Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
После этого Аллах послал ворона, который стал разгре-бать землю, чтобы показать
z72 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
ему, как спрятать тело покой-ного брата. Он же восклик-нул: «Горе мне! Неужели не смогу я уподобиться этому ворону и спрятать тело моего брата? » И стал он [одним] из сожалеющих (5: 27–31). Когда один брат стал угрожать другому убийством, тот ска-зал ему: « [Даже] если ты протянешь ко мне руку, чтобы
убить меня, я не стану протягивать руку, чтобы убить те-бя. Поистине, я боюсь Аллаха, Господа миров! » Это ука-зывает на то, что он отличался добрым нравом, страшился Аллаха Всевышнего и стыдился отвечать своему брату злом на зло. Здесь уместно привести хадис Абу Бакры , кото-рый сказал:
[Услышав, как] Посланник Аллаха сказал: «Ес-ли два мусульманина сойдутся [в бою, скрестив] свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в Аду», [лю-ди стали] спрашивать: «О Посланник Аллаха, [будет справедливо, если в Ад попадёт] убивший, но поче-му же [там окажется] и убитый? » Он ответил: «Ведь и он хотел убить своего товарища» [Бухари, № 31; Мус-
лим, № 2888].
Слова «Поистине, хочу я, чтобы ты понёс [бремя и] мое-го греха, и твоего и оказался [одним] из обитателей Огня, [ибо] такое воздаяние [уготовано] несправедливым» означа-ют: я не намерен сражаться с тобой, даже если я сильнее тебя, а ты решился на то, на что решился. Слова «чтобы ты понёс [бремя и] моего греха, и твоего» означают: чтобы ты понёс z Рассказ об Адаме y73
и бремя греха за моё убийство, и бремя других грехов, совер-шённых тобой прежде. Так считали Муджахид, ас-Судди1, Ибн Джарир ат-Табари2 и многие другие.
Здесь не имеется в виду, что бремя грехов убитого будет возложено на убийцу только потому, что он совершил убийст во, как полагают некоторые. Напротив, Ибн Джарир указыва-ет, что все улемы придерживались противоположного мнения. Что же касается хадиса, на который ссылаются невежест венные люди и в котором сообщается, что Пророк сказал: «Убийца не оставляет на убитом [им человеке] ни одного гре-ха», то он не имеет под собой никаких оснований и не приво-дится ни в одном из сводов хадисов ни с достоверным, ни с хо-рошим, ни со слабым иснадом*.
Вместе с тем, по единодушному мнению улемов, в День воскресения некоторые убитые потребуют у своих убийц воз-мещения, и может случиться так, что добрых дел убийцы не хватит, чтобы рассчитаться за свой грех. Тогда ответственность за дурные дела убитого будет возлагаться на убийцу, о чём со-общается в достоверном хадисе, где говорится о различных проявлениях несправедливости**, величайшей из которых яв-ляется убийство, а Аллах знает об этом лучше.
Сообщается, что во время смуты, случившейся в правле-ние ‘Усмана ибн ‘Аффана***, Са‘д ибн Абу Ваккас сказал:
Свидетельствую, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, случится смута, во время которой сидя-щий будет лучше стоящего, стоящий — лучше идущего, 1 Исма‘ил ибн ‘Абд-ар-Рахман ас-Судди (ум. в 745 г.) — последова-тель и знаток Корана родом из Куфы, ученик Ибн ‘Аббаса.
2 Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (ум. в 923 г.) — знаменитый историк и толкователь Корана. z74 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
а идущий — лучше стремящегося1». [Са‘д] сказал [‘Ус-ману]: «Скажи, а если [кто-нибудь] войдёт в мой дом и протянет [ко мне] руку, чтобы убить меня? » Он ска-зал: «Будь как сын Адама2» [Ахмад, т. 1, с. 169; Абу Да- вуд, № 4257; Тирмизи, № 2194. Достоверный и удовлетворя-ющий условиям Муслима хадис].
Передают со слов Хузайфы ибн Ямана, что [‘Усман] сказал: «Будь как лучший из двух сыновей Адама».
Подобные сообщения приводят также Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд и Ибн Маджа.
Что же касается другого сына Адама3, то о нём говорится в другом хадисе. Передают со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда , что Посланник Аллаха сказал:
Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Ада-ма обязательно ляжет часть [бремени греха за проли-тую] кровь, ибо начало убийствам положил он [Бухари, № 3335; Муслим, № 1667; Ахмад, т. 1, с. 383; и др.].
На горе Касьюн, которая находится к северу от Дамаска, есть пе-щера, именуемая Пещерой крови. Она известна как место, воз-ле которого Кабиль убил своего брата Хабиля. Так говорят люди Писания, а Аллах лучше знает о том, насколько это верно4. 1 То есть стремящегося разжечь смуту или принять в ней участие. 2 То есть как Хабиль.
3 То есть Кабиля.
4 То же самое относится и к именам сыновей Адама. Они известны нам толь-ко со слов людей Писания, однако никаких достоверных сообщений об этом не имеется. z Рассказ об Адаме y75
Аллах Всевышний сказал: «После этого Аллах послал во-
рона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать тело покойного брата. Он же воскликнул: “Горе мне! Неужели не смогу я уподобиться этому ворону и спря-тать тело моего брата? ” И стал он [одним] из сожалеющих».
Некоторые толкователи говорили, что, убив Хабиля, Ка-биль взвалил его себе на спину и нёс, пока Аллах не послал к не-му двух воронов, которые начали сражаться между собой. Через некоторое время один из них убил другого, спустился на землю и стал разрывать её, а потом бросил тело убитого ворона в яму и закопал его. Увидев это, «он воскликнул: “Горе мне! Неуже-
ли не смогу я уподобиться этому ворону и спрятать тело мое-го брата? ” И стал он [одним] из сожалеющих». После этогоон последовал примеру ворона и предал тело брата земле.
Говорят также, что Кабиль понёс наказание в тот же день, когда он убил своего брата, что послужило ему суровой карой за его грех, несправедливость и зависть по отношению к брату.
Передают со слов Абу Бакры , что Посланник Алла-ха сказал:
Нет греха, который в большей мере, чем притеснение и разрыв родственных связей, достоин наказания уже в этом мире наряду с тем, что ждёт каждого, кто его со-вершит, в мире ином [Бухари 2, № 29; Ахмад, т. 5, с. 36;
Тирмизи, № 2511; Абу Давуд, №4902; Ибн Маджа, № 4211. Достоверный хадис].
После этого количество людей увеличилось, и они расселились по земле, о чём в Коране сказано так:
О люди! Бойтесь вашего Господа, Который создал вас z76 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
из одного человека, и создал из него же пару ему, и рас-сеял [по земле] множество [родившихся] от них мужчин
и женщин; бойтесь Аллаха, [именем] Которого вы требу-ете друг у друга [соблюденияваших прав и много иного], и [бойтесь разрыва] родст венных связей, [ведь], поис-
тине, Аллах наблюдает за вами! (4: 1).
Адам и Хавва, мир ей, не впадали в многобожие
Аллах Всевышний сказал:
Он — Тот, Кто создал вас из одного человека и создал из него же его супругу, чтобы он обретал покой, [приходя] к ней. После того как [Адам] вступил с ней в близость, она понесла лёгкое бремя, [немешавшее ей] ходить с ним. Когда [ноша] стала тяготить [её], оба они воззвали к Аллаху,
своему Господу: «Поистине, если Ты даруешь нам правед-ного ребёнка, мы непременно будем благодарны! » z Рассказ об Адаме y77
Когда же Он даровал им пра-ведного ребёнка, они придали Ему сотоварищей в том, что даровал им Он, [однако] Аллах [намного] выше всего, что они придают Ему в сото-варищи! (7: 189–190).
Сначала здесь упоминается об Адаме, но в дальнейшем речь идёт не об Адаме и Хавве, а о людях вообще. Подобные приё-мы используются и в других аятах Корана.
Так, например, Аллах Всевышний сказал: Мы создали человека из квинтэссенции глины 1,
потом поместили его в виде капли семени в надёжное место 2(23: 12–13). Аль-Хасан [аль-Басри] передал со слов Самуры, что Про-рок сказал:
Когда Хавва забеременела, Иблис стал ходить вокруг неё. Прежде её дети не выживали, и он сказал [ей]: «Назови его ‘Абд-аль-Харис*, и он выживет». Тогда по внушению и велению Шайтана она назвала его ‘Абд-
1 То есть из субстрата, основой которого является глина. 2 Имеется в виду чрево матери. z78 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
аль-Харисом, и он [действительно] выжил [Ахмад, т. 5, с. 11; Тирмизи, № 3077; и др. Слабый хадис].
Следует помнить, что Аллах Всевышний создал Адама и Хав-ву, чтобы распространить от них множество мужчин и жен-щин, так почему же в этом хадисе сообщается, что у Хаввы не выживали дети мужского пола, если он передан верно? Кроме того, Адам и Хавва были более богобоязненными, чем об этом сообщается, ведь Адам — отец людей, которого Аллах создал Своей рукой, и вдохнул в него от Своего духа, и велел Своим ангелам пасть ниц пред ним, и научил его именам всех вещей, и поселил его в Раю.
Сообщается, что Абу Зарр сказал:
[Однажды] я спросил: «О Посланник Аллаха, сколько [всего было] пророков? » Он сказал: «Сто двадцать четыре тысячи». Я спросил: «О Послан-ник Аллаха, а сколько среди них было посланни-ков? » Он сказал: «Триста тринадцать — большое количество». Я спросил: «О Посланник Алла-ха, а кто из них был первым? » Он сказал: «Адам».
Я спросил: «О Посланник Аллаха, [он был] проро-ком, посланным [к людям]? » Он сказал: «Да. Ал-лах создал его Своей рукой, потом вдохнул в него от Своего духа, а потом придал ему соразмерный об-
лик» [Ибн Хиббан, № 361; Ахмад, т. 5, с. 178; Насаи и др. Достоверный хадис].
В хадисе о ночном путешествии сообщается, что, когда Пос-ланник Аллаха проходил мимо Адама , который нахо-дился на нижнем небе, Адам сказал: «Добро пожаловать праведному пророку и праведному сыну! » z Рассказ об Адаме y79
Пророк сказал:
Мы поднялись на низшее небо и увидели сидяще-го человека, справа и слева от которого находилось множество людей, и когда этот человек смотрел напра-во, он смеялся, а когда смотрел налево, плакал. [Увидев меня], он сказал: «Добро пожаловать праведному про-року и праведному сыну! » Я спросил Джибрила: «Кто это? » Он ответил: «Это Адам, а множество людей, стоящих справа и слева от него, — это души его по-томков. Стоящие справа попадут в Рай, а стоящие сле-ва окажутся в Аду, и [поэтому] он смеётся, когда смо-трит направо, и плачет, когда смотрит налево» [Бухари,
№ 349; Муслим, № 163].
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщает-ся, что Пророк сказал: «Я прошёл мимо Юсуфа, и оказалось, что ему была дарована половина красоты» [Муслим, № 162]. Как считали некоторые улемы, это значит, что он обладал половиной красоты Адама . Подобное толкование следует считать приемлемым, поскольку Аллах создал Адама, и при-дал ему образ Своей рукой, и вдохнул в него от Своего духа, а Аллаху пристало создавать только наиболее прекрасное.
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр и Ибн ‘Умар говорили:
Когда Аллах Всевышний создал Рай, ангелы ста-ли говорить: «О Господь наш, [отдай] это нам, ведь для сынов Адама Ты создал мир дольний, в кото-
ром они будут есть и пить». [На это] Аллах Всевыш-ний сказал: «Клянусь Своим всемогуществом и вели-чием, Я не приравняю праведных потомков того, кого z80 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Я создал Своей рукой, к тем, кто возник, когда я ска-зал: “Будь”» [Дарими. Слабое сообщение*].
Передают со слов Абу Хурайры , что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Аллах создал Адама по образу Свое-му»**[Бухари, № 2559; Муслим, № 261]. Улемы высказывалиразные мнения о смысле этого хадиса. Здесь мы не можем го-ворить на эту тему подробно, а Аллах знает об этом лучше.
Упоминание о кончине Адама и завете, который он дал своему сыну Шису
Слово шис переводится как ‘дар Аллаха’. Адам и Хавва на-звали его так потому, что он был дарован им после убийства Хабиля.
Когда Адам умер — а это было в пятницу, — ан-гелы по велению Всемогущего и Великого Аллаха принесли для него из Рая благовония и саван и выразили его сыну своё соболезнование.
Сообщается, что ‘Утти, то есть Ибн Дамра ас-Са‘ди, сказал:
[Однажды] я увидел в Медине какого-то старца, кото-рый беседовал [с людьми], и стал расспрашивать о нём. [Мне] сказали: «Это — Убай ибн Ка‘б1». [Убай] ска-зал: «Поистине, когда к Адаму пришла смерть, он ска-зал своим сыновьям: “О сыны мои! Я хочу [отведать] плодов Рая”, и они отправились искать для него [эти плоды]. Их повстречали ангелы, которые несли с собой саван [Адама] и благовония для него, а также мотыги,
1 Уб а й и б н К а ‘ б — один из видных сподвижников Пророка. z Рассказ об Адаме y81
лопаты и корзины из пальмовых листьев. [Ангелы] ска-зали им: “О сыны Адама! Чего вы хотите и что ищете? (или: Чего вы хотите и куда направляетесь? )” Они от-ветили: “Наш отец заболел и захотел плодов Рая”. [Ан-гелы] сказали им: “Возвращайтесь, ибо ваш отец уже умер”. После этого [ангелы] явились [в жилище Ада-ма]. Увидев [ангелов], Хавва узнала их и [подошла] к Адаму, который сказал: “Оставь меня, ибо ко мне уже пришли! Дай распорядиться мной ангелам моего Все-могущего и Великого Господа”. После этого они взяли [Адама], обмыли его, завернули в саван, умастили бла-говониями, выкопали для него яму, устроили могильную нишу, совершили по нему заупокойную молитву, потом поместили его в могилу и уложили [тело в могильную нишу], потом засыпали его [землёй], а потом сказали: “О сыны Адама! [Вы должны следовать] этому обы-
чаю”» [Ибн Са‘д, т. 1, с. 33; Ибн ‘Асакир, т. 7, с. 455; и др. Достоверное сообщение].
Хавва, мир ей, умерла после Адама Улемы разошлись во мнениях относительно места погре-
бения Адама, а также продолжительности его жизни. В хади-се, передаваемом со слов Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры и отно-сящемся к категории марфу‘*, сообщается, что срок его жизни составил тысячу лет, что было записано на Хранимой Скри-жали1. В Торе сказано, что Адам прожил девятьсот тридцать лет, но это не может служить убедительным доводом, по-скольку, если слова людей Писания противоречат известной
1 Х р а н и м а я С к р и ж а л ь (Ляух махфуз) — небесный источник всех Свя-щенных Писаний (см. суру 85, аят 22). Кроме того, на Хранимой Скрижали записано всё, что было и будет во Вселенной. z82 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
нам истине, которую мы узнали от непогрешимого Проро-ка , их следует отвергать.
Кроме того, слова людей Писания можно совместить с тем, о чём говорится в вышеупомянутом хадисе. Если это ме-сто Торы не подверглось искажению, можно предположить, что речь идёт о продолжительности пребывания Адама на зем-ле после того, как он был низвергнут из Рая, то есть о девяти-стах тридцати солнечных годах, что соответствует девятистам пятидесяти семи годам лунным. К этому следует добавить со-рок три года, которые, как сообщает Ибн Джарир ат-Табари, Адам провёл в Раю, что и составит в сумме тысячу лет. z y
Рассказ об Идрисе
Аллах Всевышний сказал:
И упомяни в Писании об Ид-рисе. Поистине, был он прав-дивейшим [и являлся] Пророком. Мы вознесли его на высокое место (19: 56–57).
Таким образом, в Коране Идрису воздаётся хвала и указыва-ется, что он являлся пророком и был в высшей степени правди-вым человеком.
Некоторые люди считали, что в хадисе Му‘авии ибн аль-Хакама ас-Сулами речь идёт об Идрисе. Сообщается, что в ответ на вопрос Му‘авии о линиях, которые чертят на песке*, Посланник Аллаха сказал: «Был среди пророков один, ко-торый [тоже] чертил линии, и кто [может делать это] так же, как он1, [пусть делает]» [Муслим, № 537].
Многие знатоки толкования Корана и законоположе-ний ислама считали, что он первым говорил об этом, назы-вали его Гермесом Трисмегистом** и распространяли много 1 В комментариях указывается, что знание о том, как следует заниматься гада-ниями по песку, было утрачено людьми. Другими словами, повторить то, что делал этот пророк, не сможет никто.
z84 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
лживых измышлений о нём и о других пророках, а также о мудрецах и близких к Аллаху людях.
Слова Всевышнего «Мы вознесли его на высокое мес-то» соответствуют содержанию приводимого в обоих «Сахи-хах» хадиса о ночном путешествии (исра’) [Бухари, № 349; Мус-лим, № 164], где сообщается, что Посланник Аллаха прошёл мимо Идриса, который находился на четвёртом небе.
Сообщается, что, толкуя слова Всевышнего «Мы воз-несли его на высокое место», Муджахид сказал: «Идрис был
вознесён [на небо] живым, подобно ‘Исе»
с. 72]. Если он имел в виду, что Идрис жив и по сей день, то это утверждение спорно. Как указывал Муджахид [Тафсир Та-
и многие другие улемы, наиболее достоверным
сообщением об этом является вышеупомянутый хадис, в кото-ром сказано, что Идрис находится на четвёртом небе. Аль-Бухари сказал: «Передают, что Ибн Мас‘уд и Ибн ‘Аббас говорили: “Ильяс — это Идрис”».
Некоторые улемы указывали на то, что в хадисе Анаса о ночном путешествии, передаваемом через аз-Зухри, сообщает-ся, что, когда Пророк проходил мимо Идриса , тот сказал: «Добро пожаловать праведному пророку и праведному брату! », тогда как Адам и Ибрахим говорили: «Добро пожаловать пра-ведному пророку и праведному сыну! » Эти улемы говорили: «Ес-ли бы он был потомком Идриса, тот сказал бы то же, что говорили [Адам и Ибрахим]». Однако ссылки этих улемов на хадис Анаса ещё не указывают на их правоту, поскольку передатчик, возмож-но, не очень хорошо запомнил услышанный им хадис. Кроме то-го, можно предположить, что Идрис сказал так из смирения. z y
Рассказ о Нухе
Адам жил на десять поколений раньше Нуха. Сообщается, что Абу Умама сказал:
Один человек спросил [Пророка ]: «О Послан-ник Аллаха, являлся ли Адам пророком? » Он сказал: «Да, и с ним говорил [Аллах]». [Человек] спросил: «А сколько [поколений] отделяют его от Нуха? » —
и [Пророк ] сказал: «Десять поколений» [Ибн Хиббан, № 6190; аль-Хаким, т. 2, с. 262 и др. Достоверный хадис, удовлетворяющий условиям Муслима].
Передают, что Ибн ‘Аббас сказал: «Адама отделяют от Нуха десять поколений, все [представители] которых исповедовали ислам» [Тафсир Табари, т. 2, с. 194; аль-Хаким, т. 2, с. 546]. Если в данном случае подразумевается, что продолжи-тельность жизни одного поколения составляет сто лет1, что сра-зу же приходит на ум многим людям, значит, Нух жил не менее чем на тысячу лет позже Адама. С учётом указания Ибн ‘Аб-баса на то, что все эти люди исповедовали ислам, можно до-пустить, что времени прошло больше, поскольку позже могли быть и такие поколения, представители которых не исповедо-вали религию единобожия. Однако в хадисе Абу Умамы речь
1 Арабское слово ن ر ق карн означает и ‘столетие’, и ‘поколение’. z86 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
идёт именно о десяти поколениях, а Ибн ‘Аббас добавил толь-ко, что они исповедовали ислам, то есть единобожие.
Слова Ибн ‘Аббаса опровергают утверждения тех исто-риков и людей Писания, которые говорили, что Кабиль и его сыновья поклонялись огню, а Аллах знает об этом лучше.
Возможно также, что здесь под словом карн подразумева-ется не столетие, а поколение. В этом смысле оно использует-ся в целом ряде аятов Корана, например: «Сколь много поко-лений [людей, живших] после Нуха, Мы погубили! » (17: 17), «Затем Мы создали после них другое поколение [людей] » (23: 31), «и многие поколения между ними» (25: 38), «Сколь много поколений [людей, живших] до них, Мы погубили! » (19: 74). Это же имел в виду Пророк , который сказал: «Луч-шими [людьми всех] поколений [являются люди] моего поко- ления…» [Бухари, № 2651; Муслим, № 2533].
Однако если в приводимом выше хадисе Абу Умамы речь идёт о поколениях, то следует помнить, что до Нуха люди жи-ли не один век. Следовательно, со дня кончины Адама до по-явления Нуха прошло несколько тысячелетий, а Аллах знает об этом лучше.
Короче говоря, Аллах направил Нуха в качестве пос-ланника, когда люди впали в заблуждение и неверие и начали поклоняться идолам. Он был послан как милость для рабов Ал-лаха и стал первым посланником к людям, о чём они будут гово-рить во время предстояния пред Аллахом в День воскресения.
Рассказ о Нухе в Священном Коране
О том, что было с Нухом и его народом, как наказание в виде потопа постигло тех, кто не уверовал в него, и как Аллах спас Нуха и тех, кто был с ним, в ковчеге, рассказывается в таких z Рассказ о Нухе y87
сурах Священного Корана, как «Ограды», «Юнус», «Худ», «Пророки», «Верующие», «Поэты», «Паук», «Выстроив-шиеся в ряды» и «Луна»1. Кроме того, рассказу об этом по священа целая отдельная сура2. Так, например, в суре «Огра-ды» сказано:
Мы послали Нуха к его народу, и он сказал: «О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху — нет у вас бога, кроме Него! Поистине, боюсь я, [что под-вергнетесь] вы наказанию Великого дня! »
Знатные люди из его народа сказали: «Поистине, мы видим, что ты впал в явное заблуждение». Он сказал: «О народ мой! Я не заблуждаюсь, а являюсь посланником от Господа миров. Я довожу до вашего сведения послания моего Господа и даю
1 «Ограды» — 7-я сура Корана; «Юнус» — 10-я сура Корана; «Худ» — 11-я су-ра Корана; «Пророки» — 21-я сура Корана; «Верующие» — 23-я сура Корана; «Поэты» — 26-я сура Корана; «Паук» — 29-я сура Корана; «Выстроившиеся в ряды» — 37-я сура Корана; «Луна» — 54-я сура Корана.
2 «Нух» — 71-я сура Корана. z88 Ибн Касир. Рассказы о пророках
вам добрые советы. И я узнаю от Аллаха то, чего не знаете вы. Неужели вы удивились тому, что пришло к вам напоминание от вашего Господа через чело-века из числа вас самих, чтобы он предостерёг вас, и чтобы вы стали богобоязненными, и чтобы вас помиловали? » Однако они сочли его лже-цом, Мы же спасли его и тех, кто был с ним, в ковчеге, и потопили тех, которые объ-являли ложью Наши знаме-ния. Поистине, были они сле-пыми людьми (7: 59–64). В суре «Юнус» сказано:
И прочти им сообщения о Нухе. Вот сказал он своему народу: «О народ мой! Если то, что я живу [среди вас] и напоми- наю о знамениях Аллаха, вам в тягость, то я буду уповать на Аллаха. Придите же к единому решению с вашими сотовари-щами 1, и да не будет после [этого]
y
1 То есть с теми, кому вы поклоняетесь наряду с Аллахом. z Рассказ о Нухе y89
у вас затруднений, а потом делайте со мной, [что захотите], и не давайте мне отсрочки.
Если вы отвернётесь, то я ведь не просил у вас награды, [ибо] наградит меня лишь Аллах, мне же велено быть [одним] из предавшихся Аллаху».
Они сочли его лжецом, а Мы спасли его и тех, кто был с ним, в ковчеге, и сделали их преемниками [тех, кого Мыпогубили], и потопили тех, которые посчитали ложью Наши знамения. Посмотри же, каков был конец тех, кого предупреждали! (10: 71–73).
В суре «Худ» сказано:
Мы послали Нуха к народу его, [и он сказал]: «Поистине, я для вас — явный 1 увещеватель. [Я был послан к вам], чтобы не Поклонялись вы никому,
1 Слово «явный» указывает либо на то, что у Нуха имелись доказательства то-го, что он был послан к своему народу Аллахом, либо на то, что он мог донес-ти послание свыше до этих людей на их языке. z90 Ибн Касир. Рассказы о пророках
кроме Аллаха. Поистине, боюсь я, что вы будете нака-заны в Мучительный день! » 1 Знатные люди из его народа, которые не уверовали, ска-зали: «Мы видим, что ты — всего лишь такой же человек, как и мы. И мы видим, что последовали за тобой только презренные из нас [под воз-действием] первого [впечатле-ния]. И мы не видим, чтобы вы в чём-то превосходили нас, но думаем, что вы — лжецы! »
Он сказал: «О народ мой! Скажите, а что, если есть у меня доказательство от моего Господа, и Он даровал мне от Себя милость 2, скры- Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы