Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Почему не страшитесь вы величия Аллаха?
Он создавал вас [на разных] стадиях*”» (71: 2–14). Как видно из приводимых выше аятов, Нух призывал лю-дей к Аллаху разными способами. Он занимался этим ночью и днём, явно и тайно, побуждал и устрашал их, однако всё это ни к чему не привело. В большинстве своём они не желали от-казываться от своих заблуждений и беззакония, продолжали поклоняться идолам, постоянно проявляли враждебность по отношению к Нуху, умаляя его достоинство и презирая тех, кто в него уверовал, угрожали ему побиванием камнями и изгнани-ем и наносили верующим всевозможные обиды.
В Коране сказано:
Знатные люди из его народа ска-зали: «Поистине, мы видим, что ты впал в явное заблуждение». Он сказал: «О народ мой! Я не заблуждаюсь, а являюсь z Рассказ о Нухе y125
посланником от Господа миров» (7: 60–61). Это значит: я не заблуждаюсь, как вы утверждаете, а следую прямым путём, и я — посланник Господа миров, то есть Того, Кому достаточно сказать чему-либо «Будь», чтобы это воз-никло. Нух сказал:
Я довожу до вашего сведе-ния послания моего Господа и даю вам добрые советы. И я узнаю от Аллаха то, чего не знаете вы (7: 62).
Что же касается посланника, то он должен быть красноре-чивым, давать добрые наставления и лучше всех людей знать о Всемогущем и Великом Аллахе.
Среди прочего люди народа Нуха говорили ему: «Мы
видим, что ты — всего лишь такой же человек, как и мы. И мы видим, что последовали за тобой только презренные из нас [под воздействием] первого [впечатления]. И мы не видим, чтобы вы в чём-то превосходили нас, но думаем, что вы — лжецы! » (11: 27).
Они удивлялись тому, что посланником Аллаха является человек, умаляли достоинство его последователей и считали их презренными людьми. Говорят также, что эти люди относились к числу слабых, то есть простых людей, о которых Ираклий1 сказал, что «именно они и становятся последователями послан ников» [Бухари, № 7; Муслим, № 1773]. Объясняется же это лишь тем, что им ничто не мешает следовать истине.
1 И р а к л и й I — византийский император (610–641). z126 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Говоря « [под воздействием] первого [впечатления] », лю-ди народа Нуха имели в виду следующее: они сразу же от-кликнулись на твой призыв, не поразмыслив об этом. Однако эти слабые, да будет доволен ими Аллах, заслуживают похвал именно за то, в чём их обвиняли, поскольку, если речь идёт об очевидной истине, необходимость рассмотрения и размыш-ления отпадает. Как только истина становится очевидной, ей нужно следовать и подчиняться, за что Посланник Аллаха и воздал хвалу Абу Бакру ас-Сыддику, который всегда посту-пал так. Здесь можно вспомнить и о том, что люди дали Абу Бакру клятву на верность* быстро и без раздумий, поскольку его превосходство над всеми было для сподвижников очевид-ным. Вот почему Посланник Аллаха , который сначала хо-тел записать имя своего преемника, потом отказался от это-го и сказал: «Аллах и верующие отвергнут [любого], кроме Абу Бакра» [Муслим, № 2378]. Неверные из народа Нуха говорили тем, кто уверовал в не-го: «И мы не видим, чтобы вы в чём-то превосходили нас, но думаем, что вы — лжецы! » Это значит: после того как вы уве-ровали, у вас не появилось никаких преимуществ перед нами.
Аллах Всевышний сказал:
[Нух] сказал: «О народ мой! Скажите, а что, если есть у меня доказательство от моего Господа и Он даровал мне от Себя милость, которая скрыта от ваших взоров? Разве стали бы мы принуждать вас [при-нять эту милость], когда вам она ненавистна? » (11: 28). z Рассказ о Нухе y127
Таким образом, Нух мягко говорил с этими людьми и спокой-но призывал их к истине, на необходимость чего указывает ве-ление Аллаха Мусе и Харуну: «и говорите с ним 1 мягко, что-бы он одумался или устрашился» (20: 44). Аллах Всевышний также сказал: «Призывай к пути Гос-
пода твоего с помощью мудрости и доброго увещевания и ве-ди с ними 2 спор, используя наилучшие [средства] » (16: 125). Нух сказал им: «Скажите, а что, если есть у меня дока-
зательство от моего Господа и Он даровал мне от Себя ми-лость», подразумевая под милостью пророчество и послание.Его слова «которая скрыта от ваших взоров» означают: ми-лость, которая выше вашего понимания и к которой вы не на-шли путь. Его слова «Разве стали бы мы принуждать вас
[принять эту милость], когда вам она ненавистна? » означа-ют: в подобном случае мы ничего не смогли бы сделать с вами. Нух сказал: «О народ мой! Я не прошу у вас богатства за это, [ибо] наградит меня лишь Аллах…» (11: 29). Это зна-чит: я не желаю получить от вас вознаграждение за то, что до-вожу до вашего сведения то, что принесёт вам пользу в обоих мирах. Я прошу награду только у Аллаха, награда Которого долговечнее того, что можете дать мне вы.
Нух также сказал: «…и не стану прогонять тех, кто уверовал, [ибо] они встретятся со своим Господом, вас же я считаю людьми невежественными» (11: 29). Это даёт осно-вания предполагать, что люди народа Нуха требовали, чтобы он удалил от себя слабых, обещая, что за это они объединятся вокруг него. Нух отказался выполнить их требования и ска-зал: «… [ибо] они встретятся со своим Господом» (11: 31).
1 С фараоном.
2 Имеются в виду многобожники. z128 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Это значит: я боюсь, что если я прогоню их, то они пожалу-ются на меня Всемогущему и Великому Аллаху.
Вот почему, когда неверные курайшиты потребовали, что-бы Посланник Аллаха прогнал слабых из числа верующих, а именно ‘Аммара, Сухайба, Биляла, Хаббаба и им подобных [Муслим, № 2413], Аллах запретил ему делать это, на что мы указываем в толковании сур «Скот» и «Пещера»1.
Нух сказал: «Я не говорю вам, что есть у меня сокро-
вища Аллаха, и не знаю я сокрытого, и не говорю вам, что я — ангел» (11: 31). Эти слова следует понимать так: я —только раб и посланник; из того, что известно Аллаху, я знаю лишь то, чему Он научил меня, и могу делать лишь то, на что Он даёт мне силы, и я не способен ни принести себе пользу, ни причинить вред, если это не будет угодно Аллаху. Говоря
«о тех [людях], которые презренны в ваших глазах» (11: 31), Нух имеет в виду своих последователей.
Нух также сказал: «…и не говорю о тех [людях], кото-
рые презренны в ваших глазах, что Аллах не дарует им ни-какого блага. Аллах лучше знает о том, что [скрывают] их души, [а если бы я говорил это], то был бы одним из неспра-ведливых» (11: 31). Это значит: я не говорю, что в День вос-кресения у Аллаха не будет для них ничего благого; Аллах луч-ше знает о них и воздаст им благом за благо или злом за зло в зависимости от того, что скрывали их души.
В другой суре о людях народа Нуха сообщается следующее:
Они сказали: «Как можем мы поверить тебе, если последовали за тобой самые презренные [люди]? »
1 «Скот» — 6-я сура Корана; «Пещера» — 18-я сура Корана. z Рассказ о Нухе y129
Он сказал: «А что мне известно о том, что они совершают? Лишь Господь мой [потребует]
у них отчёта, если бы вы только знали!
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы