Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
От Моего духа, падите пред ним ниц».
И пали ниц все ангелы,
но не Иблис, который возгор-дился и стал [одним] из неверных.
1 См. суру 55, аят 15.
2 То есть из глины. z42 Ибн Касир. Рассказы о пророках
[Аллах] сказал: «О Иблис! Что помешало тебе скло-ниться до земли пред тем, кого создал Я Своими ру-ками? Ты возгордился или стал [одним] из превознося-щихся [над своимГосподом]? » [Иблис] сказал: «Я лучше него, [ведь] меня Ты создал из огня, а его — из глины».
[Аллах] сказал: «Изыди из [Рая]! Поистине, проклят ты
и, поистине, проклятие будет [лежать] на тебе до самого Дня воздаяния! »
[Иблис] сказал: «Господь мой, дай мне отсрочку до того Дня, когда они будут воскрешены! »
[Аллах] сказал: «Поистине, ты — из числа получивших отсрочку
до Дня, время [наступления] Которого определено».
y z Рассказ об Адаме y43
[Иблис] сказал: «Клянусь Величием Твоим, я непре-менно обольщу их всех,
кроме искренних Твоих рабов из их числа! » [Аллах] сказал: «Клянусь исти- ной, Я говорю только истину!
Я непременно заполню Геенну тобой и теми из них, кто за тобой последует, — всеми! » (38: 71–85).
Аллах Всевышний также сказал:
[Иблис] сказал: «За то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я непременно засяду на Твоём пря-мом пути [и буду поджидать] их.
[Кроме того], я непременно буду являться к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты увидишь, что в большинстве своём они неблагодарны»
(7: 16–17).
Это значит: из-за того, что Ты ввёл меня в заблуждение, я не-пременно буду следить за ними и являться к ним со всех сторон. И это значит: счастлив будет тот, кто станет поступать наперекор z44 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Шайтану, а тот, кто последует за ним, окажется в бедственном положении. Сообщается, что Сабра ибн Абу аль-Факих ска-зал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Поистине, Шайтан сидит на путях [праведных дел, которыми ходит] человек…”»[Ахмад, т. 3, с. 483; Насаи, т. 6, с. 21; Ибн Хиббан, т. 10,
с. 453, № 4593; Ибн Абу Шейба, т. 5, с. 293; Табарани, т. 7, с. 6558. Аль-Албани относит этот хадис к числу достоверных].
Ангелы, которые пали ниц перед Адамом
Толкователи разошлись во мнениях о том, кому из ангелов бы-ло велено пасть ниц перед Адамом — всем или только ангелам, находившимся на земле. В большинстве своём они считали, что пасть ниц было велено всем ангелам, поскольку содержание со-ответствующих аятов Корана подразумевает, что речь идёт обо всех. На это указывает и тот хадис, в котором сообщается, что в День воскресения люди скажут Адаму: «…и [велел] ангелам склониться пред тобой до земли». Здесь также подразумева-ются все ангелы, а Аллах знает об этом лучше.
Иблис был на небесах
Аллах Всевышний сказал Иблису: «Низвергнись же из [Рая] » (7: 13), и Он сказал ему: «Изыди из [Рая] » (7: 18). Эти слова указывают на то, что Иблису, который находился на не-бесах, было велено низвергнуться оттуда. Он уподобился ан-гелам благодаря поклонению и повиновению Аллаху, но потом был лишён положения, которое ему удалось занять, и низвер-гнут на землю униженным за высокомерие, зависть и ослуша-ние своего Господа. z Рассказ об Адаме y45
Рассказ о сотворении Хаввы, мир ей
Аллах велел Адаму поселиться в Раю вместе со своей женой. Аллах Всевышний сказал:
И сказали Мы: «О Адам! Поселись в Раю вместе с женой своей, и ешьте из [плодов] его вдоволь, когда [и где] пожелаете, но не прибли- жайтесь к этому древу, иначе вы окажетесь в числе неспра-ведливых» (2: 35).
Аллах Всевышний также сказал: [Аллах] сказал: «Изыди из [Рая] презренным и изгнан-
ным! Клянусь, Я заполню Геенну теми из них, кто после-дует за тобой, вами всеми 1.
Ты же, о Адам, живи в Раю вместе с женой своей. Ешьте, что пожелаете, но не прибли-жайтесь к этому древу, иначе вы окажетесь в числе неспра-ведливых» (7: 18–19).
1 То есть тобой и твоими последователями. z46 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Аллах Всевышний также сказал:
[Вспомни, как] сказали Мы ангелам: «Падите ниц пред Адамом», и [все] они пали, но не Иблис, [который]
Отказался.
И Мы сказали: «О Адам, поистине, это — враг тебе и твоей жене! Да не выведет он вас из Рая, а не то быть тебе несчастным. Поистине, в [Раю] ты не будешь голодать и не оста-нешься нагим,
и [там] не придётся тебе стра- дать от жажды и зноя»
(20: 116–119).
Из содержания приведенных выше аятов следует, что Хав-ва была создана до того, как Адам вошёл в Рай, посколь-ку Аллах Всевышний сказал: «И сказали Мы: “О Адам! Поселись в Раю вместе с женой своей…”» На это же яс-но указывает и сообщение Мухаммада ибн Исхака ибн Яса-ра. Мухаммад ибн Исхак также передал, что Ибн ‘Аббас ска-зал: «[Хавва] была создана из самого короткого левого ребра [Адама], когда он спал, а на место [этого ребра] была поме-щена плоть». Подтверждением этих слов служит аят, в кото-ром сказано: z Рассказ об Адаме y47
О люди! Бойтесь вашего Господа, Который создал вас из одного человека, и создал из него же пару ему, и рас-сеял [по земле] множество [родившихся] от них мужчин
и женщин; бойтесь Аллаха, [именем] Которого вы требу-ете друг у друга [соблюденияваших прав и многого иного]1, и [бойтесь разрыва] родст венных связей, [ведь], поис-
тине, Аллах наблюдает за вами! (4: 1).
Аллах Всевышний также сказал:
Он — Тот, Кто создал вас из одного человека и создал из него же его супругу, чтобы он обретал покой, [приходя] к ней. Когда же [Адам] вступил с ней в бли- зость, она понесла лёгкое бремя, [не мешавшее ей] ходить с ним (7: 189).
Кроме того, передают со слов Абу Хурайры , что Послан-ник Аллаха сказал:
1 Имеется в виду, что, желая добиться чего-либо, люди говорят друг другу: «Прошу тебя сделать то-то и то-то ради Аллаха». z48 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Обходитесь с женщинами хорошо, ведь женщина со-творена из ребра. Наибольшей кривизной отличает-ся верхняя его часть 1, и если ты попытаешься выпря - мить [эту часть], то сломаешь её, если же оставишь её в покое, она так и останется кривой2. [Помните же об этом] и всегда обходитесь с женщинами хорошо
[Бухари, № 3331; Муслим, № 1468. Здесь приводится вер-сия аль-Бухари].
Древо, приближаться к которому Адаму и его жене, мир ей, было запрещено
Мнения толкователей о словах Всевышнего «но не при-ближайтесь к этому древу» (2: 35)разошлись. В Коране неговорится, о каком именно дереве идёт речь, что непремен-но было бы сделано, если бы это могло принести нам поль-зу. То же самое касается и других неясных (م ه ب م мубхам) мест Корана*.
Рай, в котором находились Адам и его жена, мир ей
Толкователи Корана расходились во мнениях относительно Рая, в который вошёл Адам. Поскольку одни указывали, что 1 Скорее всего, имеется в виду язык.
2 Как указывает Мухаммад ибн ‘Аллян ас-Садики, имеется в виду, что попыт-ки изменить то, что присуще женщине от рождения, могут привести к разры-ву отношений. z Рассказ об Адаме y49
этот Рай находился на небесах, другие же — что он был на земле, этот вопрос следует рассмотреть подробно.
В большинстве своём толкователи считали, что речь идёт о небесном Рае, который послужит вечным пристанищем для его обитателей. Приводя свои доказательства, они ссылались на очевидный смысл различных аятов и хадисов — например, того аята, в котором сказано: И сказали Мы: «О Адам! Поселись в Раю вместе с женой своей…» (2: 35).
Здесь слово «Рай» (аль-джаннат) стоит в определённом со-стоянии, причём артикль «аль» указывает на определённость упомянутого подразумеваемого1. Другим примером служит то, что Муса сказал Адаму : «Почему ты вывел из Рая нас и себя? » [Муслим, № 195]. Кроме того, передают со слов Абу Хурайры и Хузай-фы, что Посланник Аллаха сказал:
В День воскресения Аллах соберёт людей, и когда Рай приблизится к верующим, они явятся к Адаму и станут говорить: «О отец наш, попроси открыть для нас [врата] Рая! » [На это Адам] скажет: «А разве вывело вас из Рая что-нибудь, кроме греха вашего отца? » [Муслим, № 195].
Указания, которое содержится в этом хадисе, вполне достаточ-но, чтобы понять, что речь идёт о небесном Рае, который по служит вечным пристанищем для его обитателей.
1 Иначе говоря, предполагается, что слово, определяемое при помощи артик-ля, известно. z50 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Иблис нашёптывает Адаму и Хавве, мир ей
Аллах Всевышний сказал: «Шайтан [отвратил] их, [за что] они [были изгнаны] из него» (2: 36), то есть из Рая. Если жеговорить о словах «и вывел их из [состояния блаженства], в котором они пребывали» (2: 36), то имеется в виду со-стояние блаженства и радости, которого они лишились, ока-завшись в обители трудностей и несчастий из-за наущений Шайтана.
Аллах Всевышний сказал:
И Шайтан стал внушать им [дурное], чтобы показать им их срамные части, которые [доселе] оставались сокры-тыми от них. Он сказал [им]:
«Ваш Господь запретил вам
[вкушать плоды] этого древа
только для того, чтобы не стали вы ангелами или бес-смертными» (7: 20).
Это значит: если бы вы вкусили плодов этого древа, то стали бы ангелами или бессмертными.
Аллах Всевышний также сказал:
И он поклялся им: «Поис-тине, для вас я — [один] из добрых советчиков» (7: 21). z Рассказ об Адаме y51
В другом аяте сказано:
[Тогда] Шайтан стал нашёп- тывать ему: «О Адам, не ука-зать ли тебе на древо, [плодыкоторого позволят вам обрести]
бессмертие и вечную власть? »
(20: 120).
Это значит: не указать ли тебе на древо, вкушение плодов кото-рого позволит тебе навечно сохранить твоё нынешнее блаженство и обрести вечную власть? Иблис обманывал Адама, говоря ему то, что не соответствовало действительности. Возможно, «древо, [плоды которого позволят вам обрести] бессмертие», является тем деревом, о котором упомянул Посланник Аллаха , сказав:
Поистине, есть в Раю дерево [таких размеров, что] всадник, который будет скакать в его тени сто лет, не [сможет] пересечь её. [Бухари, № 3252; Муслим, № 2826].
Аллах Всевышний сказал:
[Так Шайтан] обманом низвёл их [из Рая]. Когда же они вкусили [плоды этого] древа, [мерзость] их срамных
частей открылась им, и они стали [срывать] листья [дру-гого] райского [древа], при-креплять [их друг к другуи возлагать] на себя (7: 22). z52 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Об этом же говорится и в другом аяте:
Когда же оба они вкусили [плоды этого] древа, [мер-зость] их срамных частей открылась им, и они стали
[срывать] листья [другого]
райского [древа], прикреплять
[их друг к другу и возлагать]
на себя (20: 121).
Хавва, мир ей, и древо
Хавва вкусила плодов запретного древа раньше Адама, ко-торого она стала побуждать последовать её примеру, а Аллах знает об этом лучше. Указанием на это служит хадис, в кото-ром со слов Абу Хурайры сообщается, что Пророк ска-зал: «Если бы не израильтяне, мясо бы не портилось, а если бы не Хавва, то женщины не обманывали бы своих мужей»*
[Бухари, № 3330, 3399; Муслим, № 1470].
Одежды Адама и Хаввы, мир ей
В Торе, которую читают люди Писания, сказано, что отведать плоды запретного древа Хавву соблазнил огромный и пре-красный змей, что же касается Иблиса, то никаких упомина-ний о нём там нет. Поддавшись уговорам змея, Хавва отведала запретный плод сама и дала его Адаму , после чего их глаза открылись, и узнали они, что наги, и сшили листья смоковни-цы и сделали себе опоясания**. z Рассказ об Адаме y53
Таким образом, в Торе говорится, что они были наги. Об этом же сообщает Вахб ибн Мунаббих1, который сказал: «Одеждой им служил свет, [скрывавший] его и её срамные места». Однако то, о чём говорится в Торе людей Писания, яв-ляется ошибкой и искажением, поскольку в Великом Коране указывается, что одежда у них была:
Да не искусит вас Шайтан подобно тому, как извёл он из Рая ваших прародителей, которых он лишил одежд, чтобы показать им их срам-ные части (7: 27). Никакие иные сообщения не могут быть основанием для того, чтобы отвергать содержание данного аята, а Аллах знает об этом лучше. Убай ибн Ка‘б передал, что Посланник Аллаха сказал:
Поистине, ваш отец Адам был подобен высокой пальме, [ибо рост его достигал] шестидесяти локтей. [Тело Ада-ма] было обильно покрыто волосами, которые скрывали его срам, когда же он совершил в Раю грех, его срамные части открылись ему, и он покинул Рай. [На пути] ему попалось дерево, [в ветвях] которого [запутался] его хохол, и тогда его Господь обратился к нему: «Неужели ты бежишь от Ме-ня, о Адам? » — [на что] он сказал: «Да, клянусь Аллахом, о Господь мой, [но делать это меня заставляет только] стыд перед Тобой за то, что я совершил» [Ибн Са‘д, т. 1, с. 31; аль- Хаким, т. 2, с. 262; Ибн ‘Асакир, т. 7, с. 405. Хороший хадис].
1 В а х б и б н М у н а б б и х (34–114 гг. х. / 655–733) — известный после дователь, передававший хадисы со слов Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры . z54 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Раскаяние прародителей, мир им обоим, и их мольба о прощении
Аллах Всевышний сказал:
И тогда обратился к ним Гос-подь их: «Разве не запретил Я вам [вкушать плоды] этого древа и не сказал вам, что Шайтан — явный враг ваш? »
Они сказали: «Господь наш! Мы сами поступили неспра-ведливо по отношению к себе, и если Ты не простишь и не помилуешь нас, мы непре-менно окажемся в числе потер-певших урон! » (7: 22–23). В этих аятах речь идёт о немедленном признании своих оши-бок, раскаянии, проявлении покорности и смирения и ощуще-нии потребности во Всевышнем, и, если нечто подобное cлу-чится с кем-либо из потомков Адама, это непременно будет иметь для него благие последствия в обоих мирах.
Изгнание Адама и Хаввы, мир ей, из Рая
Аллах Всевышний сказал:
[Аллах] сказал: «Низвергни-тесь! [Быть] вам врагами z Рассказ об Адаме y55
друг другу, и будет для вас на земле местопребывание и удел до [определённого] срока» (7: 24).
Эти слова обращены к Адаму, Хавве и Иблису, с которыми, как говорят, находился также змей. Им было велено низвер-гнуться из Рая в то время, когда они были настроены враж-дебно по отношению друг к другу. Указанием на то, что вмес-те с ними находился змей, может служить хадис, в котором со слов Абу Хурайры сообщается:
Посланник Аллаха велел убивать змей и сказал: «Мы не примирялись со [змеями] с тех пор, как начали вое-вать с ними» [Абу Давуд, № 5248; Ахмад т. 2, с. 247; Ибн Хиббан № 5644. Достоверный хадис].
Аллах Всевышний также сказал: Он сказал: «Низвергнитесь из [Рая] оба! [Быть] вам вра-гами друг другу…» (20: 123).
Здесь веление обращено к Адаму, который потребовал, что-бы за ним последовала Хавва, и Иблису, который потребовал, чтобы за ним последовал змей. Говорят также, что веление в форме двойственного числа было отдано им всем.
Теперь что касается повторения веления низвергнуться в суре «Корова», где сказано:
Однако, [прельстив Адамаи его жену плодами этого z56 Ибн Касир. Рассказы о пророках
древа], Шайтан [отвратил] их, [за что] они [былиизгнаны] из [Рая], и вывел их из [состояния блаженства], в котором они пребы- вали. Тогда сказали Мы: «Низвергнитесь! [Быть] вам врагами друг другу, и будет для вас на земле местопребывание и удел до [определённого] срока».
И Адам воспринял слова от Господа своего, а [Аллах] принял его покаяние, ведь Он — Приемлющий покая-ние, Милосердный.
Мы сказали: «Низвергни-тесь из [Рая] все! Если придёт к вам от Меня руководство, те, которые последуют руководству Моему, не испытают страха и не будут они печалиться;
те же, кто не уверует и по считает Наши знамения ложью, [окажутся в] Огне [и останутся там] навечно! » (2: 36–39).
y z Рассказ об Адаме y57
Некоторые толкователи считали, что в первый раз они долж-ны были низвергнуться из Рая на нижнее небо, а во вто рой — с нижнего неба на землю. Однако подобное мнение следует считать необоснованным, поскольку относитель-но первого веления в Коране сказано: «Тогда сказали Мы: “Низвергнитесь! [Быть] вам врагами друг другу, и будет для вас на земле местопребывание и удел до [определённого] срока”» (2: 36). Эти слова указывают на то, что они были низвергнуты на землю после первого веления, а Аллах знает об этом лучше.
На самом деле Всевышний Аллах повторил одно и то же веление дважды, но каждый раз это было связано с новым решением. В первом случае это касалось вражды между ни-ми, а во втором — поставленного им условия, согласно кото-рому счастлив будет тот, кто последует руководству Аллаха, а тот, кто воспротивится ему, окажется в бедственном положе-нии. Подобный стилистический приём используется и в других аятах Корана.
Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари сказал:
Поистине, после того как Аллах низверг Адама на зем-лю из Рая, Он научил его всем ремёслам и снабдил его райскими плодами. Таким образом, эти плоды, которые у вас есть, являются райскими плодами, однако эти из-меняются, а те остаются неизменными1. [Тафсир Табари,
т. 1, с. 175. Сообщение с хорошим иснадом].
Передают со слов Абу Хурайры , что Посланник Аллаха сказал:
1 Хадис, в котором сообщается, что эти слова принадлежат Пророку, приво-дит аль-Баззар [т. 8, с. 45, № 3029]. z58 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Лучшим из дней, в которые [когда-либо] поднима-лось солнце, является пятница: в [этот день] был создан Адам, в [этот день] он был введён в Рай и в [этот день] он был удалён оттуда [Муслим, № 854].
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк так-же сказал: «…и в [этот день] наступит Час этот»1.
Покаяние Адама
Аллах Всевышний сказал:
И Адам воспринял слова от Господа своего, а [Аллах] при- нял его покаяние, ведь Он — Приемлющий покаяние, Милосердный (2: 37).
Говорят, что на это же указывается в следующем аяте:
Они сказали: «Господь наш! Мы сами поступили несправедливо по отноше-нию к себе, и если Ты не простишь и не помилуешь нас, мы непременно ока-жемся в числе потерпевших урон! » (7: 23).
1 То есть День воскресения. z Рассказ об Адаме y59
Такого мнения придерживались Муджахид1, Са‘ид ибн Джу-байр2, Абу аль-‘Алийя3, аль-Хасан аль-Басри, Катада4, Му-хаммад ибн Ка‘б5, ‘Ата аль-Хурасани6 и ‘Абд-ар-Рахман ибн Зайд ибн Аслам7.
Сообщается, что, толкуя слова Аллаха «И Адам воспри-нял слова от Господа своего, а [Аллах] принял его покая-ние» (2: 37), Ибн ‘Аббас сказал:
Адам сказал: «О Господь мой! Разве Ты не создал меня Своей рукой? » [Ему] было сказано: «Да». [Адам] ска-зал: «И Ты вдохнул в меня от Своего духа? » [Ему] было сказано: «Да». [Адам] сказал: «И я чихнул, а Ты сказал: “Да помилует тебя Аллах”, и Милость Твоя опереди-ла гнев Твой? » [Ему] было сказано: «Да». [Адам] ска-зал: «И мне было предписано поступать так же? » [Ему] было сказано: «Да». [Адам] сказал: «Скажи, если я
3 Абу аль -‘Алийя Рафи‘ ибн Михран ар -Раяхи (ум. в 709 или 712 г.) — басрийский чтец и толкователь Корана, ученик Ибн ‘Аббаса, Зай-
z60 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
принесу покаяние, вернёшь ли Ты меня в Рай? » — [и Аллах] сказал: «Да» [Тафсир Табари, т. 1, с. 193].
По своему смыслу сообщение Ибн ‘Аббаса соответствует сло-вам Аллаха Всевышнего, Который сказал: « [Так] Адам ос-лушался своего Господа и сбился с пути. Потом Господь [Адама] избрал его, принял его покаяние и указал [ему] правильный путь» (20: 121–122).
Спор Адама с Мусой
Передают со слов Абу Хурайры , что Пророк сказал:
Вступив в спор с Адамом , Муса сказал ему: «Это ты вывел людей из Рая, совершив грех, и сде-лал их несчастными! » [В ответ на это] Адам сказал: «О Муса! Неужели ты, [человек], которого избрал Аллах, [вверивший ему] Своё послание и говоривший [с ним], порицаешь меня за то, что Аллах предопреде-лил мне, прежде чем Он создал меня?! » Посланник Ал-лаха [также] сказал: «И Адам убедил Мусу» [Бухари,
№ 4738; Муслим, № 2652].
Передают со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба , что Посланник Аллаха сказал:
Муса сказал: «О Господь мой! Покажи нам Адама, который вывел нас и себя из Рая! » [Когда же Аллах] пока-зал ему Адама , [Муса] спросил: «Ты ли Адам? » Адам ответил ему: «Да». [Муса] спросил: «Ты ли тот, в кого Ал-лах вдохнул от духа Своего, и перед кем Он [велел] пасть z Рассказ об Адаме y61
ниц Своим ангелам, и кого Он научил именам всех [ве-щей]? » Адам сказал ему: «Да». [Муса] спросил: «Что же заставило тебя вывести нас и себя самого из Рая? » Адам спросил его: «Кто ты? » Он сказал: «Я — Муса». [Адам] спросил: «Ты ли Муса, пророк израильтян? Ты ли тот, с кем Аллах говорил из-за завесы, не [направив] к те-бе посланника из числа Своих созданий? » [Муса] сказал: «Да». [Тогда Адам] сказал: «И ты порицаешь меня за то, что было предрешено Всемогущим и Великим Аллахом ещё до того, [как Он создал меня]?! » Посланник Алла-ха [также] сказал: «И Адам убедил Мусу, и Адам убе-дил Мусу» [Абу Давуд, № 4702; Абу Я‘ля, № 243].
Люди по-разному относились к этому хадису. Так, например, кадариты* отвергали его, поскольку в этом хадисе выдвигается положение о предопределении. Что касается джабаритов**, то они использовали этот хадис в качестве аргумента, поскольку, рассказывая о том, как Адам привёл Мусе довод о предопре-делении, Пророк сказал: «И Адам убедил Мусу».
По мнению других, Адам убедил Мусу только в том смыс-ле, что тот порицал его за грех, за который он покаялся, а чело-век, принёсший покаяние, подобен тому, кто вообще не совершал ничего греховного. Некоторые другие утверждали, что Адам убедил Мусу, поскольку он был старше его. Кто-то утверждал, что Адам убедил Мусу, поскольку был его отцом. Иные счита-ли, что причиной послужило то, что они придерживались разных религиозных законов. По мнению других, причина заключалась в том, что оба они пребывают в барзахе1, и на них уже не возлага-ется обязанность выполнения положений религиозных законов. 1 Б а р з а х — переходное состояние или же период времени, который наступает после смерти и будет длиться для каждого человека до Дня воскресения. z62 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Известны многие версии этого хадиса. Некоторые из них передаются по смыслу и являются спорными. Что же касает-ся большинства версий, приводимых в «Сахихах» аль-Буха-ри и Муслима, а также в других сводах хадисов, то в них ука-зывается, что Муса порицал Адама за то, что тот вывел себя и своё потомство из Рая. На это Адам сказал ему: «Я не вы-водил вас, вывел же вас Тот, Кто определил, что вкушение мной плодов этого древа повлечёт за собой изгнание из Рая. Тем, Кто предопределил это ещё до того, как я был создан, является Всемогущий и Великий Аллах, а ты порицаешь ме-ня за то, что не имеет ко мне отношения, если не считать того, что мне было запрещено есть плоды этого древа, однако я вку-сил их. Изгнание из Рая было связано с этим, но я не выво-дил из Рая ни вас, ни себя. Это было предопределено и совер-шено Аллахом и соответствовало Его замыслу». Вот почему Адам убедил Мусу.
Следует отметить, что люди, которые объявляли этот ха-дис ложным, поступали так только из упрямства, поскольку он многими путями передаётся со слов Абу Хурайры, в бес-пристрастности и точности которого сомневаться не прихо-дится, а также других сподвижников, да будет доволен все-ми ими Аллах.
Что же касается тех, кто пытался давать этому хадису вышеупомянутые толкования, то они были далеки от истины как с точки зрения формы выражения мысли, так и по смыслу. Наиболее убедительные аргументы приводили джабариты, од-нако в силу перечисленных ниже причин их утверждения явля-ются спорными.
1. Муса не порицает совершившего действие за совер-шение того, за что было принесено покаяние. 2. Он убил человека, не получив свыше веления убивать его, после чего обратился к Аллаху с мольбой и сказал: «Гос- z Рассказ об Адаме y63
подь мой, поистине, обидел я самого себя, прости же меня! »(28: 16).
3. Если бы ответом на порицание за грех могли служить ссылки на то, что было предопределено рабу, этим мог бы пользоваться каждый, кого порицают за его действия, в результате чего преступникам невозможно было бы ни
воздавать равным (кисас), ни подвергать их установлен-ным Шариатом наказаниям.
Если бы предопределение могло служить оправданием, на него ссылался бы каждый, что бы он ни совершил, и это неизбежно привело бы к ужасным последствиям. Вот почему, как указыва-ли некоторые улемы1*, давая такой ответ, Адам хотел сказать, что это бедствие было предопределено, но не оправдывал пред определением своё ослушание, а Аллах знает об этом лучше.
Хадисы, в которых говорится о сотворении Адама
Передают со слов Абу Мусы , что Пророк сказал:
Поистине, Аллах создал Адама из горсти земли, кото-рую Он взял со всей [её поверхности], и поэтому люди получились такими же, как земля: среди них есть белые, красные, чёрные и занимающие промежуточное поло-жение, дурные и хорошие, мягкие, грустные и занима-ющие промежуточное положение [Ахмад, т. 4, с. 400; Абу
Давуд, № 4693; Тирмизи, № 2955. Достоверный хадис].
1 Ул е м ы — от арабского слова ء ا م ل ع ‘уляма’ (мн. ч. от ل م ا ع ‘алим — ‘учёный; знаток’). Слово «улемы» традиционно используется в русском языке для обо значения мусульманских учёных, являющихся знатоками богословия, Сунны, фикха, хадисов и прочих шариатских наук. z64 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Передают со слов Анаса , что Пророк сказал:
После того как Аллах создал Адама, Он оставил его на [некоторое время, и так продолжалось], сколько Ему было угодно. Тогда Иблис начал ходить вокруг него и, увидев, что внутри [Адам] пуст, он понял, что тот явля-ется таким созданием, которое не способно владеть со-
бой [Ахмад, т. 3, с. 152; Муслим, № 2611].
Передают со слов Анаса ибн Малика , что Пророк сказал:
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы