Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вас назиданием, которому вняло бы внемлющее ухо
(69: 11–12).
Некоторые толкователи указывали, что вода, поднявшаяся вы-ше самых высоких гор, покрыла всю землю, и не осталось на ней ничего живого.
Аллах Всевышний сказал:
[Потом ковчег] поплыл с ними среди волн, подобных горам, Нух же обратился к своему сыну, который держался в стороне: «О сынок мой! Садись с нами и не оставайся с неверующими! »
Тот сказал: «Я укроюсь на горе, которая спасёт меня z144 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
от воды». [Нух] сказал: «Сегодня ничто не спасёт от веления Аллаха [никого], кроме тех, над кем Он сми-лостивится». [После этого] волна отделила их [друг отдруга], и он оказался [одним]
из потопленных (11: 42–43).
Этот сын Нуха относился к числу неверных и совершал непра-ведные дела. Он выступил против своего отца и погиб вместе с другими, хотя вместе с Нухом Аллах спас людей, которые не состояли с ним в родстве, но были приверженцами его религии, ибо Нух воззвал к Аллаху: «…и спаси меня и тех верующих, которые со мной! » (26: 118).
Аллах Всевышний сказал:
И было сказано: «О земля, поглоти свою воду! О небо, прекрати [проливатьдождь]! » — [после чего] вода спала, и веление [Аллаха] осуществилось. [Когда жековчег] пристал [к горе] Аль- Джуди*, было сказано: «Да будут прокляты люди несправедливые! » (11: 44).
Это значит: когда на земле больше не осталось тех, кто поклонял-ся не Всемогущему и Великому Аллаху, Аллах велел земле впи-тать воду, а дождю — остановиться, после чего «вода спала», z Рассказ о Нухе y145
и «веление [Аллаха] осуществилось». Это значит, что с теми, кто не уверовал, случилось то, о чём Аллаху было известно зара-нее и что было предопределено Им. Слова «было сказано: “Да будут прокляты люди несправедливые! ”» означают, что онибыли прокляты Аллахом и удалены от Его милости и прощения.
Аллах Всевышний сказал:
Однако они сочли его лже-цом, Мы же спасли его и тех, кто был с ним, в ковчеге, и потопили тех, которые объ-являли ложью Наши знаме-ния. Поистине, были они сле-пыми людьми (7: 64). Аллах Всевышний также сказал:
Они сочли его лжецом, а Мы спасли его и тех, кто был с ним, в ковчеге, и сделали их преем-никами [тех, кого Мы погу-били], и потопили тех, которые посчитали ложью Наши знаме-ния. Посмотри же, каков был конец тех, кого предупреж-дали! (10: 73).
Аллах Всевышний также сказал:
И Мы оказали ему помощь [в борьбе] против людей, z146 Ибн Касир. Рассказы о пророках
которые посчитали ложью Наши знамения. Поистине, они были дурными людьми, и Мы потопили их всех (21: 77).
Аллах Всевышний также сказал:
И Мы спасли его и тех, кто [был] с ним, в ковчеге, наполненном [всемитварями],
а потом потопили остальных.
Поистине, в этом — знаме-ние, но в большинстве своём они не веруют (26: 119–121).
Аллах Всевышний также сказал:
И Мы спасли его вместе с теми, кто был в ковчеге, и сделали [этот ковчег] зна-мением для [обитателей] миров (29: 15).
Аллах Всевышний также сказал:
Потом Мы потопили осталь-ных (37: 82).
y z Рассказ о Нухе y147
Аллах Всевышний также сказал:
И Мы оставили его 1 как зна- мение, но найдётся ли тот, кто извлечёт [из этого] урок?
Сколь [ужасна] была Моя кара [и сколь многочисленныбыли] предостережения! Мы сделали Коран лёгким для запоминания, но найдётся ли тот, кто усвоит [его настав-ления]? (54: 15–17). Аллах Всевышний также сказал:
За грехи их они были потоп-лены, и ввергнуты в Огонь, и не нашли они помощников помимо Аллаха 2. И Нух сказал: «Господь мой! Не оставляй на земле в жи-вых никого из неверных! Поистине, если Ты оставишь их, они введут в заблуждение
1 Имеется в виду ковчег.
2 То есть они поняли, что никто не в силах защитить их от наказания Аллаха. z148 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
твоих рабов и породят только неверных грешников» (71: 25–27).
Таким образом, Аллах Всевышний — хвала Ему! — внял мольбе Нуха и не оставил в живых никого из тех, кто не уверо-вал. Непонятно, почему некоторые толкователи утверждают, что ‘Аудж, сын ‘Унка (или ‘Анака), являвшийся современни-ком Нуха, был ещё жив, когда появился Муса. Говорят также, что он был непокорным и упорным неверным. Говорят также, что он был незаконнорожденным, и его родила ‘Унк, дочь Ада-ма, которая совершила прелюбодеяние. Говорят также, что он был столь высок, что доставал рыбу со дна моря и жарил её на солнце! И утверждают, что он спрашивал Нуха, который нахо-дился в ковчеге: «Что это у тебя за посудина? » — и насмехал-ся над ним. Говорят также, что его рост составлял 3333, 3 локтя. Кроме того, приводятся и другие столь же нелепые россказни, которые мы не стали бы приводить в силу того, что они про-тиворечат здравому смыслу и всем достоверным сообщениям, если бы они не встречались столь часто в различных толкова-ниях Корана и трудах историков. И действительно, можно ли допустить, что Аллах погубил за неверие сына Нуха, являв-шегося пророком своего народа и главой верующих, но оставил в живых ‘Ауджа, сына ‘Унка, который, по их же словам, был ещё более несправедливым?
Теперь обратимся к достоверным сообщениям. Аллах Всевышний сказал: «Потом Мы потопили остальных». Ал-лах Всевышний также сказал: «И Нух сказал: “Господь мой! Не оставляй на земле в живых никого из неверных! ”» Сле-дует отметить, что вышеупомянутые сообщения о росте этого человека противоречат содержанию хадиса, в котором сообща-ется, что Пророк сказал: z Рассказ о Нухе y149
Аллах создал Адама, рост которого равнялся шести-десяти локтям, …что же касается людей, то [со вре-мени сотворения Адама] и до сих пор они продолжа-ют уменьшаться [в размерах] [Бухари, № 2559; Муслим,
№ 2612].
Это — слова правдивого, достойного доверия и безгрешного пророка, о котором в Коране сказано так:
Говорит он не по [собствен-ной] прихоти — поистине, это — не что иное, как ниспосылаемые открове-ния! (53: 3–4). Слова Пророка , сказавшего, что люди «до сих пор продол-жают уменьшаться [в размерах]», означают, что они умень-шались лишь до тех пор, пока Аллах не поведал об этом про-року, и такими они останутся до самого Дня воскресения. Следовательно, ни один из потомков Адама не был выше не-го, так как же эти толкователи могли упускать из виду выше-упомянутые достоверные сообщения и полагаться на утверж-дения лжецов из числа людей Писания, которые подменили и исказили ниспосланные свыше Писания Аллаха? Я думаю, что сообщения, касающиеся ‘Ауджа, сына ‘Унка, являются не чем иным, как измышлениями еретиков и нечестивцев из числа врагов пророков, а Аллах знает об этом лучше.
Далее Аллах Всевышний упомянул о мольбе за сына, с ко-торой Нух обратился к своему Господу. Он сказал, что Господь обещал ему спасти членов его семьи, к числу которых относил-ся и его сын, и спросил, почему же тот утонул. На это Аллах z150 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
ответил Нуху, что его сын не принадлежал к членам его семьи, то есть к числу тех, кого Аллах обещал спасти, и указал, что ему было сказано: «…и [всех членов] твоей семьи, за исклю-чением тех из них, о [гибели] которых уже [было ниспосла-но Наше веление] » (23: 27). Что же касается сына Нуха, то от-носительно него было ниспослано веление, в силу которого он должен был погибнуть за своё неверие. Вот почему он утонул вместе с прочими неверными и несправедливыми людьми.
Аллах Всевышний сказал:
И было сказано: «О Нух! Сходи [на землю] с миром от Нас и благословениями тебе и общинам, [которые составятпотомки тех], кто находится с тобой. [Другим же] общинам Мы [сначала] дадим пользо-ваться [всеми мирскими благами, но] потом постигнет их мучи-тельное наказание» (11: 48).
После того как вода ушла в землю и всё успокоилось, Аллах велел Нуху сойти на землю из ковчега, который в конеч-ном итоге пристал к горе Аль-Джуди. Слова «с миром от Нас и благословениями» означают: сходи с миром и благослове-ниями тебе и твоим потомкам, которые родятся впоследствии. Из всех, кто находился в ковчеге, Аллах даровал потомство только Нуху , ибо в Коране сказано «и [сохранили на земле только] его потомство» (37: 77). Таким образом, все люди, жи-вущие ныне на земле, являются потомками трёх сыновей Ну-ха — Сама, Хама и Яфиса. z Рассказ о Нухе y151
Ответ людям, отрицающим факт потопа
Некоторые невежественные люди из числа жителей Пер-сии и Индии отрицали то, что на земле был потоп, другие же признавали это. Одни говорили: «Потоп был в Вавилоне и не достиг нас». Другие утверждали: «Мы наследуем власть, которая передаётся от одного владыки к другому со времён Ка юмарса*». Так говорили зороастрийцы, которые поклоняют-ся огню и следуют по стопам шайтана, однако их слова явля-ются пустой болтовнёй, проявлением отвратительного неверия и крайнего невежества и обвинением во лжи Самого Господа небес и земли! Между тем приверженцы всех религий, пере-дававшие слова посланников Милостивого, сходились на том, что потоп действительно имел место, в результате чего под во-дой оказалась вся поверхность земли, и Аллах, внявший моль-бе Своего пророка, которому была оказана помощь, и осущест вивший то, что было Им предопределено, не оставил в живых никого из Своих неверующих рабов.
Некоторые сообщения о Нухе как таковом
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, был он благодарным рабом» (17: 3). Говорят, что Нух воздавал хвалу Аллаху за еду, питьё, одежду, равно как и за всё прочее, чем он пользовался. Передают со слов Анаса ибн Малика , что Пророк сказал:
Поистине, Аллах обязательно останется доволен [та-ким Своим] рабом, который станет воздавать Ему хвалу за [каждый] съеденный им кусок и за [каждый] сделан-ный им глоток [Ахмад, т. 3, с. 117; Муслим, № 2734; Тирми- зи, № 1816; Насаи, т. 4, с. 202, № 6899]. z152 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Ясно, что благодарным можно считать такого человека, кото-рый проявляет повиновение Аллаху во всём, будь то действия сердца, слова или дела, ибо любое действие такого рода есть выражение благодарности.
Наставление, которое Нух дал своему сыну
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр сказал:
[Однажды], когда мы находились у Посланника Алла-ха пришёл какой-то бедуин, одетый в зелёный (или: чёрный) плащ, к которому пуговицами была пристёгну-та [накидка из] дибаджа1. Он сказал: «Разве этот ваш товарищ2 не унизил (или: не хочет унизить) каждого всадника, являющегося сыном всадника, и не возвысил каждого пастуха, являющегося сыном пастуха? » Пос-ле этого Посланник Аллаха взялся за его плащ и спро-сил: «А разве я не вижу на тебе одежду тех, кто ничего не смыслит? »
[‘Абдуллах ибн ‘Амр передал, что] потом [Пророк ] сказал:
Поистине, когда к пророку Аллаха Нуху пришла смерть, он сказал своему сыну: «Я даю тебе [следующее] наставление: я велю тебе делать две вещи и запрещаю две [других]. Я велю тебе [помнить, что] нет бога, кроме Ал-лаха, ибо если на одну чашу весов положить семь небес
1 Д и б а д ж — название дорогой материи. 2 Имеется в виду Пророк. z Рассказ о Нухе y153
и семь земель, а на другую — [свидетельство о том, что] нет бога, кроме Аллаха, то [это свидетельство] переве-сит. И если бы семь небес и семь земель являлись замкну-тым кольцом, то [свидетельство о том, что] нет бога, кроме Аллаха, и [слова] “слава Аллаху и хвала ему”1 разорвали бы его, ибо они — [часть] молитвы всего [сотворённого], и благодаря их [произнесению] людям ниспосылается про-питание. И я запрещаю тебе [всё, что может привести тебя к] многобожию и высокомерию».
[‘Абдуллах ибн ‘Амр] сказал:
Я сказал (или: кто-то сказал): «О Посланник Алла-ха, мы знаем, о каком многобожии идёт речь, но что та-кое высокомерие? [Если] кто-нибудь из нас имеет кра-сивые сандалии с красивыми ремнями [является ли это проявлением высокомерия]? » [Пророк ] сказал: «Нет». [Кто-то] спросил: «А дорогая одежда, которую носит кто-нибудь из нас? » [Пророк ] сказал: «Нет». [Кто-то] спросил: «А верховое животное, на котором ездит кто-ни-будь из нас? » [Пророк ] сказал: «Нет». [Кто-то] спро-сил: «А товарищи, которые собираются у кого-нибудь из нас? » [Пророк ] сказал: «Нет». Тогда я спросил (или: кто-то спросил): «О Посланник Аллаха, так что же такое высокомерие? » — [и Пророк ] сказал: «Неприятие ис-тины и пренебрежение по отношению к людям» [Ахмад,
т. 2, с. 169; Бухари 2, № 548. Достоверный хадис].
1 Субхана Ллахи ва би-хамди-хи ه د م ب ح و ل ل ه ا ن ا ح ب س z y
Рассказ о Худе
Пророк Худ происходил из арабского племени ‘ад. ‘Адиты обитали среди высоких песчаных холмов Йемена между Ома-ном и Хадрамаутом в Шахаре*, местности, которая имела вы-ход к морю. На этой территории находится вади1 Мугис, где жили эти люди, жилищами для которых часто служили шат-ры, державшиеся на огромных столбах. На это указывают сло-ва Аллаха Всевышнего, Который сказал:
Разве не [знаешь] ты, как посту- пил Господь твой с ‘адитами,
[которые жили в шатрах, подде-рживаемых огромными] стол-бами, [людьми из народа] Ирама…** (89: 6–7).
Здесь имеются в виду первые ‘адиты, что же касается вторых ‘адитов, то они жили позднее, о чём речь пойдёт ниже. Слова же тех, кто утверждал, будто Ирам — это город, который пе-ремещается по земле, появляясь то в Шаме, то в Йемене, то в Хиджазе***, далеки от истины и не имеют под собой ника-ких оснований. 1 В а д и — долина; сухое русло. z Рассказ о Худе y155
Чистокровные и арабизированные арабы
Чистокровными именуют тех арабов, которые жили до Ис ма‘ила . Они принадлежали к таким племенам, как ‘ад, са-муд, джурхум, тасм, джадис, умайм, мадьян, ‘имляк, джасим, ‘убайль, кахтан, бану яктан и многие другие.
Что же касается арабизированных арабов, то они явля-ются потомками Исма‘ила ибн Ибрахима , первого из тех, кто изъяснялся на литературном арабском языке. Он научился арабскому языку у людей из племени джурхум, которые оста новились неподалеку от его матери Хаджар на том месте, где ныне находится святилище Мекки, о чём, если захочет Аллах, речь пойдёт ниже. Аллах наделил Исма‘ила, как и Посланни-ка Аллаха , необыкновенным красноречием.
Что говорится о Худе в Священном Коране
Первые ‘адиты стали первыми поклоняться идолам после пото-па, и поэтому Аллах послал к ним их соплеменника Худа , который призвал их к Аллаху. Об этом говорится в суре «Огра ды» после упоминания о народе Нуха:
И [послали Мы] к [людямнарода] ‘ад брата их Худа, который сказал: «О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху — нет у вас иного бога, кроме Него! Неужели вы не убоитесь?! »
Знатные люди из его народа, которые не уверовали, сказали: z156 Ибн Касир. Рассказы о пророках
«Поистине, мы видим, что ты [впал] в слабоумие, и мы думаем, что ты — из числа лжецов! »
[Худ] сказал: «О народ мой! Я не слабоумный, я — посланник Господа миров. Я довожу до вас послания моего Господа, и я для вас — советчик добрый, надёжный. Неужели вы удивились тому, что напоминание от вашего Господа пришло к вам через одного из вас, чтобы он пре-достерёг вас? Вспомните же о том, как сделал Он вас пре-емниками народа Нуха 1 и сделал вас более сильными и рослыми. Помните о благо-деяниях Аллаха, чтобы вы преуспели! »
Они сказали: «Для того ли ты явился к нам, чтобы мы стали поклоняться одному лишь Аллаху и отреклись от того, чему поклонялись наши отцы?
y
1 Здесь имеется в виду, что Аллах поселил ‘адитов на земле после гибели наро-да Нуха. z Рассказ о Худе y157
Сделай же с нами то, чем ты нам грозишь, если ты из числа правдивых! » [Худ] сказал: «Уже постигли вас наказание и гнев Господа вашего 1. Неужели станете вы спорить со мной об именах, которыми вы и ваши отцы нарекли [своих идолов]? Аллах не ниспосылал о них никакого довода, так ждите же, и я стану ждать вместе с вами! »
И Мы спасли его и тех, кто был вместе с ним, по милости Нашей, уничтожив всех, кто объявлял ложью Наши зна-мения и не веровал [в Аллаха], до последнего (7: 65–72). В суре «Нух» после упоминания о народе Нуха сказано:
И [Мы направили] к ‘адитам их брата Худа, [который] ска-
зал: «О народ мой! Покло-няйтесь Аллаху — нет у вас бога, кроме Него, вы же только измышляете ложь.
1 То есть вы уже заслужили наказание Аллаха. z158 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
О народ мой! Я не прошу у вас награды за это 1, [ибо] наградит меня лишь Тот, Кто создал меня. Неужели вы не уразумеете?
О народ мой! Попросите про-щения у вашего Господа, а за-тем принесите Ему покаяние, [и тогда] Он пошлёт вам обиль-ные [дожди с] неба и прибавит вам силы. Не отворачивайтесь же [от того, к чему я призываювас, подобно] грешникам! »
Они сказали: «О Худ! Ты не привёл нам никаких убеди-тельных доказательств, но мы не отречёмся от наших богов, [полагаясь только на] твои
слова, и не уверуем в тебя.
Мы можем только сказать, что это 2 — кара одного из наших богов, которая по стигла тебя». [Худ] сказал: «Поистине, я призываю в свидетели Аллаха и призы- 1 То есть за послание Аллаха, которое я довожу до вашего сведения.
2 Имеется в виду безумие, якобы поразившее тех, кто осмелился непочтительно отзываться о богах идолопоклонников. z Рассказ о Худе y159
ваю вас засвидетельствовать, что я непричастен к тем, кому вы поклоняетесь помимо [Аллаха]. Замыш- ляйте же дурное против меня все вы 1, а потом не давайте мне отсрочки!
Поистине, я уповаю на Аллаха, Господа моего и Гос-пода вашего. Нет ни одного живого существа, которым Он не [распоряжался бы пол-новластно]. Поистине, Господь мой — на прямом пути 2. Если же вы отвернётесь, [пом-ните], что я довёл до вашего сведения то, с чем я был к вам послан. Господь мой сделает вашими преемниками [людей] другого народа 3, вы же не [смо-жете] причинить Ему никакого
вреда. Поистине, Господь мой — Хранитель всего». 1 То есть вы вместе с вашими божествами.
2 Это значит: Аллах справедлив, что проявляется в Его решениях, законах и велениях.
3 То есть уничтожит вас, и на смену вам придут люди, которые будут покор-ны Аллаху. z160 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Когда же пришло Наше веле-ние, Мы по милости Своей спасли Худа и тех, кто уверо-вал вместе с ним, и избавили их от сурового наказания. Таковы были [люди народа] ‘ад, которые отвергали знаме-ния своего Господа, не подчи-нялись Его посланникам и следовали велению каждого высокомерного упрямца.
[За это] в мире дольнем их постигло проклятие, [что ждёт‘адитов] и в День воскресения. Поистине, [люди народа] ‘ад были неблагодарны своему Господу, да сгинут же ‘адиты, народ Худа! (11: 50–60).
В суре «Верующие» после упоминания о народе Нуха сказано:
Затем Мы создали после них другое поколение [людей] и послали к ним посланника из их же [числа, который] сказал: «О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху — нет у вас бога, кроме Него! Неужели же вы не убоитесь?! » z Рассказ о Худе y161
Знатные люди из его народа, которые не уверовали, сочтя ложью [его слова о] встрече в мире вечном, и которых Мы щедро оделили [всемиблагами] в мире дольнем, ска- зали: «Это — всего лишь человек, подобный вам. Он ест то же, что и вы, и пьёт то же, что и вы, и если вы подчинитесь чело-веку, который подобен вам, то непременно потерпите убыток.
Неужели он обещает вам, что вас выведут [из могил] после того, как вы умрёте и [превратитесь] в прах и кости?
Далеко, далеко [от истины] то, что вам обещают!
[Не будет ничего], кроме этой нашей жизни, — мы умираем и живём, [но] не будем вос-
Крешены. Он — всего лишь человек, который возвёл ложь на Аллаха, и мы не уверуем в него! » z162 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Он воззвал: «Господь мой! Помоги мне, ибо они сочли меня лжецом! » [Аллах] сказал: «Уже скоро Они непременно пожалеют
[об этом]! »
И [погубил] их по спра-ведливости [ужасный] вопль*, и превратили Мы их в [подобие] сора,
[влекомого] потоком.
Да сгинут же неспра-ведливые люди!
(23: 31–41).
В суре «Поэты» также после упоминания о народе Нуха сказано:
‘Адиты считали ложью [слова] посланников.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы