Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Подвергали сомнению эти предостережения.



 

Они настойчиво требовали у  него его гостей, и  тогда Мы лишили их зрения [и сказали]:

«Вкусите же Моё наказание и  Мои предостережения! »

А  ранним утром постигло их наказание непреходящее  —

 

вкусите же Моё наказание и  Мои предостережения!


z348 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Мы сделали Коран лёгким для запоминания, но най-дётся ли тот, кто усвоит [егонаставления]? (54: 33–40).

О Луте и  его народе упоминается и  в  других аятах­ Корана, которые приводились нами, когда речь шла о  народе Нуха, адитах и  самудянах. Здесь же мы приводим ряд ­аятов и  ха-дисов для того, чтобы показать, что с  ними происходило и  что постигло их по воле Аллаха, к  Которому следует обращаться за помощью.

 

Когда Лут  призвал этих людей поклоняться одному лишь Аллаху, у  Которого нет сотоварища, и  запретил им со-вершать мерзости, о  которых упоминается в  Коране, никто­ из них не послушал его и  не отказался от того, что он им запрещал. Более того, они решили изгнать своего послан-ника. Поскольку­ эти люди были неразумными, на все об-ращения к  ним они давали один и  тот же ответ: «Изгоните

 

семью Лута из вашего селения! Поистине, они  — лю-ди, которые хотят очиститься». Таким образом, высшуюпохвалу они рассматривали как порицание, требующее из-гнания тех, кому оно выражалось, а  говорить подобное их побуждало лишь упрямство. Аллах действительно очистил Лута и  всех членов его семьи, за исключением жены, и  вы-вел их оттуда наилучшим образом. Что же касается народа Лута, то Он навечно оставил этих людей там, где они жи-ли, но только после того, как по Его воле это место было за-топлено бушующими волнами зловонного озера, а  эти люди оказались в  жарком пламени. Так они отвечали Луту, запре-щавшему им совершать самое мерзкое дело, которого до них не совершал никто, и  поэтому их удел стал назиданием для обитателей миров.


z Рассказ о  Луте  y349


 

Однако помимо этого люди народа Лута разбойничали на дорогах, предавали товарищей и  совершали самые разные не-подобающие дела в  местах своих собраний, где они вели вечер-ние беседы. Так, например, говорят, что они громко испускали ветры, не стесняясь тех, кто находился в  собрании вместе с  ни-ми. Не исключается также, что в  местах своих собраний они совершали и  самые тяжкие прегрешения, не считая это зазор-ным и  не внимая увещеваниям и  советам разумных людей. Та-ким образом, эти люди были подобны животным и  являлись заблудшими даже в  большей степени, ибо они не отказыва-лись от того, что творили в  настоящем, не раскаивались в  том, чем занимались в  прошлом, и  ничего не желали менять в  буду-щем, за что и  понесли суровое наказание Аллаха. Среди проче-го они говорили Луту: «Навлеки же на нас кару Аллаха, ес-ли ты  — из числа правдивых! »   — то есть требовали от него, чтобы их постигло великое наказание, об опасности которого он их предостерегал.

 

 

Лут  проклинает свой народ

 

После этого благородный пророк этих людей проклял их и  по­ просил Господа миров и  Бога посланников помочь ему одо-леть тех, кто распространял нечестие. Вняв словам Лута  , Аллах также возревновал и  разгневался. Он ответил на его мольбу и  послал к  этим людям Своих благородных послан-ников, которыми были великие ангелы. Сначала они яви-лись к  Ибрахиму  и  порадовали его вестью о  предстоящем рождении знающего сына, а  потом сообщили ему о  важном велении, которое они получили. Аллах Всевышний сказал:

 

« [Ибрахим] сказал: “Какое же [ещё] у  вас дело, о  послан-ники? ”  Они сказали: “Поистине, посланы мы к  людям,


z350 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

совершающим преступления,   чтобы [осыпать] их кам-нями из [обожжённой] глины,   помеченными у  твоего Господа для тех, кто преступал [пределы дозволенного] ”».

 

Аллах Всевышний также сказал: «Явившись к  Ибрахиму

 

с  радостной­ вестью, Наши посланники сказали: “Поисти-не, мы погубим жителей этого селения, [ибо] жители его несправедливы! ”  Он сказал: “Но ведь в  [этом селенииживёт и] Лут! ” Они сказали: “Нам лучше знать, кто [жи-вёт] в  [этом селении]. Мы непременно спасём его и  [всех членов] его семьи, кроме его жены, которая будет [в числе]

 

Тех, кто останется”».

 

Ибрахим  препирается относительно  удела  народа Лута

 

Аллах Всевышний сказал: «Когда страх Ибрахима прошёл

 

и  к  нему пришла радостная весть, он стал спорить с  На-шими [посланниками] о   [каре, уготованной для] народа Лу-та». Ибрахим надеялся, что эти люди ответят на призыв, об-ратятся к  Аллаху, покорятся Ему и  откажутся от совершения запретного. Вот почему Аллах Всевышний сказал: «Поисти-не, [был] Ибрахим кротким, смиренным и  кающимся.  [Ангелы же сказали]: “О Ибрахим! Оставь это, [ибо] уже [известно, что по] велению твоего Господа их постигнет не-отвратимое наказание”», то есть забудь о  них и  говори о  дру-гом  — их участь решена, а  поэтому их должно подвергнуть на-казанию и  уничтожить, ибо «уже [известно, что по] велению твоего Господа их постигнет неотвратимое наказание». Этислова означали, что так повелел Тот, веления Которого невоз-можно оставить без внимания, ибо Его наказание неотвратимо, а  решения не обсуждаются.


z Рассказ о  Луте  y351


 

Гости Лута 

 

Аллах Всевышний сказал: «Когда Наши посланники яви-

 

лись к  Луту, он огорчился из-за них, оказался не в  силах терпеть это и  сказал: “Это  — тяжёлый день! ”» Толковате-ли Корана указывали, что, покинув Ибрахима  , ангелы, ко-торыми были Джибрил, Микаил и  Исрафил, приняли облик прекрасных юношей и  явились в  Содом. Это было испытани-ем, которому Аллах Всевышний подверг народ Лута, и  Его до-водом против этих людей. Незадолго до захода солнца ангелы попросили Лута  принять их у  себя и  оказать им гостепри-имство. Лут, который посчитал их обычными людьми, побоял-ся, что если он не примет их у  себя, то это сделает кто-нибудь другой, «огорчился из-за них, оказался не в  силах терпеть это и  сказал: “Это  — тяжёлый день! ”» Ибн ‘Аббас, Муд-жахид, Катада и  Мухаммад ибн Исхак указывали, что здесь речь идёт о  тяжком испытании, поскольку Лут знал, что этой ночью он непременно возьмёт их под свою защиту, как брал и  других, хотя люди его народа поставили ему условие никому не оказывать гостеприимства.

 

Слова Аллаха «которые и  прежде совершали прегре-шения» означают, что они и  прежде много раз совершали тяг-чайшие грехи.

 

 

Лут  защищает своих гостей

 

Лут сказал: «О народ мой! Вот мои дочери, [которые]

 

чище для вас, [чем мужчины] ». Он пытался направитьих к  тому, чтобы они вступали в  связь со своими жёнами, которые, согласно религиозному закону, являлись дочерь-ми Лута, поскольку положение пророка любого народа


z352 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

равносильно­ положению отца. На это указывается в  одном из хадисов*, а  в  Коране сказано:

 

Пророк ближе к  верующим, чем сами они к  себе, а  его жёны являются их матерями (33: 6).

По мнению некоторых сподвижников и  наших праведных предшественников, Лут действительно был их отцом, и  он ска-зал: «Неужели вы [и впредь] будете овладевать мужчина-ми из [числа чужеземцев],   покидая ваших жён, которых создал для вас ваш Господь? [Поистине], вы  — люди, пре-ступающие [пределы дозволенного]! » Об этом говорят Муд-жахид, Са‘ид ибн Джубайр, ар-Раби‘ ибн Анас, Катада, ас-Судди и  Мухаммад ибн Исхак, и  это верно.

 

Прочие же утверждения ошибочны и  заимствованы у  лю-дей Писания, которые ошибаются не только в  этом, посколь-ку в  их Писании сказано, что ангелов было двое и  что они по-ужинали у  Лута**.

 

Лут сказал: « Побойтесь же Аллаха и  не срамите ме-ня перед моими гостями! Неужели нет среди вас [ни од-ного] благоразумного мужа?! » Это значит, что он запретил им совершать подобные чудовищные мерзости и  засвидетель-ствовал, что нет среди них ни одного разумного человека и  нет ни в  ком из них блага, но все они являются глупцами, упорны-ми нечестивцами и  неверными, погрязшими в  своём невежест-ве. Среди прочего ангелы хотели услышать эти слова от Лута, прежде чем спрашивать его об этом.

 

В ответ на веление своего пророка, указавшего им пра-вильный путь, люди его народа  — да проклянёт их Аллах!   — сказали: «Тебе известно, что нам не нужны твои дочери, ведь ты знаешь, чего мы хотим! » Смысл их слов был таков:


z Рассказ о  Луте  y353


 

о  Лут, тебе известно, что мы не нуждаемся в  наших жёнах, как известно и  то, в  чём заключается наша цель.

 

Вот какие отвратительные слова эти люди говорили свое-му благородному посланнику, не убоявшись мощи Великого Аллаха, наказание Которого мучительно. Вот почему Лут  сказал: «Если бы обладал я силой, [чтобы одолеть] вас, или

 

[мог опереться на] прочную основу! » Лут хотел, чтобы у  него была сила или родственники, ибо тогда он мог бы подвергнуть этих людей тому, чего они заслуживали за свои слова.

 

Передают со слов Абу Хурайры  , что Посланник Ал-лаха  сказал:

 

Мы имеем больше оснований для сомнений, чем Иб-рахим, который сказал: «“Господь мой! Покажи мне, как Ты оживляешь мёртвых” *. [Аллах] сказал: “Разве ты не уверовал? ” [Ибрахим] сказал: “Конеч-но, [уверовал], но [я хочу], чтобы успокоилось серд-це моё”» (2: 260). И  да помилует Аллах Лута: поисти-не, он опирался на прочную основу! 1 А  если бы я провёл в  темнице столько же времени, сколько и  Юсуф, то от-ветил бы на призыв** [Бухари, №  3372].

 

Сообщается также, что Посланник Аллаха  сказал:

 

Да окажет Аллах милость Луту, который ­опирался на  прочную основу2, а  за любым пророком, которого Аллах посылал после него, следовало множество людей

[Ахмад, т.  2, с.  332. Хадис с хорошим иснадом].

 

1 То есть на Всемогущего и Великого Аллаха.

 

2 То есть на Аллаха.


z354 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Аллах Всевышний сказал: « [Когда] ликующие жители горо-да явились [к Луту],   он сказал им: “Это  — мои гости, так не позорьте же меня,   и  побойтесь Аллаха, и  не сра-мите меня! ”  Они сказали: “Разве не запретили мы те-бе [оказывать гостеприимство чужеземцам]? ”  Он сказал: “Если вы [решили] совершить [подобное с  моими гостями], то вот мои дочери  — [лучше женитесь на них]! ”» В  этих­аятах сообщается, что Лут велел им искать близости с  их жёна-ми и  предупредил, что они должны изменить свой образ жизни и  перестать творить дурное.

 

Однако эти люди продолжали стоять на своём и  не обра-зумились. Более того, всякий раз, когда Лут запрещал им тво-рить дурное, они ещё настойчивее домогались его гостей, не ведая о  том, что уже скоро должно было их постигнуть. Вот почему Аллах Всевышний поклялся жизнью Своего Пророка Мухаммада, сказав: «Клянусь твоей жизнью, они блуждали в  своём опьянении, [не ведая, что их ждёт]! »

 

 

Гибель народа Лута и  постигшая его кара

 

Аллах Всевышний сказал: «Он предупреждал их о  том, [ка-кова] Наша хватка, но они подвергали сомнению эти пре-достережения.  Они настойчиво требовали от него его гостей, и  тогда Мы лишили их зрения [и сказали]: “Вкуси-те же Моё наказание и  Мои предостережения! ”  А  ран-

 

ним утром постигло их наказание непреходящее…»

 

Толкователи Корана указывают, что пророк Алла-ха Лут  пытался помешать этим людям войти в  свой дом, дверь которого была закрыта. Охваченные страстью, они хо-тели открыть её и  войти, он же препятствовал этому и  увеще-вал их, находясь за дверью. Когда положение осложнилось до


z Рассказ о  Луте  y355


 

крайности, Лут воскликнул: «Если бы обладал я силой, [что-бы одолеть] вас, или [мог опереться на] прочную основу! » Это значит: будь у  меня сила, я подверг бы вас наказанию.

 

Тогда ангелы сказали: «О Лут! Поистине, мы  — по­ сланники твоего Господа, [что же касается этих людей, то]

они ничего тебе не сделают». Сообщается, что к  ним вы-шел Джибрил, который нанёс по лицам этих людей удар краем своего крыла и  ослепил их. Говорят также, что после этого уда-ра у  них вообще не осталось глаз и  они возвращались домой, держась за стены и  угрожая посланнику Милостивого, что ещё придут к  нему на следующий день.

 

Аллах Всевышний сказал: «Они настойчиво требо-

 

вали у  него его гостей, и  тогда Мы лишили их зрения [и  сказали]: “Вкусите же Моё наказание и  Мои предосте-режения! ”  А  ранним утром постигло их наказание не-преходящее…» (54: 37–38). Таким образом, ангелы явилиськ  Луту  и  велели ему отправляться в  путь со всеми чле-нами его семьи, сказав: «…и пусть никто из вас не огля-дывается» (11: 81; 15: 65). Это означало, что им не следова-ло поворачиваться, когда они услышат звук, которым будет сопровождаться наказание. Кроме того, ангелы велели Лу-ту идти позади всех. Слова «кроме твоей жены» могут озна­ чать, что Луту следовало двинуться в  путь со всеми члена-ми его семьи, кроме жены. Возможно также, в  этом аяте­ речь идёт о  том, что не повернётся никто из них, кроме его жены, в  результате чего её поразит то же, что и  народ Лута. Однако более вероятным следует считать первое толкование, а  Аллах знает об этом лучше.

 

Ангелы сказали Луту: «…а [установленный] для них срок [подойдёт] утром. Разве утро не близко? »   — и  их сло-ва стали радостной вестью о  предстоящей гибели этих зловред-ных притеснителей.


z356 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Когда Лут  покидал город, с  ним находились только две его дочери. Говорят также, что вместе с  ним город покида-ла и  его жена, а  Аллах знает об этом лучше.

 

Перед восходом солнца, когда Лут вместе с  членами его семьи уже был за пределами города, веление Аллаха осущест-вилось и  жителей Содома постигло неотвратимое бедствие.

 

Аллах Всевышний сказал: «Когда же наступил [срок осу-ществления] Нашего веления, Мы перевернули вверх дном их [селения] и  осыпали [этих людей] камнями из обожжён-ной глины, [падавшими] друг на друга  и  помеченными у  твоего Господа. Недалеки они от несправедливых». Какуказывают толкователи Корана, Джибрил поддел краем свое-го крыла города, в  которых жил народ Лута, вместе со всеми людьми и  животными, а  также окружавшими их землями, под-нял их до облаков так, что ангелы услышали крик петухов и  лай собак, а  потом опрокинул всё это вверх дном.

 

Аллах Всевышний сказал: «…Мы перевернули вверх дном их [селения] и  осыпали [этих людей] камнями из обо­ жжённой глины». Здесь имеется в  виду, что куски этой обо­жжённой глины падали с  неба один за другим и  на каждом из них было написано имя человека, на которого он должен был упасть и  погубить его. На это указывают слова Аллаха «по-меченными у  твоего Господа для тех, кто преступал [преде-лы дозволенного] ». Аллах Всевышний также сказал: «И  Мы осыпали их дождём [из камней]. Злополучным стал дождь этот для тех, кого предостерегали! » Аллах Всевышний так-же сказал: «…и низверг опрокинутые [города]*,   и  на-крыло их то, что накрыло.  В  какой же милости твоего Господа ты сомневаешься? » (53: 53–55). Здесь подразумева-ется, что по воле Аллаха Джибрил перевернул эти города вверх дном, и  они были засыпаны кусками обожжённой глины, кото-рые один за другим падали с  неба подобно дождю. На каждом


z Рассказ о  Луте  y357


 

таком куске было написано имя того, кого он должен был пора-зить, включая тех, кто находился в  этих городах, и  тех, кто по-кинул их и  находился в  пути.

 

 

Сообщение о  том, что постигло жену Лута 

 

Некоторые толкователи считают, что жена Лута осталась в  го-роде вместе со своим народом. По мнению других, эта жен-щина покинула его вместе со своим мужем и  двумя дочерьми, однако, услышав вопль и  грохот упавшего города, она ослуша-лась веления своего Господа и  обернулась, чтобы посмотреть на своих соплеменников. Она воскликнула: «О люди! »  — после­ чего её поразил камень, и  она присоединилась к  людям свое-го народа, поскольку исповедовала их религию и  сообщала им о  тех, кому Лут оказывал гостеприимство. Об этом в  Коране сказано так:

 

Для тех, кто не уверовал, Аллах привёл в  качестве­ при-мера [то, что постигло] жену

Нуха и  жену Лута. Обе они были замужем за рабами из числа Наших праведных рабов. Обе они предали

 

[своих мужей], и  те не изба-вили их от [наказания] Аллаха и  никак [не облегчили его], и  [этим женщинам] было ска-

 

зано: «Войдите в  Огонь вместе с   [прочими] входящими

[в него]! » (66: 10).


z358 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Здесь имеется в  виду, что эти женщины предали своих му-жей в  том, что касалось религии, ибо они не последовали за ними. Однако это вовсе не означает, что они изменяли своим мужьям, ибо Аллах не судил пережить супружескую измену ни одному из пророков. На это указывали Ибн ‘Аббас и  мно-гие другие улемы из числа наших праведных предшественни-ков, а  каждый, кто утверждал обратное, допустил серьёзную ошибку. Так, например, когда некоторые люди стали возво-дить ложь на жену Пророка  ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, в  подтверждение её невиновности свыше был ниспо­ слан ряд аятов­*. В  этих аятах­ Аллах выразил порицание неко-торым верующим, обратился к  ним с  увещеваниями и  предо-стерёг их от повторения подобного.

 

Так, например, Аллах Всевышний сказал:

 

К вашим языкам [пристаётложь], и  вы произносите сво-

ими устами то, о  чём знанием не обладаете, считая подоб-ное незначительным, тогда как пред Аллахом это  — великий [грех].

 

Почему, услышав это, вы не сказали: «Не подобает нам говорить об этом. Преславен Ты, а  это  — великая ложь! »?

(24: 15–16).

 

Это значит: Аллах выше того, чтобы жена Его пророка совер-шила подобное.


z Рассказ о  Луте  y359


 

Наказание за грех, которому предавались люди  народа Лута

 

В Коране сказано: «Недалеки они от несправедливых»

 

(11: 83). Это значит, что такое же наказание недалеко от тех, кто совершает то же, что и  они.

 

Вот почему некоторые улемы считали, что мужеложца следу-ет подвергать побиванию камнями в  любом случае независимо от того, состоит ли такой человек в  браке. О  необходимости подоб-ного наказания говорят аш-Шафи‘и, Ахмад ибн Ханбаль и  мно-гие другие улемы. Среди прочего они ссылались на хадис Ибн ‘Аббаса, который передал, что Посланник Аллаха  сказал:

 

Если увидите [человека], совершающего то же, что совер-шали люди народа Лута, убейте и  того, кто делает это, и  то-го, с  кем это делают [Ахмад, т.  1, с.  300; Абу Давуд, №  4462;

 

Тирмизи, №  1456; и др. Хадис с достоверным иснадом].

 

Что же касается Абу Ханифы, то он считает, что мужеложцев следует сбрасывать с  вершины горы, кидая вслед им камни, ибо такое наказание подобно тому, что постигло народ Лута. В  качестве доказательства Абу Ханифа приводил аяты, ­ в  ко-торых сказано «недалеки они от несправедливых» (11: 83).

 

 

«…Мимо них вы проходите утром»

 

На том месте, где находились города народа Лута, по воле Ал-лаха возникло зловонное озеро*. Ни его вода, ни окружающие его земли не пригодны для использования ввиду их плохого качества и  того, что они находятся в  глубокой низине. Воз-никновение этого озера послужило поучительным примером,


z360 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

предостережением и  знамением, указывающим на величие Ал-лаха Всевышнего, Который всегда может отомстить каждо-му, кто не подчиняется Его велениям, считает лжецами Его посланников­ и  идёт на поводу у  своих страстей. С  другой сто-роны, это знамение указывает на то, что Аллах оказал милость Своим верующим рабам, ведь Он спас их от гибели и  вывел из мрака к  свету, о  чём в  Коране сказано так:

 

Поистине, в  этом  — знаме-ние, но в  большинстве своём они не веруют.

Поистине, Господь твой  — Он Всемогущий, Милосерд-ный (26: 8–9).

Аллах Всевышний также сказал: «А на восходе солнца их поразил вопль,   и  Мы перевернули вверх дном их [се-ления] и  осыпали их камнями из обожжённой глины.  Поистине, в  этом  — знамения для [тех, кто способен] ви-деть.  Поистине, [эти города находились] на торной доро-ге, [ведущей из Мекки в  Шам].  Поистине, в  этом  — зна-мение для верующих». Здесь имеются в  виду люди, которыеобладают проницательностью и  понимают, как Аллах изменил эти населённые и  процветающие города, уничтожив их и  пре-вратив место, где они находились, в  безжизненную пустыню.

 

Слова Аллаха «Поистине, [эти города находились] на  торной дороге» означают, что они находились у  большойдороги, которая используется и  поныне. На это указывают и  те ­аяты, в  которых говорится: «Потом уничтожили Мы [всех]

 

прочих,   мимо которых вы проходите утром  и  ночью.

 

Неужели вы не уразумеете? »


z Рассказ о  Луте  y361


 

Аллах Всевышний сказал: «И оставили Мы от [этих селе-ний только] ясное знамение для людей разумеющих». Аллах Всевышний также сказал: «И Мы вывели верующих, кото-рые находились в  [этих селениях],   обнаружив [там] лишь один дом, [где находились люди], покорившиеся [Аллаху].  И  оставили Мы на [месте, где находились эти селения], знаме-ние для тех, кто боится мучительного наказания». Это зна-чит: Мы оставили их в  качестве предостережения для тех, кто боится наказания в  мире вечном, страшится Милосердного, хо-тя и  не видит Его, запрещает себе подчиняться страстям, возде-рживается от ослушания Аллаха и  того, что было Им запрещено; для тех, кто боится уподобиться людям народа Лута, ибо чело-век, уподобляющийся тем или иным людям, пусть даже и  не во всех отношениях, относится к  их числу, о  чём поэт сказал так:

 

Вы не являетесь людьми народа Лута, но люди те от вас недалеки.

 

Разумный человек, который боится своего Господа, выполня-ет то, что велит ему Всемогущий и  Великий Аллах, и  прини-мает руководство Посланника Аллаха  , указывающего ему, что вступать в  связь можно только с  дозволенными ему жёна-ми и  невольницами. Такой человек ни в  коем случае не должен поддаваться влиянию шайтана, иначе действие этих угроз рас-пространится и  на него и  он станет одним из тех, о  ком было сказано: «Недалеки они от несправедливых».


z y


 

 

Рассказ о  мадьянитах, народе  Шу‘айба 

 

Рассказ о  Шу‘айбе  , приводимый  в  Священном  Коране

 

После рассказа о  народе Лута, приводимого в  суре «Ограды», в  Коране сказано:

 

И Мы [послали] к  мадьяни-

там их брата Шу‘айба. Он  сказал: «О народ мой! Поклоняйтесь­ Аллаху  — нет  у  вас бога, кроме Него. Уже пришло к  вам явное доказательство от вашего Господа, так отмеривайте же и  отвешивайте сполна, и  не удерживайте [того, что поправу принадлежит] людям,

 

и  не рас­пространяйте­ нечес-тие по земле после того, как [на ней] был наведён поря-

док. Так будет лучше для вас, если вы  верующие.

И  не сидите на каждой дороге, угрожая [людям],


Поделиться:



Популярное:

  1. Азы делового этикета, делового общения
  2. Арахноидит спинного мозга. этиология, патогенез, клиника, лечение.
  3. Астральная этика и «Память времен»
  4. Басни И.А.Крылова как выражение реалистических тенденций в литературном развитии первой четверти XIX в. Поэтика крыловской басни. Крылов и русские баснописцы Сумароков, Дмитриев.
  5. Басня, новелла, трагедия. Теория басни Лессинга и Потебни. Прозаическая и поэтическая басня. Элементы построения басни: аллегория, употребление зверей, мораль, рассказ, поэтический стиль и приемы.
  6. Буддхиальное тело. Мировоззрение и этика
  7. В 1359 г. умер великий князь Иван Иванович, оставив наследником десятилетнего Дмитрия. Этим воспользовался суздальско-нижегородский князь и получил в Орде ярлык на великое княжение Владимирское.
  8. В каком виде можно получить эти средства после выхода на пенсию
  9. В которой появляется таинственная особа, и происходят многие события, неразрывно связанные с этим повествованием
  10. В результате противоречивости этих двух структур в Сутевом строении образуется ряд концептуальных зависимостей, сила и мощь которых – на стороне преимущественного лидерства победившей оппозиции.
  11. В Учении Живая Этика даётся семеричный состав человека, о котором говорится также во всех древних эзотерических Учениях.
  12. Вегето-сосудистая дистония. Этиология, патогенез, диагностика, лечение.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.123 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь