Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хорошие новости / плохие новости



Одно из своих выступлений, посвященных необходимости отслежи­вать положение компании в переходные периоды, я начал с описаний авиалайнера, летящего в снежную бурю среди вершин Альп, когда пилот;

говорит пассажирам: «У меня для вас две новости, плохая и хорошая. Пло-


хая новость заключается в том, что мы летим на слишком маленькой вы­соте среди гор и я не имею ни малейшего представления, куда мы направ­ляемся. Хорошая новость состоит в том, что мы летим туда со скоростью 600 миль в час».

Далее я провел аналогию между этим пилотом, его испуганными пас­сажирами и подходом многих менеджеров к переменам.

ДОСТОЙНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ

Шесть классических заключений

Если в конце даже самой интересной и убедительной речи просто умолкнуть и сесть на место, это создаст у слушателей ощущение незавер­шенности, которое может испортить все, что было достигнуто раньше.

Эффективное завершение сообщения не менее важно, чем его успеш­ное начало.

1. Неожиданное заключение

Удивите слушателей неожиданным выводом или комментарием.

«Теперь я не буду произносить слов «в заключение», потому что заключения не будет. Все только начинается. Мне интересно по­слушать ваши соображения. Я позволю себе закончить замечанием Вольтера, что «великое утешение в жизни — высказать то, что ты думаешь». Помимо всего прочего, сегодня я испытал именно это удовольствие».

2. Резюме

Это традиционный и вполне удовлетворительный способ завершения выступления, хотя и не самый эффектный. Ценность его заключается в том, что оно помогает запомнить содержание речи при помощи рассмот­ренного ранее эффекта новизны. Если у вас недостаточно времени на под­готовку, это, вероятно, самый легкий и безопасный вариант заключения.

3. Шутка

Популярная в среде шоу-бизнеса фраза «оставить их смеющимися» при­менима и ко многим типам сообщений. Только убедитесь, что предложенная вами история или. цитата удовлетворяет перечисленным выше критериям.


Оптимистичный или воодушевляющий призыв

В некоторых случаях требуется не только проинформировать, но и воодушевить аудиторию. Тогда выбор слов и языка должен быть таким, что­бы передать волнение и душевный подъем.

Завершая свой доклад, названный «Закон в неспокойные времена» и прочитанный в юридической школе Католического университета Вашингтона, профессор права Гарвардского университета Мэри Энн Глендон сказала:

«Желаю вам всегда, даже ценой самопожертвования, быть образцом честности и преданности долгу, как в суде, так и вне его стен, как для сильных и вызывающих зависть, так и для беспомощных, ненавидимых и угнетенных. Удачи, и да пребудет с вами господь! »

5. Призыв к действию

Это приказ «идти и действовать», воплотить слова, услышанные на со­вещании, конференции или другом подобном собрании, в позитивное действие, которое повысит эффективность работы вашей организации.

Заключение, которое я часто применяю в подобных ситуациях, состо­ит в следующем: я показываю слушателям фотографию, на которой я выпрыгиваю с парашютом из самолета на высоте 6000 футов.

Затем я сообщаю слушателям, что мое хобби — затяжные прыжки с па­рашютом и что у нас есть такая поговорка: «Во всем этом нет никакого смысла, пока сам не дернешь за кольцо».

Затем я говорю, что то же самое применимо и к их организации, где не слова, а только дела помогут добиться успеха.

Комплимент на прощание

Если у слушателей останется благоприятное мнение о самих себе, они с большей вероятностью запомнят то, что вы им говорили. Вот превосходный пример лестного для аудитории заключения, построенного на шутке:

«Позвольте мне закончить свое выступление рассказом о пилоте-камикадзе, совершившем 23 боевых вылета.

— Как это может быть? — спросил бравший у него интервью журналист. — Ведь вы должны были протаранить самолетом вражеский корабль. Как вам удалось совершить 23 вылета?

— Понимаете, — ответил пилот, — мотивация у меня была, у меня просто не было убежденности.


Сегодня в этой аудитории я увидел талант, мотивацию и убеж­денность, из которых и складывается успех. Поздравляю вас с дос­тигнутыми результатами. Я знаю, что вы многого добьетесь, и, ка­кую бы карьеру вы себе ни избрали, я желаю вам всего самого луч­шего».

Понимание момента, когда следует завершить свое выступление, не менее важно для успешного общения, чем знание, как начать и что гово­рить.

Затягивание речи может превратить победу в поражение. Нужно сде­лать так, чтобы у слушателей возникло желание продлить, а не сократить ваше выступление. Как гласит еврейская пословица, «если говорить слишком долго, то, в конце концов, скажешь то, о чем хотел бы умолчать».


ГЛАВА 10

ЗАПИСЫВАТЬ ИЛИ НЕ ЗАПИСЫВАТЬ? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

«В речи важны три вещи: кто говорит, как он говорит, и что он говорит, причем последнее имеет наименьшее значение».

Джон Морли, английский издатель, биограф и политик

Это просто кошмар. Когда вы сидите в ожидании выступления, то с абсолютной ясностью представляете себе, что будете говорить. Вы точно знаете, с чего начать, как развить основные положения и как завершить выступление, чтобы заворожить слушателей своей вдохновенной речью.

Но как только вы встаете и окидываете взглядом замершие в ожидании лица, то внезапно обнаруживаете, что лишились дара речи.

Все мысли, идеи, предложения и планы вылетели у вас из головы. Отвашего тщательно составленного сообщения не осталось и следа, и вы ощущаете, что волны паники грозят захлестнуть вас. Несколько секунд вы стоите, как в трансе, и молча открываете и закрываете рот, подобно выброшенной на берег рыбе. Наконец с ваших губ слетают первые членораз­дельные звуки, но вместо блестящей речи вы способны предложить слушателям лишь невнятное бульканье.

Разумеется, я преувеличиваю. Дела редко обстоят так плохо, хотя никому, из ораторов не хотелось бы оказаться в том ужасном состоянии, которое хо­рошо известно профессиональным актерам. Лишиться дара речи перед пуб­ликой — этого боятся даже самые опытные актеры, и почти каждый из них, по меньшей мере, один раз за свою карьеру оказывался в подобной ситуации.

Во времена, когда в театре еще не было суфлеров, например, в шекспировскую эпоху, актеры и актрисы придумали два выхода из положения, ко­гда на сцене внезапно отказывала память. Первый вариант — это выучить отрывок «поддельного» Шекспира. Несмотря на то, что строки, которые ак­тер с таким трудом вспоминает, не имеют никакого отношения к тому, что выходило из-под пера великого барда, внешнее сходство их с оригиналом довольно велико. Более того, они написаны так, что их можно вставить в любую шекспировскую драму, и многие из зрителей ничего не заметят.

Забыв слова роли, актеры начинали декламировать поддельные строки и не отключали «автопилот», пока память не возвращалась к ним. Это вы­зывало растерянность у партнеров, которые не понимали, что происходит, но обычно этот прием считался приемлемой стратегией борьбы с времен­ной потерей памяти.


Меньшее распространение получил альтернативный вариант, исполь­зовавшийся знаменитыми актерами и актрисами, которые в такие момен­ты громко и многозначительно произносили: «Все это суета», — а затем удалялись за кулисы, где они могли быстро просмотреть текст, в то время как их оказавшиеся в трудном положении партнеры вынуждены выпуты­ваться сами.

Когда речь не идет о профессиональных актерах, то основных причин, вызывающих подобную растерянность оратора, бывает две. Первая — че­ловек пытается вспомнить свои пространные записи и обнаруживает — слишком поздно, — что не в состоянии этого сделать.

Если вы не обладаете прекрасно натренированной памятью — как у многих профессионалов шоу-бизнеса, которые всю жизнь заучивают роли, — то пытаться вспомнить написанную речь и произнести ее перед аудиторией — это необыкновенно трудное и очень рискованное занятие.

Вторая причина имеет в своей основе убеждение многих неопытных ораторов, что они могут импровизировать без подготовки и репетиций.

Мой опыт свидетельствует о том, что чем выше должность руководите­ля, тем выше вероятность, что он откажется от подготовки и репетиции своего выступления. Многие становятся жертвой заблуждения, что в соот­ветствующий момент нужные слова сами придут им на ум. К сожалению, это случается редко. Вместо этого слушатели вынуждены иметь дело с бес­порядочными, отрывочными и бессвязными мыслями вперемешку с пло­хо рассказанными и по большей части неуместными анекдотами.

Конечно, многие руководители могут выступать и без подготовки. Они обладают отточенной годами практики способностью произносить им­провизированные речи очень живо, увлекательно и логично. Тот факт, что они не мучаются над каждым словом, придает их выступлениям свобод­ный и разговорный дух, который очень важен для эффективного и убеди­тельного общения. Но такой уровень мастерства, как и любое другое со­вершенство, дается не так легко. Требуется сочетание природного таланта с упорными тренировками.

Для остальных людей существует несколько практических методик, которыми следует воспользоваться, чтобы добиться видимости свободного разговорного стиля без риска застыть перед аудиторией, надеясь на чудес­ное спасение.

Я называю эту методику импровизированного выступления «Принци­пом лебедя», но не в честь барда из Эйвона1, а потому, что легкость и не-

1 Примечание переводчика: слово «swan» в английском языке имеет несколько значений, в том числе «лебедь» и «бард»; бард из Эйвона — Шекспир.


принужденность выступления требуют, подобно скольжению лебедя по водной глади, серьезной невидимой глазу работы.

Начнем с импровизированного выступления, когда о необходимости! произнести речь вы узнаете непосредственно перед тем, как вам предоставят слово.

«ПРИНЦИП ЛЕБЕДЯ» В ИМПРОВИЗИРОВАННОМ ВЫСТУПЛЕНИИ

Шаг 1. Не паникуйте. Независимо от того, как мало у вас остается времени, примите вызов спокойно и сосредоточенно. Рассматривайте ситуацию как возможность отличиться, а не как шанс оскандалиться.

Шаг 2. Зависит от того, сколько времени у вас есть на подготовку.

Даже в случае импровизированного выступления обычно существуя признаки того, что вам могут предложить сказать несколько слов. Если та­кое происходит регулярно, стоит подготовиться заранее.

Набросайте краткий конспект на небольшой карточке, (пример карточ­ки-шпаргалки приводится ниже), в котором отражены основные темы, которые вы хотели бы затронуть в своем выступлении. Эти карточки должны содержать не подробные записи — и даже не краткий обзор, — а только подсказки, с чего начинать и чем заканчивать выступление.

Если предложение выступить является для вас полной неожиданно­стью и у вас есть лишь несколько минут, составьте идеограмму. Эта форма записей гораздо эффективнее, чем обычный конспект, способствует изложению темы.

Возьмите лист обычной нелинованной бумаги, (подойдет, например, обратная сторона меню, если вас попросили выступить сразу после трапезы) и напишите два-три слова (не больше), характеризующие вашу основную мысль. Расположите их в центре листа и обведите кружком.

Затем подумайте, к чему ведет ваша основная мысль. Запишите новые идеи вокруг первого заголовка и обведите каждую кружком.

Рассматривая каждый из этих образовавшихся пунктов, обдумайте, какие идеи они в свою очередь могут вызвать. Обведите их, как и предыдущие, и прочертите линии, соединяющие получившиеся кружки с породившей их мыслью.

Из получившейся идеограммы выделите четыре основные части своей речи:

1. Основная идея.

2. Вспомогательный материал.

3. Вступление.

4. Заключение.


Номер 1 — это кружок, в котором содержится ваш первый пункт. За­тем нужно найти вспомогательные идеи, логически связанные с основ­ной, и соответствующим образом пронумеровать эти кружки. После этого определяется, с чего начинать и чем заканчивать свое выступление. Эти пункты помечаются буквами «Но — начало и «К» — конец.

Таким образом, за очень короткий промежуток времени вы создали план, на основе которого будет строиться ваша речь. В нем указано, с чего следует начинать, как логично и убедительно приводить аргументы в пользу вашей основной идеи и как закончить выступление. Идеограмма также позволяет удостовериться, что ни один важный момент не упущен и что ничего необязательного не включено в выступление.

Такой подход применим и в том случае, когда у вас вообще нет време­ни на подготовку, и вы должны придумать, что сказать, пока идете к трибу­не. Сосредоточьтесь на формулировании основной идеи и не поддавайтесь искушению начать речь, пока не составите о ней четкого представления.

Шаг 3. Поднявшись со своего места, сделайте небольшую паузу (эта рекомендация справедлива для любого типа выступлений), чтобы со­браться с мыслями самому, а также позволить слушателям переключить внимание на вас.


Перед тем как начать говорить, сделайте глубокий вдох, а первые слова произнесите спокойно и внятно. Если вы знакомы с предметом, то обнаружите, что после преодоления первого барьера мысли потекут гораздо свободнее.

Шаг 4. Если вы вдруг потеряли нить выступления, не поддавайтесь па­нике. Просто сделайте паузу.

Помните, что можно держать паузу до 4 секунд, пока слушатели не поймут, что что-то не так.

Не поддавайтесь искушению заполнить молчание междометиями или другими ничего не значащими звуками. Просто ничего не говорите и об­водите взглядом аудиторию, думая о том, что связано с вашей последней фразой.

Обратитесь к любым историям или примерам, которые придут к вам голову — если повезет, вы извлечете на свет что-нибудь, что имеет отношение к обсуждаемой теме, но в критической ситуации подойдет почти все.

Произнося этот знакомый, и хорошо отрепетированный отрывок, расслабьтесь и позвольте своему мозгу спокойно поработать над предметом вашего выступления.

Совсем скоро обнаружится, что после снятия напряжения потерянные слова и мысли вернулись на место, и вы сможете продолжить выступление с того момента, на котором прервали его.

Если у вас есть время более тщательно подготовить свое сообщение, то существует несколько способов вспомнить то, что вы намеревались сказать.

Вопрос теперь стоит так: «Записывать или не записывать? » Поэтому, давайте рассмотрим некоторые преимущества и недостатки различных ме тодик подготовки.

Чтение записанного выступления

Преимущества. Никакие идеи или ключевые положения не будут пропущены. Имея перед собой текст, вы точно знаете, что нужно говорить и как. Если вы волнуетесь, то чтение отпечатанного текста может придать вам уверенности в себе.

Недостатки. Если вы не слишком опытны, чтение с листа будет выглядеть — и звучать — не очень естественно. При этом гораздо труднее, особенно для неопытных ораторов, взглядом поддерживать контакт с аудиторией.


Как это делается

Текст должен быть отпечатан крупным шрифтом. Убедитесь, что каж­дая страница завершается целым предложением. Тогда вам не нужно будет переворачивать страницу, чтобы найти конец фразы. Используйте белую бумагу и черный шрифт — это обеспечит максимальную удобочитаемость в случае плохого освещения трибуны.

Репетируйте, пока не будете знать каждую строчку почти наизусть. Это значит, что, окинув взглядом целое предложение или абзац, вы произно­сите их, глядя на слушателей.

Не скрепляйте страницы степлером или скрепкой — так их труднее пе­реворачивать.

Если вы выступаете, сидя за столом или стоя на трибуне, лучше всего бросать использованную страницу на пол. Это предохранит вас от случай­ного возвращения к уже прочитанному тексту. Однако такой способ не­приемлем, если слушатели из-за частых повторений начали проявлять не­терпение.

Прибегайте к нему только тогда, когда вы уверены, что аудитория не будет отвлекаться на падающие листки. В противном случае просто сдви­гайте прочитанную страницу в сторону.

Читайте по бумажке только в случае крайней необходимости, напри­мер, тогда, когда выбор слов имеет огромное значение — с юридической или иной точки зрения.

Если вам необходимо привести примеры сложных статистических дан­ных или фактического материала, используйте карточки-подсказки (см. ниже), чтобы обеспечить более естественное изложение менее сложных разделов своего сообщения.

Выступление без подготовки

Преимущества. Удачная импровизация звучит естественно и неприну­жденно. Вы имеете возможность проявить гибкость и изменить свое сооб­щение сообразно реакции аудитории.

Недостатки. Как указывалось выше, ораторы в этом случае пренебре­гают подготовкой, рассчитывая, что мысли потекут сами собой. При этом возникает опасность, что выступающий начнет искать нужные слова и за­чинаться, приводя слушателей в замешательство. Существует также серь­езный риск не уложиться в отведенное время.


Использование карточек-подсказок

Преимущества. Этому методу отдают предпочтение большинство профессиональных и опытных ораторов. Карточки-подсказки соединяют в себе удобство конспекта с непринужденным стилем импровизированной речи.

Недостатки. Требует практики. Существует опасность запутаться, или карточки недостаточно тщательно составлены, а выступление не отрепетировано.

Как это делается

Напишите или отпечатайте ключевые пункты вашего конспекта на маленьких карточках. Лучше всего подойдут карточки для картотеки размером 3х5 дюймов, которые легко помещаются в кармане и в руке.

Если вы печатаете текст вручную, выбирайте крупный шрифт с двойным или даже тройным интервалом.

Избегайте сокращений, которые могут сбить вас с толку. Число строк в каждой карточке не должно превышать четырех, а количество слов в каждой строке — шести. Записи от руки делаются большими печатными буквами, чтобы их легко было читать.

Проделайте отверстие в одном из углов каждой карточки и проденьте отверстия шнурок. Тогда, случайно уронив карточки, вы сможете легко собрать их, ничего не потеряв и не нарушив последовательности, а не ползать в поисках дюжины карточек и не пытаться рассортировать их нужном порядке, в то время как нетерпению слушателей все усиливается.

Альтернативой карточкам - ею пользуются некоторые профессиональные лекторы — может служить подсказка в виде написанных пособий (см. главу 11). Если вы тщательно отрепетировали выступление, то вспомогательного материала в виде ключевых положений слайдов и кратких пояснений на диапозитивах будет вполне достаточно.


КОГДА, ГДЕ И КАК ВКЛЮЧАТЬ ЮМОР В СВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ



Есть много причин для того, чтобы украсить искорками юмора свою речь. Таким способом вы добьетесь того, что слушатели:

• Будут больше уважать вас.

• Будут слушать вас с большим вниманием.

• Лучше запомнят то, что вы им сообщили.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь