Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чтобы вы передвигались по ней широкими дорогами”».



Нух сказал: «Господь мой! Поистине, они ослушались меня и  последовали за теми [людьми], имущество и  дети

которых только увеличивают их убытки.

 

Задумали они великое коварство 1

и сказали [своим приспешникам]:

“Ни в  коем случае не отрекайтесь от своих богов: ни от Вадда, ни от Сува‘а, ни от Ягуса, ни от Я‘ука, ни от  Насра*! ”

 

Многих они ввели в  заблуж-дение, так не добавляй же несправедливым ничего, кроме заблуждений! »

За грехи свои они были потоп-лены, и  ввергнуты в  огонь, и  не нашли они помощников помимо Аллаха 2.


 

 

y


 

1 Они решили удержать своих соплеменников от подчинения Нуху.

 

2 То есть они поняли, что никто не в силах защитить их от наказания Аллаха.


z Рассказ о Нухе  y107


 

И Нух сказал: «Господь мой! Не оставляй на земле в  жи-вых никого из неверных!

Поистине, если Ты оставишь их, они введут в  заблуждение твоих рабов и  породят только неверных грешников.

Господь мой! Прости меня, и  моих родителей, и  того, кто вошёл в  мой дом верующим, и   [всех] верующих мужчин

и  женщин и  не добавляй несправедливым ничего, кроме погибели! » (71: 1–28).

 

В нашем «Тафсире» есть толкования всех приведенных вы-ше аятов­. Ниже речь пойдёт о  смысле этого рассказа в  целом, а  также о  том, на что указывают хадисы, имеющие отношение к  этой теме.

 

 

Похвалы Нуху 

 

Упоминания о  Нухе есть и  в  других аятах­ Корана, в  которых Аллах воздаёт этому посланнику хвалу и  осуждает тех, кто ему противился. Аллах Всевышний сказал:

 

Поистине, Мы ниспослали тебе откровения, как ниспо-сылали их Нуху и  пророкам


z108 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

после него, и  Мы ниспосы-лали откровения Ибрахиму, и  Исма‘илу, и  Исхаку, и  Я‘кубу, и  коленам*, и  ‘Исе, и  Айюбу, и  Юнусу, и  Ха-руну, и  Сулейману, и  даро-вали Мы Давуду Псалмы.

Мы [направляли к  людям]

посланников, ­ о  которых рас-сказали тебе прежде, а  также других посланников, о  кото-рых прежде не рассказывали тебе, и  Аллах говорил с  Му-сой [без посредника].

 

[Мы направляли] посланников

как вестников блага и  предо-стерегающих, чтобы не было у  людей довода против Аллаха после посланников, [ведь] Аллах  — Всемогущий, Мудрый (4: 163–165).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

Он  — Тот, Кто создал небеса и  землю ради истины**, а  в  тот День, когда Он ска-жет: «Будь», осуществится

[Его веление]. Его слово  — истина, и   [только] Ему будет


 

y


z Рассказ о Нухе  y109


 

принадлежать власть в  тот День, когда вострубят в  трубу. Он знает [всё о] сокрытом

и  явном, и  Он  — Мудрый, Всеведущий.

 

[Вспомни, как] сказал Ибра-

хим своему отцу Азару: «Неужели ты [избрал] идолов богами, [которым ты будешьпоклоняться]?! Поистине, вижу я, что ты и  [люди] тво-

 

его народа впали в  явное заблуждение! »

Так показывали Мы Ибра-химу царство небесное и  зем-ное, чтобы стал он [одним]

из  убедившихся.

 

Когда ночь покрыла его [мра-ком], он увидел какую-то

звезду и  сказал: «Вот Господь мой! » Когда же она закати-лась, он сказал: «Я не люблю тех, что закатываются! »

 

Увидев восходящую полную луну, он сказал: «Вот Господь мой! » Когда же она закати-лась, он сказал: «Если Господь мой не выведет меня на путь


z110 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

истинный, я непременно ока-жусь среди людей заблудших! »

Увидев восходящее солнце, он  сказал: «Вот Господь мой! Оно больше [всех] ». Когда же [солнце] зашло, он сказал:

«О  народ мой, поистине, непричастен я к  тому, чему поклоняетесь вы наряду

[с  Аллахом]!

Поистине, будучи ханифом 1,

обратился я лицом своим к  Тому, Кто создал небеса и  землю, и  не отношусь я  к  многобожникам! »

 

[Люди] его народа стали прере-

каться с  ним, и  он сказал: «Неужели вы станете спорить со  мной об Аллахе, Который наставил меня на прямой путь? Я не испугаюсь тех, кому вы поклоняетесь наряду с  Ним, [ибоничто не причинит мне вреда],

 

если не пожелает Господь мой. Господь мой обладает всеобъем-лющим знанием, так неужели вы  не внемлете [увещеванию]?


 

 

y


 

1 Х а н и ф — человек, исповедующий единобожие.


z Рассказ о Нухе  y111


 

Как я могу бояться тех, кого вы придаёте в  сотоварищи Аллаху? Вы ведь не побоя-лись поклонения им наряду с  Аллахом, хотя Он не привёл вам никаких доводов в  пользу этого! Так кто же [из нас] дол-

 

жен ощущать себя в  большей безопасности? [Ответьте],

если вы только знаете! »

 

Те, которые уверовали и  не облекли свою веру в  неспра-ведливость,   — [таким обеспе-чена] безопасность, и  они

Ведомы прямым путём.

 

[Такие] доводы Мы даровали Ибрахиму, [чтобы он использовал]

их против [людей] своего народа.

 

Мы возвышаем по степеням, кого желаем. Поистине, Господь твой  — Мудрый, Знающий!

 

И  Мы даровали ему Исхака, [а  Исхаку  —] Я‘куба, и  всех [их] Мы вели прямым путём.

Нуха же Мы повели прямым путём [задолго] до Ибрахима, а  из потомства [Ибрахима Мывели прямым путём] Давуда,

 

Сулеймана, Айюба, Юсуфа


z112 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

и  Харуна. Так воздаём Мы тем, кто творит благое.

 

[И Мы вели прямым путём]

Закарийю, Яхью, ‘Ису и  Ильяса  — все они были из  [числа] праведников,   —

 

а   [также] Исма‘ила, аль-

Яса‘а, Юнуса и  Лута. Мы отдали предпочтение перед

[обитателями] миров им всем

и  [некоторым из] их отцов,

 

потомков и  братьев, которых Мы [тоже] избрали и  повели прямым путём (6: 73–87).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

Разве до [этих людей] не

дошли сообщения о  тех, кто жил до них: о  народе Нуха, ‘адитах, самудянах, народе Ибрахима, жителях Мадьяна и  опрокинутых [городов] *? Их

 

посланники приходили к  ним с  ясными доказательствами, ­ и  не был Аллах несправедлив к  ним, но сами они проявляли несправедливость по отноше-нию к  себе (9: 70).


 

y


z Рассказ о Нухе  y113


 

Аллах Всевышний также сказал:

 

Разве не дошли до вас сообще-ния о  тех, кто жил до вас: о  на-роде Нуха, ‘адитах, самудянах и  [людях], живших после них,

о  которых не знает никто, кроме Аллаха? К  ним приходили их посланники с  ясными доказа-тельствами, однако [эти людив  ярости кусали] себе [пальцы]

 

и  говорили: «Поистине, мы не веруем в  то, с  чем вы были посланы, ­ и  мы сомневаемся относительно того, к  чему вы нас призываете! » (14: 9).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

О потомки тех, кого Мы перевезли [в ковчеге] вместе

с  Нухом! Поистине, был он благодарным рабом (17: 3).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

Сколь много поколений

[людей, живших] после Нуха,

 

Мы погубили! Достаточно того, что Господь твой знает о  грехах Своих рабов и  ви-дит [их](17: 17).


z114 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Аллах Всевышний также сказал:

 

[Вспомни, как] лицемеры и  те,

сердца которых поражены болезнью, говорили: «То, что обещали нам Аллах и  послан-ник Его, [оказалось] только

 

обманом! »

 

[Вспомни, как] некоторые

из  них сказали: «О жители Ясриба! Вы не можете проти-востоять [им], возвращайтесь же  обратно! » 1   — и [нашлисьтакие, которые стали] просить

 

пророка, говоря: «Поистине, дома наши [остались] без защиты! » 2[Но дело было] не

 

в  беззащитности  — они хотели только бежать.

 

А  если бы [враги] вошли к  ним

[в город] с  [разных] его сторон,

 

и  подверглись они испытанию, то они совершили бы это 3

1 Эти слова говорили лицемеры во время осады мекканцами и их союзниками Ясриба (доисламское название Медины) в 627 г.

 

2 С этими просьбами к Пророку обратились люди из племени бану Хариса ибн аль-Харис.

 

3 То есть если бы их стали склонять к вероотступничеству, то они, за малым ис-ключением, вернулись бы к многобожию.


z Рассказ о Нухе  y115


 

и   [сопротивлялись бы] недолго»

(33: 12–14).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

До них уже посчитали посланников­ лжецами [людииз] народа Нуха, ‘адиты,

фараон, обладатель кольев*,

 

самудяне, народ Лута и  оби-татели Аль-Айки**. [Все ониподобны] единомышленникам,

[ибо] все [они] сочли посланни-ков лжецами, [за что их] пос-тигло наказание (38: 12–14).

Аллах Всевышний также сказал:

 

До них уже посчитали

[посланников]­ лжецами [люди из] народа Нуха и  [их едино-мышленники, ополчавшиеся против истины] после них.

 

[Люди] каждого народа наме-

 

ревались схватить своего посланника­ и  спорили, прибе-гая ко лжи, чтобы опроверг-нуть истину, но Я схватил их самих, и  сколь [суровым] было

 

Моё наказание!


z116 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

Так осуществилось слово тво-его Господа, [Который сказал, что] те, кто не уверовал, ока-жутся в  Огне (40: 5–6).

Аллах Всевышний также сказал:

 

Он узаконил для вас в  религии то, что заповедал Нуху, то, что Мы дали тебе в  откровении, и  то, что Мы заповедали Ибра-химу, Мусе и  ‘Исе, [сказав]:

«Соблюдайте установления религии и  не разобщайтесь в  ней». Тяжко для многобож-ников то, к  чему ты их зовёшь, Аллах же избирает для Себя [только] тех, кого пожелает, и  ведёт к  Себе [только] тех, кто  обращается (42: 13).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

До них уже посчитали

[посланников]­ лжецами [люди из] народа Нуха, жители Ар-

Расса*, самудяне,

‘адиты, фараон, братья Лута,

 

обитатели Аль-Айки и   [люди] народа тубба‘**  — [никто из


 

y


z Рассказ о Нухе  y117


 

них] не поверил посланникам, и  осуществилось то, чем [Мыим] угрожали! (50: 12–14).

Аллах Всевышний также сказал:

 

Ещё до этого [Мы уничто-жили людей] народа Нуха,

которые были людьми нечес-тивыми (51: 46).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

До этого [Он уничтожил людей]

народа Нуха, которые были ещё более несправедливыми и  непо-корными (53: 52).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

[Прежде] Мы послали Нуха и  Ибрахима [к их народам]

и   [даровали] пророчество и  Пи-

 

сание их потомкам. Среди них есть следующие прямым путём, но многие из них являются нечестивцами (57: 26).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

Для тех, кто не уверовал, Аллах привёл в  качестве­


z118 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

примера [то, что постигло] жену

Нуха и  жену Лута. Обе они были замужем за рабами из числа Наших праведных рабов. Обе они предали [своихмужей], которые не избавили их от [наказания] Аллаха, никак

 

[не облегчив его], и  [этим жен-щинам] было сказано: «Вой-дите в  Огонь вместе с   [прочими] входящими [в него]! » (66: 10).

 

 

Отклонение потомков Адама  и  их  идолопоклонство

 

Суть того, что произошло с  людьми народа Нуха, излагается в  Коране и  хадисах следующим образом.

 

Ранее мы уже приводили слова Ибн ‘Аббаса: «Адама от-деляет от Нуха десять поколений, и  все их [представители] ис-поведовали ислам», и  упоминали о  том, что под словом карн подразумевается либо поколение, либо столетие.

 

По истечении этого периода, когда люди исповедовали единобожие, случилось нечто такое, в  результате чего они ста-ли поклоняться идолам. О  причинах этого говорится в  одном из хадисов, который приводится в  «Сахихе» аль-Бухари. Со-общается, что, толкуя слова Аллаха Всевышнего «и они ска-зали [своим приспешникам]: “Ни в  коем случае не отрекай-

 

тесь от своих богов: ни от Вадда, ни от Сува‘а, ни от Ягуса, ни от Я‘ука, ни от Насра! ”» (71: 23). Ибн ‘Аббас сказал: «Это  — имена праведных мужей из народа Нуха. После то-го как они умерли, шайтан внушил людям его народа воздвиг-нуть в  местах их собраний изваяния этих праведников и  дать


z Рассказ о Нухе  y119


 

им их имена. Они так и  сделали, но не поклонялись [этим из-ваяниям]. Когда же [все люди этого поколения] умерли, и  зна-ние исчезло, [этим изваяниям] стали поклоняться. А  потом те же идолы, которые были у  народа Нуха, появились у  арабов» [Бухари, №  4920]. Арабы поклонялись этим идолам очень мно-гими путями, о  чём мы упоминаем в  нашем «Тафсире».

 

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Умм Хабиба и  Умм Саляма1 упоминали о  церкви, именовав-шейся церковью Марии и  расписанной [различными] изобра-жениями, которую они видели в  Эфиопии. Они рассказали об этом и  Пророку  , который сказал им [на это]:

 

Поистине, когда какой-нибудь праведный человек из них умирает, они строят у  его могилы храм для покло-нения и  расписывают его подобными изображениями.

 

В  День воскресения такие [люди] окажутся наихудши-ми созданиями пред Всемогущим и  Великим Аллахом!

 

[Бухари, №  427; Муслим, №  527]

 

Нух    — первый посланник к  людям

 

Когда по земле распространилось нечестие, и  идолам стали по-клоняться повсеместно, Аллах направил к  людям Своего раба и  посланника Нуха  , чтобы он призывал их поклоняться од-ному лишь Аллаху, у  Которого нет сотоварища, и  удерживал от поклонения кому бы то ни было ещё.

 

1 Ум м Х а б и б а и Ум м С а л я м а, да будет доволен Аллах ими обеи-ми, — жёны Пророка, вышедшие за него замуж после смерти своих мужей, с которыми они в 615 г. на время переселились в Эфиопию из-за конфликтов первых мусульман с курайшитами в Мекке.


z120 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Он стал первым, на кого Аллах возложил выполнение по­ сланнической­ миссии, о  чём сообщается в  хадисе о  заступничест­ ве. Передают со слов Абу Хурайры  , что Пророк  сказал:

 

[После этого]1 те придут к  Адаму  и  скажут ему: «Ты  — отец людей; Аллах создал тебя Своей рукой и  вдох-нул в  тебя [от] Своего духа, и  по Его велению ангелы скло-нились пред тобой до земли, заступись же за нас перед тво-им Господом! Разве не видишь ты, в  каком мы положении, и  разве не видишь, до чего мы дошли?! » [На это] Адам скажет: «Поистине, сегодня Господь мой разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и  как не будет гневать-ся уже никогда больше, и, поистине, запретил Он мне [вку-шать плоды райского] древа, а  я ослушался Его! Сам я, сам я, сам я [нуждаюсь в  защите], а  вы ступайте к  другому, сту-пайте к  Нуху! » [После этого] они придут к  Нуху и  скажут [ему]: «О  Нух, поистине, ты  — первый из посланников [Аллаха] к  обитателям земли, и  Аллах назвал тебя благо-дарным рабом, заступись же за нас пред твоим Господом! Разве не видишь ты, в  каком мы положении?! » [На это] он скажет: «Поистине, мой Всемогущий и  Великий Господь сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и  как не будет гневаться уже никогда больше. И,   поистине, в  [земной жизни мне была предоставлена возможность об-ратиться к  Аллаху только с  одной] мольбой, и  я  обратился к  Нему с  мольбой [погубить] мой народ2. Сам я, сам я, сам я [нуждаюсь в  защите], а  вы ступайте к  другому, ступайте к  Ибрахиму! ”» [Бухари, №  4712; Муслим, №  194].

 

 

1 Здесь речь идёт о Дне воскресения.

 

2 То есть уничтожить его народ за неповиновение.


z Рассказ о Нухе  y121


 

Когда Аллах послал Нуха к  людям, тот призвал их поклоняться одному лишь Аллаху, отказаться от поклонения наряду с  Ним идолам, изваяниям, равно как и  всему прочему, и  признать, что Аллах Един и  нет помимо Него никакого иного Бога и  Госпо-да. Он делал это по велению Аллаха Всевышнего, и  такое же веление получили все прочие посланники, каждый из которых был его потомком, на что указывается в  Коране, где сказано «и  [сохранили на земле только] его потомство»­ (37: 77).

 

Аллах Всевышний также сказал: « [Прежде] Мы послали Нуха и  Ибрахима [к их народам] и  [даровали] пророчест­во и  Писание их потомкам» (57: 26). Здесь имеется в  виду, чтокаждый пророк после Нуха относился к  числу его потомков.

 

Аллах Всевышний также сказал:

 


Поделиться:



Популярное:

  1. G дара 50-й Генный Ключ видит совершенно новую реальность социального взаимодействия людей, «в настоящее время находящуюся на самой ранней стадии проявления в мире.
  2. GUDEL roboLoop уникальный робот с нелинейной транспортной системой
  3. I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
  4. I. Чтобы они поистине были универсальными для научных занятий.
  5. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  6. А может, сделать так, чтобы и у детей всего мира – у белых, черных, желтых – тоже было знамя одного цвета?
  7. А прежде чем был построен, украшен и определён новый эон, призван великий Строитель, первый Зодчий, и ангелы, сущие с ним, чтобы построить и украсить новый эон.
  8. А. В. Петровский разработал следующую схему развития групп. Он утверждает, что существует пять уровней развития групп: диффузная группа, ассоциация, кооперация, корпорация и коллектив.
  9. Агротехника выращивания и формирования кустарников в школах. Особенности выращивания сортовых сиреней и роз в кустовой и штамбовой форме.
  10. Адаптация организма к условиям внешней среды и её механизмы. Биологические ритмы организма.
  11. Алекс рассмеялась, соскальзывая с моих коленей и падая на спину.
  12. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.167 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь