике видны черты самого Крылова. Тема маленького человека.

48 писем разделены на 4 части. Корреспонденты – гномы (земля) Вестодав, Зор и т.д., сильфы (воздух) Дальновид, Световид и т.д., ондин (вода) Бореид. У каждой стихии свои функции, свой стиль и свои темы. Гномы ведают тем, что относится к теме человеческого быта. Ондин связан с человеческими размышлениями. Сильфы отвечают за самые тонкие темы – философия, размышления о природе, обществе, месте человека. Саламандры (огонь) не представлены, хотя они считались самыми сильными.

Духи часто бывали среди людей. Два письма самого Маликульмулька. Гном Хор отправлен на землю из ада за модным головным убором для Прозерпины. Мотивировки выхода в мир людей есть всегда. Несмотря на то, что все письма четко закреплены за структурой, каждое из них может рассматриваться как отдельное произведение. География писем разнообразна. На равных правах выступают боги, философы, помещики, чиновники и крестьяне. Персонажами также могут быть олицетворенные предметы, например, косынка и английская шляпка.

Серьезный критический характер. Показаны отрицательные стороны действительности – сатирический гротеск. Эзопов язык – язык иносказаний, чаще всего вынужденных. Аллегорический стиль. Прежде всего автора беспокоят нравы дворянства. Говорящие имена: молодой дворянин Промот, его любовница Неотказ, тема галломании. Увлечение всем французским, пренебрежение к русскому. Господин Припрыжкин женится, использует для этого крестьян.

Тема фаворитизма. 6 письмо – намек на систему фаворитов Екатерины. Гном Буристон. Крупный чиновник. Автор пытается закрепить за Буристоном стиль, создает видимость участия в журнале разных авторов.

Литературная тема. Пародия на Державина. Ухватился за две противоречивости в творчестве Державина – кладбищенские мотивы, мотивы тленности и тема эпикурейства, наслаждения. В 43 письме сильф Световид пишет, что подслушал разговор двух людей на прогулке, которые производят впечатление умных. Они сетовали на горести и бессмысленность жизни, а потом отправились в трактир. Принцип сатирического гротеска.

Развитие русского литературного языка. Использовал диалектные наречия, народную тематику.

Тираж неизвестен. Но в одном номере есть сведения, что подписчиков было 80.

Одобряюсегодня в 0: 54|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

На связи

Алина Витальевна

Потом в течение двух лет Крылов не печатается. Ему удается наладить сотрудничество с молодыми авторами, с актером Иваном Дмитриевским, литератором Клушиным. Мысль создать собственную типографию. Порывает с персональным журнализмом. Позже к ним присоединяется Петр Александрович Плавильщиков – актер и литератор. С февраля 1792 типография Крылов аи товарищей выкупает ежемесячный журнал «Зритель». Выпускается журнал по декабрь. Подписчиков в два раза больше, чем у «Почты духов». Неизвестно, кто главный. Нет основания считать главным Крылова из-за того, что его имя вынесено в название типографии. Материалы авторов не перемешивались: сначала только Плавильщиков, потом Крылов и т.д. Первым обычно были материалы не Крылова.

Клушин – поэт и драматург, отец – бедный дворянин, рано работает в канцелярии. Окончил уездное училище. В 1790 – Перове появление его в печати. Плавильщиков из купеческой семьи. Главная его задача – создание русского национального театра. Некоторые антидворянские настроения, но при этом за монархизм, как и большая часть купечества. Преподавал в Академии художеств. Оказал воздействие на характер журнала. Также воздействие оказали английские журналы «Зритель» и «Болтун» - Стиля и Адиссона, Лондон 1711-1714. Жанр очерков. Эти журналы любила Екатерина.

Кроме этой компании в журнале участвовали В.Л. Пушкин, Михалев. Хованский и др.

Программное вступление – статья Плавильщикова «Нечто о врожденно свойстве душ российских». Вопрос: чему и как можно учиться у иностранцев, пример Петра Первого. Говорит о талантливых людях, преимущественно из народа – Ломоносов, Кулибин.

Статья Плавильщикова «Театр». Требует национального исторического репертуара. Рассматривает театр как центр просвещения. Пример пьесы для него: биография Кузьмы Минина.

Крылов – несколько произведений. «Ночи», «Каиб» (восточная повесть), «Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесой в собрании дураков».

«Ночь» - начало незаконченного романа. Связь с журналом «Почта духов» - завязки практически идентичны. Крылов практически первым принимает попытку создания психологического романа. Тема разложения дворянского общества. Персонажи – Вертушкин, Щеголь.

«Каиб» за названием «восточная повесть» прячется злободневность. Государь уезжает по делам, в место него на престол сажают куклу и никто не замечает подмены.

Лето 1792 года в типографии Крылова обыск. Разыскивается сочинение Крылова «Мои горячки» и повесть Клушина. Произведение Крылова нашли, дальнейшая судьба его неизвестна. За Крыловым устанавливается полицейский надзор.

- Санкт-Петербургский Меркурий.

Создан Крыловым и Клушиным в 1793 году. Приглашают и других авторов. Единства в редакции не было. В январе 1793 года казнили Людовика 16, после этого журнал перестает касаться вопросов политики. Екатерина Вторая прекращает всякую связь с Францией. Иностранцы в Росси должны были перестать общаться с Францией. Культивировалась подозрительность.

Крылов напечатал два сатирических материала: Крылов «Похвальная речь науке убивать время» и Карамзин «Похвальная речь Ермалафиду». «Российские анекдоты» придавал развлекательный характер. В журнале помещены театральные рецензии и книжные рецензии. Оригинальная проза сведена к минимуму. Клушин «Несчастный Маслов» Маслов – безродный человек, который попадает в богатый дом. В основном – поэзия и переводы. С этой повестью Клушин впервые вводит элементы психологизма. Активную роль в журнале занимал Клушин. Летом 1703 года был переведен журнал в Санкт-Петербургскую Академию Наук. Последние номера журнала были достаточно бледные и неинтересные. Журнал стал нерегулярным. В декабрьской последней книжке было извещение о том, что издатели уехали и журнал издаваться не будет.

Крылов умел внимательно относиться к уже выработанным традициям и привносить новое.


Поделиться:



Популярное:

  1. Cтадии развития организации, виды оргструктур, элементы организационной структуры
  2. I. Основные этапы становления и развития физической культуры в России и зарубежных странах
  3. III Исследование функционального развития чувствительности
  4. IX. Естествознание и перспективы развития цивилизации
  5. А. В. Петровский разработал следующую схему развития групп. Он утверждает, что существует пять уровней развития групп: диффузная группа, ассоциация, кооперация, корпорация и коллектив.
  6. Акселерация и ретардация развития
  7. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
  8. Алгоритм исторического развития ЭВМ
  9. Алгоритмы классического цикла управления и основные направления развития менеджмента в здравоохранении.
  10. Альтернативные истории развития КМ
  11. Анализ дебиторской задолженности по счету 206 по срокам возникновения.
  12. Анализ деятельности предприятия и основные направления развития


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь