Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Я не стану прогонять верующих,
[ибо] я — только явный уве-щеватель» (26: 111–115).
Нух теряет надежду на то, что люди его народа уверуют
Препирательства Нуха с людьми его народа продолжались долгое время.
Аллах Всевышний сказал:
Мы послали Нуха к [людям] его народа, и он пробыл среди них тысячу лет без пятиде-сяти, [призывая их к единобо-жию], а потом потоп [погубил этих людей], которые продол-
жали проявлять несправедли-вость (29: 14). z130 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Это значит, что, несмотря на продолжительность этого сро-ка, уверовали лишь немногие из его народа.
Представители каждого уходящего поколения нака-зывали тем, кто приходил им на смену, не веровать в Ну-ха, сражаться с ним и не подчиняться ему. Когда сыновья достигали такого возраста, что могли понимать слова от-цов, те наказывали им никогда в жизни не веровать в Ну-ха. Эти люди отвергали веру и следование истине в силу самой своей природы, и поэтому Нух обратился к Аллаху и сказал: «Поистине, если Ты оставишь их, они введут
в заблуждение твоих рабов и породят только неверных грешников» (71: 27). По этой же причине эти люди сказа-ли: «О Нух! Ты [слишком] долго пререкался с нами. Яви же нам то, чем ты грозишь нам, если ты из [числа] прав-дивых» (11: 32). На это Нух ответил им так: «Только Ал-лах явит вам это, если пожелает, и вы не [сможете из-бежать этого] » (11: 33). Это значит: на это способен лишь Аллах, для Которого нет ничего невозможного или труд-ного, ибо стоит Ему только сказать чему-либо «Будь», как это возникает.
Нух сказал: «Не пойдут вам на пользу мои наставле-
ния, пусть даже я захочу дать их вам, если Аллах пожелал ввести вас в заблуждение. Он — Господь ваш, и к Нему вы будете возвращены» (11: 34). Это значит: никто не в си-лах вывести на правильный путь того, кого Аллах пожелает ввести в заблуждение, ибо только Аллах указывает правиль-ный путь, кому пожелает, и сбивает с пути, кого пожелает. Он делает то, что Ему угодно, Он — Всемогущий и Муд-рый, Ему ведомо, кто заслуживает ведения по правильно-му пути, и кто заслуживает того, чтобы быть сбитым с него, и Он обладает высшей мудростью и располагает убедитель-ными доводами. z Рассказ о Нухе y131
Нух строит ковчег
Аллах Всевышний сказал:
И тогда Нуху было ниспо слано в откровении: «Не уве-рует из народа твоего [ниодин], за исключением тех, кто уже уверовал…» (11: 36). Это откровение было ниспослано ему, чтобы он успокоился после того, что претерпел от людей своего народа.
Аллах Всевышний также сказал:
…так не печалься же из-за того, что они творили (11: 36). В целом этот аят послужил Нуху утешением, поскольку в нём указывалось, что больше не уверует ни один человек из его на-рода, смысл же его таков: да не огорчает тебя то, что произо шло, ибо помощь уже близка.
Аллах Всевышний сказал:
[Построй же] ковчег у Нас на глазах, [руководствуясь] Нашими откровениями, и не обращайся ко Мне [с просьбами] за тех, кто поступал несправед-ливо, [ибо], поистине, они будут потоплены (11: 37). z132 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Дело в том, что Нух перестал надеяться на то, что люди его народа исправятся и преуспеют, и увидел, что они совершенно лишены блага, поскольку эти люди наносили ему всевозможные обиды, не подчинялись ему и объявляли его лжецом. Кончилось это тем, что он в гневе проклял их, и Аллах внял его мольбе.
Аллах Всевышний сказал: Нух воззвал к Нам — а [Мы всегда] отвечали на [его] мольбы, — и Мы спасли его и [членов] его
семьи от великой скорби…
(37: 75–76).
Аллах Всевышний также сказал:
[Вспомни] и Нуха, [который] воззвал раньше [Ибрахимаи Лута], и Мы ответили ему, и спасли его и его семью от великой скорби… (21: 76).
Аллах Всевышний также сказал:
Он сказал: «Господь мой! Поистине, [люди] моего народа сочли меня лжецом.
Рассуди же меня с ними, [чтобы погиб тот, кто отверг еди- z Рассказ о Нухе y133
нобожие и счёл лжецом Твоего посланника], и спаси меня и тех верующих, которые со мной! »
(26: 117–118).
Аллах Всевышний также сказал:
Тогда он обратился с мольбой к своему Господу: «Поистине, меня одолели, помоги же мне! » (54: 10). Аллах Всевышний также сказал:
[Нух] воззвал: «Господь мой! Помоги мне, ибо они сочли меня лжецом! » (23: 26).
Аллах Всевышний также сказал:
За грехи свои они были потоплены, и ввергнуты в Огонь, и не нашли они по-мощников помимо Аллаха 1. И Нух сказал: «Господь мой! Не оставляй на земле в жи-вых никого из неверных!
1 То есть они поняли, что никто не в силах защитить их от наказания Аллаха. z134 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Поистине, если Ты оставишь их, они введут в заблуждение твоих рабов и породят только неверных грешников» (71: 25–27).
Таким образом, против этих людей обратились их неверие и не-честие, а также то, что их пророк проклял их, и Аллах Всевыш-ний велел ему строить ковчег, то есть огромный корабль, по-добного которому ещё никогда не было и уже никогда не будет. Кроме того, Аллах велел Нуху не обращаться к Нему с прось бами за этих грешных людей, когда их постигнет неотвратимое наказание. Дело в том, что при виде обрушившейся на них ка-ры Нух мог проявить сочувствие по отношению к ним, ведь од-но дело знать, а другое — видеть воочию.
Аллах Всевышний сказал:
…и не обращайся ко Мне [с просьбами] за тех, которые
поступали несправедливо, [ибо], поистине, они будут потоплены (11: 37).
Аллах Всевышний также сказал:
[После этого] он [принялся] строить ковчег. Всякий раз, как мимо него проходили знатные люди из его народа, они насмехались над ним (11: 38). z Рассказ о Нухе y135
Здесь имеется в виду, что они издевались над Нухом, считая невозможным осуществление того, чем он им угрожал, Нух же отвечал им: «Если вы насмехаетесь над нами, то и мы на-смехаемся над вами, как насмехаетесь вы» (11: 38). Это зна-чит: а мы насмехаемся над вами за ваше стойкое неверие и упор ство, которое неизбежно навлечёт на вас наказание. И Нух говорил: «Вы [непременно] узнаете, кого постигнет наказа-
ние, которое опозорит его, и кто будет испытывать вечные муки» (11: 39).
Присущие этим людям неверие и упорство найдут своё проявление и в мире вечном, поскольку в День воскресения они будут отрицать, что к ним явился посланник. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри , что Посланник Аллаха сказал:
В День воскресения явится Нух со своим народом, и Всемогущий и Великий Аллах спросит: «Довёл ли ты [до своего народа Наше послание]? » [Нух] скажет: «Да, о Господь мой». Тогда [Аллах] спросит [людей] его народа: «Довёл ли он до вас [Наше послание]? » Они скажут: «Нет, [ибо] к нам не приходил [ни один] пророк! » Тогда [Аллах] спросит [Нуха]: «Кто засвиде-тельствует твою [правоту]? » Он скажет: «Мухаммад и [члены] его общины», и мы засвидетельствуем, что он [действительно] довёл [до их сведения послание Ал-лаха]. И [в этом заключается смысл] слов Всевышнего
«И так же сделали Мы вас общиной срединной, что-бы стали вы свидетелями о людях, а посланник стал свидетелем о вас * » (2: 143) [Бухари, № 3339].
Таким образом, основываясь на свидетельстве своего правди-вого и достойного доверия пророка, члены этой общины засви-детельствуют, что Аллах послал Нуха с истиной, ниспослал ему z136 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
истину и велел ему довести её до сведения людей. Они засвиде-тельствуют и то, что Нух наилучшим образом довёл это до них. Другими словами, он, как и все другие посланники, не оставлял без внимания ничего полезного и ничего вредного для их рели-гии, призывая их к полезному и удерживая от вредоносного.
Жалея людей своего народа, он предупредил их даже о пришествии Лжемессии (аль-масих ад-даджжаль), хотя его появление при жизни Нуха не ожидалось. Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:
[Однажды] Посланник Аллаха , который находился среди людей, восславил Аллаха подобающим образом, после чего упомянул о Лжеце (ад-даджжаль) и ска-зал: «Поистине, я предупреждаю вас о его [пришест-вии], и не было ни одного пророка, который не предуп-реждал бы об [этом людей] своего народа. Нух [также] предупреждал о нём свой народ, но я скажу вам то, че-го ни один пророк своему народу не говорил: знайте, что он — одноглазый, Аллах же, поистине, одноглазым не является» [Бухари, № 3337; Муслим, т. 1, с. 154].
Кроме того, передают со слов Абу Хурайры, что [однажды] Пророк сказал:
Не рассказать ли вам о Лжеце (ад-даджжаль) то, чего ни один пророк не рассказывал [людям] своего народа? Поистине, он — одноглазый, и когда он явится, с ним будет нечто подобное Раю и Огню, однако то, что он станет называть Раем, [на самом деле окажется] Огнём, и я предупреждаю вас подобно тому, как Нух предупре-дил о нём свой народ [Бухари, № 3338; Муслим, № 2936.
Здесь приводится версия аль-Бухари]. z Рассказ о Нухе y137
Некоторые улемы из числа наших праведных предшественни-ков говорили, что, вняв мольбе Нуха, Аллах велел ему поса-дить дерево, и Нух посадил его, а впоследствии использовал это дерево при построении ковчега. Как сообщают все улемы, его высота равнялась тридцати локтям. У него было три па-лубы, и каждая из них была выше нижней на десять локтей. Нижняя палуба предназначалась для насекомых и животных, средняя — для людей, а верхняя — для птиц. Дверь ковчега, который был покрыт навесом, находилась в его борту.
Аллах Всевышний сказал:
[Нух] воззвал: «Господь мой! Помоги мне, ибо они сочли меня лжецом! »
И Мы ниспослали ему откро-вение: «Построй ковчег у Нас на глазах, [руководствуясь] Нашими откровениями»
(23: 26–27).
Это значит: согласно Нашим велениям и под Нашим присмот-ром, чтобы построение ковчега осуществлялось правильно.
Нух во время потопа
Аллах Всевышний сказал:
И Мы ниспослали ему откро-вение: «Построй ковчег у Нас z138 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
на глазах, [руководствуясь] Нашими откровениями. Когда же придёт Наше веле-ние и вода в печи забьёт клю-чом, посади в [ковчег] по паре
[животных каждого вида] и [всех членов] твоей семьи,
за исключением тех, о [гибели] которых уже [былониспослано Наше веление].
И не обращайся ко Мне [с просьбами] за тех, которые поступали несправедливо, [ибо], поистине, они будут потоплены» (23: 27).
Аллах ниспослал Нуху великое веление, согласно которо-му после начала бедствия тот должен был посадить в ков-чег по паре животных и других живых существ каждого ви-да, чтобы они могли размножаться. Кроме того, он должен был взять с собой всех членов своей семьи, за исключени-ем тех, гибель которых уже была предрешена, то есть тех, кто не уверовал. Таким образом, его мольба была услышана, и бедствие стало неотвратимым. Нуху же было велено не об-ращаться с просьбами за людей его народа, когда он воочию увидит великое наказание, которое они понесут по воле Того, Кто делает, что пожелает.
По мнению большинства толкователей, в приведенном выше аяте под словом таннур (‘печь’) подразумевается по-верхность земли. Таким образом, слова «и вода в печи забьёт ключом» могут иметь следующий смысл: вода забьёт ключамиво всех концах земли и даже в печах, где обычно горит огонь. z Рассказ о Нухе y139
Аллах Всевышний сказал:
Когда же пришло Наше веле-ние и вода в печи забила клю-чом, Мы сказали: «Посади в [ковчег] по паре [животныхкаждого вида] и [всех членов] твоей семьи, за исключением тех из них, о [гибели] которых уже [было ниспослано Нашевеление], а также тех, кто уверо-
вал». Однако уверовали вместе с ним лишь немногие (11: 40).
Слова «и [всех членов] твоей семьи, за исключением тех, о [гибели] которых уже [было ниспослано Наше веление] » озна-чают: за исключением тех, кто не уверовал. Среди них был и сын Нуха Ям, который утонул.
Слова «а также тех, кто уверовал» означают: и посади в ковчег тех людей из твоего народа, которые уверовали. Аллах Всевышний сказал: «Однако уверовали вместе с ним лишь не-многие». Людей из народа Нуха, которые уверовали в него, былонемного, несмотря на то что он долго находился среди них, денно и нощно призывая их к единобожию и используя для этого раз-ные слова и иногда прибегая к угрозам, иногда же мягко побуждая их к этому. Что же касается количества людей, спасшихся вмес-те с Нухом в ковчеге, то у улемов не было единого мнения по это-му вопросу.
Аллах Всевышний сказал:
А когда ты поднимешься на ковчег вместе с теми, кто z140 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
[был] с тобой, скажи: «Хвала Аллаху, Который спас нас от несправедливых людей! » —
и скажи: «Господь мой! Посели меня в благословенном месте, [ибо] Ты — лучший из поселя-ющих» (23: 28–29). Таким образом, Нух получил веление воздать хвалу своему Господу за то, что Он подчинил ему ковчег, спас его, рассудил с людьми и порадовал, покарав тех, кто не подчинялся своему пророку и считал его лжецом. В других аятах Аллах Всевыш-ний говорит об этом так: …и Он создал [всё живое] парами и [создал] для вас корабли и животных, на кото-рых вы ездите,
чтобы вы садились на [них]1, а потом, усевшись [там], вспоминали о милости вашего Господа и говорили: «Преславен Тот, Кто подчи-нил нам это, ведь нам такое не под силу!
Поистине, мы вернёмся к Господу нашему» (43: 12–14).
1 То есть на палубы кораблей и спины животных. z Рассказ о Нухе y141
Аллах велит обращаться к Нему с мольбами перед началом любого дела, чтобы оно стало благословенным и получило до-стойное завершение. Перед переселением Пророка Мухамма-да из Мекки Аллах тоже велел ему:
И говори: «Господь мой, введи меня чрез [врата благие], и выведи меня чрез [врата бла-гие], и даруй в помощь мне силу от Тебя! » (17: 80). Нух выполнил веление Господа, о чём в Коране сказано так:
Он сказал: «Садитесь в [ковчег], который будет плыть и останавливаться с именем Аллаха! Поистине, Господь мой — Прощающий, Милосердный! » (11: 41).
Это значит: ковчег начнёт своё движение и остановится с именем Аллаха. Нух также сказал: «Поистине, Господь мой — Про-щающий, Милосердный! » Это значит: несмотря на то, чтоАллах — Прощающий и Милосердный, Он может подвергнуть грешников мучительному и неотвратимому наказанию, которое и постигло тех, кто не веровал в Аллаха и поклонялся другим.
Аллах Всевышний сказал:
[Потом ковчег] поплыл с ними среди волн, подобных горам, Нух же обратился к своему z142 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
сыну, который держался в сто-роне: «О сынок мой! Садись с нами и не оставайся с неверу-ющими! » (11: 42). Это случилось после того, как Аллах послал с неба дождь, подоб-ного которому никогда не было и не будет, ибо казалось, что вода лилась сверху, будто из развязанных бурдюков. Кроме того, по Его велению вода повсюду стала бить ключами из-под земли.
Аллах Всевышний сказал:
Тогда он обратился с моль-бой к своему Господу: «Поистине, меня одолели, помоги же мне! » И открыли Мы врата небес, [откуда стала] обильно
литься вода,
и заставили воду бить клю-чами из земли, и слились воды [неба и земли] согласно тому, что было предопреде-лено.
Его же 1 Мы понесли на [ков-чеге, сколоченном из] досок Гвоздями.
1 Имеется в виду Нух и его семейство, а также те, кто уверовал. z Рассказ о Нухе y143
Он поплыл у Нас на глазах, [и это послужило] воздаянием
тому, в кого не уверовали
(54: 10–14).
Аллах Всевышний также сказал:
Поистине, когда вода вышла из берегов, Мы понесли вас в [ковчеге], плывущем [поволнам], чтобы [этот ковчег] стал для Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы